Народничество — революционная идеология

Крепостничество – источник революционных настроений

В стране явно наблюдался кризис «верхов», т.е. кризис политики господствующего класса, когда «верхи» не могут уже управлять по-старому, не могут сохранять свое господство в неизменном виде. Здесь кстати можно вспомнить, что еще в 1839 г. шеф жандармов А.Х. Бенкендорф характеризовал крепостное право как «пороховой погреб под государством». А с тех пор прошло уже 20 лет. Крепостной строй все сильнее тормозил экономическое развитие страны. М.П. Погодин в своих «Письмах» к царю 1854-1856 гг. говорил об опасности дальнейшего сохранения крепостничества: «Вот где кроется наша революция, вот откуда грозят нам опасности, вот с которой стороны стена наша представляет проломы. Перестаньте же возиться около западной, почти совершенно твердой, и принимайтесь чинить восточную, которая почти без присмотра валится и грозит падением!» Наконец, и сам царь признает необходимость отмены крепостного права. 30 марта 1856 г. Александр II выступил перед московским дворянством с речью, в которой произнес исторические слова: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу», хотя и долго колебался, прежде чем проявить инициативу. Революционная ситуация сама по себе не всегда приводит к революции – для этого необходим революционный класс, который и возрастал в виде движения народников.

Плакат XIX века

И вот, наконец, в 1861 г. произошла крестьянская реформа, освободившая 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наемной рабочей силы. Крестьяне были обмануты и ограблены, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам.

Порвалась цепь великая, Порвалась и ударила Одним концом по барину, Другим — по мужику —

так написал о реформе поэт Н.А. Некрасов. Половинчатость реформы состояла в том, что экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри его сохранились пережитки старого, феодально-крепостнического строя — прежде всего помещичье землевладение и отработочная система, т.е. обработка помещичьих земель крестьянами за земельную аренду, денежную ссуду и т.д. Это тормозило развитие страны, уже твердо вставшей на путь капитализма. Поэтому классовая борьба после 1861 г. не утихла, а разгорелась еще сильнее, т.к. к старой социальной войне (крестьян против помещиков) добавилась новая (рабочих против капиталистов). «Воли без земли не бывает», — считали крестьяне. Но реформаторы считали по-другому. «Минута разочарования», которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в невиданный ранее подъем крестьянского движения.

Земля и воля

«Земля и воля» была самой крупной организацией, возникшей в Санкт-Петербурге в 1876 году. Основоположниками были Михайлов, Плеханов, Морозов и некоторые другие. Члены движения пытались всевозможными способами призвать народ к восстанию, оглашая им несуществующие царские манифесты, руководствуясь одной мыслью «цель оправдывает средства».

По стране начались массовые убийства несогласных. Народники позволяли себе многое, поставив перед собой одну цель — построение военной организации, где все люди должны строго подчиняться установленным требованиям.

Лидеры не могли договориться между собой и их главной целью стал захват власти в свои руки. В итоге вся деятельность народников оказалось сходной с традициями самодержавия, с котором они так яро пытались бороться.

Спустя некоторое время, из-за разногласия во взглядах организация разделилась на 2 группы — «Чёрный беспредел» и «Народная воля». Первая из них почти сразу была подавлена правительством, так как поддерживали социалистические взгляды.

«Народная воля» придерживалась идей, характерных революционному террору и под её давлением удалось достигнуть следующего:

  • разрешение крестьянам брать кредит на покупку земли;
  • были понижены выкупные платежи;
  • крестьян начали переселять на плодородные земли;
  • цены на некоторые продукты заметно были снижены.

Правительство боялось, что крестьяне начнут поддерживать террористические объединения, поэтому и пошли на многие уступки.

Народничество заняло своё место в классовой борьбе. Они применяли различные методы, чтобы инициировать политические столкновения.

Люди поняли, как должна выглядеть революционная организация и этот опыт пригодился следующему поколению.

Зарождение революционного народничества и его идеология

Революционная идеология начала формироваться в умах русской интеллигенции еще в конце 50-ых годов. Родоначальником русского движения был Н. Г. Чернышевский, который развивал идеи А. И. Герцена об «общинном» социализме. Искусно обходя цензуру, он публиковал в своих статьях в журнале «Современник» идею о формировании революционной организации.

Рис. 1. Портрет Герцена.

А. И. Герцен называл разночинцев-революционеров «молодыми штурманами будущей бури», которые должны были сблизиться с народом, донести доступным языком до него свои идеи и поднять его на открытую революционную борьбу против царизма.

Рис. 2. Портрет Чернышевского.

В 1861 году в Петербурге возникает тайная организация под названием «Земля и воля». В нее входил разночинный народ от студентов до разорившихся дворян. Программа организации включала в себя идею созыва парламента, установления республики и широких прав и свобод.

На практике же организация занималась распространением и издательством религиозной литературы. В 1864 году «Земля и воля» решила прекратить свое существование в ходе внутренних споров о методах достижения своих целей. В результате раскола были сформированы две новых организации – «Народная воля» и «Черный передел».

Именно народники стали главными реакционерами в государстве, став сторонниками более радикальных мер, чем чернопередельцы. В конечном итоге было сформировано три различных направления.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Контрреформы

Самодержавие сурово расправилось с народовольцами. С помощью шпионажа и провокаций большинство революционных народнических кружков и организаций было разгромлено.

Первым советником нового царя стал обер-прокурор Синода К. Победоносцев, его бывший учитель, который не одобрял преобразований Александра II, считая их «преступной ошибкой».

Переход к неприкрытой реакции сопровождался расширением прав администрации и усилением полицейского произвола. Были существенно расширены права губернаторов. Конституционные проекты больше не рассматривались. Закрылись наиболее прогрессивные журналы и газеты, усилилась власть дворян над крестьянами, пересматривались отдельные реформы 60—70-х гг. Значительно урезанными оказались права земских и городских органов самоуправления, судебных учреждений, ограничена автономия (самостоятельность) университетов. Возросла плата за обучение. С 1887 г. в гимназии перестали принимать детей не из дворян.

Яркий поэтический образ эпохи 80-х гг. дал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

«В те годы дальние, глухиеВ сердцах царили сон и мгла:Победоносцев над РоссиейПростер совиные крыла, И не было ни дня, ни ночи, А только тень огромных крыл: Он дивным кругом очертилРоссию…»

Контрреформы представляли собой попытку восстановить власть государства над формировавшимся гражданским обществом.

Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

«Диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова

И. Айвазовский «Портрет М.Т. Лорис-Меликова»

Через некоторое время после ряда покушений Александр II объявил о создании Верховной распорядительной комиссии во главе с харьковским генерал-губернатором графом М.Т. Лорис-Меликовым. Это был прославленный боевой генерал. На своем посту губернатора он решительно боролся с терроризмом. В дальнейшем император Александр II назначил его министром внутренних дел, на этом посту он и сосредоточил борьбу с терроризмом. Причем борьба эта была решительной и беспощадной: стрелявшего в него террориста он тут же приказал повесить. Но репрессии Лорис-Меликова были направлены исключительно на революционеров, а мирные жители не испытывали никаких притеснений со стороны правительства. Он ликвидировал Третье отделение императорской канцелярии и вместо него создал Департамент полиции. Ослабил цензурный гнет. На встречах с редакторами газет он старался узнать их мнение по многим вопросам, за что они и назвали время правления Лорис-Меликова «диктатурой сердца». Однако революционеры были настороже, они считали политику министра внутренних дел политикой «пушистого лисьего хвоста» и «волчьей пасти». Лорис-Меликов разрабатывал программу реформ, хотя был против парламента на западный манер.

А тем временем полиция выследила участников «Народной воли» и арестовала Желябова, таким образом, руководство «Народной волей» перешло к С. Перовской. О том, как дальше развивались события и о состоявшемся покушении на Александра II читайте подробнее на нашем сайте: Покушения на Александра II, Начало терроризма в России, С.Перовская: жизнь и деятельность, Путь к терроризму (Жизнь и деятельность Софьи Перовской).

Александр III

Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.

Александр III, российский император с 1881 г.

М. А. Бакунин, П.А. Лавров, П.Н. Ткачев

Готовые работы на аналогичную тему

К весне $1874$ г. кружки народников заметно активизировались. Крестьянство считалось основной силой переворота, для этого им нужно было соединиться с интеллигенцией в революционном деле. Общественный подъем был во многом стихийным и разнородным. Многие шли в деревни, поднимать крестьян на бунт, кто-то занимался революционной пропагандой, вооружаясь брошюрами для народа.

В движении участвовало уже около $40$ губерний в основном в Поволжье и на юге России. И к концу года было произведено около тысячи арестов пропагандистов. В итоге движение было признано нерезультативным, приходило осознание необходимости создания разрозненно действующих революционных сил.

После 1861 общественное движение разделилось на несколько направлений. Были консерваторы, которые хотели сохранения старых порядков.Либералы решили легально бороться за изменения в стране, за реформы. И наконец, появилось революционное народничество, которое разделилось на три направления. Революционеры выбрали путь борьбы против власти. Основой взглядов все народников было представление об особом историческом пути России. Они были уверены, что к социализму можно прийти, минуя капитализм.

Бунтарское или анархистское направление революционного народничества представлял М.А.Бакунин. Он выступал за полное уничтожение государства и государственной власти. Революцию, по его мнению, должен совершить русский крестьянин, который по своему менталитету по своей природе является бунтарем и только он способен совершить революцию, свергнуть власть. Предполагался переход к социализму. Основой управления должна стать община. Бакунин также как Лавров считал, что движущей силой революции является интеллигенция. Но если Лавров считал, что крестьяне не готовы к революции, их надо подготавливать путем пропаганды, то Бакунин был уверен, что интеллигенция должна сразу же поднимать народ на революцию, народ уже готов.

Заговорщическое направление революционного народничества. Представителем заговорщиков был Петр Никитич Ткачев. Он считал, что государство давно лишилось опоры в лице крестьян. Революцию должна совершить группа заговорщиков-интеллигентов. Он считал, что заговорщики легко смогут захватить власть без опасения возмущения со стороны народа.

  • Тревожность и тревога различия кратко

      

  • Существуют другие единицы классификации живых организмов кроме вида назовите их кратко

      

  • Приватизация в сша кратко

      

  • История кваса на руси кратко

      

  • Трудовой кодекс рф статья 108 кратко

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

Земля и воля

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Революционное народничество — таблица

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Цареубийство

Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Сущность народничества

В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Родоначальниками его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Они-то и сформулировали основные теоретические положения народничества. Народники считали, что в России основной социальной силой является не пролетариат, как на Западе, а крестьянство. Русская же крестьянская община — готовый зародыш социализма. Поэтому Россия может непосредственно перейти к социализму, минуя капитализм.

В революционном народничестве сложились три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был Михаил Бакунин, пропагандистского — Петр Лавров, заговорщического — Петр Ткачев. Они разработали идеи социального переустройства России и тактику революционной борьбы каждого из этих направлений.

Михаил Александрович Бакунин, революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества

Петр Лаврович Лавров, философ, социолог и публицист. Внес большой вклад в идеологию революционного народничества. Участник освободительного движения 60-х гг.

Петр Никитич Ткачев, публицист, один из создателей идеологии революционного народничества. Участник революционного движения 60-х гг.

М. Бакунин считал, что русский крестьянин является «революционером по инстинкту» и «прирожденным социалистом». Поэтому главная цель революционеров заключается в том, чтобы «взбунтовать» народ. Во второй половине 70-х гг. идеи Бакунина получили развитие в трудах П. Кропоткина, который утверждал, что к революции требуется серьезная подготовка и революционеров, и народа.

В этом с ним был солидарен П. Лавров, который считал, что ни народ, ни интеллигенция не готовы к немедленной революции. Для этого нужна длительная подготовительная работа по просвещению народа. Веру в особую роль интеллигенции Лавров соединял с верой в возможность крестьянской «социалистической революции».

П. Ткачев не верил в революционность народа, в его способность к социальному перевороту. Он утверждал, что главное — это захват политической власти. Для этого следует создать конспиративную политическую организацию революционеров и начать борьбу с правительством, чтобы овладеть системой управления государством. Только после захвата власти следует переходить к социальным преобразованиям.

Несмотря на разницу в предлагаемых формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа.

До конца 70-х гг. сторонники Бакунина сосредоточили все силы на подготовке крестьянской революции. Предпринятое весной 1874 г. массовое «хождение в народ», в котором участвовало до 3 тыс. чел., закончилось неудачей. Поднять восстание нигде не удалось, а проповедь социалистических идей успеха не имела. Полиция устроила настоящую «охоту» за пропагандистами. В 37 губерниях было арестовано и привлечено к дознанию 770 человек.

«Земля и воля»

С. Перовская и А. Желябов на суде. Карандашная зарисовка

В 1876 г. возникла новая организация, которая взяла старое название «Земля и воля». Она насчитывала более 150 человек. В нее вошли уцелевшие участники хождения в народ Г. Плеханов, М. Натансон, а позже вступила С. Перовская. Главная цель общества состояла в разъяснительной работе среди крестьянства. Террористическая деятельность допускалась только в форме самозащиты. Члены организации вели пропаганду среди крестьян, но их попытки поднять народ на восстание оказывались наивными и тщетными. В их среде назревал кризис, но после Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в связи с подъемом патриотических настроений, оживилось и либеральное движение.

Основные направления

В истории народничество подразделялось на несколько течений. Хоть все революционеры и придерживались единой цели — переход общества к общинному социализму, пути её достижения у каждой группировки были свои.

Три основные народнические идейные направления, возникшие в конце XIX века:

  1. Пропагандистские движения.
  2. Заговорщическое объединение.
  3. Бунтарские (анархисты).

Одним из ключевых деятелей анархистского движения был М. А. Бакунин. Бунтари опирались на мысли Ж. Прудона, который говорил что собственность — это кража. По их мнению, государство является источником деспотизма. Они агитировали народ быть строже и призывали к революции.

Лидером пропагандистов был П. Л. Лавров, который говорил об обучении крестьянства. По его мнению, на процесс просвещения понадобится около 20 лет.

Заговорщицкое направление возглавлял Ткачев. Он считал, что остановить государственную деятельность можно только путём насильственного захвата власти.

Начиная с 1874 года народники начали активно предпринимать попытки поменять общественное сознание. Все они не увенчались успехом. Люди были не готовы к кардинальным переменам и не принимали идеи борцов за права.

Причины и истоки возникновения

Истоки возникновения народничества:

  • идея просвещения о всеобщем равенстве людей;

  • утопический социализм с его проектами построения идеального общества;

  • дворянское движение (декабристы), ставившее целью уничтожение самодержавия и освобождение крестьян;

  • идеи славянофилов о самобытном пути России, о русском крестьянстве как носителе мудрости и моральном авторитете (почвенничество).

В конце 50-х годов 19 века, со вступлением на престол Александра II, в России происходит ослабление цензуры, либерализация курса правительства, подготовка отмены крепостного права. 

Крестьянская реформа 1861 г. была половинчатой, крестьяне остались в кабале у помещиков, владеющих землей. Недовольство привело к оживлению общественной жизни, распространению народнических идей.

Цареубийство

Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Значение народничества

Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем». Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.

История революционного народничества

Хождение в народ и пропаганда

60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов. 

Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации. 

Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».

«Земля и воля»

Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей. 

Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит. 

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

К.С. Аксаков «О внутреннем состоянии России»

К.С. Аксаков

В 1855 г. он пишет записку Александру II «О внутреннем состоянии России», в которой  утверждает, что русские — это «негосударственный народ», т.е. не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала. Основу быта русского народа ещё до принятия христианства составляли общины. Государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. Аксаков противопоставляет государственное (государево) общественному (земскому), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда как государство «по преимуществу дело военное», смысл которого в «защите и охранении жизни народа». Русское государство по сути есть монархия, ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном. Однако, считает К.С. Аксаков, эта гармония государства и земли была нарушена Петром I, при котором правительство обособилось от народа. Государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол, требующий беспрекословного подчинения во всем. Так в России появились «внутренние язвы»: раскол, крепостное состояние и взяточничество.

Вот как он пишет об этом: «Русский народ есть народ не государственный, т. е. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия. Самым первым доказательством тому служит начало нашей истории: добровольное призвание чужой государственной власти в лице варягов, Рюрика с братьями. Еще сильнейшим доказательством служит тому Россия 1612 года, когда не было царя… В 1612 году народ призвал государственную власть, избрал царя и поручил ему неограниченно судьбу свою, мирно сложив оружие и разошедшись по домам… В русской истории нет ни одного восстания против власти в пользу народных политических прав. Сам Новгород, раз признав над собою власть царя Московского, уже не восставал против него в пользу своего прежнего устройства. В русской истории встречаются восстания за законную власть против беззаконной…

Не странно ли после этого, что правительство в России берет постоянно какие-то меры против возможности революции, опасается какого-то политического восстания, которое прежде всего противно существу русского народа! Все такие опасения как в правительстве, так и в обществе, происходят от того, что не знают России и короче знакомы с историей западноевропейской, чем с русской; а потому видят в России западные призраки, которых в ней нет и быть не может…»

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

Убийство Александра 2

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: