Креационистская концепция
Название данной концепции пошло от термина «креационизм», что в переводе с латыни значит «творение». Она преподносит человека как нечто уникальное, нечто, что не могло возникнуть в этом мире без вмешательства сил извне, то есть Бога. Творец выступает не только как создатель конкретно человека, но и целого мира в общем. А человек в нем играет наивысшую роль — это венец ума, силы и мудрости, совершенное создание.
Креационистская концепция носит ярко выраженный религиозный характер. Ранее использовался мифологический подход к проблеме антропосоциогенеза. Считалось, что человек был создан из космоса, воды, земли или воздуха. Главное отличие человека от животного — в том, что у человека присутствует бессмертная душа. Ислам, иудаизм и христианство соглашаются и поддерживают эту теорию, так как она является основополагающей в их религиозных учениях.
Креационистская концепция не является забытой или опровергнутой, сторонники этой теории работают над ее доказательством и в современном мире. Скачкообразные этапы эволюции, наличие разума, способность к аналитическому мышлению, нравственность — все это не могло возникнуть само по себе. Теория Большого Взрыва или внеприродный источник создания в облике Бога — вот чем можно объяснить эти процессы в становлении человека.
Проблема антропосоциогенеза
До сих пор доподлинно неизвестна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. О вопросах происхождения человека неустанно спорят антропологи и философы. Причем их мнения и позиции нередко противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском «недостающего» звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку развиться до современного человека. Философы же заинтересованы в более глубоком вопросе — процессе становления человека и появления общества.
В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.
Антропосоциогенез носит комплексный характер, так как не могло существовать четкой очередности при возникновении труда, общества, языка, сознания и мышления. Именно совокупность этих процессов и помогла становлению человека. Больше всего последователей у теории труда, которая указывает на то, что определяющим фактором в развитии человека был труд, а благодаря ему уже начали развиваться и другие базовые социальные и физиологические навыки. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что и труд не мог возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И они должны были уже иметь какие-то полезные навыки, отсутствующие у животных, чтобы намеренно создать орудия труда и воспользоваться ими.
Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.
Исходя из этого, можно кратко проблему антропосоциогенеза разделить на три посыла: трудовая деятельность (возникновение орудий труда), язык (возникновение и развитие речи), социальная жизнь (объединение людей и установление основных межличностных отношения и запретов). Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.
Игровая концепция
Трудовой концепции противопоставляется игровая модель Й. Хейзинги. В ней игра решает проблему антропосоциогенеза. Человек получает все свои полезные физические и социальные навыки именно благодаря игре. Свободная творческая активность, избыточная по отношению к материальным интересам и необходимости выжить, выражающаяся в игровой форме, и является первой причиной формирования культуры, философии, религии и необходимости физического развития.В современной философии, искусстве и науке не сложно увидеть признаки игрового характера, что не позволяет отбросить данную теорию как несущественную. Как ребенок во время игры познает окружающий мир, приобщается к существующей действительности, так и первобытный человек, играя, адаптировался и развивался в меняющемся мире. Проблема антропосоциогенеза в философии состоит в том, что сопоставить воедино и определить последовательность возникновения определяющих признаков и факторов биологического и социального аспектов жизни человека не удается до конца ни с одной теорией.
Акватическая теория
- Слезы помогают очистить глазные яблоки от морской соли при нырянии в соленой воде морей и океанов.
- Человек может контролировать процесс дыхания, задерживая его при необходимости. Также у людей автоматически происходит «рефлекс закрытия» дыхательных путей, когда вода доходит до лица.
- Мышцы ноздрей у человека способны частично перекрывать дыхательные носовые пути, работая как клапаны и регулируя попадание жидкости в нос во время плавания.
- Дыхательное горло у людей не отдалено от пищевода, такая же особенность наблюдается у водных млекопитающих, например, тюленей. Такое строение как раз и позволяет человеку контролировать задерживать дыхание, контролировать его и нырять.
- Люди не обладают обильным волосяным покровом, что сближает их с крупными водными млекопитающими: китами, дельфинами, моржами.
- Строение ноздрей, которые направлены вниз, позволяет избегать попадания воды в нос при нырянии. Приматы, обитающие на земле, имеют направленные вперед ноздри.
- Человеческий организм остро нуждается в потреблении йода и соли, которые в изобилии содержатся в морских продуктах.
- Наличие у человека перепонки на руках между большим и указательным пальцем. По статистике около 7% людей на планете рождаются с перепонками между пальцами ног.
- Для человека водные процедуры — это жизненная необходимость, в то время как обезьяны боятся воды и никогда в нее не зайдут по собственной воле (исключение обезьяны-носачи, которые живут у воды, могут прямо ходить, когда находятся в воде и обладают схожим с человеческим строением носа).
- Наличие плавательного рефлекса у новорожденного человека.
Биосоциальные умения человека
На то, что человек является одновременно частью общества и частью органической природы, указывали еще древнегреческие философы. «Политическое животное» — это имя, которым Аристотель окрестил современного человека. Этим он хотел подчеркнуть тот факт, что в человеке сосуществуют два принципа: социальный (политический) и биологический (животный).
С точки зрения биологии человек — млекопитающее высшего вида. Это определение подтверждается несколькими характеристиками видов, такими как размножение, адаптация и саморегуляция. Кроме того, к биологическим свойствам можно отнести процесс возникновения вторичных половых признаков, способность овладевать языком в детстве, наличие периодов созревания человека, жизненных циклов. Биология показывает, что каждый человек полностью индивидуален, поскольку набор генов, полученных от родителей, не может быть точно продублирован.
А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая деятельность, являются социальными характеристиками, которые определяют человека. Маркс также подчеркивал, что человек не может существовать без общества. Без общества ни один человек не сможет реализовать себя. Сознание и мышление человека могут быть сформированы только в результате социального взаимодействия.
Философские проблемы антропосоциогенеза указывают на то, что социальные и биологические навыки человека не могут существовать отдельно. Без процесса биологической эволюции современный человек все еще мог бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его формирование на уровне более высокого существа на нашей планете.
Список использованной литературы
- Хомелев Г.В. История философии в кратком изложении. Учебное пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 207 с.
- Скандинавская мифология: Энциклопедия. — М: Эксмо, 2004. — 592 с.
- Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. — М.: Прогресс-Традиция, 1999.
- Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 3.
- Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991
Уникальные возможности человека
Homo Sapiens — это биологический вид, который имеет как схожие черты и признаки представителя животного мира, так и совершенно индивидуальные, неповторяющиеся более ни у одного вида и подвида на планете Земля. Рассматривая вопрос со стороны биологического развития, можно отметить ряд качеств, которые существенно отличают человека от животного и помогают в поиске возможных решений проблемы антропосоциогенеза. Социальное и биологическое в человеке — настолько неразделимые понятия, что крайне трудно рассматривать эти вопросы по отдельности. Итак, только человек может:
- Приспособить окружающую среду под себя (животное всегда само приспосабливается к существующим условия, не пытаясь их изменить).
- Изменять природу в интересах общественности (животные способны только на удовлетворение физиологических потребностей).
- Развиваться и создавать условия для освоения в новых областях. Имеются в виду области и среды нашей природы — вода, земля, воздух, космическое пространство (животное не способно самостоятельно изменить способ и среду для выживания).
- Создать массовое производство вспомогательных средств (животное использует орудие труда хаотично, по мере необходимости).
- Рационально использовать свое знание, может разумно мыслить и заниматься исследовательской и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы).
- Создавать предметы творчества, морально-этические и нравственные ценности (действия животных направлены только на практическую полезность).
Трудовая концепция
Эта концепция является продолжением теории эволюции человека Дарвина. Дарвин продемонстрировал наличие процесса эволюции в биологическом смысле, подтвердил появление различных видов и подвидов животных. Но ученый не дал конкретного и однозначного ответа на вопрос, как примат мог эволюционировать в сторону человека. Считается, что именно работа помогла превратить его в человека-примата, то есть в обезьяну. В ходе вынужденной необходимости обеспечить условия для выживания будущий Homo sapiens приобретает вертикальную осанку, меняется рука, увеличивается объем мозга и развиваются речевые навыки. Да и не только. В то же время работа заложила основы социального взаимодействия первобытных людей и, как следствие, возникновения и становления общества и нравственности.
Основываясь на работах Фридриха Энгельса, который является основоположником этой концепции, антропосоциогенез и проблема возникновения человека зависят от двух факторов:
- Естественный биологический фактор. Изменяющийся климат Земли вынудил предков современных людей спуститься с деревьев и приобрести новые навыки, чтобы выжить в меняющемся мире.
- Социальный фактор. Включает занятия с использованием самодельных инструментов; появление речевого аппарата как способа описания и передачи происходящих вокруг событий, вашего опыта, воспоминаний и так далее. Также это может включать появление запрета на сексуальные отношения близких родственников и убийство другого члена племени; достижения в области изготовления инструментов, а именно неолитическая революция.
Помимо представленных теорий, считается, что работа в первую очередь повлияла на возникновение культуры. А впоследствии сделало возможным развитие человека в физической и социальной сферах.
Биосоциальные умения человека
То, что человек одновременно является и частью общества, и частью органической природы, было обозначено еще древнегреческими философами. «Политическое животное» — вот название, которым окрестил Аристотель современного человека. Этим он хотел подчеркнуть то, что в человеке уживаются два начала: социальное (политическое) и биологической (животное).
С точкии зрения биологии человек является млекопитающим высшего вида. Это определение подкрепляется несколькими видовыми признаками, такими как продолжение рода, адаптация и саморегуляция. Также к биологическим свойствам можно отнести процесс появления вторичных половых признаков, возможность освоить язык в период детского возраста, существование периодов взросления человека, жизненных циклов. Биология указывает на то, что каждый человек является совершенно индивидуальным, так как набор генов, получаемых от родителей, не может быть в точности повторен.
А такие процессы, как язык, мышление, деятельность, направленная на производство, социальная и политическая активность, являются определяющими социальными признаками человека. Еще Маркс выделял то, что человек не может состояться без социума. Без общества ни один человек не сможет самореализоваться. Сознание и мышление человека могут быть сформированы только вследствие общественного взаимодействия.
Философские проблемы антропосоциогенеза указывают на то, что социальные и биологические навыки человека не могут существовать по отдельности. Без процесса биологической эволюции современный человек еще мог бы появиться, но без социальной жизни невозможно представить его становление на уровне высшего существа на нашей планете.
Опасности субъективизма позволяет избежать всесторонний анализ антропосоциогенеза как единого процесса, акцентирование внимания на соотношении различных аспектов его исследования.
Возникновение человека из животного мира – столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается загадкой. Превращение животных в людей не могло быть мгновенным событием, с неизбежностью должен был пройти длительный период человека (антропоегнез) и становления общества (социогенез). Это две неразрывно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза.
Христианская версия восходит к древнеиудейским преданиям о сотворении человека. Именно общество этом говорится в начальных главах книги Бытия, в Ветхом Завете. В теологический учениях наиболее крупных представителей христианской философии Августина Блаженного и Фомы Аквинского оформляется соответствующая концепция человека.
По своей сущности человек является социальным существом, в то же время он — часть природы. Биологическое и социальное в природе человека находится в неразрывном единстве. Это позволяет говорить о человеке как о существе биосоциальном.
С биологической точки зрения развитие человека обусловлено его генотипом — наследственностью — и влиянием окружающей среды. Генотип влияет не только на внешность и состояние здоровья человека, но и на его эмоциональность, темперамент, характер.
Однако решающее значение при формировании характера человека и его личности в целом имеет фактор воспитания, окружающая его среда, особенно в первые два десятилетия жизни.
В современных взглядах на природу человека получает все большее распространение теория генно-культурной коэволюции. Ее суть в том, что гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой.
Концепция антропосоциогенеза была обоснована в рамках марксистского учения о человеке. Человек в марксизме понимается как существо с двойственной природой. С одной стороны, он — существо общественное, социальное, с другой — он является частью природы, животного мира.
Сущность человека в его общественном бытии, социальности. В ходе развития человечества социальность проявляет себя в следующих аспектах: