Индивидуальные особенности памяти и её развитие

Узнай особенности своей памяти!

Особенности памяти и ее виды

Различия памяти могут касаться функционирования и доминирования отдельных ее видов, включая:

  • зрительную,
  • слуховую,
  • эмоциональную,
  • двигательную и др.

В зависимости от того, какие сенсорные области преобладают, принято рассматривать несколько типов памяти и различные их сочетания.

Один человек для более эффективного запоминания материала обязательно должен прочитать его несколько раз, поскольку при запоминании и воспроизведении ему проще брать за основу зрительные образы. У других людей могут преобладать слуховое восприятие и акустические образы. Им проще один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Есть индивиды, которым проще запомнить и воспроизвести движения. Им рекомендуют записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

«Чистые» виды памяти (безусловное доминирование одного из перечисленных) являются крайне редкими. Чаще всего на практике человек сталкивается с разнообразными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Среди типичных их смешений можно выделить зрительно-двигательную, зрительно-слуховую и двигательно-слуховую память. Отмечено, что у большей части людей все же доминирующий тип представлен зрительной памятью.

Индивидуальные особенности запоминания

Для любого человека существуют индивидуальные отличия памяти. Они способны проявляться в различных областях мнемической деятельности. В процессах памяти индивидуальные особенности запоминания могут проявляться через следующие показатели:

  • Скорость,
  • Точность,
  • Качество запоминания,
  • Готовность к воспроизведению.

Скорость запоминания определяют с помощью количества повторений, которые требуются для запоминания новой информации. Для точности запоминания характерно соответствие воспроизведенного тому, что запомнилось, и числу возможных ошибок.

Такое качество, как прочность запоминания, проявляется благодаря продолжительности сохранения заучиваемой информации (или, напротив, в медленности ее забывания).

Готовность к воспроизведению — это качество, которое отражает то, насколько быстро и легко в нужный момент времени индивид способен припоминать необходимую информацию (легкость воспроизведения).

Индивидуальные особенности и отличия запоминания могут быть связаны с типом высшей нервной деятельности. Скорость формирования временных нервных связей, как правило, относится к силе процессов забывания и торможения. Это обусловило точность и прочность запоминания.

Типы памяти с помощью органов чувств

С индивидуальными особенностями индивидуальной памяти можно ознакомиться в следующем разделе.

С детства каждый человек учится по-своему воспринимать информацию. Кто-то четко помнит слова песни, кто-то способен мастерски повторить красивый танец, а кому-то достаточно одного взгляда на таблицу, чтобы понять ключевые моменты ее содержания.

Ученые заметили это уже давно. На сегодняшний день существует семь типов памяти для используемых органов чувств:

  • Зрительная память — это способность человека воспринимать и воспроизводить увиденное. Наиболее распространенный тип памяти.
  • Слуховая память — информация воспринимается на слух. Он хорошо развит среди музыкантов, дирижеров и переводчиков. Кстати, Моцарт овладел им в совершенстве.
  • У танцоров хорошо развита двигательная память. Это способность человека воспроизводить самые сложные танцевальные движения. Майкл Джексон обладал уникальной моторной памятью.
  • Вкусовая память хорошо развита у гурманов и ценителей вина. Эти люди прекрасно запоминают и различают вкусы. Перед такими индивидуумами можно преклониться в хорошем смысле: они никогда не притронутся к некачественной пище.
  • Обонятельная память — это способность чувствовать и различать запахи. Парфюмеры владеют им на 100%. Но есть просто люди, которые остро чувствуют запахи. Для таких индивидуумов поездка в общественном транспорте летом превращается в настоящую пытку.
  • Тактильная память — это способность запоминать форму предмета после прикосновения к нему. Довольно редкий тип памяти.
  • Эмоциональная память — довольно интересное явление. Люди с таким типом памяти прекрасно запоминают все яркие впечатления. Здесь возникает интересная корреляция: чем больше эмоций испытывает человек, тем лучше он запоминает информацию. Индивидуальные особенности памяти таких людей представляют интерес для ученых.

Особенности эффективного запоминания

Эффективность работы памяти зависит от языка, который для нее предпочтительнее. Этот язык у каждого отдельного человека свой. Но это еще не предел возможного. При наличии потребности и желания, память легко улучшить, натренировать с помощью специальных методов и приемов, объединённых под общим названием «мнемотехника».

Качество запоминания определяются по трем параметрам:

  1. объем;
  2. полнота (или точность) воспроизведения;
  3. прочность (длительность) хранения.

Следовательно, должна быть направленность приемов мнемотехники на улучшение характеристик этих трех составляющих. Интересно, что мнемотехнику использует каждый, применяя средства для облегчения запоминание. Это осмысление информации, определение главной мысли, составление плана, связь (ассоциации) и т. п. – каждого этому учат еще в школе. Мнемотехника имеет непосредственное отношение к умственной работе человека.

На индивидуальные особенности памяти и ее развитие влияют:

  • умение сосредоточиться;
  • наблюдательность и внимательность;
  • порядок на рабочем месте;
  • любознательность;
  • самоконтроль;
  • планирование;
  • соединение работы ума с практикой.

Кибернетик современности Джон фон Нейман просчитал, что мозг человека вмещает около 1020 единиц информации. Значит, каждый в состоянии запомнить данные, которые содержатся в миллионах книг крупнейших библиотек в мире. Этот факт позволяет с уверенностью заключить: никто из нас не знает, где граница его памяти и где заканчиваются наши возможности.

Предпочитаемая модальность

Рассмотрим первую особенность памяти – предпочитаемую модальность. Один человека с высокой точностью воспроизводит недавно услышанную музыку. Другие лучше запоминают сложнейшие формы и контуры. У третьих без труда вырабатываются двигательные навыки. Отдельный интерес представляет работа зрительной памяти. Сдающий экзамен студент, написал ответ на бумаге и оставил один лист пустым. Как впоследствии выяснилось, это место предназначалось для иллюстрации, которую студент не вспомнил.

Эти способности могут быть с рождения, а также приобретаться личностью в результате профессиональной деятельности или влияния среды. Так, дегустатор с легкостью ориентируется в многообразии вкусов, высококвалифицированный радист запоминает от 10 до 20 подряд идущих знаков, педагог без труда вспоминает фамилии и лица, а мастера ткацкого дела способны различать оттенки черного.

Психологи отмечают связь между эффективностью запоминания и подключением личностью нескольких модальностей, например, зрительной и слуховой. Так, некоторые люди быстрее запоминают при ходьбе. А первоклассник водит пером по бумаге, одновременно двигая губами и языком.

Память человека может достигать такого уровня, когда говорят о феноменальности в целом или необычной продуктивности ее частей. Из уроков истории известны примеры этому: Македонский, Суворов и Наполеон знали своих солдат поименно, а Сенека воспроизводил 2 000 запомненных слов.

Индивидуальные особенности памяти

Память людей не одинакова и имеет определенные индивидуальные различия.

Известным фактом является то, что одни люди запоминают информацию быстро, а другие медленно, некоторые помнят долго, другие быстро забывают, некоторые воспроизводят информацию четко и точно, другие делают большое количество ошибок, также одни люди запоминают большой объем информации, тогда как другие запоминают лишь несколько слов или предложений.

Таким образом индивидуальными особенностями личности являются: скорость и точность запоминания, объем информации, которую субъект может запомнить, а также готовность ее воспроизвести.

К другим индивидуальным особенностям памяти следует отнести преобладание у людей различного вида памяти. Данные особенности могут являться природными (врожденными) или профессиональными, когда деятельность личности приводит к развитию зрительной, слуховой, вкусовой памяти. Например, известны случаи, когда музыкант с сильной слуховой памятью, прослушав один раз сложное музыкальное произведение, мог полностью его воспроизвести.

Также индивидуальные особенности могут выражаться в различии способа запоминания информации. Например, одни люди запоминают номер телефона зрительным путем, посмотрев на записанные числа, в то время как некоторые музыканты могут запоминать их как мелодии.

Как правило, в жизни большинство людей обладает смешанным типом памяти: зрительно-слуховым, зрительно-моторным и т.д.

Использование различных способов запоминания, таких как чтение, прослушивание, наблюдение, ведение записей и т.д. приводит к увеличению подвижности сформированных нервных связей, что способствует длительному хранению полученной информации.

Процессы памяти

К числу основных процессов памяти относятся:

  • Запоминание. Является процессом фиксации полученной информации;
  • Ретенция. Процесс, при котором полученная информация сохраняется в неизменной форме;
  • Репродукция. Процесс воспроизведения информации из памяти в момент, когда это необходимо;
  • Узнавание. Представляет собой процесс восприятия предмета или явления, воспроизведения личных воспоминаний и объединения их общих признаков и свойств;
  • Забывание. Процесс, при котором полученная информация, навыки или чувства стираются из памяти. Забывание является естественным процессом, который помогает освободить мозг от большого количества ненужной информации.

Нарушения памяти

Снижение памяти в норме может колебаться в определенных пределах. Это связанно с различными стрессовыми факторами деятельности человека, например, утомлением, недосыпанием, соматическими заболеваниями и т.д.

При выходе за допустимые пределы расстройства памяти уже более серьезны и требуют внимания специалистов. Давно известно, что эти нарушения возникают при патологических состояниях мозга.

В число основных нарушений памяти входят:

  1. Гипермнезия. Является кратковременным болезненным усилением памяти. При данном расстройстве наблюдается ослабление логически-смысловой памяти и усиление чувственно-образной. Например, больной на фоне сниженного интеллекта может запоминать и воспроизводить наизусть целые страницы прочитанных произведений. Не следует путать гипермнезию с феноменальной памятью, не подразумевающей нарушений механизмов и процессов памяти.
  2. Гипомнезия. Проявляется в виде ослабления памяти, нарушена способность личности фиксировать, сохранять и воспроизводить полученную информацию. Данному виду расстройства памяти особенно подвержена механическая память. Иногда факты, которые необходимо вспомнить в конкретный промежутом времени, могут всплывать позже сами по себе. В некоторых случаях гипомнезия касается нарушения запоминания, в других – воспроизведения информации.
  3. Амнезия. Представляет собой полную потерю памяти определенного промежутка времени или определенных ситуаций. Она бывает общей (когда охватывается большой период времени) и частичной (когда распространяется на конкретные воспоминания).
  4. Псевдореминисценция. Проявляется в ошибочных воспоминаниях, действительно произошедших в жизни больного, но со смещением времени события, когда прошлые ситуации переносятся на настоящее. Для них характерно стабильное содержание, которое повторяется больным несколько раз. Разновидностью данного расстройства памяти является экмнезия, когда больной живет в прошлом и не воспринимает временную грань между прошлым и настоящим.
  5. Конфабуляция. Выражаются в виде ложных воспоминаний, которые в действительности никогда не происходили. При этом больной уверен в их истинности. Замещающие конфабуляции заполняют провалы в памяти и имеют бытовое или профессиональное содержание. Фантастически конфабуляции представляют собой фантастические вымыслы, которые часто сочетаются с бредом величия. Паралитические конфабуляции представляют собой воспоминания о несуществующих событиях нелепого содержания.
  6. Криптомнезия. Представляет собой искажения памяти и присвоение воспоминаний, о которых больной слышал, читал или видел, либо отчуждение реальных событий. Ассоциированный ее вариант выражается в присвоении воспоминаний, которые больной увидел в кино или во сне, прочитал в книгах и т.д. Он уверен в том, что именно он пережил эти воспоминания или является автором великих произведений, научных статей или трудов. Ложный ассоциированный вариант является противоположным, т.е. реально прожитые ситуации больного воспринимаются им, как услышанные или увиденные в кино, прочитанные в книгах и т.д.

В заключении хочется отметить, что исследования памяти играют важную роль при диагностике симптомов мозговых заболеваний и требуют тщательного изучения.

Особенности различий памяти

Разница в памяти людей заключается в том, что наибольшее развитие характерно для тех видов памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на данный факт способна наложить профессиональная деятельность. Так, у исследователя можно отметить очень хорошую смысловую и логическую память, но сравнительно слабую механическую память. У актеров и врачей более развита память на лица.

Процессы памяти тесно связаны с особенностями личности человека, включая его эмоциональный настрой, интересы и потребности. Они могут определять то, что и каким образом человек запоминает и хранит. Запоминание находится в зависимости от отношения личности к запоминаемым сведениям.

Отношение способно определять избирательный характер памяти. Человек обычно запоминает то, что для него интересно и эмоционально значимо. Не подлежит сомнению, что в процессе запоминания более или менее существенное значение имеют моменты. Так, эмоционально насыщенные события будут лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральные ситуации.

Индивидуальные различия в памяти связаны также с тем, что кроме эмоционального характера впечатления, большую роль играет общее состояние личности при его получении, включая ее физическое состояние в целом. То, что память тесно связана с физическим состоянием, доказали случаи ее болезненного нарушения.

Типы памяти человека

Вы, конечно, замечали, что все мы разные: одни прекрасно помнят и различают лица, но «не дружат» с цифрами, другие легко удерживают в памяти имена, но лицо вспомнить никак не могут. Кто-то затрудняется удержать в голове формулы, а вот рифмованные строки запоминает легко и помнит всю жизнь.

Такие индивидуальные особенности памяти в психологии тоже учитываются и позволяют разделить её на несколько типов. Прежде всего, различают словесно-логический и образный (одна из его форм — эмоциональный) типы памяти.

Попробуйте ответить на вопрос: прочитывая книгу, Вы представляете себе героев и события, пейзажи и обстановку (образный тип памяти), или Вам приходят на ум основные мысли, заложенные в содержании и наиболее удачные высказывания (словесно-логический тип памяти)?

Для кого-то ведущую роль при запоминании играют его непосредственные формы через наглядные, чувственные образы, а для кого-то запоминание происходит через суждения, то есть через обобщенные с помощью речи логические схемы.

Образный и словесно-логический типы памяти основываются на работе разных сигнальных систем: образный опирается на работу первой сигнальной системы, а словесно-логический — на работу второй.  Большинство людей относится к среднему типу памяти, гармонично сочетающему работу обеих сигнальных систем.

Как правило, образный тип памяти чаще встречается у людей искусства, а словесно-логический – у учёных. Хорошая образная память — признак хорошо развитого воображения, что уместно не только в искусстве, но и в самых разных проявлениях нашей жизни. Одной из разновидностей образной памяти является эйдетическая память (её также называют фотографической). Её особенность заключается в том, что человек способен удерживать в памяти и детально воспроизводить воспринятое (предметы, звуки, изображения) уже после того, как воздействие на органы чувств закончено.

Запоминая и воспроизводя мысли, выраженные при помощи слов, мы задействуем словесно-логическую память. Школа также развивает прежде всего именно этот тип памяти.

Однако индивидуальные особенности памяти человека обусловлены не только взаимодействием сигнальных систем, но и тем, какой из анализаторов человек задействует более активно и результативно. В этой связи типы памяти делятся на слуховой, зрительный и двигательный.

Как это выяснить? Если запоминать легче при зрительном восприятии – это признак задействования зрительного анализатора и проявления зрительного типа памяти. Если запоминать легче на слух – слухового. Если запоминание происходит с участием движений – двигательного. Как вариант этого типа, можно рассматривать и речедвигательный тип (запоминание сопровождается речевыми движениями: например, шевелением губами).

Двигательная память помогает легко осваивать танцевальные упражнения, правильные движения при занятиях спортом, осваивать музыкальные инструменты. Она — основа для выработки человеком двигательных навыков. И все же чаще всего люди, запоминая предметы, используют зрительный тип памяти, а воспринимая информацию на слух – речедвигательный. Чистые типы памяти можно встретить редко, большинство людей имеет смешанный тип памяти.

Учитывая индивидуальные особенности памяти, психологами экспериментально были получены результаты, доказывающие, что если задействовать одновременно несколько модальностей, то эффективность запоминания значительно повышается. Так, если одновременно использовать слуховую память и зрительную память и сочетать их с компонентами рассуждения, то материал запоминается гораздо легче. Учась чему-то новому, мы подключаем мышечное напряжение, помогающее запоминанию. Вспомните, как осваивающий письмо малыш помогает себе с помощью движений: наклоняет голову, шевелит губами, высовывает кончик языка.

Индивидуальной особенностью памяти человека является и величина оперативной единицы запоминания. У малыша, который учится читать, такой единицей является слог, по мере взросления – слово, фраза, предложение, абзац. Способность укрупнять единицы, выделяющиеся в структуре информации, является одним из показателей тренированности памяти, наряду со свободным умением выстраивать ассоциации, выделять главное, использовать средства запоминания.

Исследования особенностей и различий памяти

Психологическая литература содержит информацию об уникальных случаях. Один из них был представлен А.Р. Лурией, который подробно исследовал и описал память человека, который быстро, прочно и надолго мог запомнить любую информацию, причем, объем его памяти ученый так и не смог экспериментально установить.

Лурия писал про этого человека:

Обозначенный промежуток времени, вероятно, и есть тот фактор, который был нужен человеку для осуществления перевода информации в хранилище памяти. Отметим, что у обычных людей этот промежуток и прилагаемые усилия гораздо больше.

Лурия выяснил, что механизм памяти исследуемого пациента имел в основе эйдетическое зрение. После однократного зрительного восприятия материала, включая его умственную обработку, пациент продолжал его «видеть», хотя сам материал уже отсутствовал в поле зрения.

Есть люди, которые обладают эйдетической памятью. В детстве она характерна для всех, а во взрослом возрасте постепенно исчезает. Этот тип памяти поддается развитию с помощью упражнений, бывает хорошо развит у художников, так как представляет собой один из задатков для развития соответствующих способностей.

Много интересных фактов, которые касаются человеческой памяти, установили исследователи, которые в своих изысканиях руководствовались гештальт-теорией. Один из таких феноменов открыт Б.В. Зейгарник и получил название «эффект Зейгарник».

Ею людям была предложена серия заданий и одни из них позволили довести до конца, а другие прервали незавершенными. Оказалось, что впоследствии испытуемые практически в 2 раза чаще вспоминали незавершенные задания, чем завершенные на момент прерывания.

Данное явление объяснили тем, что при получении задания у испытуемого есть потребность в его выполнении. Она растет при выполнении задания (такая потребность научным руководителем эксперимента Зейгарник, К. Левином, была названа квазипотребностью).

Потребность полностью реализует себя после выполнения задания, при этом она остается неудовлетворенной, если задание не было доведено до конца. По причине наличия связи между мотивацией и памятью первая способна влиять на избирательность памяти и сохраняет при этом в ней следы незавершенных заданий.

Из этих экспериментов был сделан важный вывод, который также характеризует индивидуальные отличия памяти человека. Индивид непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь (также непроизвольно) воспроизводит то, что способно отвечать его самым актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям.

Уровень организации памяти

Разберем следующее свойство памяти человека – уровень ее организации. Исследования психологов показывают, что одним людям присущи чувственные (наглядные) формы запоминания. Другим — использование суждений, обобщенных с помощью речи. Первых относят к «художественному», вторых – к «мыслительному» типу.

Величина оперативной единицы – еще одна уникальная черта памяти человека. Проследим ее связь с тем, как усваивается письменная речь с момента начала обучения чтению. Первоклассник вначале учится читать по слогам, затем целиком воспринимать слова и предложения. Взрослый человек демонстрирует большие способности. Он может одномоментно усваивать от нескольких абзацев до более крупных блоков текста. Тот же процесс происходит в памяти. Оперативная единица запоминания – это кусок информации, который вводится в память и имеет различную емкость в зависимости от конкретного человека. Следовательно, уровень организации памяти основан на индивидуальных формах запоминания и емкости оперативной единицы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПАМЯТИ

Индивидуальные различия в процессах памяти. Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается. Эти двоякие изменения с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. Скорость запоминания определяют числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Наконец, готовность памяти выражается в том, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо. Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания. Поэтому указанные особенности памяти определяются условиями ее воспитания и зависят в первую очередь от того, насколько сформированы у каждого человека рациональные способы запоминания. Они связаны с привычкой к точности и аккуратности в работе, наличием ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивостью в их выполнении и т.д. Готовность памяти, кроме того, зависит от систематичности в приобретении и закреплении знаний.

Типы памяти. Индивидуальные различия в памяти проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других — словесный материал (понятия, мысли, числа и т.п.), у третьих — не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Эти типы зависят в определенной мере от соотношения первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности людей. Жизненные факты доказывают, что преобладание в запоминании образов или мыслей определяется в первую очередь условиями жизни и деятельности людей. Требования жизни, профессиональной деятельности обусловливают более или менее выраженные особенности того или иного типа памяти. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно-абстрактный тип — у ученых-теоретиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный. Соответствующими особенностями своей памяти человек пользуется как приемом повышения ее продуктивности.

Учителю необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти учащихся. Одновременно он должен развивать у них всестороннюю память (и зрительную, и слуховую, и двигательную). Этого требует разнообразие самого учебного материала: оно создает максимально благоприятные условия для всестороннего развития памяти учащихся.

Уже в подростковом возрасте память должна стать объектом не только воспитания, но и самовоспитания. Самовоспитание памяти достигает значительных успехов тогда, когда оно основывается на знании закономерностей ее формирования. В этой связи иногда говорят о пользе так называемой мнемоники, которая представляет собой совокупность формальных приемов, обеспечивающих искусственное закрепление материала в памяти. Но мнемоника лишь подменяет логическое содержание и никогда его не компенсирует. Основой развития смысловой памяти является содержательная познавательная активность личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: