Структура религии
Определение 1
Религиозная вера – это особый тип психического состояния индивида, группы, общностей, который выражается феноменами бездоказательной уверенности в существовании сверхъестественных сил, их почитанием, исповеданием соответствующих взглядов.
Религия в широком смысле – это тип мировоззрения и образ действий, определяющихся поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, послужить идеалам, связанным с высшими силами.
Религия в узком смысле – социально организованная вера в святое и базирующийся на ней способ общественной и личной жизни.
Носители религии – религиозные общности, группы, институты, организации и отдельные индивиды.
Определенное положение в религии отводится религиозному сознанию. Это мировоззрение, ядро которого – вера в священное. Религиозное сознание эмоционально насыщено, оно чувственно наглядное, символичное и диалогичное.
В религиозной деятельности выделяют культовую и некультовую (теоретическую, пропагандистскую, политически-организационную) стороны. Важнейшая сторона религии – культ.
Определение 2
Культ – это тип взаимоотношений со священной реальностью, происходящих в формате ритуала.
В этой деятельности актуальность придается символам и событиям религии – молитве, богослужению, исповеданиям, таинствам.
↑ Понятие «религия». Роль религии в жизни общества
Существует множество определений религии.
Религия – это
- вера в сверхъестественное (в Бога)
- совокупность взглядов и представлений, система верования и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность
- одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Религия — это вера человека в сверхъестественные существа, те. в то, что существует как бы «над» материальным миром и действует вне законов природы.
Главные принципы религии:
- вера в сверхъестественное
- организованное поклонение высшим силам
- стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
- нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
- определённые юридические законы и нормы, которые также объявлены явившимися или непосредственно в результате Божественного откровения, или в результате вдохновенной Богом деятельности законодателей;
- веру в боговдохновенностъ деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;
- веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
- веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия является формой общественного сознания, так как существует в виде общего верования, прежде всего, в Бога (богов) и предполагает наличие норм и правил поведения, отстаивает моральные и нравственные ценности человечества и каждого отдельного народа. Религия — это и особая форма мировоззрения человека, основанная на вере и во многом определяющая образ мысли, поведение и жизнь человека в целом. Кроме верований религия включает систему ритуалов и обрядов, а также формы объединения людей, таких как церковь.
Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории. Постепенно в ней выделялись следующие элементы:
- религиозное сознание,
- деятельность,
- отношения,
- институты и организации.
Религиозное сознание включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Ключевым феноменом религиозного сознания является вера.
Религиозная деятельность — это система мероприятий (действий) по реализации вероучения в общественной жизни. Существует два вида религиозной деятельности: культовая (богослужение, обряды) и внекультовая (разработка религиозных идей, миссионерство, преподавание богословия).
Религиозные отношения — это вид общественных отношений, складывающихся в соответствии с религиозным сознанием, и реализуются путем религиозной деятельности.
Религиозные институты служат для упорядочивания, организации религиозной деятельности, связей и взаимоотношений верующих как между собой, так и с представителями других исповеданий и неверующими.
Религиозные организации — объединения представителей определенной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Важнейшей религиозной организацией является церковь.
В настоящее время в мире насчитывается сотни различных религиозных организаций, объединений и сект. Тем не менее, все религии разделяются на монотеистические (монотеизм — почитание единого бога) и политеистические (политеизм — многобожие, почитание нескольких или многих богов).
↑ Возникновение религий
Спорной является проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход | Материалистический подход |
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом | Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял. |
Причины возникновения религии:
- бессилие и страх человека перед силами природы;
- отсутствие знаний для объяснения явлений природы;
- попытка человека повлиять на природу, других людей.
Религия зародилась в глубокой древности, еще в первобытном обществе и первыми ее формами были анимизм, тотемизм, магия и фетишизм. Существует мнение, что человек предположил, что у него есть душа, видя сны и понимая, что они нереальны и существуют в другом мире, но в то же время и в человеке. Так появилась вера в существование души — анимизм («anima» — «душа»), а в дальнейшем и одушевление явлений и предметов окружающего мира (деревьев, камней, солнца и т.д.).
В процессе своей деятельности и охоты люди, пытаясь понять закономерности жизни, и в стремлениях принести племени больше добычи, стали верить в некую таинственную связь между человеком и определенным видом животных, что впоследствии получило название тотемизм.
У каждого племени были предметы, которые их оберегали — фетиши. Фетишизм — наделение волшебными свойствами различных вещей и явлений (камни, растения, обереги, талисманы). И, конечно же, всегда человек стремился оказать влияние на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и духов с помощью ритуальных действий и различных обрядов (магия). Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, шаманство, знахарство.
Каждая из этих первоначальных религиозных форм в какой-то мере сохранилась по настоящее время в разных частях света.
Религия и обыденное сознание
Религия и обыденное сознание не могут устанавливать духовный порядок, так как их невозможно привести к единству и последовательности даже в ситуации индивидуального сознания, не говоря уже о коллективном сознании. Их нельзя привести в единство и последовательности свободно, это может быть достигнуто авторитарно, что и было сделано в прошлом, но только в строго ограниченных заданных пределах.
Проблему религии понимают и рассматривают не в конфессиональном, а в светском смысле, в качестве единства веры, мировоззрения и соответствующей им нормы поведения. Но такое единство веры можно было бы назвать не «религия», а идеология и просто политика.
Обыденное религиозное сознание выступает как непосредственное отражение бытия людей. Оно представлено в формате представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек и разного рода традиций. Оно не может считаться цельным и систематизированным. На этом уровне религию связывают с индивидом и представляют в личной форме. Преимущественно здесь отмечены традиционные способы передачи иллюзий, представлений и чувств.
Функции религии и ее роль в жизни человека
Религия в обществе выполняет ряд функций:
- мировоззренческую;
- компенсаторную;
- регулятивную;
- интегрирующе-дезинтегрирующую;
- культурно-транслирующую;
- легитимирующе-разлегитимирующую.
Мировоззренческая функция предполагает наличие определенного уклада взглядов на человека, природу и общество. Религиозным мировоззрением задаются определенные критерии, с позиции которых и должен быть рассмотрен человек.
Компенсаторная функция религии призвана восполнять ограниченность, зависимость и бессилие людей в рамках воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевает «свобода духа», социальное неравенство становится «равенством» греховности и страдания.
Регулятивная функция предполагает, что посредством некоторого спектра идей, ценностей, стереотипных установок и мнений, осуществляет управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и общин.
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция предполагает объединение или разъединение индивидов, групп и институтов. Интеграция способствует сохранению, а дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и целостного общества.
Культурно-транслирующая функция способствует развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатанья, искусства, так, одни культурные феномены были приняты, а другие отталкивались. Осуществлялась передача накопленного опыта и культурных достижений от старшего поколения к младшему.
Легитимирующе-разлегитимирующая предполагает узаконивание (постановку вне закона) отдельных общественных порядков и институтов, государственных, политических и правовых отношений, норм и образцов.
Результаты и последствия выполнения религией ее основных функций, а также значимость ее действий могут резко отличаться.
- Религия, рассматриваемая с позиции предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения и институты. Религиозный фактор оказывает воздействие на экономику, политику государственное устройство, межнациональные отношения посредством деятельности верующих людей и религиозных организаций.
- Степень влияние религии связывают с местом, которое она занимает в обществе, а это место дается один раз и навсегда, изменяясь только в рамках процессом сакрализации и секуляризации.
- Специфическое влияние оказывает религия на общество и его подсистемы, на личность и мировые религии, а также на отдельные религиозные конфессии и направления.
- Религия является системным образованием, состоящим из ряда связей и элементов.
- Необходимо принимать в расчет соотношение общегуманистичного и частного в религии.