Страны с федеративным устройством
В современном мире страны с федеративным устройством можно найти на каждом континенте:
В Европе это:
- РФ;
- Австрийская республика;
- Босния и Герцеговина;
- Швейцарская конфедерация;
- ФРГ;
- Королевство Бельгия.
В Азии:
- Пакистан;
- Малайзия;
- ОАЭ;
- Ирак;
- Индия;
- Непал.
В Африке:
- Союз Коморы;
- Судан;
- Эфиопия;
- Нигерия;
- Сомали;
- Южный Судан.
В Америке:
- Аргентина;
- Боливарианская республика Венесуэла;
- Канада;
- США;
- Бразилия;
- Федерация Сент-Китс и Невис;
- Мексика.
В Океании и Австралии:
- Федеративные Штаты Микронезии;
- Австралийский союз.
Из приведенного списка можно выделить Эфиопию, так как это единственная страна, являющаяся примером «мягкой федерации».
Определение
Мягкая федерация — это федеративное государство, субъекты которого наделены правом сецессии.
Унитарное государство
Государство может иметь одну из трех форм государственного устройства – это федерация, конфедерация или унитарное государство.
Под государственным устройством понимают принцип территориальной организации частей государства, то есть принцип объединения их в одно целое.
Суть унитарного государств заключается в том, что в нем отсутствует как таковое деление на самостоятельные и независимые субъекты. В таком государстве могут иметься районы, области, но они не имеют никакой самостоятельности и жизнь в них управляется из центра.
В то время как в федерации каждый субъект имеет определенный уровень самостоятельности, например, может иметь собственный представительный орган и принимать законы. Россия является типичным примером федерации. Конфедерация представляет собой временное образование – союз нескольких самостоятельных государств для достижения какой-либо цели. Так, конфедерацией были соединенные штаты до момента своего объединения в единое государство. Кроме того, конфедерацией может быть признан и Евросоюз, хотя о перспективах длительности его существования говорить еще рано.
К базовым признаком унитарного государства следует отнести:
- единый для всей территории государства учредительный нормативный правовой акт (Конституция), нормы которого должны применяться на территории страны;
- единые для всей страны органы представительной и исполнительной власти, а также суды;
- общая система законодательства для всей страны;
- единое гражданство для всех жителей;
- общая денежная единица на всей территории;
- отдельные части унитарного государства не могут обладать суверенитетом.
Замечание 1
Среди унитарных государств выделяют такие, которые не имеют ни одной самостоятельной автономии, имеют одну или несколько самостоятельных государственно-правовых единиц, а также государства, в которых каждое самостоятельное образование (область) имеют собственные законы.
Наиболее известными представителями унитарных государств можно считать:
- Чехию;
- Испанию;
- Италию;
- Афганистан;
- Польшу;
- Украину;
- Норвегию;
- Францию;
- Швецию;
- Таиланд;
- Японию.
Демократический режим
Главная особенность демократического режима — ориентация органов власти на мнение большинства населения. Граждане активно участвуют в решении политических вопросов, обладают множеством юридически закрепленных прав и свобод.
Определение 2
Демократия (от греч. demokratia — народовластие) свойственна странам с социально ориентированной экономикой. Государственные институты строго следуют принципу разделения властей, законодательству, ориентируясь на общественное благо.
Основными признаками демократического режима называют:
- народовластие;
- выборность и сменяемость должностных лиц;
- участие граждан в деятельности государственных органов;
- признание частной собственности и свободы предпринимательства;
- многопартийность и плюрализм мнений, независимость СМИ;
- наличие легальной оппозиции.
Замечание 1
Первым демократическим государством в истории человечества являлись Афины, граждане этого города еще в V веке до н.э. решали основные вопросы внутренней и внешней политики голосованием.
В дальнейшем важнейшими вехами развития демократии явились: учреждение английского парламента (1265 год), зарождение конституционализма в США (1787 год) и великая французская революция (1789 год).
Современное демократическое государство предоставляет своим гражданам возможность последовательно определять политику страны через процедуру выборов, проводящихся периодически, а также через референдумы и плебисциты. При демократии регулярная смена правящей элиты происходит мирно, ненасильственным путем.
Государственный режим, при котором интересы населения учитываются максимально полно, называется либеральным. Эта форма организации власти основывается, прежде всего, на принципах гуманизма.
В либерально-демократической стране каждый человек политически независим и экономически самостоятелен. В отношениях между личностью и государством приоритет отдается гражданину. Либеральный режим ценности индивидуализма противопоставляет коллективистским началам.
Основную роль в формировании общественного мнения в демократическом государстве играют СМИ, непосредственно влияя на решения граждан, принимаемые во время выборов или референдумов.
Рисунок 1.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.
Общая характеристика унитарной формы государственного устройства
Определение 1
Унитарная форма государственного устройства – это особая форма территориально-политического устройства государства, при которой оно представляет собой цельное, единое, слитное образование, составные части которого политической самостоятельностью не обладают.
Унитарная государственность в современном мире является наиболее распространенной формой государственного устройства. Унитаризм характерен большинству государств, образованных после падения колониальной системы. К унитарным государствам также относятся крупные развитые и среднеразвитые страны (Франция, Великобритания, Италия, Китай, Япония, Египет и др.).
Особенности унитарной формы устройства государства:
- правовой статус отдельных административно-территориальных образований, входящих в состав унитарного государства, определяется центральной властью;
- центральная власть определяет административно-территориальные единицы государства, круг компетенций и предметов ведения этих единиц, число ступеней административно-территориального устройства государства и др.;
- центральная власть контролирует (прямо или косвенно) деятельность органов государственной власти на местах (выборные местные органы); имеет право вмешиваться в дела местного управления.
В одном унитарном государстве могут сосуществовать разнообразные и достаточно гибкие системы местного управления, гарантируются право населения осуществлять местное самоуправление.
В унитарном государстве единые:
- конституция;
- правовая система;
- гражданство;
- система высших органов государства;
- судебная система.
Федерация.
Современные федерации на карте показы зелёным цветом.
Федерация – это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие юридически определённой политической самостоятельностью, хотя не обладают государственным суверенитетом.
Признаки федерации:
- территория государства состоит их территорий его субъектов;
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
- компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией;
- субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- высший законодательный (представительный) орган, то есть парламент, федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны);
- возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
- двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Типы федераций:
- по национальному признаку,
- по территориальному признаку;
- по национально-территориальному признаку.
По национальному признаку — в них субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей; в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку – в основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку, потому что число их субъектов федерации не соответствует числу национальных групп; это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах.
Примеры стран: США, Швейцария, Мексика. Германия и др.
По национально-территориальному признаку (или смешанные федерации) – особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принцип
Пример: Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Федеративным государством является современная Россия. Она состоит из субъектов, которые построены как по национальному, так и по территориальному признаку.
Классификация по признаку формирования власти
Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.
По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:
- Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
- Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.
Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.
Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.
Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.
Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.
Что это
Унитарное государство — это одна из ФГУ, особенность которой заключается в том, что каждый субъект страны не является суверенным и подчиняется центральной власти. В каждом районе, регионе, области (или любом другом субъекте) местные власти являются проводниками «воли центра». В большинстве государств именно данная форма применяется для управления обществом. Причина использования понятна – центральная власть может без особых проблем проводить все необходимые манипуляции без выдачи суверенитетов подконтрольным районам.
В Российской Федерации такая форма госустройства невозможна по одной простой причине – каждый из имеющихся субъектов обладает своими особенностями. Среди них могут быть разные культуры, климатические условия, направления экономического развития и так далее. Практически все централизованные государства в Новое время стали крупными колониальными державами. Типичные примеры – Голландия, Франция и Британская империя.
Форма правления государства
От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия
Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).
В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола).
В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.
В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления.
Республика
Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.
Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира.
Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается.
В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики — это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.
В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки.
В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики.
Территориальная автономия
Территориальная, или областная автономия – это конституционно закрепленное самоуправление части территории государства.
В зависимости от объема прав, принадлежащих территориальным автономиям, выделяют:
- политическую автономию – существует особый юридический статус, закрепленный в законодательном акте, право издания нормативно-правовых актов по вопросам местного значения;
- административную автономию – органы местного управления не могут издавать местные нормативно-правовые документы; они обладают более широкими правами в управленческой сфере; могут принимать участие в разработке акта, предусматривающего определение правового статуса этой автономной формы.
Автономия – это особая форма децентрализации государственной деятельности с учетом исторических, географических, национальных особенностей определенной территории.
Политическая автономия широко распространена в государствах Африки, Азии и Европы. Например, в состав Великобритании входит политическая автономия – Северная Ирландия, обладающая собственным правительством, парламентом. В Италии существует областная политическая автономия, которая отображает исторические различия в жизненном укладе отдельных регионов (Сардиния, Сицилия), национальный состав территорий (Венеция-Фриулия-Джулия, Трентино-Альто-Адидже).
Образование автономии может быть связано с географическим положением, удаленностью от центральной части страны. Данные факторы сыграли основную роль при придании автономии Фарерским островам (1948 г.) и Гренландии (1979 г.) в составе Датского королевства, а также Аландским островам в составе Финляндии. При определении автономии Гренландии значительную роль сыграл национальный фактор, так как большинство ее населения составляют иннуиты-эскимосы.
В виде политической автономии представлен ряд автономных образований в Африке и Азии. В Южно-Африканской Республике есть автономные территории, образованные по национально-территориальному, или племенному территориальному принципу, обладающие внутренним самоуправлением (к примеру бантустан Транскей).
Цель предоставления политической автономии в некоторых случаях – снятие напряженности в межнациональных отношениях. Этот факт лежал в основе предоставления автономии курдам на севере Ирака. Как правило, возможность появления политической автономии предусматривается в конституции, находит регулирование или в отдельном общегосударственном законе (Финляндия, Дания), или в особом статуте, который разрабатывается законодательными органами автономно-территориальной единицы, принимается парламентом страны (Испания, Италия).
В каждом автономном образовании есть собственный законодательный (ландстинг в Гренландии, лигтинг на Фарерских островах, ассамблея в Каталонии и др.) и исполнительный (джунты в Италии) органы. Исполнительный орган имеет двойное подчинение: центральному правительству и местному представительному органу.
Политический режим
Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитаризм
При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя.
В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.
Авторитаризм
Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.
Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.
Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.
Демократия
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.
Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.
Формы переходного типа территориального устройства государств
Определение
Переходное государство — это государственно-правовая система, находящаяся в процессе перехода от одной формы к другой.
Существование государств, отличающихся чертами переходного периода, отмечалось на протяжении всей истории. Это обусловлено невозможностью мгновенной трансформации от одного принципа устройства к другому.
Пример
В большинстве рабовладельческих государств отслеживались остатки первичного общества. А монархический строй сопровождался появлением представительных органов.
К основным формам переходного типа относятся:
- Содружество.
- Протекторат.
- Доминион.
- Кондоминиум.
- Фузия.
- Уния.
Примечание
К этому же типу относят такую форму, как конфедерация. Она является временным объединением, которое в дальнейшем распадается на несколько унитарных государств или преобразуется в федерацию.