Особенности периодов развития человека
Жизнь каждого из нас разделена на разные по качеству отрезки времени, которые определяются как возраст. Много трактовок этого понятия есть в психологии. Но в основном они считают возрастом ограниченную временными рамками конкретную и цельную ступень духовного развития личности с комплексом логичных изменений в физиологии и психике, не зависящих от личных качеств человека.
Сегодня существует четыре вида возрастов:
-
Хронологический (паспортный) — время, прошедшее с рождения индивидуума и до сегодняшнего дня.
-
Биологический — показывает уровень формирования и роста организма, измеряемый по степени развития нервной системы (выясняется у доктора).
-
Социальный — отражает функции и роли человека в социуме, все то, что он способен выполнять (выясняется по деятельности индивидуума);
-
Психологический — степень развития психики (показывает диагностика).
В целом возраст подразумевает совокупность роста, психофизиологических показателей, соматического статуса и психического созревания, которые увязаны с общественно-экономическим, социальным и культурным развитием людей в определенных исторических условиях.
Человеческая психика обычно постоянно развивается на протяжении всей жизни. Все эти перемены ясно видны, если сравнить ребенка, подростка, взрослого и старика.
Характерные черты физического созревания различны. Их определяет генотип (генная предрасположенность) и внешняя среда, а в случае человека – фенотип (совокупность признаков в определенные периоды развития человека). В ходе взросления влияние наследственности сокращается, и основную роль играют индивидуальные черты, приобретенные за это время.
Что касается подростков и детей, то их физический прогресс увязан с ростом. Все их возрасты (младенчество, детство, подростковость, юношество) имеют специфические признаки роста конкретных частей тела. С каждым периодом взросления детский организм приобретает характерные черты, свойственные лишь этому отрезку времени.
Мобилизация возрастных рамок означает, что на хронологию и содержание возраста влияют социально-исторические обстоятельства. Людское общество обычно формирует возраст с учетом социального запроса.
К примеру, молодые девушки довольно часто слышат поучения женщин: «В твои годы я детей рожала, а ты еще не замужем». Это говорит о том, что в те годы в обществе по умолчанию было принято сыграть свадьбу лет в 18-20 и нарожать мужу наследников. Сейчас у социума несколько иные требования, и этот возраст предназначен для учебы. В этом и состоит мобилизация возрастных границ.
В свое время психолог Даниил Эльконин доказал, что детская эпоха – историческое явление. Ее длительность и содержание меняется из века в век: детство постепенно удлиняется, а психика ребенка развивается активнее и раньше. Так, в первобытном обществе детскость была недолгой. Этот период увеличился в Средневековье, а сейчас он растянулся еще больше.
Как видите, специфику и длительность детского возраста диктует уровень жизни и культуры общества, сложившегося на тот час. Теперь понятно, что в древнем мире малыши взрослели раньше, чтобы иметь свой шанс на выживаемость в диких условиях природы. В современном мире это уже неактуально.
Возрастные границы в разных странах
В XIX веке такую градацию возрастов посчитали бы абсурдной. Пушкин в свои 37 считал себя «немолодым». Собственно, он так и выглядел на последних прижизненных портретах. В то время даже у мужчин жизнь кончалась в пятьдесят лет. Человек этих лет переходил в разряд стариков, участь которых – «доживание», «дожитие».
Что это значит? Это значит, что человек не успевал применить полученный за свою жизнь опыт. А сейчас – успевает. Он стал умнее, он делает выводы из прежнего опыта (негативного, в первую очередь), он стал выглядеть лучше, да что там, он справляется с болезнями, которые ранее без вариантов приводили к смерти. И поэтому старческий возраст наступает в 75, а не в 50. Двадцать пять дополнительных лет полноценной, активной, свободной жизни! Которая сочетает в себе одновременно и молодость, и опыт. Это, по сути, сенсация и уникальное явление в современном мире. Ранее ни одно поколение не могло совмещать в себе столько энергии и здоровья в своем возрасте со своими знаниями и жизненной мудростью.
В других европейских государствах определение возрастной границы старости очень похоже на британское. А вот в отношении окончания периода молодости представления довольно-таки сильно различаются. В Греции, например (возможно, благодаря тёплому «легкомысленному» климату) молодость считают окончившейся только после 50!
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Понятие «старость» на международном уровне
Причём, согласно систематизации ООН, если в какой-то стране количество граждан старше 65 лет переваливает за 7% от общей численности населения, то население этой страны считается «старым».
Исходя из выше приведенных цифр по земному шару, можно сделать вывод, что численность старых людей на нашей планете к 2025 году будет составлять около 14%. В том числе и поэтому смело можно заявлять, что проблема, что называется, в головах. Почему-то до сих пор в «коллективном бессознательном» многих россиян и граждан стран бывшего СССР закреплено: женщина старше 35 лет — уже старуха. А «если дожила» до 50-ти – то тебя вообще на том свете обыскались с фонарями. И вся существующая патриархальная система это представление о женском возрасте, увы, поддерживает.
https://youtube.com/watch?v=wYtRPgnU1WY
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для определения биологического возраста?
Существует несколько методов определения биологического возраста, такие как анализ ДНК, биомаркеры старения, обследование организма на предмет наличия возрастных изменений и т.д.
Можно ли узнать свой биологический возраст без применения специальных методов?
Да, можно. Существуют тесты и опросники, которые позволяют оценить биологический возраст человека на основе его образа жизни, состояния здоровья, физической формы и других факторов.
Какие факторы влияют на биологический возраст?
На биологический возраст влияют многие факторы, такие как генетическая предрасположенность, питание, уровень физической активности, состояние психического здоровья, наличие стрессовых ситуаций и т.д.
Каковы преимущества знания своего биологического возраста?
Знание своего биологического возраста помогает определить вероятность возникновения различных заболеваний, выбрать оптимальную стратегию профилактики и лечения, а также составить индивидуальную программу поддержания здоровья и молодости.
Как изменить свой биологический возраст?
Для изменения биологического возраста необходимо принимать комплексные меры, такие как правильное питание, регулярные физические упражнения, отказ от вредных привычек, уменьшение уровня стресса, а также использование натуральных продуктов и методов поддержания здоровья и молодости.
Изменения в классификации возрастов
Введение дополнительных категорий возрастных групп
Новые данные и исследования в области демографии показали необходимость введения дополнительных возрастных групп для более точной классификации населения России. Так, возрастная группа 18-24 лет будет разделена на две категории: 18-21 год и 22-24 года. Это связано с тем, что молодые люди в возрасте от 18 до 21 года имеют отличный от 22-24-летних жизненный опыт и потребности, в том числе в области образования и трудоустройства.
Увеличение возрастных границ в категории «пожилые люди»
С учетом увеличивающейся продолжительности жизни населения России, возрастная группа «пожилые люди» будет пересмотрена в сторону повышения возрастных границ. Так, в категорию пожилых людей будут включены люди старше 65 лет вместо текущих 60 лет, что отразит изменения в структуре населения и более точно отразит потребности этой возрастной группы.
Отдельная категория для детей дошкольного возраста
Для более точной оценки социальной защищенности и потребностей семей с детьми дошкольного возраста, будет создана отдельная возрастная группа 0-6 лет. Эта категория будет учитывать особенности детей в этом возрасте и позволит более эффективно планировать социальную и экономическую политику в отношении этой возрастной группы.
Заключение
Введение новых возрастных категорий и изменение существующих позволит более точно описать структуру населения и учитывать различные социально-экономические потребности различных возрастных групп. Это поможет правительству и обществу более эффективно планировать свою деятельность и создавать условия для улучшения качества жизни всех граждан России.
Проблемы и обсуждения новой классификации возрастов
Сложности в определении годовых групп
Одной из главных проблем новой классификации возрастов стало определение годовых групп. Система, которая была введена, не всегда соответствует реальной конъюнктуре общества и может вызвать затруднения в реализации в конкретных условиях. Также возникает вопрос, как объяснить разницу между годовыми группами и тем, как люди реально ощущают свой возраст и свою социальную роль.
Споры о необходимости изменения классификации возрастов
Некоторые эксперты высказываются о том, что новая классификация возрастов не является обязательной и может вызвать затруднения в практическом применении. Они утверждают, что предыдущая классификация была удобнее и более логична. Однако, другие специалисты считают, что изменение классификации возрастов необходимо, чтобы учитывать изменения, которые происходят в обществе и давать более точную картину возрастной структуры населения.
Проблемы в статистическом анализе и мониторинге ситуации
В связи с изменением классификации возрастов возникнут определенные трудности в сборе и обработке статистических данных, что приведет к затруднениям в мониторинге социальной ситуации и эффективной разработке политики региональных и федеральных органов власти. Также необходимо учитывать, что введение новой классификации возрастов может повлиять на работу многих отраслей экономики и в сфере социального обслуживания.
Примечание: Обсуждение новой классификации возрастов является актуальной темой для различных сообществ и организаций. Необходимо учитывать мнение различных экспертов и анализировать проблемы, которые могут возникнуть при ее введении для эффективной реализации.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Как связаны социальный, психологический и биологический возраст
Под биологическим возрастом понимают состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа жизни. Нередко данные о возрасте, которые указаны в документах человека, не соответствуют его состоянию здоровья и физическому ощущению.
Психологическим возрастом называют уровень психического развития, а также отношение к себе, окружающим и жизни. Он не определяется и не зависит от паспортных данных, а напрямую связан с показателями развития интеллекта человека. Этот показатель определяет возможность приспосабливаться к различным условиям жизни, достигать целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения.
Сейчас распространенной проблемой является отставание или наоборот превышение психологического возраста от реального уровня. Возможно, ты замечала за собой или знакомыми, что поведение, жизненный уклад, принципы не соответствуют реальному возрасту. Это может выражаться в инфантильности, которую провоцирует избыток праздности и потребительское отношение.
Социальный показатель возраста объединяет в себе психологическую и биологическую составляющую. Так опережающее либо наоборот запаздывающее биологическое или психологическое развитие сказывается на процессе социализации.
Понятие возрастной периодизации
Возрастная периодизация — разделение жизни человека с момента его рождения до самой смерти на периоды, ограниченные возрастными особенностями физического, психического и социального развития.
В некоторых случаях периодизацию отсчитывают с момента зачатия, например, когда это важно для определения физиологических особенностей организма.
Существует несколько принципов возрастной стратификации, то есть разделения общества на страты — конкретные социальные группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- По внешним критериям. Эта группа никак не связана с физиологией и психологией человека, основания для определения возрастной группы человека — нахождение в той или иной социальной группе, например, дошкольники, школьники, студенты.
- По внутренним критериям. В данном случае причины классификации субъективны и могут быть основаны на абсолютно разнообразных физиологических и психологических особенностях: развитие детской сексуальности (З. Фрейд), появление и смена зубов (П. П. Блонский) и т. п.
- Смешанная группа. Периодизация основана на нескольких существенных особенностях организма, которые меняются с течением времени.
Принятая в обществе возрастная периодизация необходима для решения различных физиологических, психологических, юридических и социальных задач. Например, воспитание, педагогические процессы и процессы социализации выстраиваются относительно умственного и физического развития человека, определение статуса личности в обществе также часто зависит от его возраста, а в судебном деле и праве принадлежность индивида к конкретной возрастной группе вообще является одним из основным критериев (совершеннолетие, наступление возраста уголовной ответственности, пенсионный возраст и т. п.).
Наиболее важным аспектом в развитии личности является классическая периодизация психики, так как вовремя и полноценно выстроенные психические процессы или, наоборот, отклонение от общепринятых норм, влияют не только на жизнь самого человека, но и на стабильность всего общества.
Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма: Возрастные периоды
возраст | период | |
0-4 недели | новорожденный | |
4 недели — 1 год | грудной | |
1-3 года | раннее детство | |
3-7 лет | дошкольный | |
7-10/12 лет | младший школьный | |
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | |
мальчики: 12-17/18 лет | ||
юноши | 17-21 год | юношеский |
девушки | 16-20 лет | |
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период |
женщины | 20-35 лет | |
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период |
женщины | 35-55 лет | |
55/60-75 лет | пожилой возраст | |
75-90 | старческий возраст | |
90 лет и более | долгожители |
Определение своего социального возраста
Итак, с понятием социального возраста и его взаимосвязью с биологическим и психологическим мы разобрались. Теперь возникает вопрос, как же определить свой социальный возраст? Для этого оцени следующие показатели своей жизни:
- Оценка нравственно-правового уровня. К ней относится усвоение принятых в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знать свои права и обязанности.
- Оценка социального статуса. Здесь оценивается занимаемое в обществе положение, профессиональные достижения, включение в различные социальные группы.
- Социально-демографическая роль. Определяется состояние в браке, наличие детей, выход на пенсию.
- Степень профессионализма, карьерные успехи и достижения.
После того как ты оценила описанные выше пункты, сравни полученные результаты со среднестатистическими показателями. Так примерно ты сможешь оценить свой социальный возраст.
В интернете также можно найти множество специализированных тестов по определению своего возраста. В них предлагаются вопросы, по итогам которых можно получить результат. Но самостоятельное прохождение тестов без умения их интерпретировать может привести к некорректным результатам.
Тогда лучше обратиться к специалистам. Психолог подберет подходящий для тебя вид теста и сможет подробно расшифровать результат, указать на твои достижения и отметить возможные проблемы.
Значение и роль
Возрастная периодизация позволяет определить нормы развития личности, соответствие биологическому возрасту. Особенности последовательных стадий используется в психологии, педагогике, социологии. Отвечает на вопросы развития личности, культуры, общества.
Применение возрастной периодизации:
- родители, зная особенности определенных этапов способствуют формированию у ребенка положительных качеств, помогают преодолению специфических кризисов;
- педагоги используют для формирования идентичности при путанице ролей, способствуют успешному прохождению кризисов предыдущих стадий;
- психологи применяют инструменты возрастной периодизации для формирования здоровой психики человека, восстанавливают равновесие между индивидуальностью и социальными ролями;
- социологи исследуют влияние самоидентичности на развитие культуры и социума для снижения девиантного поведения среди подростков и взрослых.
Эриксон выявил закономерность физиологического и психического развития поколений вне зависимости от предъявляемых требований социума. Возрастная периодизация позволяет разрабатывать стратегии воспитания, обучения, а также трудовой деятельности. Взаимосвязь успешного развития личности используется и для формирования здорового социума на государственном уровне.
Применять таблицу Эриксона можно для поиска самоидентичности, успешного преодоления кризисов, понимания своих социальных ролей. Зная особенности каждого возраста, легче определиться с целями, задачами того или иного периода. Классификация необходима для правильного управления динамичного развития и духовного роста общества.
Возрастная периодизация основывается на беспрерывном развитии личности, зависимости психологического здоровья и успешного преодоления кризисных этапов. На каждой стадии ощущается влияние социума, в свою очередь личность также воздействуют на развитие общества.
По Эриксону периодизация классического психоанализа расширилась, охватывая весь жизненный цикл человека. Созданная концепция стала основой для развития возрастной психологии, а также для более детального психоанализа личности.
https://youtube.com/watch?v=IDei645jPvg
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Периоды развития человека в науке и философии
В разное время философы и ученые различных стран нашли свои критерии для разделения жизни на этапы. Китайцы, например, определили семь жизненных ступеней. Так, возраст 60-70 лет у них считается желанным, когда у человека развиваются и мудрость, и духовность.
Позднее Гиппократом была разработана основополагающая теория периодизации жизни людей – десять этапов начиная с самого рождения, каждый из которых длится по семь лет.
Древнегреческий философ Пифагор связал периоды развития человека с временами года таким образом:
-
Весна – начало и расцвет жизни (с рождения до 20 лет).
-
Лето – бушующая молодость (20-40 лет).
-
Осень – процветание, подъем (40-60 лет).
-
Зима – увядание, затухание (60-80 лет).
По мнению Пифагора, жизненный период и его свойства построены на идее постоянного возврата. Жизнь вечна и меняется по сезонам, а человек, как часть природы, живет согласно ее правилам.
В Германии была своя концепция возрастных периодов, созданная ученым-психоаналитиком Эриксоном. Он изложил ее в табличном варианте, где данные распределяются согласно показателям:
-
Возрастная стадия, ее название.
-
Возраст — рамки периода, в течение которого проходит весь этап.
-
Группа, определяющая уровень развития (социальный заказ) за это время и максимально приближенная по социальной значимости для индивидуума в тот период.
-
Цель развития — ключевой вопрос, который должен быть решен людьми в конкретной фазе.
-
Социальная среда, влияющая на развитие личностных качеств.
-
Итог — сформированные преимущества и недостатки личности (добродетели). Исход зависит от проработки цели.
Результаты выполнения задачи в каждом возрасте не требуют приобретения негативных или позитивных черт характера. Поэтому в изложении своей теории ученый подчеркнул, что нужно максимально дистанцироваться от оценки достигнутых эффектов.
Имеется в виду формирование индивидуальных качеств, которые помогут человеку в решении последующих задач (при удачной проработке — сильные черты) либо, наоборот, будут препятствовать (слабые стороны характера). Это не говорит о том, что в будущем на становлении индивидуума надо ставить крест. Здесь речь идет о лишних трудностях в дальнейшем.