Дефиниция, контекст и словообразование как способы семантизации на уроках обучения грамоте

Семантизация с использованием известных способов словообразования

Методика преподавания русского языка — Конспект лекций — В. А. Титов 2008

Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимся слов

1. Семантизация — превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, осуществляемое учителем с помощью специальных методических средств — разъяснением (толкованием) лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом.

  Семантизаиия незнакомых слов — одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.

2. Прием семантизации слова — это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак. т. е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое — слово.

  Приемы семантизации делятся:

  ✓ на основные;

  ✓ дополнительные.

  Основные приемы:

  ✓ семантическое определение — совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего как родовые, так и видовые смысловые (семантические) компоненты (множители), которые отражают основные родовидовые признаки реалии;

  ✓ структурно-семантическая мотивация — применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней структурой.

  Пополнительные приемы:

  ✓ сопоставление с известным учащимся словом;

  ✓ наглядность (показ реалии самого предмета, называемой толкуемым словом);

  ✓ контекст (фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы).

3. Выбор приемов семантизации зависит:

  ✓ от цели семантизации;

  ✓ семантических особенностей слова;

  ✓ уровня подготовленности учащихся.

4. Школьный толковый словарь адресован учащимся русской средней школы. В нем:

  ✓ раскрываются значения слов;

  ✓ приводятся грамматические формы, присущие словам;

  ✓ дается морфемное членение слов;

  ✓ сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов.

  Место и роль толкового словаря в системе занятий по развитию речи весьма значительны.

  Задача учителя — научить школьников пользоваться таким словарем и постоянно к нему обращаться.

  Рекомендуемые упражнения:

  ✓ нахождение слова в толковом словаре;

  ✓ чтение в словарной статье толкования лексического значения слова;

  ✓ нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам;

  ✓ анализ словарной статьи, направленной на поиск соответствующей пометы;

  ✓ нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы;

  ✓ объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье и др.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 244-250), XXI (С. 310), XXIV (С. 238), VII (С. 2).

ПредыдущаяСледующая

Упражнения на уровне словосочетания

  1. Составить /подобрать словосочетания к предложенным словам.
  2. Добавить/подобрать к существительным 3-4 определения ( к глаголам -3-4 наречия) т.д. Можно выполнять как индивидуально, так и в парах или группах (ученические словарики окажут ощутимую пользу).
  3. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т.д.
  4. Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов. Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова (но зависит т от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель).

Упражнения на уровне слова

  1. Выразить то же самое с помощью одного слова (Say it one word.) Можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и усложнить задачу, сделав ее более интересной и познавательной.
  2. Подобрать синонимы/антонимы к данному слову. Здесь учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов.
  3. Выбрать слова с наиболее общим значением. Такие упражнения учат обобщать, генерализировать понятия.
  4. Расположить слова по определенному принципу или признаку. Например,
    • по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);
    • по степени надежности (комфорта);
    • по скорости передвижения (существительные или глаголы) т.д.
  5. Определить слово, которое не подходит к данной группе. (Choose the odd man out). Данное упражнение будет интереснее, если сделать выбор неоднозначным или не столь очевидным.
  6. Образовать как можно больше однокоренных слов.

Почему забывается иностранный язык

  • отсутствует практика в иноязычной речи,
  • нет потребности в общении на ИЯ,
  • нет языковой среды.

Количество слов чужого языка огромно, и каждое слово имеет свою звуковую форму, свое значение (чаще: значения), сферу употребления. Работа для усвоения слова либо не ведется, либо охватывает такую лексику, которая в дальнейшем оказывается не нужной, не повторяется, не используется в речи, а, следовательно, забывается. Для формирования лексического навыка установления прочных парадигматических связей (т.е. связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и других парадигм) слов абсолютно необходимо. Данный факт доказали психофизиологические исследования, именно эти связи обеспечивают прочность запоминания.

Следовательно, нужна продуманная работа над лексическими единицами (ЛЕ). Следует учитывать тот факт, что даже в родном языке у человека имеется активный запас (ЛЕ, которые он употребляет в своей речи), и пассивный запас лексики, которую он понимает.

Из этого следует, что лексический минимум по ИЯ тем более должен включать две части: активную и пассивную лексику.

Контекст как способ семантизации

Определение 3

Контекст – это отрывок разговорной, письменной речи, текста, в котором заключен смысл отдельных слов и фраз, включенных в его состав.

Контекст позволяет определить какую роль выполняет данное слово в настоящий момент, т.е. в данной речевой ситуации, диалоге или высказывании.
Каждое слово может иметь несколько значений. Они зависят от контекста. Контекст характеризует и смысл всего текста и смысл понятий, входящих в его состав. Он дает понять связи, которые прослеживаются между понятиями текста и мыслями его автора.

Например, слово «собака» может быть использовано в качестве термина, олицетворяющего животное, а может быть применено, как характеристика электронного символа, используемого в почтовом адресе.

Использование контекста при семантизации позволяет раскрыть понимание слова в более широком и полном смысле. Контекст дает понимание того, что слова могут быть использованы в разном значении. Одно и то же слово может быть обозначением и живого объекта и предмета. Роль слова меняется в зависимости от контекста.

Дефиниция как метод лексического познания

Определение 2

Дефиниция — это способ определения сущности и смысла слова посредством его описания и раскрытия признаков.

Дефиниция ориентирована на раскрытие какого-то понятия, дачу краткой информации о нем, через раскрытие его сущностных характеристик, приоритетных показателей и черт.

Когда человек произносит какое-то слово, то в его сознании возникает образ, отождествляющий его т.е. он видит объект, наделенный какими-то признаками и свойствами, качественным и количественным составом или совершаемое действие. Это позволяет определить смысл слова и его значение в конкретной речевой ситуации.

Использование дефиниции на уроках грамоты реализуется путем описания значений новых словах, на основании сходных с ними объектов или действий, а может признаков, которые уже были изучены и нашли практическое применение.

Дефиниция, в грамматическом познании обладает следующими характеристиками:

  1. Точное описание слова. Если в описании наблюдается неточность, то такое объяснение не является дефиницией;
  2. Обязательное использование синонимов в объяснении. Синонимы позволяют понять отличия рассматриваемого слова от иных, сходных с ним;
  3. Объяснение должно включать специфические свойства, признаки и характеристики, которые присуще только данному слову и, не присущие иным, сходным с ним словам;
  4. В описании должны быть использованы в равном соотношении признаки и свойства, которые присуще данному термину и, не присуще ему;
  5. Сам объект, слово обозначения которого познается, не может быть использован в описании;
  6. Точность и четкость описания. Необходимо избегать метафор, образных выражений.

Дефиниция может носить явный и неявный характер. При явном характере дефиниции указывают на значение, роль, происхождение, род описываемого объекта. Неявная дефиниция определяет значение данного понятия в конкретном контексте, его логическую роль и описывают объект, основываясь на уже имеющейся информации о нем.

Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства

  1. Ответить на вопросы. Задача учителя задать вопрос, в ответе на который ученик станет использовать активную лексику.
  2. поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть слова или выражения. При выполнении данного задания можно использовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).
  3. Закончить следующие предложения.
  4. Соединить разрозненные части предложений в связный текст.
  5. Подобрать или придумать заголовок к картинке.
  6. Дать свою дефиницию слова.
  7. Прокомментировать пословицу.
  8. Сравнить героев сказки, басни, животных, города, страны и т.д.
  9. Составить рассказ с данными словами.
  10. Описать картинку.

Как правильно учить иностранные слова

Активный минимум должен быть меньше пассивного, так как усвоение слов для использования в своей речи требует больших усилий и большей затраты времени. При использовании ЛЕ для выражения мысли требуется извлекать из памяти звуковую форму, выражающую нужное значение, сочетать ЛЕ с другими, образовывать ее грамматические формы. Наукой установлено, что активный минимум по ИЯ должен быть в 2,5-3 раза меньше пассивного, в который он входит как ядро.

Обратимся к приемам работы над лексикой. Вводить новые слова учителю приходится почти на каждом уроке. При этом возникает ряд вопросов:

  • как предъявить новые слова?
  • в каком количестве?
  • как объяснить значение слов?

Вводить слова следует в определенном контексте. Это формирует первичное поле, определенное словесное окружение, а значит, и ассоциации. Чем обширнее ассоциативные связи, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Отсюда вытекает необходимость создания различных связей слова в различных контекстах. На данном этапе возможно установление парадигматических связей слов как по формальному признаку (учитывая особенности звуковой, графической формы, грамматические особенности), так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Обеспечить расширение контекста невозможно без соединения смежных семантических полей.

Как лучше ознакомить учащихся с новым словом? Выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых, а также лингвистической и профессиональной компетенции учителя.

Как известно, наглядность бывает разная: предметная наглядность (т.е. те предметы, которые находятся в классе или могут быть у учителя и учеников); изобразительная наглядность, наглядность действием (показать действие), звуковая и контекстуальная.

Критериями для выбора определенного вида наглядности являются:

  • доступность,
  • простота,
  • целесообразность.

Семантизация с помощью синонимов/антонимов

Зная слово «beautiful” («красивый»), учащиеся могут легко догадаться о значении слова «ugly” («безобразный, уродливый»), при этом учащиеся должны четко понимать, что такое антоним.

Способ ознакомления с новой лексикой посредством синонимов и антонимов тесно связан с использованием известных учащимся способов словообразования.

Семантизация с использованием известных способов словообразованияЭтот способ позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова. Имеется в виду:

  • суффиксально-префиксальный способ словообразования;
  • словосложение;
  • конверсия.

Перевод слова

Оправдано, если в дальнейшем предполагается активная тренировка данного слова в различных контекстах или данное слово не имеет большого интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации.

Найти слово в словаре/разных словарях, включая одно- и двуязычные словари, словари синонимов т.д., организовав конкурс на быстроту и правильность перевода.

При этом мы можем решить несколько важнейших задач:

  • сформировать навык самостоятельной работы (при систематическом использовании данного способа);
  • сделать учащихся независимыми пользователями;
  • сместить акцент с «учить» на «учиться».

Развитие языковой догадки через контекст

Данный способ семантизации является сложным для учителя и самым важным для практического овладения языком. Приемы здесь могут быть разными, от дефиниции на ИЯ до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов

Важно помнить: контекст употребления слова должен быть однозначным, понятным и легко выводимым

Какой способ семантизации выбрать зависит от самого слова, его формы, значения и употребления, от тех трудностей, которые оно может представлять для учащихся. Гораздо важнее то, как это слово будет отрабатываться и в какие контексты нам удастся его включить. От характера тренировки зависит прочность запоминания слова.

Словообразование как метод изучения языковой грамоты

Определение 4

Словообразование – это действия по созданию новых слов на основе использования различных приемов, связанных с оперированием морфемами.

Морфемы являются частью слова: суффикс, приставка, окончание. Новые слова создаются путем присоединения морфем к существующим. Например, ходить- приходить – находиться.

Словообразование используется в качестве метода изучения языковой грамоты, поскольку он является эффективным приемом семантизации.

Семантизация ориентирована на раскрытие понятия слова и его смыслового назначения. Зная способы образования слов, значения и назначения морфем, можно легко установить смысл изучаемого слова.

Изучение словообразования начинается с познания основы слова. Она характеризует фундамент построения слова. С него начинается дальнейшее «словостроительство». Например, основой слова является «ход». Это корень слова. К нему добавляются приставки и суффиксы, позволяющие создать новые слова, имеющие иное смысловое значение: приход – выход – уход – заход – заходить – расходиться.

Как способ семантизации, словообразование основывается на следующих принципах:

  1. Принцип системности. Словообразовательные связи носят системный характер. В ходе построения слов они выявляются;
  2. Принцип синхроничности. Он означает, что требуется поэтапное разделение синхроничного, исторического состава слова и его этимологии.

Сущность семантизации и ее использование при изучении языковой грамоты

Определение 1

Семантизация – это способ определения лексической единицы, определения ее значения.

Семантизация применяется для того, чтобы определить значение слова и его значение в конкретном контексте. Семантизация реализуется разными способами. Все зависит от определенного слова, этапа обучения и степени развития учащихся, их познавательных возможностей и способностей восприятия нового материала.

Семантизация помогает лексическому познанию. Она необходима для того, чтобы расширить словарный запас учащихся, дать им понимания значений каждого слова, достичь осмысленного использования лексики в конкретных речевых ситуациях.

Значение семантизации достаточно велико. Ее роль в языковом познании определяется тем, что без лексического знания, усвоения основ лексики и навыков ее применения становятся невозможными полноценное общение, чтение, слуховое восприятие и письменная речь. А это означает, что семантизация лежит в основе информационного обмена между людьми.

Семантизация реализуется двумя группами методов:

  • Беспереводные методы. Они основаны на раскрытии понятия слова, без его перевода на родной язык т.е. слово изучается без связи с иным языком. Как правило, данные методы реализуются, посредством применения наглядных средств: изображений с иллюстрацией существительных, их признаков, действий, количеством объектов, указанием направлений, временных состояний, разном расположении объектов по отношению друг к другу. Также, используются синонимы и антонимы контекстное значение слов и их разбор по составу. Все это помогает в постижении смысла слова, изучении возможностей его применения в тех или иных речевых ситуациях.
  • Переводные методы. Они основаны на переводе слова на родной язык, т.е. слово связывается со словом другого языка, близким по семантическому значению. Такие методы активно применяются, хотя, их эффективность в освоении лексики не доказана.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: