Сущность и функции государственных финансов. государственная финансовая система и ее звенья

Финансовая система

СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных между собой.

Звенья финансовой системы.

1. Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

1) федеральный бюджет плюс бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации плюс бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в друг друга.

В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

2. Государственный кредит. Между государством и юридическими и физическими лицами могут складываться определенные экономические отношения, в которых государство выступает как заемщик, кредитор, или гарант. Государственный кредит совмещает особенности и финансов, и кредита. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

3. Децентрализованные финансы:

1) финансы организаций – это система денежных отношений, связанная с созданием и использованием различных видов доходов и накоплений хозяйствующего субъекта;

2) финансы домохозяйств – это экономические отношения, осуществляемые отдельными членами домашнего хозяйства по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе своей деятельности в целях обеспечения своих потребностей.

4. Фонды страхования.

Страхование – это совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещение им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

Фонды страхования – страховой рынок – особая форма организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируется спрос и предложение на них.

Элементы финансовой системы

Сферы распределения/перераспределения национального дохода обслуживаются различными звеньями финансовой системы. Каждое звено этой системы влияет на финансовую деятельность государства и обладает своими функциями.

Финансовая система состоит из следующих звеньев:

  • централизованные финансы (бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, кредит, страхование);
  • децентрализованные финансы (финансы различных организаций, объединений, в том числе отраслей народного хозяйства).

Централизованные финансы направлены на публичную финансовую деятельность в рамках всего государства.

Децентрализованные финансы обладают самостоятельностью – предприятия распоряжаются сформировавшейся после уплаты всех обязательных платежей прибылью на самостоятельной основе.

Бюджетная система (федеральная, субъектов РФ, местные бюджеты) – ведущий элемент финансовой системы государства. Представляет собой форму функционирования бюджета, через нее государство осуществляет финансовые функции, через бюджет государство осуществляет финансовую политику.

Финансовая деятельность Российской Федерации приводит к образованию бюджетов различных уровней, каждый из которых имеет собственный источник дохода (определяемые законодательством страны) и объекты расходов (которые подлежат обязательному финансированию).

Существует и самостоятельный элемент финансовой системы – внебюджетные фонды. Это денежные средства, существующие вне бюджета (имеют собственные источники денежных средств, предназначенных для материального обеспечения определенных публичных мероприятий). Так как они создаются на всех уровнях, то могут быть как государственными, так и муниципальными. Образуются за счет обязательных платежей (юридических, физических лиц) и/или добровольных перечислений. Особенностью внебюджетных фондов является обособленность от бюджета и целевое назначение – привлечение дополнительных ресурсов в наиболее затратные государственные задачи, приоритетные отрасли экономики, развитие проблемных отраслей инфраструктуры, выполнение социальных программ (пенсионное обеспечение, здравоохранение).

Кредиты (государственный, муниципальный) характеризуются совокупностью норм финансового права, которые регулируют общественные отношения по вопросам получения государством (муниципальным образованием) денежных средств, которые принадлежат иным субъектам, или размещения денежных средств со стороны государства (муниципального образования), а также по вопросам предоставления государственных гарантий.

Обязательное государственное страхование – это отношения по защите имущественных и (связанных с ними) неимущественных интересов физических и юридических лиц, урегулированные нормами финансового права, возникающие при наступлении определенных событий (именуемых страховым случаем), за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов (именуемых страховыми премиями). Участником этих отношений обязательно является государство.

Развитие страхования определяется наличием у государства социальной функции и принципа социальной направленности финансовой деятельности – финансирования за счет формирования страховых фондов и дальнейшего их распределения на пенсионное и медицинское обеспечение, выплату пособий по безработице, страхования военнослужащих, работников правоохранительных органов, врачей отдельных специальностей.

Финансирование в сфере страхования – способ увеличения дохода государства, который будет расходоваться на финансирование капитальных вложений или иных публичных потребностей (страховые фонды расходуются только при наступлении страхового случая, который происходит не регулярно).

Можно также привести другую классификацию финансовой системы – государственная (государственный бюджет и внебюджетные фонды), местная, финансы юридических (финансы коммерческих и некоммерческих предприятий) и физических лиц.

Роль общегосударственных финансов

Им принадлежит основная роль:

  • в создании определенных темпов развития каждой области народного хозяйства;
  • в перераспределении финансовых ресурсов в экономической отрасли и между регионами страны, а также формами собственности и отдельными группами граждан.

К слову, единая финансовая система состоит из финансов ПП. Бюджет полностью связан с средствами ПП. Однако, главный источник прибыли – это НД, что формируется в области материального производства. Впрочем, многие предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские ссуды и займы.

Объектом контроля средствами признаны финансовые отношения. Субъектами являются органы государственной власти и хозяйствующие предприниматели.

На макроуровне финансы контролируют следующие органы власти:

  1. Федеральное собрание;
  2. Министерство по налогам и сборам;
  3. Президент;
  4. Государственный таможенный комитет;
  5. Министерство финансов;
  6. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
  7. Исполнительные органы внебюджетных фондов.
  • Распределение прибыли;
  • Стабилизация экономических отношений;
  • Стимуляция до продуктивного общественного производства;
  • Мобилизация свободных средств и применение их на потребности воспроизводства.

Стоит отметить, что помимо юрлиц, участвовать в производственном процессе могут и обычные граждане, у которых имеется собственный бизнес.

Финансовые ресурсы – это основа бюджета любого государства, ведь без денег сформировать и использовать бюджет на благо страны невозможно, поэтому финансы играют ключевую роль в ее развитии.

Более того, во многих странах, кроме бюджетов, также существуют финансовые фонды с узкоцелевым предназначением. Они используются как вспомогательные источники для финансирования определенных трат. Подобные фонды формируются вне бюджетов и именуются «внебюджетными». Создаются они чаще всего для финансирования таких расходов, как социальная защита людей, устранение последствий чрезвычайных экологических и экономических событий.

Замечание 2

Финансовая система может быть представлена, как объединение друг с другом взаимосвязанных сфер и звеньев. Субъекты хозяйствования формируются и взаимодействуют в пределах определённых норм, что закрепляются законами того или иного государства.

Сфера финансов частных предпринимателей образовалась в нашей финансовой системе относительно недавно, ведь граждане РФ лишь после начала рыночных преобразований получили разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. На данный момент предпринимателями, которые не создают юридического лица, могут быть врачи, юристы, фермеры, детективы, а также люди, что осуществляют свою работу в розничной продажи и многие другие.

Главное место в финансовой структуре занимает бюджет страны – это наиболее масштабный фонд денежных средств, что используется государством для финансирования своей деятельности. Благодаря финансовому бюджету содержится полиция, военные подразделения, большая часть органов здравоохранения, а также с его помощью правительство влияет на различные экономические процессы.

Из-за своего положения, бюджет государства затрагивает разнообразные сферы в финансовой системе, помогая им в случае необходимости. Помощь выполняется путем передачи средств от главного правительственного фонда к муниципальным фондам, а от них — к специальным правительственным.

Национальный бюджет состоит из двух частей – это расходы и доходы. Доходная сторона отображает то, откуда появляются денежные средства для финансирования работы всей страны, какие слои общества выделяют на содержание страны наибольшую часть своего дохода и многое другое. Часть с расходами отображает то, на что были потрачены выделенные правительством денежные средства.

Каждая страна имеет свои уникальные особенности структуры бюджета. Они определяются величиной экономического потенциала государства, масштабностью поставленных целей, которые решаются правительством на данный момент, ролью страны в экономике, состоянием отношений с другими странами, а также еще многими другими факторами.

На уровне областей, земель, городов, районов или действуют свои локальные органы управления и власти. Их деятельность оплачивается благодаря местным фондам, а значит – местным финансам. Чаще всего данные средства не являются частью бюджета страны, они в определенной степени самостоятельные.

В современном мире практически в каждой стране можно отметить тенденцию стремительного увеличения объема местных финансов (если сравнивать их с финансами центральных правительств). Это свидетельствует о том, что роль местных органов постоянно увеличивается, как в политических, так и экономический сферах жизни общества.

Структура финансовой системы России

Схематично финансовая система РФ представлена на рисунке:

Рисунок 1. Финансовая система РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • государственные финансы;
  • финансы страхования.

Также в состав финансовой системы входят инфраструктурные элементы при помощи которых осуществляется её организация и функционирование:

  • финансовые органы;
  • кредитные и страховые организации;
  • фондовый рынок;
  • совокупность правовых актов, регулирующих деятельность финансовой системы.

Финансовая система разделена на два больших уровня: централизованные и децентрализованные финансы.

Определение 2

Централизованные финансы – это фонды денежных средств, благодаря которым государство, его органы, органы местной власти могут реализовывать свои функции.

Основной компонент централизованных финансов – бюджет. Россия – федеративное государство, как следствие, бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты регионов;
  • бюджеты отдельных муниципальных образований.

Бюджеты аккумулируют налоговые поступления соответствующих уровней (федеральные, региональные, местные) и неналоговые доходы, а затем перераспределяют их в соответствии с конкретными задачами. Налоги – основной источник доходов бюджета.

Еще один элемент финансовой системы России – внебюджетные фонды.

Определение 3

Государственные внебюджетные фонды – это средства, формируемые благодаря обязательным отчислениям работающих граждан и работодателей, которые направляются на финансирование потребностей в социальной защите, медицинской помощи, пенсионном обеспечении.

Благодаря деятельности внебюджетных фондов граждане могут реализовать свои социальные права, гарантированные Конституцией.

Замечание 2

Специфика финансов внебюджетных фондов – строгий целевой характер.

Виды внебюджетных фондов РФ:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ресурсы этого фонда предназначены для финансирования медицинского обслуживания граждан.
  • Фонд социального страхования. Накапливает и распределяет средства на финансирование социальной защиты и помощи.
  • Пенсионный Фонд. Создан в целях финансирования пенсионного обеспечения.

Определение 4

Децентрализованные финансы – это форма организации денежных ресурсов, формируемых коммерческими и некоммерческими хозяйствующими субъектами, а также гражданами.

Частично децентрализованные финансы перераспределяются в бюджет и внебюджетные фонды при помощи механизма налогов и взносов.

Сущность и роль финансовой системы

Определение 1

Финансовая система – это совокупность институтов и элементов экономических отношений в сфере формирования, распределения, использования денежных средств.

Финансовая система базируется на трех основополагающих принципах:

  • принцип функционального предназначения субъектов;
  • принцип территориальности;
  • принцип единства.

Первый из перечисленных принципов означает, что каждый элемент (субъект) финансовой системы связан с конкретной сферой финансовых отношений. Например, элемент «государственные финансы» связан с формированием государственных денежных фондов, их использованием; отражает отношения распределения финансовых ресурсов между государством, субъектами хозяйствования, населением.

Территориальность финансовой системы проявляется в том, что каждый регион, муниципальное образование имеют собственный финансовый аппарат, масштаб и функции которого зависят от места субъекта в структуре финансовой системе государства.

Единство финансовой системы проявляется в её функционировании на основе общей правовой основы и политики, определяемой государством.

В зависимости от того, какой принцип положен в основу формирования доходов выделяют централизованную и децентрализованную финансовую системы, а вся совокупность финансовых ресурсов делится на пять подгрупп:

  • государственные финансы;
  • муниципальные финансы;
  • финансы частных компаний;
  • финансы домашних хозяйств или личные;
  • международные финансы.

Роль финансовой системы может быть сведена к трем основным задачам:

  • обеспечение расширенного воспроизводства;
  • регулирование социально-экономических процессов;
  • стимулирование рационального использования имеющихся финансовых ресурсов.

Основная роль финансовой системы любого государства заключается в регулировании социально-экономических процессов при помощи финансовых инструментов. Оперативно формируя и распределяя финансовые ресурсы через финансовую систему, государство получает возможность реализовывать свои функции.

Замечание 1

При помощи финансовой системы происходит аккумулирование и перераспределение денежных ресурсов. Этим занимается государство, финансовые институты и все мы, так как отдельные граждане также являются частью финансовой системы.

Перераспределяя финансовые ресурсы между отдельными регионами, отраслями, хозяйствующими субъектами, государство тем самым оказывает поддержку именно тем из них, чья деятельность в данный момент соответствует потребностям общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: