Индивидуальное и общественное сознание, их специфика

Индивидуальное и общественное сознание. реферат. философия. 2008-12-09

Самосознание

Осознание индивидом самого себя, своих мыслей, внешности, характера, поступков, личностных качеств, называют самосознанием. Способность к самосознанию отличает людей от животных, позволяет им оценивать свои личностные качества и на основе этих оценок менять свой характер и привычки.

Самосознание личности начинается с восприятия ребенком собственной внешности, некоторых физических данных и особенностей. Постепенно, в процессе самосознания, у индивида формируется целая система представлений о себе, своем внутреннем мире, собственном месте в социуме. Жизненный опыт, эмоциональные и душевные переживания накладывают свой отпечаток на каждую личность, проживающую в социуме. У каждого индивида собственный, неповторимый опыт жизни, поэтому в мире нет людей с одинаковым характером, системой ценностей, мировосприятием.

Так как развитие самосознания происходит в результате взаимодействия индивида с окружающими его людьми, его представления о себе во многом зависят от общественного мнения, независимо то того, объективное оно или нет.

Пример 1. Маша Смирнова – девочка 14 лет — считает себя неинтересной личностью с непривлекательной внешностью. Такое представление о себе сформировалось у Маши под воздействием насмешек ее одноклассниц. Однако сверстницы Маши критиковали ее внешний вид и поведение неискренне, просто они завидовали красоте своей одноклассницы, в которую были влюблены несколько мальчиков из их класса.

Пример 2. Таня Михальчук считает себя очень талантливой и способной личностью, так как родители постоянно хвалят ее, восхищаются ее творческими и учебными достижениями. Учителя знают, что Таня обладает весьма средними способностями, но благодаря уверенности в своих силах и усердию, она достигает неплохих результатов в учебе.

Можно заметить, что в первом случае самооценка личности явно занижена, а во втором завышена. Разберемся, что такое самооценка, ведь она очень тесно связана с человеческим самосознанием.

Что такое сознание

Сознание – это высший уровень психической деятельности, который позволяет человеку воспринимать окружающий мир и происходящие в нем события, осмысливать их и оценивать. Благодаря наличию сознания человек способен познавать не только окружающий мир, но и самого себя, оценивать собственные мысли, слова, поведение, внешний вид. Возможность увидеть себя со стороны, способность человека к самосозерцанию, предоставляют ему шанс измениться к лучшему, развиваться и самосовершенствоваться.

Благодаря развитию сознания личности у нее постепенно формируется научная картина мира, складывается собственная система ценностей, развивается способность к логическому мышлению, память. Сознание позволяет людям осуществить переход от пассивного проживания в этом мире к его преобразованию, таким образом, человек превращается в творца собственной реальности, постоянно воздействуя на окружающую его природу и общество.

Понять каким образом формируется сознание, можно понаблюдав за развитием психики ребенка. Так, например, в возрасте до 1-2 лет дети фактически не способны узнавать себя в зеркале, а уже после 3-4 лет они могут не только узнавать себя, но и могут оценивать свою внешность, поведение.

Без развития сознания индивид не сможет быть человеком в полном смысле этого слова, ведь сознание выполняет множество значимых функций:

  1. Познавательную – сознание необходимо для познания окружающего мира, людей, самого себя. Познание осуществляется посредством чувственного восприятия, ощущений, логического мышления. В зависимости от того, осуществляется познание с помощью чувств или разума, принято выделять чувственное и рациональное познание.
  2. Аналитическую – с помощью сознания люди анализируют события своей жизни, события в политической, экономической, социальной жизни общества, собственные поступки и поведение окружающих.
  3. Оценочную – человек дает оценку самому себе и окружающим его людям, оценивает жизненные обстоятельства, события как приятные или неприятные, хорошие или плохие, желательные и нежелательные.
  4. Креативную–благодаря наличию сознания люди способны к созидательной, творческой деятельности. Только человек может создавать произведения искусства, открывать научные законы и теории, изобретать способы излечения от многих болезней.
  5. Воспитательную–с помощью сознания люди передают свой опыт будущим поколениям, обучают его посредством накопленных обществом знаний.

Сфера бессознательного: подсознание и его уровни

Человеческая психика состоит из нескольких уровней, и наряду с сознанием у людей также существует сфера бессознательного — ее называют подсознанием. Сила подсознания оказывает не меньшее влияние на слова, поступки, деятельность человека, чем сознание. Иногда, люди даже сами говорят, что поступили неосознанно, не отдавая себе в этом отчета, но они могут сильно раскаиваться в совершении таких действий.

Подсознание хранит в себе «отпечатки» всех жизненных событий индивида, даже если он уже давно забыл о том, что с ним происходило. Подсознание представляет собой своего рода базу данных, эмоций, впечатлений, чувств — которые откладываются в нижнем уровне психике, выходят из-под контроля сознания.

Психологи утверждают, что влияние подсознания на жизнь человека очень сильно, именно оно формирует все привычки, пристрастия, побуждает людей к совершению механических действий. Бизнесмены и политики хорошо знают о силе бессознательного и умело используют это в рекламе, кинематографе (25 кадр), всех популярных средствах массовой информации.

Попробуем разобраться на примере, каким образом и что именно может оказывать влияние на подсознание.

Пример.Петя из всех дезодорантов предпочитает использовать Axe-Эффект. Петя считает, что свой выбор он делает осознанно, потому что ему нравится запах этой марки дезодорантов больше других

В действительности, Петя множество раз видел по телевизору рекламу, в которой парни и мужчины использовавшие Axe-Эффект начинали привлекать повышенное внимание противоположного пола. Петя, конечно, уже давно забыл о просмотре данных рекламных роликов, но все впечатления, эмоции и представления сохранились в его подсознании

Таким образом, многие предприниматели многократно увеличивают продажи своих товаров благодаря влиянию рекламы на подсознание их потенциальных клиентов.

Несмотря на то, что подсознание оказывает сильное влияние на человеческие действия, благодаря усилиям, самоконтролю, человек может научиться анализировать все свои мысли, приходящие из сферы бессознательного, с помощью сознания. Чем больше развито сознание, тем более осознанные поступки совершает индивид, тем больший контроль он обретает над собственной жизнью, своей судьбой.

Понятие сознания

С помощью сознания человек не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

В философии сознание всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми – в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Особенности соотношения общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание – это совокупность, которая включает в себя идеи человека, его взгляды и представления об окружающей действительности, а также чувства и верования, эмоции и настроения, которые формируются в рамках той или иной ситуации, а также в рамках той или иной социальной действительности. Замечание 1

Именно в общественном сознании отражается вся природная составляющая, а также материальная жизнь общества, система общественных отношений, которая так или иначе влияет на общее состояние человека и группы, в которую он входит.

Общественное сознание тесным образом связано с индивидуальным, поэтому исследователи уделяют пристальное внимание тому, какие факторы оказывают влияние на формирование обоих уровней сознания, и как можно соотносить их, с помощью каких механизмов отделять друг от друга, чтобы избежать полного «склеивания»

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание 460 руб.
  • Реферат Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание 250 руб.
  • Контрольная работа Как соотносятся общественное и индивидуальное сознание 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Понятия «общественное сознание» и «индивидуальное сознание» отличаются друг от друга. В их соотношении формируется всесторонне развивая личность, которая нацелена на то, чтобы получать новые знания и опыт, формировать вокруг себя окружающую действительность, которая будет отвечать потребностям и интересам множества людей, и в частности интересам индивида, который ее преобразует.

Индивидуальное сознание представляет собой духовный мир человеческой личности. В индивидуальном сознание отражается бытие, общество, его установки, воспринимаемые человеком в соответствии с его интересами, потребностями, чувствами и эмоциями, желаниями, симпатиями и антипатиями в тех или иных областях. Индивидуальное сознание всегда очень автономно, поскольку оно нацелено на формирование условий жизнедеятельности данного конкретного человека. К индивидуальному сознанию также относятся следующие компоненты:

  • Идеи;
  • Взгляды;
  • Чувства.

Замечание 2

Все они свойственны конкретным людям, которые по-разному переживают их, дают различные оценки как самим себе, так и окружающим. К тому же, в рамках индивидуального сознания формируются совершенно уникальные идеи. Если верным образом донести их, то индивид может оказать влияние на сознание других людей. Отсюда формируется еще одна форма сознания, о которой мы вели речь чуть выше – общественное сознание.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Таким образом, общественное сознание выстраивается на основании сознания, присущего отдельным личностям, но при этом общественное сознание нельзя назвать просто совокупностью индивидуальных сознаний. В них обязательно должна быть общность идеи и цели, концепция, нередко исследователи подчеркивают значимость идеологических компонентов. Общественное сознание может охватывать множество людей, которые готовы так или иначе прорабатывать идеи, выводить их на совершенно новый уровень. В общественном сознании можно реализовывать более структурированные, сложные вопросы, которые индивид не мог разрешить, используя лишь специфику своего индивидуального сознания. Так или иначе, сохраняется автономность мнений, которая обязательно учитывает особенности каждого отдельного человека. Деятельность, осуществляемая в рамках общественного сознания, не должна навредить: она должна наоборот привлечь, сплотить в собственные ряды большее количество людей, чтобы в дальнейшем осуществляемая деятельность давала свои плоды.

Уровни формирования общественного сознания

Общественное сознание формируется на следующих уровнях.

Обыденное, или эмпирическое сознание, которое в качестве своего источника имеет непосредственный опыт повседневной жизни и является как процессом непрерывной социализации человека, так и осмыслением особенностей общественной жизни.

Вторым уровнем формирования общественного сознания является научно-теоретическое сознание, которое является более сложной формой общественного сознания, и не подчиняется повседневным задачам человеческой жизни. Данный уровень развития включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества человечества, которые проявляются в мировоззрении, естественнонаучных концепциях, идеях и устоях общества.

Структура самосознания

Самоуважение регулирует человеческое поведение. Если у животных рефлексия играет активную роль, обеспечивая адаптивный тип поведения, то социальная рефлексия присуща человеку, в обществе. Его основа — развитие, прежде всего, труда, а также всей совокупной деятельности человека. Социальная рефлексия (сознание) — высшая форма отражения действительности, присущая социально развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности, связанная с речью.      

Важным аспектом философского понимания сознания является его связь с психикой. Понятие психики шире, чем понятие сознания, поскольку психика — это совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, т.е. внутренний мир человека, отличный от мира вещей. Сознание и психика не идентичны, поскольку психика включает в себя бессознательные явления и процессы. Содержание психических процессов причинно определяется объективным миром, сенсорно-предметным, практическим преобразованием.    

В решении проблемы отношения сознания к мозгу можно выделить две крайности:

  • изоляция мышления от нервной деятельности человека, превращение его в самостоятельную субстанцию;
  • приведение познавательного процесса к высшей нервной деятельности.

В первом случае мышление лишается материальной основы, во втором — без специфики.

Итак, основные черты человеческого сознания:

  • идеальность (то есть ее невозможно обнаружить материальными средствами); 
  • интенциональность (сосредоточенность на предметах и ​​явлениях природного и духовного мира);
  • идея (способность создавать и воспроизводить идеи). Сознание не может существовать вне общества.  

Общее понятие о сознании

Сознание является многоуровневой системой восприятия и отражения действительности человеком. Именно сознание помогает человеку осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе нормам и видеть окружающие его вещи именно такими какие они есть, например:

  1. Человек, у которого здоровое сознание осознает, что он находится в помещении один, в случае если человек страдает психическими расстройствами с искажением сознания, ему кажется, что в помещении присутствует кто-то еще.
  2. Человек со здоровым сознанием смотря на стену понимает, что она не движется, человек же с нарушениями сознания видит движение статических предметов.
  3. Личность, обладающая здоровым самосознанием, осознает, что окружающий мир может скрывать опасности, но при этом понимает, что э уверен в том, что весь мир стремится навредить ему.

Сознание человека это отражение окружающей его реальности. Сознательными являются те мотивы, мысли и поступки, которые осознаются и контролируются человеком. Неосознаваемые мотивы поведения также находят свое проявление в поведении человека, но контролировать и понимать их человеку гораздо сложнее.

Индивидуальное и общественное сознание

Существует две основные формы сознания – индивидуальное и общественное. Индивидуальное — представляет собой часть психической деятельности отдельно взятого индивида, это духовный мир личности, с ее собственными мыслями, идеями, установками, чувствами, переживаниями, взглядами на окружающий мир. У каждой личности свое собственное уникальное индивидуальное сознание, которое формируется в процессе взаимодействия индивида с окружающим его миром и социумом.

Коллективное, или как его еще называют общественное сознание, представляет собой совокупность всей мыслительной деятельности людей: их идеи, ценности, взгляды, убеждения, верования, традиции, интересы, нравы.Коллективное сознание существует как у небольших групп людей (например, кружков по интересам), так и у целых народов, наций, всех вместе взятых жителей планеты Земля.

Общественное сознание людей принято подразделять на научное, обыденное, политическое, экономическое, религиозное. Оно оказывает воздействие на каждого индивида, проживающего в данном обществе, и в тоже время, каждая отдельная личность вносит свой собственный вклад в развитие общественного сознания.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с коллективным бессознательным. Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

Список литературы

  1. Автономова Н.С. Разум, разум, рациональность. — М.: Наука, 1990.  
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. — М.: TEIS. — 2001.      
  3. Витгенштейн Л. О надежности // Вопросы философии. 2003.
  4. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. — М.: Высшая школа, 1996.  
  5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М.: Мысль, 1991.  
  6. Жуков Н.И. Проблема сознания. — Минск: Университетское, 1992.  
  7. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1989.  
  8. Ильенков Е.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1988. 
  9. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Проблемы философии, 1987. 
  • Реферат на тему: Жизнь и философия Сократа
  • Реферат на тему: Психоанализ З. Фрейда
  • Реферат на тему: Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители
  • Реферат на тему: Происхождение, сущность и структура сознания
  • Реферат на тему: Основные социальные функции образования
  • Реферат на тему: Эволюция социального образования 
  • Реферат на тему: Аборт как  философская проблема
  • Реферат на тему: Основные законы и категории диалектики
  • Реферат на тему: Философское понимание пространства и времени
  • Реферат на тему: Особенности буддийских школ
  • Реферат на тему: Философия Карла Маркса
  • Реферат на тему: Эвтаназия — право человека или преступление

Характеристика общественного и индивидуального сознания

Сущность общественного сознания складывается на основе сознания отдельных людей и при этом не является просто результатом их суммы. Это связано с тем, что каждое индивидуальное сознание уникально и неповторимо и может в корне отличаться от создания другого человека.

Сущность индивидуального сознания человека заключается в его многообразии и индивидуальном характере. Индивидуальное сознание всегда ярче чем общественное, но при этом оно является более узким по своим взглядам на мир и охватывает меньший масштаб рассматриваемых вопросов и проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не способно достичь той глубины и содержательности, которая свойственна общественному сознанию. Это связано с тем, что общественное сознание охватывает все стороны духовной жизни общества. Однако следует отметить что между общественным и индивидуальным сознанием существует взаимообратная связь, так как общественное сознание получает свою глубину и широту обзора именно из опыта каждого отдельного человека с его индивидуальным сознанием.

Общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания. Но, с другой стороны, индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Заключение

Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существует определенная связь. Язык выступает как способ существования сознания. Связь сознания и языка проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно при включении человека в мир словесного языка. Вместе с речью человек учится логике мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче наполнение духовного мира человека, тем больше ему нужны языковые знаки для его передачи. Изменение языка — это показатель изменения сознания. Язык — это система знаков, с помощью которых человек познает мир и себя. Знак — это материальный объект, воспроизводящий свойства другого объекта. Можно выделить естественные (словесная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственные, возникающие на основе естественной (язык логики, математика, музыка, живопись) системы знаков языка.           

У языка есть следующие функции.

Одним из условий возможности формирования и объективации индивидуального сознания является способность посредством языка заявить о своем независимом существовании. В вербальном общении человек приобретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка влияет на характер и содержание национальной культуры. Например, европейские языки ориентированы на рациональное отношение к миру и содержат меньше слов, чтобы передать эмоциональное состояние, переживание внутреннего опыта. Разница между сознанием и языком заключается в том, что мысль — это отражение объективной реальности, а слово — способ фиксации и передачи мыслей. Язык способствует взаимопониманию между людьми, а также осознанию человеком своих действий и себя. Можно выделить следующие типы речи:         

Слово, как единица языка, имеет внешнюю звуковую (фонетическую) и внутреннюю смысловую (семантическую) стороны. Среди неязыковых знаков выделяют копировальные знаки (оттиски), знаки-знаки, знаки-сигналы, знаки-символы. Существуют также специализированные (системы символов в математике, физике, химии, лингвистике) и неспециализированные языки (эсперанто). В процессе исторического развития языка сформировался язык науки, который отличается точностью, строгостью, однозначностью понятий, что способствует точности и ясности формулировок. В социальных и гуманитарных знаниях использование искусственного языка затруднено.    

Одно из основных направлений развития современного человека связано с его знаково-символической деятельностью. Следовательно, современная философия обязательно является лингвистической (лингвистической) философией.   

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: