Рыночная инфраструктура
Рыночная инфраструктура состоит из организационных методов и правовых норм, обеспечивающих отношения между субъектами и движение товарно-денежных средств. Она поддерживает нормальное функционирование системы хозяйствования. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:
- Биржи (товарные, сырьевые, валютные и фондовые).
- Аукционы, ярмарки и другие формы небиржевого посредничества.
- Коммерческие и некоммерческие банки, нефинансовые организации.
- Структуры, обеспечивающие эмиссию денег.
- Система регулирования занятости, биржи труда.
- Технологии, обеспечивающие коммуникацию.
- Налоговая система и инспекция.
- Страхование коммерческого риска.
- Торговые палаты, общественные объединения.
- Система таможенного регулирования.
- Профсоюзы предприятий.
- Выставочные комплексы.
- Консалтинговые компании.
- Зоны свободного предпринимательства.
Инфраструктура необходима для создания цивилизованных условий пересечения интересов продавцов и покупателей. Элементы обычно не навязываются извне, например, государственными органами власти, а создаются самими участниками рынка. Рыночная инфраструктура облегчает реализацию интересов ее субъектов, повышает оперативность и эффективность работы отдельных экономических агентов. Так же она предназначена для организационного оформления рыночных отношений, облегчения форм экономического и юридического контроля. Через инфраструктуру государство имеет возможность воздействовать на социально-экономические аспекты жизни общества.
Замечание 2
Таким образом, рыночная инфраструктура создается самими субъектами хозяйствования для решения их текущих задач, а также для поиска решений проблем, возникающих на разных этапах развития рынка. Она обеспечивает производственный процесс доходом, получаемым от реализации товаров. Рынок соединяет продавцов и покупателей, учитывает интересы обеих сторон сделки. Он гарантирует выполнение обязательств каждым участником.
Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рынок — часть экономической системы, которая тесно связана с жизнью общества. Разберемся, как этот механизм влияет на людей — и с позитивной, и с негативной сторон.
Черты рынка |
|
---|---|
Положительные | Отрицательные |
Быстро реагирует на новые потребности покупателей с помощью конкуренции и рыночной цены | Не гарантирует право на работу и доход, из-за чего возникает неравенство |
Сохраняет баланс между спросом и предложением | Не реагирует на ущерб, который предприятия наносят людям и природе |
Использует новые технологии, чтобы повышать прибыль и снижать затраты на производство | Не поддерживает некоммерческие сферы — здравоохранение, образование и т. д. |
Хорошо подстраивается под новые условия | Запускает инфляцию и безработицу, не может сдерживать кризис перепроизводства |
Следит, чтобы доходы соответствовали результатам труда | Слабо реагирует на нужды предприятий, которые требуют вложений и не дают быстрой прибыли |
Что означает мем «рыночек порешал»?
Как и обещали, немного отойдем от серьезного и разберем популярный мем об экономике простыми словами.
Существует такое понятие — невидимая рука рынка. Это теория о том, что его участники в погоне за личной выгодой приносят больше пользы обществу, чем если бы рынок регулировало государство. Например, если потребителям нужен товар, т. е. вырос спрос, но на рынке его не так много, цена растет. А если товара наоборот выпустят слишком много, но его будут не так охотно покупать, то и цена снижается. Таким образом спрос и предложение сами себя отрегулировали. Или, как еще говорят в интернетах, «рыночек порешал».
Структура рынка
Структуру рынка определяют его участники. Субъектами могут выступать собственники и производители товаров и услуг, а также владельцы денег. Объектами рыночных отношений могут выступать:
- материальные блага;
- факторы производства;
- ресурсы.
Организационными формами рынка могут быть базары, аукционы, магазины, иные социально-экономические институты. Рынки классифицируются в зависимости от территориального расположения, субъектов, вступающих в сделки купли-продажи. Так же они могут группироваться по объектам обмена, степени конкуренции, с учетом ассортимента. Выделяют легальные, нелегальные и черные рынки.
Рыночная структура за счет соотношения предложения и спроса склона к саморегулированию. В ней действуют законы, определяющие ее функционирование. Это закон стоимости, закон предложения и спроса и закон конкуренции. Структура рынка во многом зависит от действующего на ней типа конкуренции. В практической сфере рассматривают несовершенную конкуренцию, то есть ту ее форму, в которой существуют диспропорции и дезинформация.
Монополия дает рыночную власть одному производителю, который может определять объем выпуска или уровень цен. Его власть ограничивается государственным вмешательством. Олигополия возникает в технически сложных отраслях, где создается однородная продукция. Как правило, на рынке действует от 2 до 20 продавцов, которые могут создавать картели с целью монополизации рынка. Сегодня картели в большинстве стран запрещены, но между ними может случится непреднамеренный сговор. Участники олигополии способны удерживать невысокие цены при необходимости существенных капиталовложений для новичков, поэтому выход на рынок достаточно сложный.
Большая часть сектора потребления действует под влиянием монополистической конкуренции, когда каждый участник стремится монополизировать занимаемый им сегмент рынка.
Причины возникновения рынка
— Развитие общественного разделения труда. Появление разных отраслей производства из-за роста производительности труда. Отдельные группы людей начали специализироваться на эффективном производстве отдельных видов материальных благ (ресурсов, товаров) или услуг. Что привело к потребности обмена их на другие виды материальных благ или услуг.
— Появление различных собственников – товаропроизводителей. Технологически прогресс привел к появлению различных производителей товаров. Эти производители были экономически обособлены. То есть, самостоятельно (независимо) решали, какие товары (услуги) и в каком количестве им производить и по каким ценам и где их продавать. Это означает, что необходимым условием для развития рыночных отношений является наличие права частной собственности.
— Появление товарно-денежных отношений. Увеличение товарного оборота вынудило людей найти эквивалент для обмена экономическими благами.
— Ограниченность возможностей отдельного субъекта. Отдельный участник рынка имеет ограниченные возможности создания материальных благ или услуг по сравнению с необходимыми. Таким образом, для получения всех необходимых ему ресурсов субъект рынка должен вступать во взаимоотношения с другими участниками (обмен, купля-продажа, кооперация).
Признаки свободного рынка и его функции
Признаки свободного рынка:
— Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, какой объем, вид, товара ему производить.
— Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, какой товар и в каком количестве он хочет купить.
— Нерегулируемая цена. Цены на рынке зависят от спроса и предложения.
Функции рынка:
— Функция ценообразования. В результате взаимодействия потребителей и производителей формируется цена. Она зависит от спроса и предложения.
— Стимулирующая функция. Благодаря наличию рыночных механизмов, в результате действия которых наибольшую выгоду получает участник рынка, предлагающий наиболее востребованные товары и услуги, а также производитель, затраты которого на производство меньше, чем у конкурентов, рыночные отношения побуждают участников постоянно искать экономические выгоды, развивать производство, сокращать издержки, рационально использовать ресурсы.
— Информационная функция. Цена на товары дает информацию для покупателей, производителей и инвесторов для проведения выгодных экономических операций.
— Распределительная функция. Дефицитные товары и ресурсы распределяются с помощью рыночных механизмов пропорционально рыночной силе покупателей, каждый раз формируя новое оптимальное перераспределение. Благодаря этому использование материальных ценностей и услуг смещается в те секторы экономики, которые готовы платить соответствующую цену.
— Регулирующая функция. Изменения спроса и предложения в зависимости от экономической ситуации, влияние на действия участников через рыночное распределение доходов от торговли в процессе товарообмена. В конечном итоге, влияние через механизмы установления равновесной цены на объемы производства и потребления.
— Посредническая функция. Рынок выступает посредником между потребителями и производителями. Формируя совокупность механизмов, регулирующих взаимоотношения между поставщиками и потребителями. Фактически, данная функция является одной из ключевых в общественном производстве, создавая условия для эффективного товарообмена.
— Социальная. Для того, чтобы быть успешным участником общественного производства, индивидуум должен обладать рядом ключевых навыков — предприимчивостью, инициативностью, готовностью идти на риск, коммуникабельностью и т.д. Таким образом, формируется общественный запрос на таких индивидуумов и возникают условия для обучения подобным социальным навыкам, как залог будущего социального успеха.
— Функция естественного отбора. Рынок очищает экономику от неэффективных производителей.
(Подробнее см. Функции свободного рынка)
Что такое рынок и рыночный механизм?
Рынок — это экономические отношения по типу купли-продажи, внутри которых возникают цена, спрос и предложение.
То, как продавцы и покупатели взаимодействуют друг с другом, чтобы назначить цену, качество и объем производства, а также распределение ресурсов на это, называют рыночным механизмом
Чтобы в экономике появился рынок, и этот механизм заработал, важно учесть 3 условия:
-
разделение труда;
-
товарно-денежные отношения в обществе;
-
самостоятельные и экономически обособленные производители.
Разберем подробнее совокупность признаков, которая характерна для рынка, в таблице ниже.
Признаки рынка |
|
---|---|
Название | Суть |
Частная собственность доминирует при том, что формы собственности равноправны | Частная собственность основа рынка, без которой его не может быть. При этом государство не выделяет эту форму и не дает ей преимуществ перед другими. |
Хозяйственная деятельность свободна | Участники рынка могут выпускать любой товар, который не запрещает закон, и выбирать место торговли. |
Рынок учитывает спрос и предложение | Производитель создает товары, которые готовы покупать. |
Участники рынка конкурируют между собой |
Производители конкурируют между собой за то, чтобы повышать качество товаров, снижать затраты и увеличивать объемы производства. Потребители конкурируют за то, чтобы купить товар или услугу лучшего качества по меньшей цене. Продавцы соревнуются с покупателями за цену товара или услуги: первые хотят продать дороже, вторые — купить дешевле. |
Есть свободное ценообразование | Цена — это сумма денег, которую продавец хочет получить за товар, а покупатель — отдать за него же.
Цену назначает рынок, а не государство. Она появляется из соотношения спроса и предложения. |
Зачем нужен рынок и в каких формах он существует?
Теперь давайте разберемся, что полезного делает рынок для общества. Всего можно выделить 5 главных функций этого механизма:
-
стимулирующая — мотивировать производителей снижать расходы, искать выгоду, развивать производства;
-
посредническая — помочь производителям найти своего потребителя и наоборот;
-
информационная — рассказать людям об ассортименте товаров и услуг, их качестве и затратах на производство;
-
ценообразующая — установить справедливую цену;
-
санирующая — разгрузить экономику от неэффективных предприятий.
Все эти функции справедливы для каждой из 4 форм рынка в экономике. Их мы перечислили ниже.
Формы организации
Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.
Популярные формы организации рынка:
- Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.
- Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.
- Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.
- Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.
Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).
Рынок труда
Именно рынок труда эксперты называют ключевым элементом экономической рыночной системы. Его функция — организация социально-экономических отношений между организациями-работодателями и наемной рабочей силой. Структура рынка труда не будет функционировать без соблюдения условий возникновения и существования: юридически свободный продавец рабочей силы (наемный рабочий) без необходимых средств производства, покупатель — работодатель и обязательное наличие у них одинаковых гражданских прав и свобод.
Структура рынка труда подразумевает закрепление результатов сделок в контрактах, где указываются: условия и объем выполняемых работ, размер заработной платы, периодичность и продолжительность отпусков и т. д. Сегодня каждый свободный гражданин обладает правом самостоятельной продажи своего наемного труда и выбором вида деятельности согласно принципам трудового контракта.
Экономическая неопределенность и риски
Добиться желаемого результата в конкурентной борьбе весьма непросто. Как отмечал И. Шумпетер, успех в предпринимательской деятельности требует большой выносливости, наличия особых способностей, которые присущи лишь небольшой части населения. «Романтика прежних коммерческих авантюр отходит в прошлое, поскольку многое из того, что прежде могло дать лишь гениальное озарение, сегодня можно получить в результате строгих расчетов»’.
Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 184.
Но самые строгие расчеты еще не гарантия успеха. Любая хозяйственная деятельность связана с неопределенностью, т.е. ситуацией, при которой неизвестно, как будут развиваться предстоящие события. Например, неизвестна степень колебания цен, размер ожидаемого дохода.
Неопределенность — ситуация, не поддающаяся оценке, усложняющая выбор вариантов, поведение участников хозяйственной деятельности. Если вероятность ожидаемого события неизвестна, оно может развиваться и наступить различными способами, т.е. имеет место неопределенность. Нередко конечный итог в целом известен, но неизвестны сроки, отклонения от прогнозируемого варианта, непредвиденные последствия.
В условиях неопределенности принятие хозяйственных решений подвержено риску. Риск — это оценка вероятности ожидаемого события. Она не может быть абсолютно точной. Хозяйственная деятельность связана с риском отклонений от проведенных оценок и расчетов, с риском неудач, потерь, неожиданного изменения конъюнктуры. Открытие собственного дела, участие в инвестиционном проекте, приобретение пакета акций — все эти действия связаны с риском. Он разнообразен, поэтому часто, говоря о риске, подразумевают различные виды его или риск в различных сферах.
Каким видом бизнеса заняться, что и в каком размере производить, куда вложить свободные деньги? При решении этих и других подобных вопросов приходится учитывать множество противоречивых факторов, перебирать бесчисленные варианты. А степень вероятности оптимального выбора, как правило, невелика.
Риск в условиях неопределенности неизбежен, он предполагает и вероятность события, и степень отклонения от ожидаемого результата. Допустим, у владельца акций имеется один шанс из десяти на выигрыш от повышения курса. Размер выигрыша или потерь при том же соотношении шансов может быть весьма различен — это зависит от колебаний курса и количества приобретенных акций.
Отношение к риску различно. Люди стремятся свести неопределенность до минимума. Каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью, берет на себя определенную долю риска. Вместе с тем он стремится уменьшить степень риска, точнее прогнозировать ситуацию, застраховаться от возможных убытков.
Итак, риск связан с элементом неопределенности, которая так или иначе отражается на поведении экономических агентов и результатах хозяйственной (экономической) деятельности. Особое значение проблема риска приобретает в таких сферах деятельности, как инвестирование, страхование, кредит.
Вложение средств в производство, ценные бумаги с целью извлечения дохода предполагает оценку ожидаемой рентабельности операции. Процесс страхования предполагает возмещение возможных убытков. Страхование риска предполагает, с одной стороны, возможность статистической оценки вероятности потерь, а с другой — возможность со стороны страховщика компенсации определенного количества рисков. Кредитный риск— узловая проблема управления банковской деятельностью, определения платежеспособности дебитора, организации системы гарантий, обеспечения полноты и объективности информации.
Существуют различные способы снижения риска в условиях неопределенности. Довольно широко используется принцип диверсификации — разностороннего и многообразного размещения средств. Приобретаются, например, ценные бумаги многих компаний, занятых в различных областях; инвестор вкладывает средства в различные активы, обладающие разной доходностью и степенью риска. Одним из способов снижения риска является страхование. Существует развитая система страхования банковских операций: передача должником имущества в залог; поручительство другого лица; развитие технических средств предоставления кредита.
Изучение и принятие решений в рыночной экономике основано на выборе. Детальность информации и разнообразие активов обеспечивает широту выбора. Однако это лишь предпосылки его надежности, снижения степени риска. Универсальных правил принятия оптимальных решений не существует.
Финансовый рынок
Финансовый рынок — это экономические отношения, возникающие в процессе купли-продажи финансовых ресурсов. Структура финансового рынка направлена на выполнение главной функции — переправление свободных денежных средств населения и экономических объектов хозяйствования в единое русло посредством ценных бумаг, активов и прочих форм капитала.
В качестве продавцов на финансовом рынке выступают банки (государственные и частные), различные пенсионные и инвестиционные фонды, страховые организации и т. д.
Покупателями в данном случае выступает население, государство и разнообразные предпринимательские организации. Структура финансового рынка способствует более эффективному накоплению и распределению денежных средств с целью обеспечения необходимыми ресурсами субъектов производственной отрасли. В более широком смысле — социально-экономическому развитию государства в целом.
Виды рынков и их структура
Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков — капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.
Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Функции рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые во проса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций (рис. 5.1)
Рис. 5.1. Функции рынка
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство (см. 6.2 ).
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»’.
‘ Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице.
Посредническая функция
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая — ушла в среду теневого бизнеса; многие не выдерживают конкуренции.
Зачем нужна антимонопольная политика государства
Борьба за покупателей и получение прибыли всегда приводит к появлению фирмы-монополиста. Чтобы этого избежать и сохранить конкуренцию, необходимо вмешательство государственных органов. В России существует антимонопольная служба, которая имеет сокращенное название ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Она обладает большим перечнем полномочий, например, имеет право на доступ к любым документам предприятий, а также может проводить различные обследования в рамках возбужденных дел о нарушении антимонопольных законов государства.
Законодательные и исполнительные органы страны предпринимают меры, которые выражаются в антимонопольной политике, защищающей права потребителей и предотвращает монополизацию рынка продавцом или производителем.
Понятие антимонопольной политики заключается в принятии на правительственном уровне нормативных актов, которые необходимы для того, чтобы поддержать конкурентную среду во всех сферах бизнеса, защитить от недобросовестной конкуренции и монополистических действий фирм. Антимонопольное регулирование нужно, чтобы развивать конкурентные отношения среди субъектов экономики и не допускать появления одного продавца, который будет полностью господствовать на рынке.
Антимонопольное законодательство государства включает следующие нормативные акты:
Все они содержат информацию об антимонопольной политике государства. Главным в перечне этих актов является закон «О защите конкуренции», в Конституции РФ присутствует статья о конкуренции. Другие законодательные акты не менее важны, но основы, цели и методы антимонопольного регулирования, заложены именно в этом законе. Согласно ему, задачами политики против монополий являются:
Антимонопольная политика государства включает следующие направления:
- Создание и совершенствование законодательных актов, регулирующих монополии. В государственную думу регулярно вносятся предложения об изменениях в антимонопольной политике государства, которые направлены на защиту прав собственности и улучшение результативности работы предприятий;
- Постоянный мониторинг рынка и выявление среди них монополистических;
- Развитие конкурентной среды в государстве.
Также антимонопольная деятельность государства заключается в работе, которая необходима для регулирования цен, установленных монополистами.
Методы антимонопольного регулирования включают следующие инструменты:
- Экономические, которые делятся на прямые и косвенные. Первые заключаются в целевом финансировании из бюджета и дополнительной помощи от государства, кредитах на льготных условиях для предприятий. Косвенные экономические методы антимонопольной политики государства состоят в денежном, налоговом, таможенном регулировании. Например, в повышении налоговых платежей для предприятия-монополиста, это обеспечит уменьшение прибыли и снижение роста цен. Также возможно регулирование политики установления цен на продукции монополий;
- Предупредительные или контрольные, которые состоят в надзоре за деятельностью предприятия, при выявлении нарушений на фирмы накладываются штрафы;
- Регулирующие, они состоят в сохранении естественных монополий в собственности государства;
- Административные заключаются в контроле над ценами или лицензировании некоторых видов деятельности, разработке инструкций и правил.
Основные направления антимонопольной политики разрабатываются для того, чтобы избежать негативных последствий монополизма: нерационального расходования ресурсов, отсутствия развития технологий и высоких затрат на производство.
Методы государственного антимонопольного регулирования имеют особо важное значение для России. Так как долгое время в стране господствовала монополия, когда товары выпускали только крупные производственные предприятия
Антимонопольное регулирование государством необходимо для создания одинаковых условий для всех продавцов и производителей, для обеспечения добросовестной конкуренции, установления справедливых цен на продукцию (не завышенных или наоборот очень низких). Также оно охраняет нужды покупателей, оберегает от влияния крупнейших в отрасли предприятий, помогает развитию небольших фирм.