Совесть и долг, достоинство и честь
Долг представляет собой этическую категорию, которая означает отношение личности к обществу и другим людям. Долг бывает социальным, патриотическим, воинским и пр. Многие профессионалы (судьи, следователи, прокуроры могут выполнять свою деятельность только в случае развитого чувства долга.
Что касается совести, то ее называют обратной стороной долга. Совесть описывают, как чувство самооценки и переживания, интимно – личностной регуляции поведения людей.
Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.
Роль совести очень важна в том случае, если человек находится на стадии морального выбора. При этом внешний контроль значительно затруднен.
Ответственность – это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
Вопрос о нравственной ответственности весьма многогранен, поскольку при определении ее границ учитывается способность человека выполнять нравственные обязанности, предписанные ему социальным статусом или ролью.
Ответственность подразумевает отчет человека в собственных действиях, поступках и их воздействии на других людей. Ответственность имеет философско-социологические основы.
Что касается чести и достоинства, то эти категории также определяются неоднозначно.
Достоинство – это этическая категория, которая означает моральное отношение личности к самому себе и со стороны общества к нему. Достоинство основывается на признании высшей ценности личности.
Достоинство является формой самосознания и самоконтроля. Человек не будет совершать определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство выражает ответственность человека за собственное поведение перед самим собой. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.
Все вышеописанные этические категории являются важнейшими концептам, которые определяют жизнь человека.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14.11.2021
Анжелика Ивановна Иванова
Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Нравственность — это мораль в её исторической форме. Принцип нравственности – стремление к высшим ее формам, которые остаются базовыми и неизменными во времени ценностями. Мораль всегда обращена к свободной личности, которая способна воспринимать закон не как внешнее принуждение, но как внутреннюю потребность человека. Философия рассматривает этические учения как фундамент для системы взглядов на общество. Именно от этих основ получили начало фундаментальные исследования и школы по социологии и философии.
Нравственные ценности и этические категории
Родоначальником аксиологии можно назвать немецкого философа Р.Г. Лотце, который впервые ввел в оборот термин «ценности».
Определение 2
Ценность – это устойчивое понятие, которое обобщает представления о каком-либо благе, которое отвечает интересам и потребностям человека, общества, группы людей.
Ценность всегда базируется на отношении человека, его признании важности и значимости того или иного феномена. Ценность – это то, что не безразлично человеку, свято и дорого для него
Нравственные ценности делятся на:
- терминальные ценности – цели;
- инструментальные ценности – средства.
Роль ценностей в системе регулировки поведения может быть определена тем, что они:
- морально ориентируют человека в мире;
- считаются целью деятельности;
- определяют мотивы поступков человека;
- содержать оценочный компонент окружающей действительности.
Нравственные ценности составляют особенную группу среди всех вышеупомянутых концептов. Они являются поведенческими регуляторами человеческой активности и всех видов самовыражения.
Определение 3
Высшие моральные ценности – это комплекс феноменов, имеющих исключительную степень важности для личности. К ним относят:
К ним относят:
- счастье;
- свободу;
- смысл жизни.
Высшие моральные ценности могут быть выражены в двух основных формах:
- отвлеченной, нейтральной, категориальной и являться при этом универсалиями культуры;
- вторая форма – определенная, императивная в виде норм и принципов поведения.
Условно выделяются три группы нравственных ценностей, которые, по сути, являются этическими категориями.
Определение 4
Этические категории – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали, такие как: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь.
Первая группа включает в себя: добро, зло, справедливость, счастье, добро, любовь. Они отражают своего рода «точки отсчета» ценностной ориентации и становятся моральными критериями поведения личности, которые вырабатываются путем совместной общественной деятельности.
Ко второй группе относят ответственность, долг, совесть, честь и достоинство, которые отражают совокупность моральных побуждений, входящих во внутреннюю установку человека.
Третья группа составляет идеалы, добродетели, пороки, которые отражают диапазон морального становления личности и формирует шкалу оценок механизмов этого становления.
Мораль современности или модерна представлена рациональным индивидуальным субъектом моральной регуляции, который придерживается таких ценностей, как свобода, профессионализм, рационализм мышления, гражданский патриотизм.
Справедливость
Справедливость, как этическая категория воспринимается в различных аспектах:
- моральном;
- политическом;
- правовом.
Справедливость в этике означает такое положение вещей, которое принимается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из возможности признания равенства между людьми и необходимости воздаяния за добро и зло.
Впервые разновидности справедливости были выделены Аристотелем. Он разграничил уравнительную справедливость и распределительную пропорциональную справедливость. Следует отметить, что эти аспекты справедливости сохраняют свою значимость и в современном мире. Антиподом справедливости является несправедливость. Она возникает там, где человек принижен и его права, а также достоинства не обеспечиваются должным образом. Справедливость является главной этической категорией для юристов и пронизывает все демократическое общество.
Суть нравственных ценностей на примере счастья
Суть нравственных ценностей как этически категорий можно рассмотреть на примере счастья. Счастье имеет весьма универсальный смысл, а также обладает ценностью для каждого конкретного человека.
Далеко не все понимают, что именно значит для людей счастье, какие составляющие оно имеет. Каждый индивид должен определиться в составе ценностей, характеризующих счастье самостоятельно, поскольку они носят интимно – личностный характер.
Счастье считают следствием морального образа жизни. Каждый человек стремиться к счастью. Родоначальник этики Аристотель считал, что данная область знаний учит человека как стать счастливым при помощи добродетели. Таки образом, любая нравственная ценность есть путь к счастью. Иногда складывается ошибочное мнение, что счастливым может быть исключительно хороший человек, который никогда в своей жизни, даже по ошибке не совершал негативных поступков. С другой стороны, многие наблюдения показывают, что счастье не зависит от нравственных заслуг человека, во многом распределяется по случайному принципу.
Счастье зависит от разума. Человек – разумное существо, поэтому счастье является следствием разумной жизни. С другой стороны, наблюдения говорят о том, что счастье является иррациональным состоянием, которое подвергается риску из — за избытка разума.
Каждый человек достигает счастья уникальным собственным, индивидуальным путем. Счастье связано с самореализацией личности и раскрытием внутреннего мира и духовных основ становления личности. Примером такого самораскрытия становится общение, любовь, творчество, профессиональные успехи и многое другое. Иногда в процессе поиска счастья открываются неожиданные стороны человеческой личности. Не всегда в реальности счастье получают, следуя добродетели.
Чтобы достичь любой формы счастья необходимо проводить постоянную систематическую работу над собой. Ошибочным является мнение о том, что счастье заключается только в приоритете материальных ценностей и стремлении людей к их скорейшему получению. Исследование сущности высших моральных ценностей должно соответствовать внутренним размышлениям личности над комплексом поставленных проблем.
Целесообразно отметить, что условия счастья просты, хотя трудно достижимы в реальной социальной практике.
К ним относят:
- необходимое соотношение между процессом удовлетворения потребностей и реальностью жизненной ситуации;
- счастье можно достигнуть через аскетизм. Аскетизм представляет собой самоотречение от многих внешних благ, подавление всех чувственных потребностей ради реализации духовных целей. Аскетизм не всегда ведет к счастью, если он выбирается в утрированном смысле.
Необходимо отметить, что в ходе перемен сегодня мораль содержит концепты, которые аутентичны менталитету большинства людей в современно мире. Среди них:
- свобода как ценность модерна и личная духовная ценность;
- укрепление локальных типов патриотизма и коллективизма, как моральных ценностей;
- формирование ценностей коллективизма как определяющих поведенческих этических категорий.
Основные этические категории
Категории этики не являются исключительно теоретическими конструкциями. Они образуют формальный теоретический аппарат. Он может стихийно формироваться в сознании общества. Например, категория справедливости, содержание которой толковал, еще Аристотель имеется в сознании каждого конкретного человека, социальной группы и общества.
Несмотря на то, что существует весьма большое количество подходов к определению системы этических категорий, в них можно выделить ряд общепринятых, важнейших во всех отношениях концептов.
К основным этическим категориям относят:
- добро и зло;
- благо и справедливость;
- совесть и долг;
- ответственность;
- достоинство и честь.
Также к категориям этики относят смысл жизни, счастье и др.
Добро и зло
Что касается добра и зла, то они представляют собой максимально общие формы моральной оценки, которые объединяют весь спектр положительного нравственного значения и безнравственного оттенка сущего. Добро противопоставляется злу. Со времен древности добро и зло толковалось как сила, которая господствовала над миром и природой. Добро и зло приравнивалось как безличностным категориям.
С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.
Зло является категорией этики, которая по своему содержанию противопоставляется добру и выражает обобщенные представления о безнравственном, противоречивом феномене, который отрицает мораль и заслуживает всестороннего осуждения.
Существует моральное и социальное зло, которое трактуется по-разному. Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.
По мнению Канта, зло является следствием неизбежности человеческого существования и следствием чувственной природы людей. Многие французские просветители трактовали зло как результат отсутствия у людей понимания подлинной природы вещей. Марксисты описывали зло, как антагонистическое общественное устройство.
Часто вместе с понятием добра в этике оценивают понятие благо. Обыватели говорят о благе, как о всем том, что способствует развитию человеческой жизни и служит средством удовлетворения нравственных и моральных потребностей. Благо может быть природным и духовным. Но категория полезности не всегда напрямую совпадает с благом. Примером может служить искусство, которое лишено утилитарной пользы или излишнее развитие промышленности, которое загрязняет окружающую среду. Добро можно признать разновидностью духовного блага.
Профессиональная этика
Этический кодекс, положенный в качестве принципа осуществления профессиональной деятельности, связан с областями, которые непосредственно затрагивают интересы, ценности конкретных людей. Прежде всего, к ним относятся гуманитарные сферы профессиональной деятельности:
- Медицина.
- Юриспрудениция.
- Образование.
Этический кодекс врача имеет предписание со времен римского права: не навреди! Клятва Гиппократа содержит перечень сакральных заповедей, которые обязан соблюдать участник профессионального сообщества.
Трудно говорить о более гуманной профессиональной сфере, чем медицина. Поскольку она защищает самое главное право человека – право на жизнь. Врачебная этика содержит принципы гуманного отношения к человеку, затрагивает многие проблемы, такие как врачебная тайна, отношение к безнадежно больным людям, ответственность и долг. Служение людям в этой сфере требует от представителей безукоризненного соблюдения моральных принципов.
Тот же принцип положен в основу этических кодексов юристов, педагогов.
Категории педагогической этики определяют нормы поведения по отношению к воспитанникам таким образом, чтобы не только слова, но и поступки, действия являли собой образец для подражания.
Дети и подростки особенно чувствительны к несправедливости, к нарушению их свобод и прав
Но они еще не могут в полной мере отстаивать свои интересы, поэтому особенно важно суметь не нарушить их веру в справедливость общества
Справедливость, уважение личности, принцип соблюдения морали – это не просто категории педагогической этики, но регулирующий принцип поведения людей, которые причастны к делу воспитания подрастающего поколения.
Добровольное подчинение принципам корпоративной этики служит элементом менеджмента многих организаций и предприятий. Умение договориться и соблюдать принципы этического поведения – отличительное свойство человеческого сообщества.
Категории этики
Так возникли предпосылки системы научного познания о принципах нравственности и базовые понятия – мораль и этика. Категории этики не ограничиваются этими двумя терминами. Говорить о том, что существует научная область знания, возможно лишь в том случае, когда есть предмет и система категорий, ограничивающая объем научного познания от смежных областей науки. Этика как наука имеет свой предмет и инструментарий исследования — систему категорий. Основные категории этики:
- Мораль и нравственность.
- Добро и зло.
- Благо.
- Справедливость.
- Равенство.
- Достоинство.
- Долг.
- Смысл жизни.
- Любовь.
Система категорий этики ограничивает область научного поиска от смежных областей гуманитарного цикла. Этические учения ведущих мыслителей в истории человеческой мысли и современности являются базой для формирования подходов в философских школах и направлениях. Именно благодаря этическим воззрениям философов сформировались известные учения.
Добро и зло
Благо – характеристика социологическая. Добро – этическая. Благо выступает таковым в той мере, в которой удовлетворяет человеческие потребности. Добро несет в себе сугубо этическое содержание.
Категории этики добро и зло определяют степень нравственности в поведении людей и общества. Поэтому имеет смысл рассматривать их в неразрывном единстве с историческим континуумом. Кратко ограничить эти категории можно по уровню соответствия идеалам общества. Либо несоответствия (зло) им. Добро имеет созидательное начало, зло несет смысл разрушения.
Практическим содержанием наделены категории профессиональной этики, которые отражают ценности цеховых культур и норм.
Смысл жизни и любовь
Понятия, которые содержат высшие моральные ценности человеческой жизни, значимы для каждого человека. Это ориентиры позитивной и осмысленной деятельности во благо как самой личности, так и других людей.
Смысл жизни, следуя логике естественного процесса, состоит в продлении рода. Как этическая категория это рефлексивный процесс осознания человеком цели своего существования, его миссии на земле.
Можно ли жить без цели? Естественно, в качестве биологического существа человек предопределен в своем назначении. Этика это не исследует. Биологические индивиды являются предметом изучения естественнонаучных дисциплин.
Высшей добродетелью со времен античности провозглашено служение людям. Это назначение, нравственный принцип человека. Осмысление своей жизни – это определенный уровень интеллектуального развития личности. Замечено, что ученые, полностью подчинившие свою жизнь служению человечеству, составляют самую многочисленную прослойку долгожителей. Это объясняется очень просто. Служение человечеству настолько наполняет жизнь отдельного человека смыслом, что сама форма ограничения жизни во времени подчиняется этой высшей цели и продлевает срок пребывания человека в этом мире.
Любовь – великая ценность. Известный афоризм гласит, что только влюбленный имеет право называться человеком. Это нравственно-эстетическое напряжение человека, которое невозможно сравнить по степени эмоциональности ни с одним из чувств.