Методы распределения государственных финансов
Основными методами распределения государственных финансовых средств являются:
- финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств;
- кредитование — предоставление государственным организациям денежных средств на условиях возмездности и возвратности.
Кроме этого методами распределения и перераспределения являются расчеты и выплаты пенсий, пособий, страховых возмещений, выигрышей.
Рисунок 1. Методы распределения госфинансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Определение 1
Финансирование – это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного производственного процесса. Оно осуществляется для сохранения непрерывной и возобновляющей производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий.
Государственное финансирование направлено исключительно на целевые местные программы. Нужды и потребности государственных и муниципальных образований удовлетворяются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, которые мобилизуются под конкретные цели и задачи.
Выделяют два вида государственного финансирования:
- Прямое – непосредственное выделение денежных средств под целевые программы и проекты;
- Косвенное – предоставление налоговых льгот, валютных средств на льготных условиях и т.д.
Виды, размер и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами госвласти и муниципалитетами в рамках утверждения той или иной целевой программы.
Кредитование также обеспечивает финансовые потребности расширенного воспроизводства, только на условиях возмездности, возвратности и срочности. Государственные кредиты предоставляются частным организациям, но имеет место и кредитование бюджетных предприятий и учреждений.
Замечание 2
Федеральный бюджет может предоставлять бюджетам субъектам РФ кредиты на срок от одного года а предусмотренном федеральным законом о федеральном бюджете объеме. Такие виды кредитов не относятся к государственным трансфертам, но имеют опредленное значение в межбюджетных отношениях.
Обязательное требование для предоставления бюджетного кредита – это проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может. Если будущий получатель имеет ранее непогашенную задолженность перед федеральным бюджетом, то это причина отказа в предоставлении заемных средств.
Государственные финансы используются посредством проведения расчетных операций. Они осуществляются в наличной и безналичной формах.
Что такое финансы
Финансы — это все деньги и денежные ресурсы, которыми обладают государства, компании и люди. Они играют важную роль в экономической системе, обеспечивая потоки денежных средств и финансовые операции. Понимание сути финансов и их признаков помогает эффективно их использовать.
Вот несколько характеристик финансов:
- Финансы — это всегда про наличие денежных средств и других активов. Например, финансами могут быть наличные деньги, счета в банке, акции, недвижимость и другие ценности.
- Финансовые ресурсы постоянно перемещаются в экономике. Когда мы получаем зарплату, совершаем покупки, платим налоги или инвестируем деньги, мы участвуем в финансовых потоках.
- Одной из основных целей управления финансами является их приумножение. Люди и организации стремятся инвестировать свои деньги и активы таким образом, чтобы их становилось больше и их стоимость увеличивалась.
Финансы выполняют различные функции в экономике. Они обеспечивают финансирование проектов и бизнесов, управление рисками, распределение ресурсов и поддержку экономического развития.
Допустим, у вас есть накопления в банке и вы решаете инвестировать их в акции компании. Финансы здесь — ваши деньги и акции. Потоки денежных средств возникают, когда вы покупаете акции и получаете дивиденды. Если стоимость акций увеличивается, ваши финансы приумножаются.
Какие есть виды финансов
Каждый вид финансов имеет свои особенности и используется в экономической системе по-разному. Рассмотрим основные виды финансов.
Личные финансы. Это денежные ресурсы физических лиц. Управление личными финансами — это управление доходами, расходами, сбережениями, инвестициями, планированием пенсии и другими финансовыми аспектами, связанными с индивидуальными финансовыми потребностями и целями.
Корпоративные финансы. Относятся к управлению финансами предприятий и компаний. Здесь речь идёт о финансовом планировании, управлении капиталом, инвестициях, учёте и отчётности, а также о финансовом анализе. Цель управления корпоративными финансами — обеспечение финансовой устойчивости, роста и максимизации стоимости компании.
Общественные финансы. Охватывают финансовые аспекты, связанные с общественными секторами, такими как образование, здравоохранение, социальная защита и инфраструктура. Здесь фокус на финансировании общественных программ и услуг, которые служат интересам общества в целом.
Государственные финансы. Связаны с управлением финансовыми ресурсами государства. Они включают составление государственного бюджета, управление государственным долгом, налоговую политику и расходы на общественные программы и услуги. Цель управления государственными финансами — обеспечение стабильности экономики, социальной защиты и общественного благосостояния.
Международные финансы. Связаны с финансовыми операциями и взаимоотношениями между различными странами. Включают валютные обмены, международные инвестиции, международную торговлю и финансовую помощь. Международные финансы играют важную роль в глобальной экономике и взаимодействии различных национальных финансовых систем.
Понятие бюджета и его основные функции
Государственный бюджет — это форма образования и расходования доходов и расходов денежных средств, которые запланированы для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления на будущий календарный год.
Госбюджет имеет силу закона и обязан к исполнению правительством государства. Его экономическая сущность состоит в возникающих между государством и юридическими, физическими лицами денежных отношениях.
Главная задача бюджета — перераспределение денежных средств между различными субъектами и секторами экономики, а также их накопление для последующего покрытия государственных расходов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Термины «доходы бюджета» и «расходы бюджета», их содержание, а также большинство других категорий и принципов организации госбюджета в России содержатся в Бюджетном кодексе РФ.
Информационное обеспечение население о госбюджете происходит открыто через официальный правительственный сайт.
Госбюджет имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства.
Основные статьи пополнения дохода в Федеральный бюджет Российской Федерации:
- нефтегазовые доходы;
- страховые взносы;
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- акцизы;
- ввозные пошлины;
- прочие.
Расходы бюджета — выплачиваемые из госбюджета денежные средства.
Основные статьи расхода Федерального бюджета Российской Федерации:
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ);
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография;
- здравоохранение;
- социальная политика;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная оборона;
- общегосударственные вопросы;
- межбюджетные трансферты общего характера субъектов РФ;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- средства массовой информации;
- физическая культура и спорт.
Какие бывают, характеристика
Государство способно выполнять свои функции только при должном финансировании, что обуславливает само существование госбюджета. Госбюджет аккумулирует денежные средства и впоследствии перенаправляет эти деньги на выполнение государственных функций.
Деньги распределяются в соответствии с заранее установленным планом, который подкреплен силой закона.
Бюджетные средства направлены на финансирование приоритетных направлений экономики, а также на поддержание социальной справедливости в стране. К примеру, государство спонсирует те отрасли, которые не приносят существенной коммерческой выгоды:
- медицину;
- культуру;
- науку;
- образование и т. д.
Выделяют несколько различных функций бюджетирования. Рассмотрим основные.
- Распределительная.
- Перераспределительная.
- Регулирующая и стимулирующая.
- Социальная.
- Функция планирования.
- Функция организации бюджета.
- Контрольная.
Как управляют финансами: основные этапы и ответственные
Управление финансами — ключевой фактор достижения финансовой устойчивости и успешности. Оно включает в себя три основных элемента: планирование, оперативное управление и контроль.
Планирование. Планирование финансов — отправная точка для эффективного управления. На этапе планирования определяются финансовые цели, разрабатывается бюджет и устанавливаются стратегии для достижения поставленных задач. Планирование позволяет определить необходимые ресурсы, распределить доходы и расходы, а также учесть факторы риска и возможности.
Оперативное управление. Связано с ежедневными действиями по управлению финансовыми ресурсами. Включает управление денежными потоками, учёт и анализ финансовых операций, принятие решений о капитале, инвестициях и заёмных средствах. Оперативное управление финансами помогает обеспечить эффективное использование ресурсов, контролировать расходы и максимизировать доходы.
Контроль. Контроль является неотъемлемой частью управления финансами. Он включает мониторинг финансовых показателей, сравнение фактических результатов с плановыми показателями, выявление расхождений и принятие корректирующих мер. Контроль позволяет оценить эффективность финансовых решений и операций, а также своевременно реагировать на внешние или внутренние изменения.
Из сочетания этих трёх элементов — планирования, оперативного управления и контроля — складывается эффективное управление финансами. Оно обеспечивает достижение финансовых целей, обеспечение стабильности и устойчивости, а также создание благоприятной финансовой основы для развития личных финансов, бизнеса или государственных организаций.
Компании, физические лица и государство управляют финансами в разных целях и с использованием разных механизмов. Но все они стремятся к эффективному использованию ресурсов, достижению финансовой стабильности и обеспечению благосостояния.
В бизнес-сфере управление финансами осуществляется руководством и финансовыми отделами компаний. Они ответственны за планирование бюджета, управление денежными потоками, принятие решений о финансировании, инвестициях и контроле финансовых результатов. Компании стремятся к максимизации прибыли, эффективному использованию ресурсов и финансовой стабильности.
Личное управление финансами является важной частью жизни каждого человека. Оно включает планирование бюджета, учёт личных доходов и расходов, управление долгами, инвестиции и планирование пенсии
Целью физических лиц может быть обеспечение финансовой безопасности, достижение финансовых целей и обеспечение благосостояния в будущем.
Финансовые советы для каждого из россиян в отдельности
Если вы хотите сохранить уже имеющийся капитал или преумножить его, придерживайтесь следующих советов:
- Контролируйте свои доходы и расходы – лучше всего их записывать в блокноте или в специальном приложении. Это поможет вам контролировать, куда вы тратите деньги, и не тратите ли вы их на ненужные покупки.
- Уменьшайте свои траты, подумайте, на какой покупке или услуге можно сэкономить. Чаще всего, мы поддаемся слову «акция» и не задумываемся, необходима ли нам эта вещь.
- Сберегайте свои средства – сделать это можно, например, открыв специальный вклад или счет в банке. Так ваши средства не только будут в надежном хранилище, но и смогут приносить вам ежегодный процент от остатка суммы.
- Инвестируйте. Деньги должны работать, а значит, приносить новые деньги – вкладывайте их, сейчас существует множество площадок и вариантов для инвестиций денежных средств. Главное — правильно выбирать.
- Развивайтесь – чтобы приумножать средства, нужно уметь пользоваться не только знаниями, но и кредитными средствами, да и всеми заемными деньгами в целом.
- Наслаждайтесь своими финансами. Быть финансово свободным — это цель, всего лишь выполнимая цель, а не несбыточная мечта.
- Формируйте неприкосновенный запас. Он должен составлять не менее 10% от вашего ежемесячного дохода. Цель такого неприкосновенного запаса — стать подушкой безопасности на случай непредвиденных ситуаций.
- Инвестируйте в недвижимость. Такой способ сохранения денежных средств достаточно прост и популярен, наверное, она в цене будет всегда.
Разнообразие форм и функций капитала
Как видно из приведенной выше формулы, деньги используются для обогащения, принося дополнительную прибыль (прибавочную стоимость). Но из этой же формулы видно, что наряду с денежной формой капитала сформировался и производственный капитал. Поэтому формируется и капиталистический способ производства.
В ходе производства создается определенный продукт. В условиях рыночной экономики он предназначен для продажи (реализации). Соответственно, мы говорим о создании товара. Таким образом формируется еще одна «вещная» форма капитала – товарная.
Подводя краткий итог, можно сказать, что капитал существует в следующих формах:
- денежной;
- производственной;
- товарной.
В результате экономического круговорота происходит «перетекание» капитала из одной формы в другую. Поэтому К. Маркс рассматривал капитал не как вещь, а как особые общественно-производственные отношения, выраженные в товарах и придающие им особый общественный характер.
Определение 3
Капиталом называют определенный объем благ (ценностей) в форме денег или вещей, приносящий своему владельцу преумножение богатства (особенно – в денежной форме).
По степени возникновения выделяют следующие форму капитала:
- купеческий;
- ростовщический;
- промышленный (реальный);
- человеческий;
- денежный;
- предпринимательский;
- информационный;
- финансовый.
Купеческий капитал выполняет посредническую функцию в процессе товарообмена между производителем и потребителем на стадии простого производства. Ростовщический капитал стал прообразом ссудного капитала. Он обеспечивает доход от предоставляемых ссуд (кредитов) в виде процентной ставки.
Промышленный капитал обслуживает весь хозяйственный кругооборот, принимаю на каждой из его стадий отдельную функциональную форму. Так осуществляется функция обращения, стимулирования и регулирования производства. Он функционирует во всех отраслях хозяйства, включая и нематериальную сферу.
Часть промышленного капитала, воплощенная в средствах производства называется реальным капиталом.
Человеческий капитал представляет собой психофизические способности человека, сформированные в результате образования или получения практического опыта и способные приносить доход.
Часто к этой категории относят интеллектуальные способности (интеллектуальный капитал), талант предпринимательства (предпринимательский капитал).
Контрольная функция бюджетов
Контрольная функция тесно связана с распределительной. Она разграничивает возможности и обязанности органов, контролирующих поступление и использование бюджетных средств.
Выделяют 2 главных направления контроля и аналитической обработки информации о госбюджете:
- контроль за надлежащим и своевременным поступлением доходов в бюджет;
- контроль за целевым, эффективным и экономным расходованием бюджетных средств.
В результате под контролем находится движение денежных и финансовых потоков всех уровней, а государство может производить и корректировать необходимую гибкую общественную и экономическую фискальную политику.
Финансовые ресурсы
Во-первых, финансовые ресурсы представляют собой сумму всех доходов и поступлений в распоряжение субъектов хозяйствования Российской Федерации.
Во-вторых, они предназначены для того, чтобы выполнять финансовые обязательства и возмещать затраты, потраченные на расширенное производство. Обеспечивать материальную поддержку и стимуляцию сотрудников действующих и привлекать будущих.
Сумма финансовых ресурсов «вытекает» из трех источников:
- Средств, которые аккумулировались в государственной бюджетной системе.
- Средств, которые находились во внебюджетных фондах.
- Ресурсов, которые предприятия получали или зарабатывали напрямую, например, прибыль.
Исходя из вышеперечисленных факторов и характеристик, можно прийти к выводу, что финансы существуют двух видов – централизованные и децентрализованные. Централизованные финансы являются государственными средствами, а вот децентрализованные — это средства и ресурсы хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Кроме того, их также можно разделить на собственные, привлеченные средства и заемные.
Распределение как функция государственных финансов
Одной из функций государственных финансов, которые связаны с регулированием реального денежного оборота, является распределительная или перераспределительная функция. Она означает, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Это является условием интегрированного функционирования и сохранения целостности экономического пространства государства.
Реализация распределительной функции осуществляется на двух стадиях:
- стадия распределения – формирование первичных финансовых ресурсов;
- стадия перераспредления — формирование конечных финансовых ресурсов.
В зависимости от субъектов финансовых отношений распределительные процессы протекают не только на уровне государства и муниципалитетов, а также коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств. Каждый уровень отличается направлениями и объектами распределения.
Объекты реализации распределительной функции госфинансов:
- обязательные платежи в бюджет
- поступления во внебюджетные фонды;
- источники финансирования дефицита госбюджета.
Для сравнения распределительная функция финансов на микроуровне (предприятий) заключается в распределении выручки от реализации товаров/услуг в процессе кругооборота капитала. На первой стадии (формирование первичных ресурсов) выручка разделяется на косвенные налоги, оплату труда персонала, прибыль, амортизацию и оборотные средства. Это означает, что первичное распределение осуществляется на основе цен реализации. Именно цены и предопределяют пропорции первичного распределения финансовых ресурсов между участниками рыночных отношений, а также отраслями и территориями.
Замечание 1
Функционирование государственных финансов происходит на основе перераспределения финансовых средств через систему централизованных фондов. Эта функция позволяет обслуживать процессы воспроизводства в рамках самостоятельных независимых структур и в масштабах государства.
Функции финансов
Финансы выполняют несколько важных функций, которые оказывают значительное влияние на экономическую систему и общество в целом. Рассмотрим основные функции финансов.
- Распределительная функция. Финансы играют ключевую роль в распределении ресурсов в обществе. С помощью финансов доходы и блага распределяются между различными субъектами экономики. Финансовые инструменты, такие как налоги, социальные пособия и государственные расходы, используются для обеспечения социальной справедливости и снижения неравенства.
- Контрольная функция. Речь идёт о механизмах аудита, финансового контроля и учёта. Эти механизмы помогают выявлять финансовые несоответствия, мошенничество и неэффективное использование ресурсов. Контроль финансовых процессов способствует улучшению прозрачности, ответственности и эффективности.
- Регулирующая функция. Финансы выполняют функцию регулирования экономической системы. Государственная финансовая политика и нормативные акты регулируют финансовые операции, деятельность финансовых институтов и финансовые рынки. Регулирование направлено на обеспечение стабильности, защиту прав потребителей, предотвращение финансовых кризисов и поддержку экономического роста.
- Стабилизирующая функция. Финансы выполняют функцию стабилизации экономической системы и смягчения колебаний. Они предоставляют механизмы для управления экономическими циклами, поддержания финансовой устойчивости и минимизации рисков. Например, фискальная политика и монетарная политика используются для регулирования спроса, инфляции, безработицы и других макроэкономических показателей.
Источники денежных фондов
Источники денежных фондов:
- ВВП (валовой внутренний продукт – показатель макроэкономики, который отражает рыночную стоимость всех произведенных товаров и услуг на территории государства во всех отраслях экономики, которые предназначены для конечного употребление (потребление, экспорт, накопление));
- Доходы организаций государственного и муниципального характера, от приватизации имущества, внешнеэкономической деятельности, государственный/муниципальный кредит, эмиссия денег/ценных бумаг (уровень органов местного самоуправления и государства);
- Прибыль, дивиденды от участия в других организациях, банковский кредит, амортизация, продажа акций (уровень хозяйствующих субъектов);
- Заработная плата, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от операций с личным имуществом, потребительский кредит (уровень населения).
Функция организации бюджета
Организационная функция бюджетирования предполагает организацию и формы исполнения бюджета на следующий финансовый период. Для этого:
- определяется устройство и классификация госбюджета;
- определяется порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения госбюджета;
- выбирают банковские и кредитные организации, ответственные за обеспечение госбюджета денежными средствами;
- распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами власти на разных уровнях бюджетной системы;
- определение структуры органов, необходимых для исполнения госбюджета.
Какие государственные органы управляют финансами
К органам управления финансами в Российской Федерации относятся:
- Федеральное Собрание,
- Правительство Российской Федерации
- и Президент России.
Они принимают решения по распределению и направлению бюджетных средств на целевое использование. Каждый из вышеперечисленных органов включает в себя подразделения, их уже больше:
- Комитет по бюджету и налогам, банкам и деньгам;
- Счетная палата;
- Министерство финансов;
- Центральный банк;
- налоговая служба;
- Комиссия по надзору за ценными бумагами
- и Министерство по имуществу.
Министерство финансов, кстати, работает над прогнозированием и обеспечением бюджета запасами денежными средствами. Министерство обеспечивает доход как на короткий срок, так и на длительный – все зависит от того, какую цель нужно достичь, и какие от нее будут перспективы. Также именно Министерство финансов занимается разработкой проектов в сфере налогов и анализом действующих налоговых правил на государственный доход.
Определение и признаки финансов
Определение 1
Финансы – это экономические отношения, основанные на формировании, распределении, использовании фондов денежных средств. Участниками таких отношений могут выступать государство, предприятие или физическое лицо.
Финансы часто путают с деньгами. Различие между ними кроется в содержании этих понятий. Деньги – это единица измерения затрат труда, Финансы – это отношения, направленные на распределение, перераспределение валового внутреннего продукта страны, формирование финансовых ресурсов (денежных фондов). Путем образования этих денежных фондов обеспечивается потребность в денежных средствах субъектов хозяйствования и государства, а также контроль за целевым использованием этих средств.
Экономические отношения, именуемые финансами, возникают между:
- Предприятиями в процессе реализации товаров и услуг и приобретения товарно-материальных ценностей;
- Предприятиями и вышестоящими инстанциями в процессе создания централизованных фондов денежных средств и их распределения;
- Государством и его гражданами при уплате налогов;
- Предприятиями, гражданами, внебюджетными фондами в процессе внесения платежей и получения ресурсов;
- Страховыми организациями и предприятиями/населением в процессе уплаты страховых взносов;
- Отдельными элементами бюджетной сферы.
Субъекты финансовых отношений в условиях рыночной экономики делятся на 2 группы: внутренняя финансовая сфера (физические лица, семьи, юридические лица, государство) и международная сфера (государство, неформальные образования, межгосударственные юридические лица).
Финансы появились в одно время с появлением государства и менялись одновременно с ним. Поэтому природа и функции государства определяют сущность финансов, особенности их развития, сферы действия, а также значение в процессе общественного воспроизводства.
Признаки финансов, характеризующие экономические отношения:
- Распределительный характер отношений (источники – этика ведения бизнеса и правовые нормы);
- Движение денежных средств в одностороннем порядке;
- В результате отношений создаются денежные фонды различного характера – централизованные (бюджет государства, внебюджетные фонды) и децентрализованные (формируются вне финансов государства и муниципалитетов, принадлежат физических и/или юридическим лицам).
Функции финансов
Выделяют следующие функции финансов, которые не могут быть отнесены к деньгам: распределительная, контрольная, регулирующая. Также выделяют стимулирующую и фискальную функции (как разновидности регулирующей).
Распределительная функция. Главный источник денежных фондов – валовой внутренний продукт сначала проходит первичное распределение, в результате которого формируются первичные фонды – заработная плата и доходы производственных предприятий. Далее финансы осуществляют вторичное перераспределение ВВП, в результате чего образуются доходы непроизводственной сферы. Инструментом распределения выступает система налогообложения. Существует также третий уровень распределения – внутри отдельного предприятия. Прибыль (источник ранее распределенных денежных фондов) выполняет распределительную функцию, формируя финансовые ресурсы предприятия (активы, располагаемые денежные средства предприятия). Перераспределение национального дохода происходит между сферами народного хозяйства (производственной и непроизводственной), отраслями материального производства, формами собственности, социальными группами населения.
Контрольная функция. Подразумевает собой контроль на микро- и макроуровнях распределения денежных средств по фондам и их целевое расходование. Ее реализацию осуществляют государственные финансовые органы, а также финансовые службы предприятий. Финансовый контроль необходим для реализации динамичного развития производств во времена рыночных отношений.
Распределительная и контрольная функции осуществляются на основе законов, нормативно-правовых документов, правовых актов. Их совокупность регулирует финансовую деятельность на двух уровнях (государство и хозяйствующий субъект), воздействуя на процесс воспроизводства.
Регулирующая функция. Ее осуществляет государство, регулируя экономику и социальные отношения через Центральный Банк России, и используя следующие методы: бюджетное планирование, регулирование рынка ценных бумаг, налоговое, таможенное регулирование, федеральные программы помощи.
Также отдельно выделяют стимулирующую функцию. Ее суть состоит в стимулировании государством развития предприятий или целой отрасли в нужном для общества направлении через различные финансовые рычаги (бюджеты, цены, тарифы, налоги, пошлины).
Фискальная функция. С помощью налогов изымается часть доходов граждан и предприятий, которая идет на содержание государственного аппарата, обороны страны, а также на непроизводственную сферу, когда она обладает недостаточными источниками доходов развития или не имеет собственных источников доходов (библиотеки, музеи, театры, архивы).
Первое, с чего стоит начать – с определения
Финансы представляют собой определенные общественные отношения, в которых формируются, распределяются и применяются к использованию денежные средства. В этом также заключается и сущность финансов.
К условиям, при которых появляются финансы, относят:
- Развитие процесса обмена продуктами труда и появления денежных средств.
- Возникновение государственных начал в общественной жизни.
- Распространение частной собственности на продукты труда.
- Становление института обычаев и прав.
А роль финансов, при всем этом, заключается в том, чтобы распределять и перераспределять денежные средства среди всех секторов экономической жизни страны. Если экономическая ситуация будет стабильна и грамотно выстроена, тогда экономическое и социальное развитие будет проходить безболезненно и с использованием имеющихся ресурсов.
Зачастую, финансовые ресурсы делят между всеми нуждающимися отраслями в соответствии с утвержденным планом Правительства Российской Федерации.
Перераспределительная функция бюджета
Перераспределительная функция также известна как макроэкономическая. Ее сущность заключается в том, что при формировании государственных бюджетов различного уровня часть ВВП изымается в пользу государства, чтобы перераспределить средства между областями экономики в пользу нуждающихся.
В России федеральное бюджетирование перераспределяет около 20% ВВП, а в некоторых других странах — до 40%.
Государство перераспределяет средства, чтобы добиться устойчивого развития всех секторов экономики, сгладить «провалы рынка» в случае экономических проблем и кризисов, улучшить социальную сферу, сократить неравенство доходов между отдельными территориями или разными группами граждан.
Перераспределение проходит в 2 взаимосвязанных и проходящих одновременно этапа.
- Образование доходов бюджета.
- Осуществление расходов, т. е. использование бюджетных средств.
Расходы госбюджета в основном безвозмездны, за исключением кредитов и ссуд.
Сущность распределительной функции капитала
Замечание 1
Одной из важнейших функций капитала является распределительная функция. Она заключается в расслоении и дифференциации всех видов ресурсов в общественном производстве. Благодаря своему назначению приносить доход, капитал распределяется именно на тех направлениях, которые обеспечивают наиболее эффективный оборот вложенных средств.
Важным инструментом для осуществления распределительной функции являются инструменты торговли. Они представлены:
- магазинами;
- ярмарками;
- аукционами;
- товарными, валютными и фондовыми биржами;
- биржами труда.
Магазины являются объектами розничной торговли. Они обслуживают распределение товарной формы капитала между отдельными мелким потребителями. Здесь же происходит обмен товара на деньги. Одна форма капитала превращается в другую и возвращается к производителю.
Аукционы, ярмарки и биржи представляют собой объекты оптовой торговли. Здесь происходит перераспределение капитала не только между производителями и потребителями, но и между отраслями экономики. Биржи могут быть товарными (реализуются товары), фондовыми (торговля ценными бумагами), валютными. Отдельную категорию составляют биржи труда. Они обеспечивают производство рабочей силой необходимой квалификации.
Государство принимает участие в перераспределении капитала в национальном хозяйстве и в социальной сфере. Оно осуществляет это посредством законодательной и налоговой политики. Государственный сектор экономики влияет на перераспределение средств производства в хозяйстве страны.