Методика преподавания русского языка — Конспект лекций — В. А. Титов 2008
Семантизация незнакомых и частично знакомых учащимся слов
1. Семантизация — превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, осуществляемое учителем с помощью специальных методических средств — разъяснением (толкованием) лексического значения, закрепленного в языке за тем или иным звукокомплексом.
Семантизаиия незнакомых слов — одна из задач обогащения словарного запаса учащихся.
2. Прием семантизации слова — это метод превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак. т. е. закрепление в сознании учащихся звучания и значения в единое целое — слово.
Приемы семантизации делятся:
✓ на основные;
✓ дополнительные.
Основные приемы:
✓ семантическое определение — совместная работа учителя и учащихся, направленная на подбор и составление минимально развернутого толкования лексического значения слова, включающего как родовые, так и видовые смысловые (семантические) компоненты (множители), которые отражают основные родовидовые признаки реалии;
✓ структурно-семантическая мотивация — применяется при толковании лексического значения слов с четкой внутренней структурой.
Пополнительные приемы:
✓ сопоставление с известным учащимся словом;
✓ наглядность (показ реалии самого предмета, называемой толкуемым словом);
✓ контекст (фрагмент текста, включающий избранную для анализа единицу, необходимый и достаточный для определения значения этой единицы).
3. Выбор приемов семантизации зависит:
✓ от цели семантизации;
✓ семантических особенностей слова;
✓ уровня подготовленности учащихся.
4. Школьный толковый словарь адресован учащимся русской средней школы. В нем:
✓ раскрываются значения слов;
✓ приводятся грамматические формы, присущие словам;
✓ дается морфемное членение слов;
✓ сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слов.
Место и роль толкового словаря в системе занятий по развитию речи весьма значительны.
Задача учителя — научить школьников пользоваться таким словарем и постоянно к нему обращаться.
Рекомендуемые упражнения:
✓ нахождение слова в толковом словаре;
✓ чтение в словарной статье толкования лексического значения слова;
✓ нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам;
✓ анализ словарной статьи, направленной на поиск соответствующей пометы;
✓ нахождение в толковом словаре слов, имеющих указываемые пометы;
✓ объяснение назначения той или иной пометы в словарной статье и др.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 244-250), XXI (С. 310), XXIV (С. 238), VII (С. 2).
ПредыдущаяСледующая
Упражнения на уровне словосочетания
- Составить /подобрать словосочетания к предложенным словам.
- Добавить/подобрать к существительным 3-4 определения ( к глаголам -3-4 наречия) т.д. Можно выполнять как индивидуально, так и в парах или группах (ученические словарики окажут ощутимую пользу).
- Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения/пословицы/поговорки и т.д.
- Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов. Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова (но зависит т от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель).
Упражнения на уровне слова
- Выразить то же самое с помощью одного слова (Say it one word.) Можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и усложнить задачу, сделав ее более интересной и познавательной.
- Подобрать синонимы/антонимы к данному слову. Здесь учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов.
- Выбрать слова с наиболее общим значением. Такие упражнения учат обобщать, генерализировать понятия.
- Расположить слова по определенному принципу или признаку. Например,
- по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);
- по степени надежности (комфорта);
- по скорости передвижения (существительные или глаголы) т.д.
- Определить слово, которое не подходит к данной группе. (Choose the odd man out). Данное упражнение будет интереснее, если сделать выбор неоднозначным или не столь очевидным.
- Образовать как можно больше однокоренных слов.
Почему забывается иностранный язык
- отсутствует практика в иноязычной речи,
- нет потребности в общении на ИЯ,
- нет языковой среды.
Количество слов чужого языка огромно, и каждое слово имеет свою звуковую форму, свое значение (чаще: значения), сферу употребления. Работа для усвоения слова либо не ведется, либо охватывает такую лексику, которая в дальнейшем оказывается не нужной, не повторяется, не используется в речи, а, следовательно, забывается. Для формирования лексического навыка установления прочных парадигматических связей (т.е. связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и других парадигм) слов абсолютно необходимо. Данный факт доказали психофизиологические исследования, именно эти связи обеспечивают прочность запоминания.
Следовательно, нужна продуманная работа над лексическими единицами (ЛЕ). Следует учитывать тот факт, что даже в родном языке у человека имеется активный запас (ЛЕ, которые он употребляет в своей речи), и пассивный запас лексики, которую он понимает.
Из этого следует, что лексический минимум по ИЯ тем более должен включать две части: активную и пассивную лексику.
Контекст как способ семантизации
Определение 3
Контекст – это отрывок разговорной, письменной речи, текста, в котором заключен смысл отдельных слов и фраз, включенных в его состав.
Контекст позволяет определить какую роль выполняет данное слово в настоящий момент, т.е. в данной речевой ситуации, диалоге или высказывании.
Каждое слово может иметь несколько значений. Они зависят от контекста. Контекст характеризует и смысл всего текста и смысл понятий, входящих в его состав. Он дает понять связи, которые прослеживаются между понятиями текста и мыслями его автора.
Например, слово «собака» может быть использовано в качестве термина, олицетворяющего животное, а может быть применено, как характеристика электронного символа, используемого в почтовом адресе.
Использование контекста при семантизации позволяет раскрыть понимание слова в более широком и полном смысле. Контекст дает понимание того, что слова могут быть использованы в разном значении. Одно и то же слово может быть обозначением и живого объекта и предмета. Роль слова меняется в зависимости от контекста.
Дефиниция как метод лексического познания
Определение 2
Дефиниция — это способ определения сущности и смысла слова посредством его описания и раскрытия признаков.
Дефиниция ориентирована на раскрытие какого-то понятия, дачу краткой информации о нем, через раскрытие его сущностных характеристик, приоритетных показателей и черт.
Когда человек произносит какое-то слово, то в его сознании возникает образ, отождествляющий его т.е. он видит объект, наделенный какими-то признаками и свойствами, качественным и количественным составом или совершаемое действие. Это позволяет определить смысл слова и его значение в конкретной речевой ситуации.
Использование дефиниции на уроках грамоты реализуется путем описания значений новых словах, на основании сходных с ними объектов или действий, а может признаков, которые уже были изучены и нашли практическое применение.
Дефиниция, в грамматическом познании обладает следующими характеристиками:
- Точное описание слова. Если в описании наблюдается неточность, то такое объяснение не является дефиницией;
- Обязательное использование синонимов в объяснении. Синонимы позволяют понять отличия рассматриваемого слова от иных, сходных с ним;
- Объяснение должно включать специфические свойства, признаки и характеристики, которые присуще только данному слову и, не присущие иным, сходным с ним словам;
- В описании должны быть использованы в равном соотношении признаки и свойства, которые присуще данному термину и, не присуще ему;
- Сам объект, слово обозначения которого познается, не может быть использован в описании;
- Точность и четкость описания. Необходимо избегать метафор, образных выражений.
Дефиниция может носить явный и неявный характер. При явном характере дефиниции указывают на значение, роль, происхождение, род описываемого объекта. Неявная дефиниция определяет значение данного понятия в конкретном контексте, его логическую роль и описывают объект, основываясь на уже имеющейся информации о нем.
Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства
- Ответить на вопросы. Задача учителя задать вопрос, в ответе на который ученик станет использовать активную лексику.
- поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть слова или выражения. При выполнении данного задания можно использовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).
- Закончить следующие предложения.
- Соединить разрозненные части предложений в связный текст.
- Подобрать или придумать заголовок к картинке.
- Дать свою дефиницию слова.
- Прокомментировать пословицу.
- Сравнить героев сказки, басни, животных, города, страны и т.д.
- Составить рассказ с данными словами.
- Описать картинку.
Как правильно учить иностранные слова
Активный минимум должен быть меньше пассивного, так как усвоение слов для использования в своей речи требует больших усилий и большей затраты времени. При использовании ЛЕ для выражения мысли требуется извлекать из памяти звуковую форму, выражающую нужное значение, сочетать ЛЕ с другими, образовывать ее грамматические формы. Наукой установлено, что активный минимум по ИЯ должен быть в 2,5-3 раза меньше пассивного, в который он входит как ядро.
Обратимся к приемам работы над лексикой. Вводить новые слова учителю приходится почти на каждом уроке. При этом возникает ряд вопросов:
- как предъявить новые слова?
- в каком количестве?
- как объяснить значение слов?
Вводить слова следует в определенном контексте. Это формирует первичное поле, определенное словесное окружение, а значит, и ассоциации. Чем обширнее ассоциативные связи, тем выше процент запоминания и разнообразнее контекст употребления слова. Отсюда вытекает необходимость создания различных связей слова в различных контекстах. На данном этапе возможно установление парадигматических связей слов как по формальному признаку (учитывая особенности звуковой, графической формы, грамматические особенности), так и смысловых связей на уровне контекста употребления в определенных ситуациях. Обеспечить расширение контекста невозможно без соединения смежных семантических полей.
Как лучше ознакомить учащихся с новым словом? Выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых, а также лингвистической и профессиональной компетенции учителя.
Как известно, наглядность бывает разная: предметная наглядность (т.е. те предметы, которые находятся в классе или могут быть у учителя и учеников); изобразительная наглядность, наглядность действием (показать действие), звуковая и контекстуальная.
Критериями для выбора определенного вида наглядности являются:
- доступность,
- простота,
- целесообразность.
Семантизация с помощью синонимов/антонимов
Зная слово «beautiful” («красивый»), учащиеся могут легко догадаться о значении слова «ugly” («безобразный, уродливый»), при этом учащиеся должны четко понимать, что такое антоним.
Способ ознакомления с новой лексикой посредством синонимов и антонимов тесно связан с использованием известных учащимся способов словообразования.
Семантизация с использованием известных способов словообразованияЭтот способ позволяет ввести слово в определенную парадигму, что способствует установлению более прочных парадигматических связей данного слова. Имеется в виду:
- суффиксально-префиксальный способ словообразования;
- словосложение;
- конверсия.
Перевод слова
Оправдано, если в дальнейшем предполагается активная тренировка данного слова в различных контекстах или данное слово не имеет большого интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации.
Найти слово в словаре/разных словарях, включая одно- и двуязычные словари, словари синонимов т.д., организовав конкурс на быстроту и правильность перевода.
При этом мы можем решить несколько важнейших задач:
- сформировать навык самостоятельной работы (при систематическом использовании данного способа);
- сделать учащихся независимыми пользователями;
- сместить акцент с «учить» на «учиться».
Развитие языковой догадки через контекст
Данный способ семантизации является сложным для учителя и самым важным для практического овладения языком. Приемы здесь могут быть разными, от дефиниции на ИЯ до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов
Важно помнить: контекст употребления слова должен быть однозначным, понятным и легко выводимым
Какой способ семантизации выбрать зависит от самого слова, его формы, значения и употребления, от тех трудностей, которые оно может представлять для учащихся. Гораздо важнее то, как это слово будет отрабатываться и в какие контексты нам удастся его включить. От характера тренировки зависит прочность запоминания слова.
Словообразование как метод изучения языковой грамоты
Определение 4
Словообразование – это действия по созданию новых слов на основе использования различных приемов, связанных с оперированием морфемами.
Морфемы являются частью слова: суффикс, приставка, окончание. Новые слова создаются путем присоединения морфем к существующим. Например, ходить- приходить – находиться.
Словообразование используется в качестве метода изучения языковой грамоты, поскольку он является эффективным приемом семантизации.
Семантизация ориентирована на раскрытие понятия слова и его смыслового назначения. Зная способы образования слов, значения и назначения морфем, можно легко установить смысл изучаемого слова.
Изучение словообразования начинается с познания основы слова. Она характеризует фундамент построения слова. С него начинается дальнейшее «словостроительство». Например, основой слова является «ход». Это корень слова. К нему добавляются приставки и суффиксы, позволяющие создать новые слова, имеющие иное смысловое значение: приход – выход – уход – заход – заходить – расходиться.
Как способ семантизации, словообразование основывается на следующих принципах:
- Принцип системности. Словообразовательные связи носят системный характер. В ходе построения слов они выявляются;
- Принцип синхроничности. Он означает, что требуется поэтапное разделение синхроничного, исторического состава слова и его этимологии.
Сущность семантизации и ее использование при изучении языковой грамоты
Определение 1
Семантизация – это способ определения лексической единицы, определения ее значения.
Семантизация применяется для того, чтобы определить значение слова и его значение в конкретном контексте. Семантизация реализуется разными способами. Все зависит от определенного слова, этапа обучения и степени развития учащихся, их познавательных возможностей и способностей восприятия нового материала.
Семантизация помогает лексическому познанию. Она необходима для того, чтобы расширить словарный запас учащихся, дать им понимания значений каждого слова, достичь осмысленного использования лексики в конкретных речевых ситуациях.
Значение семантизации достаточно велико. Ее роль в языковом познании определяется тем, что без лексического знания, усвоения основ лексики и навыков ее применения становятся невозможными полноценное общение, чтение, слуховое восприятие и письменная речь. А это означает, что семантизация лежит в основе информационного обмена между людьми.
Семантизация реализуется двумя группами методов:
- Беспереводные методы. Они основаны на раскрытии понятия слова, без его перевода на родной язык т.е. слово изучается без связи с иным языком. Как правило, данные методы реализуются, посредством применения наглядных средств: изображений с иллюстрацией существительных, их признаков, действий, количеством объектов, указанием направлений, временных состояний, разном расположении объектов по отношению друг к другу. Также, используются синонимы и антонимы контекстное значение слов и их разбор по составу. Все это помогает в постижении смысла слова, изучении возможностей его применения в тех или иных речевых ситуациях.
- Переводные методы. Они основаны на переводе слова на родной язык, т.е. слово связывается со словом другого языка, близким по семантическому значению. Такие методы активно применяются, хотя, их эффективность в освоении лексики не доказана.