Долг как моральная ценность

Что говорит закон о моральном долге

Поскольку моральный долг является добровольным моральной ответственностью, взятой на себя индивидом по отношению к другим людям, то категории закона к нему неприменимы. С точки зрения закона человека нельзя привлечь к ответственности за невыполнение своего морального долга, если его действия (или бездействие) не идут вразрез с законодательством страны проживания.

Допустим, речь идет о выполнении родительского долга перед детьми. В данном случае к ответственности можно привлечь, например, за плохое обращение с детьми, за неуплату алиментов. Но нельзя привлечь к ответственности родителя, если он в глубине души одного ребенка любит больше, чем другого, хотя его моральный долг перед детьми — любить их одинаково сильно.

Добро и зло

Что касается добра и зла, то они представляют собой максимально общие формы моральной оценки, которые объединяют весь спектр положительного нравственного значения и безнравственного оттенка сущего. Добро противопоставляется злу. Со времен древности добро и зло толковалось как сила, которая господствовала над миром и природой. Добро и зло приравнивалось как безличностным категориям.

С точки зрения религиозной этики добро есть выражение воли и разума Бога. Многие учения выводят добро из природы человека и феномена общественной пользы. Определить добро однозначно весьма сложно, поэтому некоторые ученые отказываются от подобных попыток.

Зло является категорией этики, которая по своему содержанию противопоставляется добру и выражает обобщенные представления о безнравственном, противоречивом феномене, который отрицает мораль и заслуживает всестороннего осуждения.

Существует моральное и социальное зло, которое трактуется по-разному. Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

По мнению Канта, зло является следствием неизбежности человеческого существования и следствием чувственной природы людей. Многие французские просветители трактовали зло как результат отсутствия у людей понимания подлинной природы вещей. Марксисты описывали зло, как антагонистическое общественное устройство.

Часто вместе с понятием добра в этике оценивают понятие благо. Обыватели говорят о благе, как о всем том, что способствует развитию человеческой жизни и служит средством удовлетворения нравственных и моральных потребностей. Благо может быть природным и духовным. Но категория полезности не всегда напрямую совпадает с благом. Примером может служить искусство, которое лишено утилитарной пользы или излишнее развитие промышленности, которое загрязняет окружающую среду. Добро можно признать разновидностью духовного блага.

смысл

Чтобы понять значение этической ответственности, необходимо принять во внимание четыре основных элемента:

Поведение или рациональное поведение человека

Чтобы быть ответственным, человек должен знать о возможных последствиях своих действий. Это также относится к группам людей, таким как НПО, компании или компании.

Уважение к социально-правовой сфере, в которой работает человек

Это означает, что их поведение не должно отрицательно влиять на других и, прежде всего, не должно нарушать законы и правила. Если это произойдет, это будет юридическая ответственность.

Человек или организация должны основываться на принципах хорошего поведения

Эти принципы, которые можно назвать этическими, основаны на моральных ценностях.

В этой теме необходимо уточнить, что этика — это теория, а мораль — практика. В соответствии с этим правила, в которых мы живем, формируют то, что называется моралью, и системы, которые породили эти правила, являются этическими..

Поэтому, когда вы считаете, что этическая ответственность основана на моральных ценностях, вы понимаете, что у людей должна быть личная этическая система. То есть система, которая позволяет им искать моральные ориентиры, чтобы оценить, например, что хорошо, а что плохо.

Сфера ответственности

Есть определенные формы поведения, которые можно считать этически ответственными в нескольких областях.

Примером может быть предоставление места беременной женщине, инвалиду или пожилому человеку, поскольку это может происходить в транспорте или в общественных местах, таких как банк.

Однако обычно этическая ответственность имеет область, в которой она применяется. Поэтому для каждого случая может быть определенное поведение и конкретные проблемы, которые необходимо оценить..

Различные виды этической ответственности

Принимая во внимание, что этическая ответственность применяется в конкретных областях, ее можно классифицировать как:

Личная этическая ответственность

Здесь учитывается индивидуальная этика. Это подразумевает, как уже упоминалось, что у человека есть личный кодекс этики, который позволяет правильно оценить, что может или не может быть сделано, хорошего или плохого, среди других переменных.

Этот кодекс формируется на протяжении всей жизни человека посредством этических ценностей, которым учили в семье; в религии; друзья; образование; философии; рассуждения и т. д. Что также подразумевает, что это может быть изменено в течение всей жизни.

Его применение видно во всех аспектах жизни человека, с которым он взаимодействует, и в тех местах, где он находится..

Социально-этическая ответственность

Этическая социальная ответственность тесно связана с личностью, поскольку каждый человек несет ответственность за то, что он решает и делает, а также осознает, что это имеет последствия для других..

Таким образом, каждый человек, которого считают, уважает себя и других. Он способен быть чутким к проблемам других, потому что он также уважает свою собственную.

Таким образом, тот, кто несет этическую социальную ответственность, не будет дискриминировать кого-либо из-за его религии, сексуальности и экономики. Поэтому он будет бороться за соблюдение социальной справедливости и прав человека..

Профессиональная этическая ответственность

Это руководящие принципы и общие критерии, которые определяют поведение человека в зависимости от его профессии. Это касается как профессионала, так и его поведения по отношению к тем, кто с ним связан.

Ответственность за корпоративную или корпоративную этику

В этом случае ответственность ложится на одну и ту же компанию или корпорацию. Компания или бизнес хотят получать прибыль, чтобы расти. Тем не менее, поиск прибыли связан с этической точки зрения с положительным вкладом в мир.

Это означает ответственность за окружающую среду, не способствующую загрязнению места, где она находится. Он также привержен безопасности работников и объектов, на которых они работают.

Этическая экологическая ответственность

В этом типе ответственности сочетаются все предыдущие, поскольку для этого необходима личная, социальная, профессиональная и корпоративная этическая ответственность..

Следовательно, это подразумевает индивидуальную этическую совесть, которая будет отражаться во всех действиях, осуществляемых указанным лицом. Он будет нести ответственность за все, что он делает от своего дома, до места, где он работает, где он отдыхает, где он учится и даже там, где его развлекают..

Кроме того, этическая ответственность перед окружающей средой подразумевает обязательство разрабатывать и участвовать в политике или программах, которые приносят пользу.

Совесть и долг, достоинство и честь

Долг представляет собой этическую категорию, которая означает отношение личности к обществу и другим людям. Долг бывает социальным, патриотическим, воинским и пр. Многие профессионалы (судьи, следователи, прокуроры могут выполнять свою деятельность только в случае развитого чувства долга.

Что касается совести, то ее называют обратной стороной долга. Совесть описывают, как чувство самооценки и переживания, интимно – личностной регуляции поведения людей.

Совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.

Роль совести очень важна в том случае, если человек находится на стадии морального выбора. При этом внешний контроль значительно затруднен.

Ответственность – это категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Вопрос о нравственной ответственности весьма многогранен, поскольку при определении ее границ учитывается способность человека выполнять нравственные обязанности, предписанные ему социальным статусом или ролью.

Ответственность подразумевает отчет человека в собственных действиях, поступках и их воздействии на других людей. Ответственность имеет философско-социологические основы.

Что касается чести и достоинства, то эти категории также определяются неоднозначно.

Достоинство – это этическая категория, которая означает моральное отношение личности к самому себе и со стороны общества к нему. Достоинство основывается на признании высшей ценности личности.

Достоинство является формой самосознания и самоконтроля. Человек не будет совершать определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство выражает ответственность человека за собственное поведение перед самим собой. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

Все вышеописанные этические категории являются важнейшими концептам, которые определяют жизнь человека.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 14.11.2021

Анжелика Ивановна Иванова

Автор24 — это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Нравственность — это мораль в её исторической форме. Принцип нравственности – стремление к высшим ее формам, которые остаются базовыми и неизменными во времени ценностями. Мораль всегда обращена к свободной личности, которая способна воспринимать закон не как внешнее принуждение, но как внутреннюю потребность человека. Философия рассматривает этические учения как фундамент для системы взглядов на общество. Именно от этих основ получили начало фундаментальные исследования и школы по социологии и философии.

Справедливость

Справедливость, как этическая категория воспринимается в различных аспектах:

  • моральном;
  • политическом;
  • правовом.

Справедливость в этике означает такое положение вещей, которое принимается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из возможности признания равенства между людьми и необходимости воздаяния за добро и зло.

Впервые разновидности справедливости были выделены Аристотелем. Он разграничил уравнительную справедливость и распределительную пропорциональную справедливость. Следует отметить, что эти аспекты справедливости сохраняют свою значимость и в современном мире. Антиподом справедливости является несправедливость. Она возникает там, где человек принижен и его права, а также достоинства не обеспечиваются должным образом. Справедливость является главной этической категорией для юристов и пронизывает все демократическое общество.

Понятие и определение с примерами

Моральный долг как понятие этики означает морально оправданное принуждение к труду самого себя. Это обязанность внутренней необходимости. Моральное обязательство существует только в том случае, если его выполнение является добровольным. Сознательно и свободно подчиняться требованиям нравственного поведения — это моральный долг.

Долг человека делится на два вида:

  • эмпирический долг: родительский, дружеский, долг перед страной, профессиональный и т.д.;
  • собственно моральный долг (универсальный) — всеобщее уважение ко всему живому.

Эмпирический долг может вступать в противоречие с универсальным долгом. (Например, между корпоративными принципами профессиональной морали и общечеловеческой моралью).

И. Кант развил идею золотого правила: человеку необходимо действовать таким образом, чтобы правила поведения, которыми человек руководствуется в своих действиях, могли служить основой для универсального закона. Это означает, что именно нравственное поведение обеспечит гармонию между людьми.

Человек, исполняющий свой моральный долг:

  • выполняет свои требования без внешнего принуждения;
  • относится к долговым требованиям так, как если бы они были установлены им самим;
  • уверен, что требования верны;
  • самоотверженно его выполняет.

Моральный долг человека предполагает:

  • способствовать благу других людей;
  • сопротивление злу;
  • добродетель.

Моральный долг — это система взаимной ответственности. Моральный долг в отношениях с другими людьми — это отношения, в которых человек является только целью, а не активом. Это утверждение является одной из формулировок И. Канта. Моральный долг выражается в бескорыстных, доброжелательных отношениях друг с другом. Безусловное обязательство должно действовать при любых условиях. Оно основана на чистой воле, не подверженной влиянию эмоций. Это строгая обязанность и требует, чтобы человек исполнял ее мирно и последовательно.

Моральный долг перед самим собой — никогда не становиться средством в чужих руках, не соглашаться с плохим отношением к себе, стараться быть счастливым. Человек не должен забывать о своем счастье, которое позволит ему лучше выполнять свой моральный долг перед другими людьми.

Общие сведения о моральной категории «долг»

В повседневном общении люди часто употребляют термин «долг». При этом говорится о долге руководителя, долге офицера, долге человека. Часто долг описывают как совокупность обязанностей, которые общество предъявляет к личности в условиях социального развития.

При этом моральное поведение осуществляется не автоматически. В связи с этим долг включает в себя осознание ответственности перед людьми, обществом, самим собой. Другими словами, долг осмысляется при переживании отношения личности к другим людям.

В. С. Соловьев говорил о том, что долг «есть должное отношение ко всему». При этом должное отношение выражается в том, что индивид выполняет собственные обязанности оптимальным для складывающейся ситуации образом.

Но не только индивид имеет ряд обязанностей перед обществом. Социальное пространство также имеет ряд обязанностей перед отдельным человеком. Особенно этот вопрос касается сирот, больных, престарелых, а также людей, принадлежащих к социально не защищенным группам населения.

Определение 2

Социальное пространство – это один из видов пространства (наряду с физическим и др.); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально связанных между собой.

Сознание долга играет очень важную роль в общественной жизни. При утрате или ослаблении чувства долга могут деградировать актуальные формы общественных отношений. При этом скудной остается также и духовная жизнь личности. Во все времена уважением пользовались люди долга, которые могут обуздать эгоистические устремления личности.

Каждый индивид обладает не только нравственными потребностями, но и стремлением делать добро, а также целым рядом физиологических, эстетических, религиозных качеств. Они могут простимулировать те или иные действия индивида.

Долг и моральные ценности

Необходимо подчеркнуть тот факт, что нравственные потребности могут облагородить все устремления личности. Вопрос долга как нравственной и моральной ценности зависит от мировоззренческих установок личности. Например, для верующего человека подобные обязательства определяются волей Бога, а для неверующего человека на первый план выходит зависимость личности от общества.

Но, какую бы позицию не занимал человек, он должен признать, что в сознании долга аккумулируются требования, которые общественные институты от себя и Бога предъявляли к индивиду. По мере становления культуры данные требования превращались в требования личности к самой себе.

Необходимо понимать, что моральные ценности, в том числе и долг, носят императивный характер и обязательны к исполнению. С точки зрения этики моральный долг обозначает нравственно аргументированное принуждение личности к тем или иным поступкам. Моральный долг требует не принуждения, а самопринуждения. Долг осознается как внутреннее побуждение личности к действию, как необходимость совершения тех или иных поступков. Долг становится проявлением необходимости.

Определение 3

Моральные ценности – это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Они являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и культура имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями».

Но нужно понимать, что долг несет в себе нравственное начало только в случаях, если он:

  • выполняется добровольно;
  • имеет сознательное начало.

Долг человека может быть:

  • эмпирическим (родительским, дружеским, профессиональным);
  • собственно моральным (общечеловеческим, бескорыстным по отношению ко всем живым существам).

Следуя долгу, человек осознает максимально приоритетные начала, чем его собственные интересы. Эмпирический долг может противоречить общечеловеческому долгу. Содержание феномена «моральный долг» менялось с течением истории.

Например, в раннеклассовом обществе талион сменился «золотым правилом нравственности». Оно гласило: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

примеров

Некоторые примеры, которые могут иллюстрировать этическую ответственность в их различных классах:

Личная этическая ответственность

Человек, который находит портфель с деньгами и делает невозможным его вернуть.

Кто-то, кто слышит, что они лгут человеку и разоблачает это.

Признай свои ошибки.

Социально-этическая ответственность

Приверженность как ассоциация помощи детским столовым.

Прием в спортивном субъекте гомосексуалистов.

Оказание помощи самым слабым, самым бедным людям или тем, кому пришлось эмигрировать из своей страны по религиозным, политическим или религиозным причинам.

Профессиональная этическая ответственность

Врач, который из-за клятвы, которую он дал в своей профессии, не принимает эвтаназию, даже если пациент является терминальным и даже когда пациент и члены семьи просят об этом..

Адвокат, которому компания предлагает деньги, чтобы она не продолжала трудовое суждение своего клиента и не принимала.

Ответственность за корпоративную или корпоративную этику

Этот пример на самом деле произошел в Филадельфии, США. Два афроамериканских мужчины были арестованы в Starbucks за то, что они ничего не потребляли. Из-за реакции общественного мнения — социальной этики — Starbucks научила своих сотрудников проявлять расовую чувствительность к клиентам.

Одинаково ценить работу всех сотрудников, независимо от того, какую должность они занимают в организации.

Этическая экологическая ответственность

Реклама и осознание важности утилизации как дома, так и в школах, церквях, на работе и т. Д.

Используйте велосипед для передвижения по городу, а не на мотоцикле или машине.

Не выбрасывайте промышленные и токсичные отходы как на индивидуальном уровне, как в случае избытка красок для стен, так и на промышленном уровне, как в случае с химическими отходами бумажной промышленности, выбрасываемыми в источники пресной воды..

  • Требования к качеству продуктов питания кратко

      

  • Приказ о повышении разряда повару доу образец

      

  • Перечень контрольных вопросов по проверке знаний правил пожарной безопасности в школе

      

  • Инклюзивное образование в германии кратко

      

  • Приведите примеры героизма защитников севастополя используйте документ в конце параграфа кратко

Нравственность современного общества и мораль

Как уже говорилось ранее, мораль и нравственность едины по сущности, но отличаются по исторической форме проявления.

Часто говорят, что современное общество безнравственно. Это утверждение правомерно для любой исторической формы развития человека. Идеал – моральное и гармоничное общество — остается целью развития. Оно недостижимо по определению. Поскольку жизнь — это всегда ограниченное временем и пространством развитие по достижению идеала.

Нарушение норм морали может привести к самоуничтожению общества как исторической формы. С другой стороны, существует и позитивная тенденция, основанная на принципе самосохранения. У человечества достаточно сильный потенциал рациональности, для того чтобы оградить себя от этих крайних форм саморазрушения.

Основные категории этики являются предметом научного исследования. Но их теоретический анализ служит основанием для формирования практических взглядов на нравственные формы поведения человека, общества и государства.

  • Высшая школа целительства читать онлайн бесплатно полностью в хорошем качестве без регистрации

      

  • Закрытая школа 2 сезон 2 7 серия смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве

      

  • Разработка новых концепций школьной географии на современном этапе осуществляется в направлении

      

  • Школьная система в россии на немецком

      

  • Роль счетной палаты в бюджетном процессе кратко

Этика долга И. Канта

Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии:

  1. Что я могу знать?
  2. Что я должен делать?
  3. На что я смею надеяться?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос.

Кантовская этическая система являет собой высший образец этического абсолютизма. Категорический императив есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств так же, как фундаментальные законы физики, управляющие движением тел, не зависят от подобных условий.

Более того, Кант всячески подчеркивает, что полезность и приятность доброго дела выводит соответствующий поступок из сферы моральных оценок, ибо такой поступок совершается не по велению абсолютного долга, выраженного категорическим (т.е. не связанным ни с какими ситуационными обстоятельствами) императивом, а по чисто практическим соображениям удобства или практичности.

Обратим внимание на то, что это правило выражено в запрещающей, а не в рекомендательной формулировке. Ведь можно было бы потребовать делать другому все то, что ты хотел бы, чтобы делали для тебя самого

Но это было бы не очень удачно, ибо я могу хотеть столько всего, сколько я не мог бы сделать другим при всем желании – их для этого вдобавок слишком много. А вот не делать другому, что тебе самому неприятно, гораздо безопасней, ибо в худшем случае риск состоит в том, что кто-то не получит желаемого. При этом можно утешить себя тем, что такое странное желание ближнего не могло прийти в твою голову. Наоборот, есть вещи, которые мы полагаем для себя благом, однако они не воспринимаются так другими. Стремясь к подвигу как безусловному благу, мы не имеем моральных оснований требовать такого же стремления от ближних. Более того, опасно ставить ближних в ситуацию, в которой единственным достойным выходом оказывается подвиг, к которому те духовно не подготовлены. Человек может страстно желать отдать себя в жертву за великую идею, но нельзя приносить в жертву других, которые к жертве не готовы. Никто из нас не желал бы превратиться в средство для выполнения чужих целей, хотя общество часто пытается к этому нас вынудить.

В этической концепции Канта каждый поступок человека оценивается по абсолютной шкале, по его соответствию категорическому императиву

Поэтому здесь бессмысленно применять схему рассуждений типа: я сейчас нарушаю категорический императив по мелкому поводу, дабы потом его реализовать в более важном случае. Нарушение требований категорического императива есть его разрушение, несущее огромную моральную опасность

Оценка этого не зависит от того, что человек в этот момент делал: воровал яблоки в чужом саду или оставил без помощи умирающего. Все это заставляет усомниться в окончательной правоте и полноте этической системы Канта.

Надо еще подчеркнуть, что в отличие от многих других этических систем, где центр тяжести лежит в достижении определенного состояния души, которое может считаться счастливым или добродетельным, категорический императив делает акцент на конкретном действии, на оценке поступка и категории морального долга.

Этическая система Канта, вся его концепция этики содержит в себе ту существенную истину, что мораль нуждается в опоре на какие-то абсолютные принципы, стоящие выше непосредственных человеческих интересов. Ценность следования категорическому императиву не просто выше всех человеческих ценностей, непосредственно ощущаемых как благо. Категорический императив не обещает человеку никакого удовольствия от его исполнения (разве что чувство удовлетворения от исполненного трудного долга). Но этим принижается право человека на стремление получить лично им ценимое благо, поскольку стремление к такому благу лишает его действия моральной ценности.

  • Биологическое действие ионизирующих излучений кратко физика

      

  • Учет объектов налогообложения кратко

      

  • Гореть синим пламенем значение фразеологизма кратко

      

  • Объясните причины победы северян в гражданской войне кратко

      

  • Кризис 1 года выготский кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: