Природа и человек
О природе и человеке у нас есть большая и подробная подборка аргументов. А еще есть об экологии. Что еще можно сказать об этой теме?
- Б.Л. Васильев, «Не стреляйте в белых лебедей». Природа нуждается в заботе и охране человека, ведь она представляет собой естественную среду нашего обитания, без которой нам просто не выжить. Это доказывает пример из повести Васильева. Федор Бурьянов, будучи ответственным лицом в заповеднике, ничего не предпринимал для его сохранения. Напротив, он всячески разорял его для своих нужд и нажил немалое состояние на браконьерстве. И его поступки не прошли бесследно: экология леса пришла в упадок. Теперь «лебяжье озеро» было пустым и названию не соответствовало. А вековые липы погибли просто потому, что Федор содрал с них всю кору ради денег. Небрежное и безответственное отношение к природе ведет к оскудению края и ухудшению жизни на Земле.
- А.П. Чехов, «Крыжовник». Многие люди не интересуются экологией и совершенно напрасно. Эта проблема касается нас всех. Уже не один век об этом пишут известнейшие авторы. Например, Чехов в своем рассказе говорит об ужасающем состоянии имения, которое купил главный герой. Река возле дома имела «кофейный цвет» из-за неприятного соседства с заводами. Тогда никто не следил за выбросами отходов, поэтому Николай Иванович долго и безуспешно судился с местными дельцами, не получая никакой отдачи. Из-за промышленных выбросов ни воздух, ни вода, ни почва в этом районе не могли быть безопасными для человека. Но всеобщее равнодушие привело к тому, что люди стали его главными жертвами. Природа — это наш дом, мы должны его охранять, иначе жить нам будет негде.
- Е.И. Носов, «Кукла». Прогресс порой очень болезненно сказывается на экологическом состоянии природы. Эту тему поднял Евгений Носов в рассказе «Кукла». Рассказчик встретил давнего друга, но заправские рыбаки уже не могли найти места, чтобы поудить рыбу. Если раньше здесь царило изобилие, то теперь речи обмелели и заросли тиной. Вместо исконных обитателей водоемов герои увидели лишь бутылки, пластик и другой мусор. Удобрения с полей попали в воду и способствовали феноменальному распространению тины. Теперь экосистема реки была разрушена. На ее восстановления уйдут годы. Вот к чему ведет равнодушие к природе и безответственность людей.
- М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Вмешательство прогресса в естественные процессы природы может привести человечество к настоящей катастрофе. Это доказывает пример из книги Булгакова. Профессор Преображенский хотел провести эксперимент и создать из собаки человека. Но он упустил главное — человечность. Ее не пересадить и не ампутировать. Ее можно только воспитать в семье и обществе, когда личность проходит все стадии становления. А Шариков так и не смог наверстать упущенное. Он лишь внешне напоминал человека, а в душе и сознании остался на самой низшей ступени. Осознав провал, ученый все вернул на свои места и прекратил вмешиваться в естественный ход вещей. Ведь мы не должны воевать и соперничать с природой, как ребенок не должен идти против матери и отца.
- В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Человек часто потребительски относится к природе и не замечает, как теряет свой дом. Именно так произошло в произведении Распутина. Власти решили создать гидроэлектростанцию, а для нее нужна была плотина. Для сооружения этого комплекса они решили пожертвовать целым островом, где веками развивалась жизнь: росли деревья, обитали животные, жили люди. Деревню тут же стали расселять, а мнения жителей даже не спрашивали. Старики лишались не только домов, но и погоста, где они оставляли близких, памяти о родной земле и своей семье. Но самое страшное, что никто не эвакуировал леса, поля, животных и птиц. Их всех обрекли на вымирание ради иллюзорных целей. Сегодня многие объекты в тех местах уже не нужны (как, например, знаменитый БАМ), но экологические потери будут восполняться столетиями.
- А.И. Куприн, «Олеся». Человек может жить в гармонии с природой и пользоваться ее мудростью. Она способна научить нас нравственности, свободе, любви. Доказательство мы находим на страницах повести Куприна. Олеся выросла в уединении на лоне природы. Никто не учил ее, кроме бабушки, старой знахарки. Почти все свои знания и умения Олеся подчерпнула из кладезя окружающего мира. В лесу она знала все травы и плоды, умела лечить людей и даже обладала экстрасенсорными способностями, опираясь на природное чутье. Героиня стала гармоничной и свободной личностью, в отличие от деревенских жителей, которые во всем ориентировались на предрассудки и суеверия. Этот пример заставляет нас задуматься о том, что все лучшее в человеке — от его матери-природы. Она дает нам мудрость, нравственный закон и силу подлинного чувства.
Человек как звено между культурой и природой
Человек преобразует и доделывает природу. Культуру и природу противопоставлять неправомерно, поскольку сам ее творец в определённом смысле является частью природы. Природного человека никогда не было, и не существует сейчас. Лишь «человек культурный» был, есть и будет от истоков до самого завершения своей истории.
- С одной стороны, человек начиная возводить на природной основе свой культурный мир, совершил первое действие, которое было направлено на разрыв с естественной средой.
- С другой, человек активно влияет на взаимодействие культуры и природы, объединяя обе эти системы оттого, что внутренне принадлежит к каждой из них.
Аспекты взаимодействия
Хозяйственно-практический
На протяжении истории довольно долгое время природные условия играли важную роль для судеб разных стран, народов. Современная эпоха существенно снизила роль природного фактора для роста экономической мощи государств, усилив значение человеческого фактора.
Экологический
Важнейшими аспектами нынешнего состояния проблемы взаимодействия культуры и природы стали охрана природы, экологическое равновесие, чистые с точки зрения экологии технологии. Угроза мировой экологической катастрофы требует разумного осмысления и построения оптимального соотношения природного и неприродного. Третье тысячелетие, в котором преобразующее, активное воздействие человечества на собственную планету становится всё сильнее, поставило людей перед необходимостью заговорить на одном языке с миром природы, обеспечить наиболее приемлемое соотношение созданного человеком и природой.
Медико-гигиенический
Погода и климат оказывают мощное воздействие на человеческую жизнь, поэтому нельзя игнорировать проблемы медико-гигиенического характера: здоровый образ жизни, географию болезней и другие.
Этический
Любовь к природе – родной среде обитания человека — не может не ассоциироваться с любовью к родине, являющейся одной из наиболее важных жизненных ценностей.
Носители природного начала в своей биологической предыстории — это человек и культура, созданная человеком. Заявлять о ней как внебиологическом, надприродном явлении, можно лишь, если рассматривать ее как необходимое дополнение и продолжение природы. Человек – неотъемлемая составляющая экосистемы, следовательно, и культура должна иметь своё обусловленное место в общей с природой системе.
Взаимосвязь культуры и природы
Здесь мы вплотную сталкиваемся с антимоничностью, т.е. противоречием между двумя суждениями, которые признаются верными.
- С одной стороны, культура надприродна, внебиологична, её невозможно свести только лишь к природному.
- С другой стороны, культурное, кроме как из природного, больше не из чего построить. Вот поэтому и создаётся впечатление о единстве и различии культурного и природного.
Культура как надприродный способ человеческой деятельности
Как правило, к культуре относят всё рукотворное. Культурное пространство или «вторую природу» сотворил своим неустанным трудом человек.
Kultura contra natura — так звучит одна из начальных формулировок, отражающих ее специфику, которая воспринималась как нечто отличающееся от натуральности, надприродное, возникшее не самостоятельно, а в результате деятельности человека. Такой подход ведёт к умалению значимости природы, её принижению. Напротив, культура, с помощью которой себя выражает человек, возвеличивается. Не кроются ли в таких воззрениях истоки разрушительного, хищнического отношения к природе? Правильнее утверждать, что культурное – это и есть природное, которое продолжено и преобразовано деятельностью человека.
Влияние природы на культуру
Природные факторы оказывают сильное воздействие на ее формирование. Сравнивая культуру и быт горцев, населяющих Кавказ и Анды, Гималаи и Кордильеры, нельзя не заметить удивительное сходство черт ее функционирования у этих народов.
Очевидно, что особенности конкретных территориальных комплексов определяют схожесть культур жителей тропиков, полярных районов, степей или океанических островов. Ж. Боден, Ш. Л. Монтескье, И. Мечников и другие приверженцы географического детерминизма ( теоретической концепции о влиянии природы на образ жизни человека), считают природную среду определяющим фактором культурного развития. Влияние природы, по их мнению, сказывается не только на материальных условиях жизни, но и на формировании менталитета людей.
К. Маркс рассматривал естественно-географическую среду несколько иначе. Для него природная среда – естественное условие, предпосылка развития культуры и общества, но предпосылка, изменяемая деятельностью людей. Марксу была близка идея о разделении природы на внешнюю, определяющую быт людей, и внутреннюю, то есть биологическую сущность человека, являющуюся частью живой природы. Культура живёт в природе и природой. Именно здесь прослеживается единство натурального, природного и созданного — единство, обеспечиваемое трудом.
История связи культуры и природы
Взаимосвязь культуры и природы имеет давнюю историю.
Отправной точкой является античная интеллектуальная культура. Так в Древней Греции взаимодействие с природным объявлялось героическим и смелым поступком. К примеру, занятие земледелием являлось родом борьбы за растущий плод. В Древнем Риме наоборот земледелие – это одно из самых спокойных и рождающих гармонию занятий.
В Средние века природа понималась как источник греха и соблазна. Вместе с этим, она являлась преградой для общения между Богом и человеком.
В эпоху Возрождения природа вновь предстает в античном, близком к римскому, понимании. Ф. Петрарка, итальянский поэт, называет ее любящей матерью и кормилицей. Представители эпохи Возрождения утверждают связь искусства с природой, что выражается в уподоблении творчества с созерцанием и отражением природных красот.
Замечание 2
С эпохи Нового времени целью культуры становится покорение природы. Наука и культура начинают использовать культуру как экспериментальную площадку. Такое отношение к природе, с одной стороны, дало возможность для научных и технологических достижений, но, с другой стороны, привело к экологическому кризису. Одной из причин экологического кризиса как раз и стало перетягивание каната культурой, одностороннее по отношению к природе.
Искусство и человек
Аргументы об искусстве мы уже написали. Вот еще шесть примеров:
А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Искусство способно утешить человека и вывести его из состояния тоски, отчаяния, горя. Об этом нам напоминает Куприн в своей повести. Вера винила себя в трагедии, произошедшей с Желтковым — ее тайным поклонником. Она резко ответила ему, что желает прекращения всех его попыток контактировать с ней. Георгий не смог с этим смириться. Это любовь была всем, что было ему дорого. Он покончил с собой. Вера, узнав об этом, чувствовала себя причастной к смерти человека. Но прощальный совет Желткова вернул ей способность жить без укора совести. Она послушала музыку Бетховена и поняла по тональности этой мелодии, что Георгий простил ее. Вера смогла побороть негативные эмоции благодаря прекрасной музыке.
Н.В. Гоголь, «Портрет». Искусство может очень сильно и даже негативно повлиять на человека. В этом мы убеждаемся, глядя на историю Чарткова. Увидев роковой портрет, он попал под его чары. Демонический взгляд ростовщика усилил соблазны, одурманивающие юношу. Бедный художник, найдя крупную сумму в раме, привык к роскоши и решил посвятить всего себя погоне за золотом. Он начал работать на заказ и подражать вкусу толпы — весьма посредственному. Из-за этого его талант деградировал. Он упустил то время, когда нужно было совершенствовать свой стиль. И в зрелом возрасте он понял, как много потерял, продав музу за деньги. Бесплодное раскаяние привело к сумасшествию героя. Вот так искусство может повлиять на жизнь человека.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Искусство развивает личность, делает ее внутренний мир богаче. В этом нас убеждает пример Татьяны Лариной. Она и ее сестра Ольга росли в одинаковых условиях, но одна девушка была «такой как все», ничем не выделялась из толпы, а другая пленяла знающих людей глубиной чувства и мысли. Татьяна была развита не по годам и не по окружению благодаря чтению. Оно подарило героине опыт, новые поводы для раздумий и солидный словарный запас. Татьяна могла поговорить на самые разные темы и проявить индивидуальный подход ко всему. Чего стоит только ее признание Онегину! Она поступила смело и нетипично для той эпохи. Как мы понимаем, именно искусство дает людям стимул для развития.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Искусство объединяет людей и стирает границы, разобщающие их. Об этом писал еще Л.Н. Толстой в знаменитом на весь мир романе. Наташа Ростова после охоты гостила у родственника и услышала плясовую мелодию. Тут же она надела яркий платок и начала танцевать так, как принято в народе. И напряжение в комнате мгновенно сменилось радостным оживлением. И крестьянка, и графиня были на одном уровне, на одной волне. Наташа сердцем почуяла, как надо двигаться, как надо себя вести и ощутила связь с Родиной. Не западные бальные танцы, а русские-народные обеспечили ей небывалый душевный подъем. Они сблизили Наташу с простыми людьми и показали важную истину о том, что все мы равны.
К.Г. Паустовский, «Старый повар». Искусство врачует душевные раны и дает успокоение. Об этом написал К.Г. Паустовский в своем рассказе. Старый повар умирал и мучился, вспоминая о покойной жене и думая о судьбе дочери. Успокоить его пришел случайный прохожий, который оказался известным музыкантом Моцартом. Выслушав старика, тот решил сыграть ему. И благодаря мелодии герой вдруг увидел свою жену, их первую встречу и прекрасные дни, проведенные вместе. Эти чудесные воспоминания помогли ему прийти в хорошее расположение духа и унять тревогу. Он успокоился и был готов принять смерть. Искусство стало для него своеобразной молитвой, принесшей гармонию в душу.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети»
Далеко не все люди признают, что искусство важно для человека. Например, Евгений Базаров считал чтение поэзии ненужным и даже вредным, а к музыке был равнодушен
Он думал, что так люди тратят время попусту, ведь занятие наукой намного важнее и интереснее. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» — так говорил герой. Быть может, он и прав, но разве можно измерять все вещи в мире лишь по одному критерию полезности? Тогда человек низведет себя до состояния функции, уничтожив все многообразие своего сложного и прекрасного сознания. Отказываясь от искусства, мы крадем у себя же редкое удовольствие, интересный опыт и уникальные ощущения. Как и Базаров, мы не сможем преуспеть в личной жизни, ведь не сможем говорить на языке чувств, подсказанным нам творчеством. Пример Базарова доказывает, что отказ от искусства и культуры делает внутренний мир человека неполноценным.
Взаимодействие культуры и природы
Природа являет себя одним из факторов, формирующих культуру.
Замечание 1
С одной стороны, человек посредством своей деятельности преобразует окружающую среду, тем самым формируя культуру. С другой стороны, современная биология не склонна радикально разводить понятия природа и культура. По их мнению, поведение и деятельность человека не сильно отличаются от аналогичных в животном мире, дело только в разных уровнях сложности организации.
Культура и природа в своей связи взаимовлияют друг на друга.
Влияние природы на культуру заключается в следующем:
- природа определяет потребности людей, что в свою очередь обуславливает процесс мышления и культурной деятельности человека; природа здесь род материала для творчества;
- окружающая природа влияет на тип хозяйства, культуры и на порождаемый всем этим духовный мир общества;
- природа, ее явления способствуют творческому процессу человека;
- наибольшую связь природа имеет с народной культурой, с ее поверьями, основывающимися на природных явлениях и катаклизмах.
При этом имеется и обратное влияние культуры на природу. Сложилось несколько понятий характеризующих указанное влияние.
Культурный ландшафт – это совокупность как технических, культурных, так и природных элементов и явлений, локализованная на определенной территории. Разновидностями указанного типа ландшафта являются антропогенный и техногенно-урбанизированный ландшафты.
Агросфера – это результат воздействия человека на почву в результате окультуривания растений и животных. Часть существующей сегодня природы в свое время была создана человеком под воздействием определенных, в том числе, и культурных целей и идеалов.
Техносфера являет собой созданные человеком элементы природного ландшафта (дороги, мосты и т.п.).
Два типа людей
Взаимоотношения между культурой и природой отличаются определенной сложностью. Первоначально может показаться, что понятия не имеют ничего общего между собой. Более пристальное обращение к вопросу показывает, что это не так.
К. Юнг, представитель психоаналитической традиции в психологии, формулирует два подхода к определению отношения культуры и природы.
- Западный человек – экстраверт, его деятельность направлена на актуализацию себя вовне. Поэтому он стремится к господству над природой, ощущая себя преобразователем, а природу представляя как мастерскую.
- Восточный человек – интроверт, ищущий в своем внутреннем мире укрытие, тем самым его развивая и совершенствуя.