Особенности профессиональной этики юриста
В российской правовой системе выработано понимание профессиональной этики юриста, согласно которому юристы обязаны соблюдать особые, предъявляемые к ним, этические требования.
Юридическая этика — это разновидность профессиональной этики, которая представляет собой комплекс правил поведения юристов, которые должны обеспечивать высоконравственный уровень их трудовой деятельности и поведения вне службы. Этическим компонентом деятельности юриста является совокупность требования, в случае пренебрежения которым не могут быть достигнуты цели и результаты этой деятельности.
Особенности профессиональной морали и этики юриста, как отражения субъективной зрелости сообщества юристов, зависит от ряда факторов:
- стремление юридических корпораций повысить уровень требований к своим сотрудникам;
- обеспечение авторитета и престижа профессии юриста в обществе.
Все, свойственные определенному обществу требования морали без исключения, распространяются на работников юридической специальности. Следователь, арбитр, прокурор и за пределами выполнения должностных обязанностей остаются следователем, арбитром, прокурором. Определенные моральные нормы, адресованные служащим юридических профессий, не могут не совпадать с общими для всех принципами и правилами нравственности. Юристы могут только восполнять и конкретизировать их согласно обстоятельствам юридической работы.
К служащим юридических профессий предъявляются особые нравственные требования, обусловленные чрезвычайным доверием к ним со стороны людей и обязательным характером выполняемых ими функций. Юрист как человек, требующий от других следования морали и законам, решающий их участь, должен иметь на это не только формальное, но и нравственное право.
Ценность юридической этики заключена в том, что она придает нравственный характер следственной деятельности, выполнению функций прокурора, работе по осуществлению правосудия, другим обликам работы, осуществляемой профессионалами юридической службы. Нравственные общепризнанные меры наполняют работу юристов и правосудие гуманистическим содержанием.
Особенности профессиональной этики юриста
Профессиональный этикет юриста — это регламентированная норма поведения, не допускающая выхода за рамки установленных ограничений. Правила выражаются в наборе требований учтивости, классифицируемом строгими шаблонами взаимодействия в обществе.
Демонстрация собственного самоконтроля, проявление почтительности и изящество действий необходимы для создания должного авторитета юриста и комфорта людей, которые с ним общаются. Отсутствие делового этикета приведет к тому, что клиенты и коллеги перестанут доверять способностям и суждениям служителя закона.
Практикующий право должен избегать любого компромисса с честностью. Работники юридической сферы несут ответственность перед правосудием. Этический кодекс имеет равную силу с остальными обязанностями
Важно, чтобы служители закона вели себя добросовестно и оказывали суду максимальную помощь, одновременно укрепляя доверие к правовой системе. При выполнении обязанностей от профессионалов ожидается порядочное обращение с коллегами и клиентами
Специфика и принципы
Специфика работы юриста такова, что он каждый день взаимодействует с большим количеством разных людей. В связи с этим возникает сложность выбора стандартной модели поведения. Обстоятельства непредсказуемы, поэтому правилами регламентировать их невозможно. Служитель закона руководствуется лишь главными принципами этических норм и на их основе строит модель собственного поведения:
- исключение использования доверия клиента в своих выгодах;
- представление клиента с максимальной компетентностью;
- способность выносить независимое профессиональное суждение от имени клиента;
- воздержание от получения финансовой заинтересованности в судебных делах;
- сдержанность в высказываниях и манерах, исключение осуждения и настойчивости;
- доброжелательное отношение, обращение по имени и отчеству, готовность прийти на помощь;
- своевременное выполнение поручений, исключение опозданий, планирование работы;
- понимание проблемы клиента, исключение собственных эмоций, человечность.
Юрист работает с большим количеством разных людей.
Соблюдение служебного этикета не должно скрывать неуважение или недоброжелательное отношение к гражданам. Оторванная от внешнего содержания форма поведения юриста, носящая официальный характер, превращается в канонизированную форму лицемерия.
Речевой этикет
Какой бы ни была аудитория, цель представителя закона — это эффективное общение. Мысль юриста должна быть доходчивой. Недопустимо, чтобы клиент испытывал сложности с пониманием своего поверенного. Есть несколько приемов, как говорить на одном языке с оппонентом:
- Сосредоточиться на аудитории. Следить за лицами, чтобы увидеть признаки понимания или замешательства. Отвечать на сигналы, посылаемые слушателями.
- Не жаловаться на невзгоды, например, на окружающий шум, позднее время, на нехватку времени для выступления или для подготовки. Юристу предстоит решать и преодолевать эти препятствия, оправдания неуместны.
- Уважать аудиторию. Дать понять, что донести до нее идеи — самая важная задача.
- Показать, что к разговору готовились и изучали дело. Проявить искреннюю заинтересованность в положительном завершении процесса.
- Говорить только о том, что знаете. Лучше сообщить оппоненту о том, что некоторые элементы дела нуждаются в дополнительном изучении.
- Не использовать юридическую терминологию в беседе с клиентом. Излагать мысли понятным ему языком.
- Не затрагивать религиозные и политические темы.
- Не отвлекаться на сотовый телефон.
- Не прибегать к юмору, жаргону, словам-паразитам и соблюдать субординацию. Использовать спокойную, но уверенную интонацию. Не повышать голос, не давить и не настаивать.
- Позволять высказаться собеседнику, внимательно его слушать, задавать уточняющие вопросы.
- Закончив речь, остановиться. Запоздалые мысли, пересмотр, повторяющиеся увещевания обходятся дороже того, что они могли бы добавить.
У юриста должно быть эффективное общение.
Понятие профессиональной этики юриста и адвоката
Замечание 1
Профессиональная этика в сфере юриспруденции — это система профессиональных моральных норм, нравственных предписаний, дкховных принципов работников юридического профиля.
Предметом юридической этики является выражение нравственности в правоохранительной практике и правосудии.
В юридическом обществе Российской Федерации приняты Кодексы: судейской этики, профессиональной этики адвоката и нотариусов. Во всех этих кодексах содержатся нормы и правила профессиональной этики лиц, имеющих отношение к юриспруденции
Необходимость такого рода кодексов продиктована потребностью в разработке новых этических стандартов, что связано с важностью повышения качества защиты прав человека
Профессиональная этика в юриспруденции, где вся деятельность направлена непосредственно на человека, подразумевает неукоснительное соблюдение особых нравственных требований, без которых ее реализация становится невозможной.
Требования к внешнему виду
Дресс-код — тонкий индикатор эрудиции, уверенности и дисциплины. Внешность влияет на восприятие другими людьми финансового успеха, авторитета, надежности, интеллекта и пригодности для найма или продвижения по службе. Неподходящая одежда поставит под сомнение адекватность правозащитника и его способность принимать правильные решения.
Внешний вид юриста не должен раздражать окружающих.
Деловой стиль юриста — это необходимая составляющая образа, способного расположить клиента
В выборе одежды и аксессуаров важно не пренебрегать чувством скромности. Представитель закона должен выглядеть аккуратно
Неопрятность прически, несвежая одежда и грязная обувь недопустимы. Вычурность и чрезмерно дорогие элементы стиля неуместны и неблагоприятно скажутся на мнении окружающих.
Особенности профессиональной этики адвоката
Кодекс профессиональной этики адвоката содержит правила поведения, которых он должен придерживаться при осуществлении своей профессиональной деятельности, основанные на традициях адвокатуры и нравственных критериях, на международных стандартах профессиональной деятельности и обязательные для каждого адвоката.
Адвокатура в РФ это:
- негосударственная структура, она не создается государством и не финансируется им;
- добровольное объединение юристов-профессионалов, обладающих статусом адвоката, которые призваны неуклонно защищать интересы своих клиентов - доверителей;
- некоммерческая организация, в которой адвокатская деятельность на законодательном уровне принципиально и чётко отделена от предпринимательской;
- институт гражданского общества.
В практической этике адвоката большую роль играет доверие, которое составляет суть профессии и конечным воплощением которого выступает феномен адвокатской тайны. Профессиональная независимость адвоката, убежденность доверителя в порядочности, честности и его добросовестности являются необходимым условием доверия к нему.
Общее правило в сфере отношений адвоката и клиента состоит в том, что адвокату нужно предоставлять компетентные услуги, что требует от него не только профессиональных знаний, но и знания психологии и этической подготовленности при оказании своих услуг. Между адвокатом и клиентом устанавливаются деловые, но в тоже время и доверительные отношения. Этика адвоката должна заключаться в том, чтобы убедить юриста выбрать ту или иную процедуру, следовать ей по собственной воле, соответствовать этим стандартам. Видеть в них не что-то навязанное извне, а собственное свойство.
Адвокатская этика — это свободный моральный выбор юристов, основанный на профессионализме. Задача этой этики — не давать готовые рецепты на все случаи жизни, а учить культуре нравственного мышления, давать надежные ориентиры в решении особых ситуаций, влияющих на формирование нравственных принципов адвоката в соответствии с профессиональными требованиями.
Право и этика в работе адвоката и юриста являются основой глубокого уважения к закону и правосудию. Профессия адвоката состоит и в завоевании хорошего имени и репутации, а средства достижения должны быть не только законными, но и моральными, этически допустимыми. Юридическая этика, этика адвокатов содействует правильному формированию взглядов представителей юридической профессии, направляет их на строгое соблюдение нравственных правил, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, охрану личной чести и репутации.
Правила поведения
Каждый юрист несет ответственность за соблюдение правил поведения. Пренебрежение этими обязанностями ставит под угрозу независимость профессии и общественные интересы, которым она служит. Регулирование поведения юриста нормативно-правовыми актами объясняется большой степенью влияния служителей закона, как лиц, осуществляющих подобную деятельность.
Повседневные отношения
В кодексе профессиональной этики указан характер повседневных отношений представителя закона:
Не теряя чувство собственного достоинства, быть доброжелательным и открытым. Вызывать уважение людей к юридическим структурам и готовность к сотрудничеству.
Проявлять контроль над поведением и чувствами. Не позволять личной симпатии или неприязни влиять на профессиональные решения.
Разговаривать уважительно с гражданами, независимо от их служебного или социального положения.
Уважать старших по званию и возрасту.
Использовать деловой стиль поведения, основанный на самодисциплине.
Ценить успехи сослуживцев, помогать в выполнении поручений. Не допускать хвастовства и зависти.
Мужчинам-юристам выказывать благородство и учтивость коллегам женского пола.
Создавать в собственной семье атмосферу добра, честности и доверия
Уделять внимание воспитанию детей.
Управляя транспортным средством, образцово соблюдать правила дорожного движения.
Исключить употребление алкогольных напитков, накануне и в процессе работы. Не организовывать в служебных помещениях банкеты
Не курить в общественных местах.
Не допускать беспорядочных половых связей. Исключить все сомнительные взаимодействия с гражданами с плохой общественной репутацией.
Юрист должен уважительно разговаривать с клиентами.
Но важно помнить, как бы хорошо ни был подготовлен человек, он должен соблюдать правила человечности по отношению к другим людям, вне зависимости, находятся ли они у него в подчинении или нет
Публичные контакты
Юридические лица законодательно могут давать интервью на телевидении или радио. Служители закона — это обученные коммуникаторы в зале суда, однако они не имеют профессиональной подготовки к работе с общественным мнением. А в эпоху стремительного развития журналистики дела и карьера могут быть выиграны или потеряны из-за одного неверного слова. Следование 5 основным правилам поможет получить справедливую новостную статью:
- Фраза «Без комментариев» создает впечатление плохой подготовленности или сокрытия информации. Это упущенная возможность сказать что-то хорошее о своем клиенте, судье, присяжных или процессе.
- Репортеры торопятся первыми опубликовать новость. Если журналист не может вовремя связаться правозащитником, он найдет того, кто скажет невыгодную для юриста информацию.
- Никакой явной лжи, полуправды, ложных впечатлений и утверждений, что новостей нет, хотя они есть. Утрата доверия может навредить адвокату и клиенту, как в текущем деле, так и в дальнейшем.
- Большинство читателей и зрителей не владеют терминологией. Точка зрения может быть искажена, если не изъясняться простым языком.
- Следует четко договориться о том, что имя юриста не будет озвучено, но его цитаты могут быть использованы и отнесены к неустановленному источнику, если это необходимо.
Конфликтные ситуации
Практически все сложные этические проблемы возникают из-за конфликта между обязанностями юриста перед клиентами, правовой системой и собственными интересами.
Главный принцип конфликтной этики — соблюдение обязанности юриста ревностно защищать и отстаивать интересы клиента в рамках закона, сохраняя при этом профессиональное поведение и моральное суждение. Юрист должен демонстрировать уважение к правовой системе и к тем, кто ее обслуживает, включая судей, коллег и государственных служащих. Адвокат стремится к результату, выгодному для клиента, но соответствующему требованиям честности в отношениях с другими участниками процесса.
Обязанность юриста — находить баланс между оспариванием правильности официальных действий и поддержанием судебного процесса. Это достигается с помощью вежливости, выдержанности и толерантности.
Виды юридического этикета
Основа всех видов юридического этикета — это правила, которыми руководствуются все представители общества. Однако к правозащитникам предъявляются требования, построенные на социальных и политических нормах, закрепленные законом. Взаимодействие представителей юридических профессий в коллективе и с гражданами принимает особые формы:
- ежедневная служебная этика — это нормы поведения, предусмотренные при проведении переговоров, бесед с клиентами, выступления на собраниях, разъяснения на дежурствах и патрулированиях;
- специфические виды служебного общения — взаимодействие в рабочем коллективе, деловые контакты, преподавательская деятельность;
- экстремальная форма служебного этикета применяется в конфликтных ситуациях, при беседе с митингующими и протестующими, при задержаниях, в беседе с заключенными, условно осужденными и арестованными лицами;
- невербальная и неспецифическая этика используется при публичных контактах с журналистами, медийных выступлениях, в деловой переписке, общении по телефону и радиосвязи;
- судебный этикет предусматривает использование юридической лексики, профессионального и уважительного отношения в зале суда.