Егэ. общество. тема 14. общество и природа

Природа это

Что означает слово «природа»?

Понятие «природа» появилось во времена Древней Руси. Корень слова «род», перед которым стоит приставка «при-». Таким образом, можно дословно интерпретировать понятие как «при Роде». Род представляет собой древнерусское божество, которому поклонялись язычники для продолжения своего рода. Также понятие обозначает единство потомков с предками.

Род – главный бог славян, создатель мира, причиной всех причин

От имени божества появились такие понятия, как: «роды», «порождение», «роженица». Периодически можно услышать, что понятие «природа» произошло от латинского языка с понятия «natura», что переводится как основной порядок вещей, который невозможно изменить.

Интересный факт

Жизнь на планете Земля

Наша планета сегодня является единственной (по крайней мере, согласно официальным данным), на которой зафиксирована жизнь и существование живой материи. Ее природные особенности изучаются на протяжении многих веков учеными и исследователями.

Жизнь на Земле возможна благодаря природе планеты: двум полярным регионам и тропической области посередине. Осадки, выпадающие на поверхности, и наличие атмосферы дают возможность расти и питаться всему живому. А почва – основа для строительства и выращивания культур.

На планете идет постоянная эволюция геологических и биологических процессов. Наличие воды – основа для жизнедеятельности всех организмов. Она занимает примерно 71% поверхности Земли. Благодаря климатическим условиям сформировалась экосистема, которая включает множество живых организмов, в том числе и человека.

Из чего состоит природа?

К природе можно отнести любые явления и объекты, не созданные человеком. В первую очередь, земной шар. На сегодняшний день Земля является единственной известной планетой, на которой существует жизнь. Появившись 4,54 миллиарда лет назад, она претерпела значительную эволюцию, превратившись из газопылевового облака в живую планету со своей атмосферой, водной средой и твердой земной оболочкой, состоящей из тектонических плит. Биологические и геологические процессы, происходившие на Земле, и сформировали ту природу, которую мы знаем сегодня.

Неотъемлемыми составляющими природы являются погода и климат, различающиеся в зависимости от региона и высоты над поверхностью планеты. К природе относится вода – химическое соединение, без которого не может существовать ни одно живое существо. Вода наполняет озера, моря, океаны, течет в реках и ручьях, в твердом состоянии покрывает горные склоны, а в парообразном содержится в атмосфере. Кроме того, природа – это почвы, растительный и животный мир, околоземное пространство, пустыни, горы, атмосферный воздух и многие другие компоненты, которые в совокупности создают наиболее оптимальные условия для существования жизни на Земле.

Биогеохимические циклы

Биогеохимический цикл или круговорот веществ в природе — это путь, по которому химическое вещество перемещается через и Земли. Термин «биогеохимический» — сокращение, которое относится к рассмотрению биологических, геологических и химических аспектов каждого цикла.

Каждый цикл начинается в любой заданной точке, изменяется в установленном порядке и в конечном итоге возвращается к заданной точке.

Самыми известными и важными биогеохимическими циклами выступают:

  • Цикл углерода (круговорот углерода) — это процесс, при котором происходит обмен углерода между биосферой, педосферой, геосферой, гидросферой и атмосферой Земли.
  • Цикл азота (круговорот азота) представляет собой биогеохимический цикл, с помощью которого азот превращается в различные химические формы, поскольку он циркулирует среди атмосферы, и .
  • Цикл кислорода (круговорот кислорода) представляет передвижение кислорода в трех его основных резервуарах — атмосфере (воздухе), биосфере (глобальной экосистеме) и земной коре.
  • Цикл фосфора (круговорот фосфора) описывает движение фосфора через литосферу, гидросферу и биосферу.
  • Цикл серы (круговорот серы) представляет совокупность процессов, посредством которых сера перемещается в/из минералов и живых систем.
  • Цикл воды (круговорот воды в природе или гидрологический цикл) описывает непрерывное движение воды на Земле, а также над и под ее поверхностью.
  • Цикл горных пород (круговорот горных пород) является базовой концепцией в геологии и описывает трудоемкие процессы перехода через геологическое время между тремя основными типами горных пород: осадочными, метаморфическими и изверженными.

Представление о природе в античности

В античной философии представление о природе динамично изменялось и обогащалось по мере ее развития и формулирования новых проблем. Натурфилософы рассматривали природу как Космос, всеобщее бытие, в котором в гармоничных отношениях находятся и человек, и живые существа, и боги, и силы стихий. Центральными вопросами философов Милетской, Элейской школ, атомистов выступали проблемы первоначала, сущности мира, его устройства и механизмов. Природа представала в них в различных обличиях:

  • Гераклит: природа, космос – это одушевленный огонь, из которого все происходит и в который все превращается. Мир цикличен, источник движения мира – это борьба противоположностей;
  • Парменид: природа, это материальная сфера, статичная и неизменная. Движения, времени, пустоты, раздельности вещей не существует, мир един, в нем ничего не возникает и не исчезает, внутри единого мира вещества лишь взаимно переходят друг в друга посредством метаморфоз;
  • Пифагор: природа – это одушевленное дыхание, которое порождает все сущее. В основе законов управления природой и ее порождениями лежит число, которое отражает как сущность явлений, так и взаимоотношения между ними;
  • Демокрит: природа есть совокупность атомов и пустоты между ними. Атомы – это мельчайшие частички материи, которые передвигаются согласно своим свойствам (внутренней природе). Сцепляясь между собой атомы образуют все сущее.

После появления Сократа и его этического учения центр тяжести философии переместился с онтологических на этические, социальные, политические вопросы. Природа стала рассматриваться в контексте соотношения в человеке добра и зла, понятия блага и путей к его достижению. Сам Сократ связывал с природной частью человека его лучшие качества. Человек, который познает природу внешнюю, может познать и природу самого себя, а вместе с тем освободиться от зла, которое есть одно лишь невежество.

Однако уже его ученик, Платон, противопоставляет природу, как материю и идею, как нематериальное воплощение идеала, совершенного объекта, включая идею мира, природы. Данная концепция достигла своего пика в трудах неоплатоников, которые прямо противопоставляли идеалистический Абсолют, который есть само благо и начало всего, необузданной хаотической материи, природе, которая есть безусловное зло, и причина всякого зла в человеческом существе, как соединении идеального и материального.

Исторические формы взаимодействия природы и общества

В процессе развития общества характер взаимоотношений человека и окружающей среды претерпел множество изменений под влиянием биологической и социальной эволюции человечества.

  1. Первый этап взаимоотношений человека и природы длился 3 миллиона лет. Эта фаза — каменный век и первобытнообщинный строй. В этих отношениях решающую роль играет природный фактор, ведь человек во всем полностью зависит от природы. Люди занимались собирательством, охотой и рыбалкой. Активного воздействия на флору и фауну не было.
  2. Второй этап начался с землепользования, то есть в VIII-VII вв. Результатом развития животноводства стало вытеснение диких животных из экологических ниш домашними животными. При этом активно развивается сельское хозяйство. Посевные площади характеризуются высокой продуктивностью, поэтому плотность населения вокруг таких земель стала увеличиваться. Наблюдается уменьшение площади лесов. Древесина стала использоваться как топливо и строительный материал, а земля — ​​в сельскохозяйственных целях.
  3. Третий этап охватывает период с XVI по XIX века. В это время продолжалось становление и развитие капитализма. Активно осваивались полезные ископаемые, развивалась горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, в связи с чем произошло перераспределение химических элементов. Из-за развития промышленности и отсутствия защиты окружающей среды быстро увеличивалось загрязнение атмосферы, воды и почвы, наблюдалась деградация растительного покрова. В первую очередь это характерно для горнодобывающих регионов Великобритании, Центральной Европы, Южного Урала и США.
  4. Четвертый этап — империализм и социальные революции. Воздействие человека на природную среду варьируется от регионального до глобального. Наблюдаются физическое, химическое и биологическое загрязнение природных компонентов и коренные изменения ландшафта, меняется интенсивность геологических процессов. Мировая промышленность обрабатывает больше горных пород в год, чем естественные геологические процессы на планете.
  5. Пятая фаза, современная — это период научно-гуманитарной революции. Человек должен рационально использовать природные ресурсы в процессе удовлетворения жизненных потребностей, защищая и воспроизводя ресурсы планеты.

По мере развития общества уровень антропогенного воздействия постоянно увеличивается. Реальные сдвиги в процессе нейтрализации этого влияния пока не важны, несмотря на то, что по этому поводу ведутся разные работы ученых разных направлений. В связи с этим возникает необходимость в более четком теоретическом обосновании, определении методологии изучения окружающей среды для оптимизации взаимодействия общества с природой.

Связь природы и времен года

Природа родной человеку планеты находится в постоянном движении. Основной особенностью жизни является ее цикличность – последовательно сменяющиеся сезоны, которые задают ритм существованию, фазы сна и пробуждения, развитие и замедление процессов.

Смену сезонов в течение года принято называть временами года – это зима, весна, лето и осень. Такое природное явление привлекает ученых и оказывает влияние на деятелей искусства.

Поэты и художники посвятили множество произведений временам года. Они восхваляют красоту природы. А ученые-медики связывают множество процессов, протекающих в человеческом организме, именно со сменой времен года.

Представления о природе в средневековье и Новое время

В средневековой философии понятие природы рассматривается через призму бога. В данном случае в понимании природы начинает складываться дуалистическая позиция. С одной стороны, природа выступает творением божием, а потому она является производной совершенства, и сама в некоторой степени совершенна, несет на себе печать божественного происхождения. С другой стороны, природа самого человека испорчена, природное, биологическое, материальное в нем находится в постоянной конфронтации с высоким, духовным, божественным, в связи с чем человеку необходимо постоянно укрощать и смирять собственную плоть, для достижения бога, единения с ним.

В Новое время данное противопоставление находит свое выражение в философии дуализма. Природа отделяется от бога, становясь бездушным объектом научного поиска и исследования, в то время как человеческий дух возводиться либо к божественному началу, либо позднее к абстрактно-логическому разуму, как высшей силе, стоящей над природой и способной проникнуть во все ее тайны.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу.

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза.

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Разнообразие представлений о природе в философии

Природа представляет собой исходную точку для многих философских размышлений и изысканий, в самых различных частях самой философии. Причина ее универсальности заключается не только во всеобъемлющем характере природы, окружающей человека, и находящейся в самом человеческом существе, но и в многозначности данного понятия, его связи с самым различными аспектами человеческого и мирового бытия. По мере развития философии представление человека о природе менялось, усложнялось, дополнялось новыми смыслами.

В настоящее время можно выделить пять основных значений термина природа:

  • природа как бытие, как вся совокупность явлений реальности, мира;
  • природа как сущность, глубинная суть явлений;
  • природа как материальное, естественное, биологическое начало в человеке;
  • природа как естественная среда обитания человека, противоположность культуре;
  • природа как объект для изучения естественных наук.

Данные представления о природе возникли не одновременно. Космическое понимание природы было заложено еще в мифо-религиозном сознании, как целостном образе живого, одухотворенного мира, который позже рассматривался в философских учениях античных мыслителей, пантеистов Нового времени, русских космистов.

Представление о природе как сущности объектов и явлений складывалось в рамках гносеологической традиции, познать некий объект означало познать его природу, присущие ему от возникновения механизмы и принципы существования.

Представление о природе как естественном начале человека, в противовес культурному или духовному началу, также сформировалось в этических концепциях античности, однако широко использовалось позднее в средневековой, классической философии, вплоть до наших дней.

Оппозиция природы и культуры возникла уже позднее, в Новое время с развитием науки и техники, становлением не естественной, а искусственной среды обитания человека, отрывом культуры от земледельческой, природоподобной тематики, в сторону абстрактно-возвышенного.

Аналогично понимание природы как объекта исследования также связано с развитием наук. В этом понимании природа с одной стороны, как бы снова ассоциируется с бытием, реальным миром, поскольку в широком смысле включает в себя весь спектр явлений и процессов, которые могут стать объектами исследования естественных наук – от фотосинтеза, до рождения Вселенной, но в тоже время природа лишается одухотворения античного Космоса, его направленной, созидательной силой, становясь лишь бесконечно сложным, но пассивным объектом, действующим по определенным закономерностям и лишенным собственной воли.

Позиция автора статьи:[]

Автор ещё не имеет объективных данных для построения сети внутреннего развития категории ПРИРОДА. Требуются дальнейшие исследования.

Представления о том, что категория ПРИРОДА суть качественно саморазвивающаяся категория основываются на следующих соображениях:

Может ли логическая модель реальности «за окном черепной коробки» в принципе быть противоречивой?

Если под реальностью понимать лишь биосферу (вселенную) при полном отсутствии в ней человека (пренебречь воздействием человечества на реальность), то в этой искусственной ситуации логическая модель реальности «за окном черепной коробки» может быть противоречивой только в том случае, если обоснован сам факт именно диалектического развития нашей вселенной в целом (хотя бы в своём логическом ядре).

Однако данных о том, что от момента Большого ВЗРЫВА до момента появления на планете Земля человека 2-3 миллиона лет назад развитие шло скачкообразно, а не кумулятивно, у нас нет (“спонтанное нарушение симметрии”?).

Почему Кожев отказался распространять диалектику на природу?

Потому что сегодня нет подтверждённых экспериментально опытных данных о том, что мироздание развивается именно диалектично. То, что мироздание развивается, следует хотя бы из того, что вселенная расширяется, а природа эволюционирует.

Но то, что величины фундаментальных констант имели в момент Большого ВЗРЫВА другие значения, чем сегодня, является лишь гипотезой. Кожев допустил применимость диалектического мышления лишь для анализа общественного развития. Весьма логично.

Однако, есть одно существенное возражение. Сегодня, когда человек способен уничтожить жизнь на Земле, уже невозможно мыслить природу вне воздействия человеческого общества (например, только в масштабах планеты Земля). Таким образом, мироздание в этих граничных условиях (ГУ) уже содержит в себе весьма существенный субъективный момент, как сказал бы Гегель.

Рассматривать в этих ГУ реальность «за окном черепной коробки», не зависящей от субъективного фактора, значит совершать серьёзную ошибку в логике!

То, что само ПОЗНАНИЕ БЫТИЯ изменяет самоё БЫТИЕ, думается, понятно большинству читателей. Даже на микроуровне измерительный фотон изменяет координату и импульс исследуемой элементарной частицы (принцип неопределённости Гейзенберга).

На макроуровне ПОЗНАНИЕ БЫТИЯ как раз и направлено на изменение БЫТИЯ с целью лучше приспособить его для человеческого ОБЩЕСТВА. Но в связи с тем, что наше знание ограничено, действия эти никогда не являются оптимальными и принципиально содержат в себе ошибку.

А если это так, если в ГУ, в которых исследуемый объект-процесс (КАТЕГОРИЯ) претерпевает качественное саморазвитие, мы не можем ни при каких обстоятельствах избавиться от субъективного фактора, то нам ничего не остаётся, как в этих ГУ считать логическую модель реальности «за окном черепной коробки» противоречивой.

Там людей слишком много, там — «за окном черепной коробки», именно они делают реальность противоречивой, так как ошибаются, испытывают ИЛЛЮЗИИ, хотят перепрыгнуть через целый этап развития, как пропасть в два прыжка, хотят всё сразу и прямо сейчас (“Лебедь, рак и щука”)…

Однако, реальность «за окном черепной коробки» не является чем-то линейным и непрерывным: на разных уровнях развития материи объекты реальности подчиняются различным законам, каждый из которых справедлив лишь в определённых ГУ!

Именно об этом и говорит сеть внутреннего развития категории ПРЕДМЕТ философского ПОЗНАНИЯ: у свой закон внутреннего развития, у — свой, у — свой, а у МИРОЗДАНИЯ — свой…

Мы имеем дело здесь с логическими МОДЕЛЯМИ (построенными из КАТЕГОРИЙ) ПРЕДМЕТА рассмотрения (КАТЕГОРИИ), а не с самим предметом (например, мы исследуем категорию ПРОЛЕТАРИАТ, её Закон РАЗВИТИЯ, т.е. имеем дело с идеализированной высшей абстракцией, а не с реальным рабочим классом).

КАТЕГОРИИ подобны логическим «ярлыкам», навешенным на предметы. Ярлык на костюме в магазине, даже если в нём перечислены все характеристики костюма, никогда не заменит самого костюма и не способен отразить ВСЕ его конкретные параметры!!!

Для чего же нужны «ярлыки»?

ДЛ позволяет познавать законы (качественного) саморазвития и прогнозировать тенденции РАЗВИТИЯ, т.е. как раз то, что формальная логика (ФЛ) не позволяет делать ни при каких условиях, так как это запрещено Законом тождества!

Что такое живая и неживая природа?

Все нерукотворные явления нашей планеты подразделяются на живую и неживую природу. К первой относятся живые существа, то есть флора и фауна. В понятие живой природы входят человек, животные, птицы, насекомые, грибы, вирусы и бактерии, растения всех видов и родов.

Неживой природой называют всевозможные вещества и поля, наделенные энергией. Она представлена целым рядом организационных уровней – от элементарных частиц до планет и Вселенной в целом. На Земле к этому понятию можно причислить камни, воду, вулканы, ледники, острова, континенты и многое другое.

Важное отличие между живой и неживой природой состоит в том, что объекты первой имеют короткий срок жизни, неустойчивы и изменчивы, тогда как объекты второй могут существовать миллиарды лет, при этом меняются очень медленно

Что такое живая и неживая природа?

Все нерукотворные явления нашей планеты подразделяются на живую и неживую природу. К первой относятся живые существа, то есть флора и фауна. В понятие живой природы входят человек, животные, птицы, насекомые, грибы, вирусы и бактерии, растения всех видов и родов.

Неживой природой называют всевозможные вещества и поля, наделенные энергией. Она представлена целым рядом организационных уровней – от элементарных частиц до планет и Вселенной в целом. На Земле к этому понятию можно причислить камни, воду, вулканы, ледники, острова, континенты и многое другое.

Важное отличие между живой и неживой природой состоит в том, что объекты первой имеют короткий срок жизни, неустойчивы и изменчивы, тогда как объекты второй могут существовать миллиарды лет, при этом меняются очень медленно

Объекты природы

Одна из самых распространенных идей в науке состоит в том, что природа состоит из объектов. Разумеется, сама научная практика основана на объективности. Мы объективируем природу, чтобы ее можно было измерить, испытать и изучить, с конечной целью разгадать ее секреты. Для этого обычно требуется уменьшить естественные явления до их составных частей. Большинство зоологов, например, думают о животных с точки зрения генов, физиологии, видов и т.п.

Самый главный урок от Дарвина, состоит в том, что вся жизнь на Земле, включая нас, возникла из одного генеалогического древа. Однако до настоящего времени это интеллектуальное понимание еще не проникло в наши сердца. Даже те из нас, кто полностью придерживается концепции органической эволюции, склонны рассматривать природу как ресурсы, которые можно эксплуатировать, а не родственника, заслуживающего наше уважения.

В качестве объекта, природу можно выделить как основу существования жизни на нашей планеты. Однако рассматривать отдельные объекты природы следует исходя из определенной ситуации.

К примеру, рассмотрим иллюстрацию и выделим основные объекты природы:

Из объектов неживой природы можно выделить: землю, Солнце, погоду, облака, камни, воду, рельеф местности и т.д.

Из объектов живой природы на иллюстрации изображены: деревья, цветы, трава, камыши, кустарники и птицы.

Данная схема представляет собой экосистему, в которой происходит взаимодействие объектов живой и неживой природы. Каждый из объектов природы выполняет определенные функции и является чрезвычайно важным, а также обеспечивает человечество определенными благами.

Человека также можно условно назвать объектом природы. Начиная с момента зачатия и до момента смерти, каждый из нас проходит жизненный цикл, созданный природой.

Явления природы

Явление природы — наблюдаемое событие, которое имеет естественный, а не искусственный характер возникновения. Примеры включают: восход Солнца, погода, туман, гром, торнадо; биологические процессы: разложение, прорастание; физические процессы: распространение волн, эрозия; приливные течения, стихийные бедствия, электромагнитные импульсы, вулканические извержения и землетрясения.

Типы природных явлений включают, но не ограничиваются следующими процессами:

Биологические явления

  • Рост — является положительным изменением в размерах и/или созревании живого организма, часто в течение определенного периода времени.
  • Метаболизм — набор жизнеутверждающих химических превращений в клетках живых организмов, при котором происходит превращение пищи в энергию и перенос питательных веществ по всем клеткам, что позволяет организму расти, размножаться и функционировать в окружающей его среде.
  • Депопуляция — снижение численности населения;
  • Трупные явления — процесс при которых органические вещества разлагаются на гораздо более простые формы материи.

Химические явления

  • Рост кристаллов — это основная стадия процесса кристаллизации;
  • Окисление — химический процесс окисления вещества, включает также возникновение огня и процесс ржавчины.

Геологические явления

К геологическим явлениям относятся: эрозия, седиментация и вулканическая активность, включая землетрясения и гейзеры.

Метеорологические явления

Интенсивные метеорологические явления называются штормом. Регулярные циклические явления включают смену времен года и атмосферную циркуляцию.

Атмосферные оптические явления включают: полярное сияние, сумеречные лучи, зелёный луч, мглу, световой или солнечный столб, лунную радугу, парселену (ложную луну), радугу, паргелий и т.д.

Океанографические явления включают: цунами, морские течения, прибой и т.д.

Физические явления

Гравитация — это природное явления, посредством которого происходит притяжение объектов с массой, включая планеты, звезды и галактики. На Земле, гравитация придает вес физическим объектам и вызывает в океанах.

Похожие термины:

  • Связать природу теорией очень трудно», – Ф.И.Шаляпин. Трудно, но можно, что и доказал Мануэль Гарсия в XIX веке. Великий русский певец сразу попал на лучшую школу, именно она дает возможность раскрыть

  • определяется единством логического и биологического, обусловливающим взаимосвязь аффективного и когнитивного начал в деятельности человека . Предполагает взаимодействие эмоционально-чувств

  • наиболее общее понятие, применяющееся для раскрытия сущности человека не только в науке, но и в искусстве, а также в индивидуальном сознании. Вопрос о П.ч. относится, по-видимому, к тем вечным вопрос

  • Детские страхи имеют внешние и внутренние причины. Ребенок может увидеть в окно, что горит соседний дом, и испугаться – это причина внешняя. А когда малыш понимает, что нарушил какой-то запрет,

  • Первое знакомство малыша с божьей коровкой или изучение почвы подростком – все это проявление близости к природе, которую ощущают все дети и интерес к которой надо всячески приветствовать. Де

  • добродетели естественных сил и способностей души, иначе, ума, чувства и воли, то есть добродетели, данные человеку от рождения. К природным добродетелям относятся: ясность ума, быстрота мысли, наде

  • (естественные) – 1) природные объекты и явления, используемые, эксплуатировавшиеся или потенциально пригодные для использования в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления,

  • интегрированный курс, изучаемый в начальной школе, в котором рассматриваются вопросы обществоведческого и естественнонаучного характера, в том числе знакомящие школьников с особенностями приро

  • интегрированный курс в начальной школе, объединяющий в единый учебный предмет вопросы природоведения и сельского хозяйства. Входит в образовательную область «ТЕХНОЛОГИЯ».

  • См.: Природоведение. О Шадринске в 1984–1986 гг.: «С первого по третий класс у нас было природоведение… …Был по природоведению дневник наблюдения за погодой. Это была самая отвратительная вещь на всем

  • – это такой вид образования, интегрирующего в себе процессы обучения, воспитания и целенаправленного развития, все сущностные проявления которого приведены

  • идея построения учебно-воспитательного процесса и отношений в соответствии и на основе уровня возрастного и индивидуального развития учащихся.

  • педагогический принцип, согласно которому воспитание и обучение должны отвечать природе ребенка, его естественному развитию, быть согласованным с ним и не противоречить ему. Концептуальные поло

  • мировоззрение, исповедующее необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них.

  • -ая, -ое – соответствующий природе чего-л., согласующийся с природой чего-л. (в смысле природы 1-4 по определению). Напр., природосообразное обучение и воспитание (по Я.А. Коменскому и И.Г. Песталоцци) пр

  • Книга учета исчезающих на Земле животных и растений, созданная впервые в конце 60-х годов ХХ столетия. Идея принадлежит ученым, объединяющимся в международные союзы охраны природы и природных бога

  • 1) совокупность международных, государственных и региональных административно-хозяйственных, технологических, политических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное

  • эволюционная незавершенность, незаконченность природы человека как показатель пребывания его в собственной предыстории. Подлинная история человека еще впереди, она наступит после долгой череды

  • занятия за пределами школьного здания по знакомству с растительным и животным миром. О первоклассницах в конце 1940-х гг.: «Девочки одеваются, торопятся – сегодня у них в первый раз урок не в классе,

Объекты природы

Одна из самых распространенных идей в науке состоит в том, что природа состоит из объектов. Разумеется, сама научная практика основана на объективности. Мы объективируем природу, чтобы ее можно было измерить, испытать и изучить, с конечной целью разгадать ее секреты. Для этого обычно требуется уменьшить естественные явления до их составных частей. Большинство зоологов, например, думают о животных с точки зрения генов, физиологии, видов и т.п.

Самый главный урок от Дарвина, состоит в том, что вся жизнь на Земле, включая нас, возникла из одного генеалогического древа. Однако до настоящего времени это интеллектуальное понимание еще не проникло в наши сердца. Даже те из нас, кто полностью придерживается концепции органической эволюции, склонны рассматривать природу как ресурсы, которые можно эксплуатировать, а не родственника, заслуживающего наше уважения.

В качестве объекта, природу можно выделить как основу существования жизни на нашей планеты. Однако рассматривать отдельные объекты природы следует исходя из определенной ситуации.

К примеру, рассмотрим иллюстрацию и выделим основные объекты природы:

Из объектов неживой природы можно выделить: землю, Солнце, погоду, облака, камни, воду, рельеф местности и т.д.

Из объектов живой природы на иллюстрации изображены: деревья, цветы, трава, камыши, кустарники и птицы.

Данная схема представляет собой экосистему, в которой происходит взаимодействие объектов живой и неживой природы. Каждый из объектов природы выполняет определенные функции и является чрезвычайно важным, а также обеспечивает человечество определенными благами.

Человека также можно условно назвать объектом природы. Начиная с момента зачатия и до момента смерти, каждый из нас проходит жизненный цикл, созданный природой.

Взаимодействие общества и природы

ПРИРОДА ОБЩЕСТВО
Положительное влияние
1.Является средой, где живёт человек.2. Природа —  это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)

3.Источник  средств производства

( металл, уголь, нефть и т.д.)

4.Природа  стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается

( теория «вызова-ответа» Тойнби).

1.Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения,  истощения, разрушения  природы.2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории,  региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

3.Создание

энергосберегающих                       технологий, очистных сооружений и т.д.

4. Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»)

 Отрицательное влияние
1.Способность  природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития.2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)

3.Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха)

1.Истощение недр2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами

3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов

4.Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.

Некоторые ТЕРМИНЫ:

Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.

Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.

Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:

  1. Объекты живой природы или живая природа – это все то, что двигается, питается, дышит, меняется, рождается и умирает. Сюда относится человек, растения, микроорганизмы, животные.
  2. Объекты неживой природы (или неживая природа) – воздух, вода, земля. Еще их называют первичными, так как именно они появились на земле первыми. Это более устойчивые, неизменные на протяжении многих веков элементы. Им не нужно питаться, они не размножаются: не рождаясь, не умирают.

Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  1. газ – воздух, испарение;
  2. жидкость – осадки, облака, туман;
  3. твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: