Характер человека: типы характера и как он формируется

Характер: свойства, детерминация, формирование

Социальные факторы

Личностное саморазвитие зависит от социума

Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос

Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.

У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.

Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности. К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы. Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.

Характер в разные периоды жизни

Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели. Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением

Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда

К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.

Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы

Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми

Здесь происходит формирование следующих черт характера:

  • доброты и эгоистичности.
  • трудолюбия и лени.
  • аккуратности и неряшливости.
  • отзывчивости и безразличия.
  • общительности и замкнутости.

Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.

Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума

Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.

При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.

На характер оказывают влияние следующие факторы:

  1. Отношение человека к себе и другим людям.
  2. Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
  3. Информация из СМИ и Интернета.

Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие

Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать

Условия формирования характера

С течением жизни, как я уже писала, характер может изменяться. Особенно характеристика русского человека меняется в зависимости от количества выпитого .

Характер формируется приблизительно к 7–10 годам, потом его изменить будет уже сложнее. На это формирование влияют разные факторы.

Межличностные отношения

От нашего опыта общения зависит проявление некоторых качеств. Мы можем копировать другого человека, а можем быть сознательной его противоположностью. Пример: ребенок испытывал физическое насилие в семье. Когда он вырастет, либо станет таким же жестоким, либо будет делать все, чтобы таким не стать. То общество, в котором мы находимся, на нас очень влияет.

Самосознание

Это костяк характера. Именно из-за этого фактора характер формируется к подростковому возрасту. Это установки, самооценка, уверенность в своих силах. Но самосознание человека изменчиво, именно поэтому мы и говорим, что характер может изменяться.

Ситуация в жизни

В зависимости от нее, мы проявляем разные качества. Если нет ситуации, мы не можем проявить себя.

Пример: вас загрузили множеством работы, нужно с нею справиться в короткие сроки. Вы мобилизуетесь и проявите стойкость, целеустремленность, смелость, упорство, больше поверите в себя. И пусть эта ситуация вывела из зоны комфорта, вы смогли обнаружить в себе новые качества.

Повторяемость

Способствует устойчивости характера. Если человек всегда говорит правду, то можно сказать, что он правдивый. Если он поступает честно, он честный. То есть по повторяемости одинаковых поступков можно сказать о том, что конкретное поведение стало чертой характера.

Самовоспитание

Не только посторонние, но и вы сами видите себя со стороны. И иногда возникает сожаление о сказанных словах и сделанных поступках. Поэтому хорошим компонентом формирования характера является самовоспитание. Вы учитесь справляться с гневом, воспитываете уверенность в себе, меняете манеру общения.

Что такое характер? История изучения характера.

Классическое определение в той же психологии звучит так: характер – это сочетание стойких психических особенностей, определяющих поведение человека в различных жизненных ситуациях при взаимодействии с окружающими людьми. Не случайно это слово происходит от греческого χαρακτήρ, что означает черту, признак, особенность, знак, примету.

Именно в Древней Греции еще ученик Платона по имени Теофраст написал сборник «Этические характеры», в котором попытался классифицировать людей по особенностям характера. Он поставил перед собой вопрос о том, почему греки, живущие и воспитывающиеся в одинаковых условиях, так отличаются друг от друга. Ученый так и не нашел ответ, но оставил после себя труд, в котором описал тридцать типов выраженного поведения, свойственного разным порокам – бахвальству, лести, брюзгливости, гордыне, скупости.

Верите ли Вы во фразу «не сошлись характерами»?
Да. Действительно такое бывает, когда очень сложно контактировать с человеком 64.37%

Сомневаюсь в ответе, есть много нюансов, где характер не имеет никакого отношения 14.94%

Не верю. Для меня это звучит как-то глупо, главное — это стремление человека любить, или его отсутствие 5.75%

Если оба человека влюблены друг в друга, они «притрутся» какой бы характер не был у обоих 14.94%
Проголосовало: 87

Во избежание путаницы, следует выделить такое понятие как «темперамент». Психология определяет темперамент, как стабильную характеристику личности, оказывающую первостепенное влияние на высшую нервную деятельность индивида, определяя его реакцию на то или иное событие. Данная особенность заложена на физиологическом уровне и часто обусловлена наследственными причинами, поэтому не связана с воспитанием и жизненным опытом.

Таким образом, характер в отличие от темперамента постоянно формируется и трансформируется, поэтому отождествление этих понятий – неправильно. Но стоит отметить присутствие четкой взаимосвязи между ними: темперамент определяет формирование характера в течение жизни. Вообще, эта тема в рамках отдельной статьи, нам же предстоит разобраться с формированием характера, его чертами, типологией и особенностями становления.

Формирование характера человека происходит в процессе его воспитания при взаимодействии физиологических и социальных факторов. Развитие и становление характера индивида с уникальным генным набором в процессе воспитания определяется не только его полом, телосложением, цветом глаз и волос, но и его задатками и темпераментом. Формирование характера можно представить, как вектор воспитания и генного набора конкретной личности.

Определение

Изучением этой структуры человека занимается психология и обществознание.

С ранних лет мы уже видим, что дети разные. Про одного говорят, мол, где посадили, там и сидит, а про другого, что у него шило в попе. И обычно таких “шил” жутко не любят воспитатели в садике, учителя в школе, ведь эти “шила” портят весь педагогический процесс.

В дошкольном возрасте характер еще не сформировался, часто поведение ребенка диктуется не характером, а темпераментом. Но постепенно мы вырастаем, в каких-то ситуациях начинаем вести себя одинаково. Например, одни извинятся, наступив на ногу в автобусе, другие просто отморозятся, а третьи еще и обвинят соседа, что тот близко ногу подставил.

Мы состоим из набора устойчивых черт. Устойчивые – это те, что повторяются в однородных ситуациях. Эти качества и определяют нашу личность. Например, некого Васю мы отличаем по доброте, наивности, но надежности и ответственности, а еще по пунктуальности и навязчивости.

Я специально перечислила отрицательные и положительные черты характера, чтобы напомнить вам, что мы не божки, такие идеальные тут ходим, а все вокруг мешают нам жить. Нет, каждый человек имеет набор своих достоинств и недостатков. И это его индивидуальная особенность. Об этом поговорим немного ниже.

В психологии выделяют структуру характера личности, она зависит от отношения человека:

  • к себе;
  • к окружающим;
  • к окружающему миру;
  • к своей профессии, труду, делу;
  • к собственным и чужим вещам.

В каждом таком отношении мы видим человека: сворует он лежащие на видном месте деньги соседа или нет, вежливо или грубо ответит на замечание, уверенно себя ведет в обществе или застенчиво, придерживается ли своих принципов или абсолютно беспринципный.

Общие и частные свойства характера

Характер представляет собой систему устойчивых черт личности, которые предопределяют отношение человека к окружающим, к выполняемой работе и к самому себе. Этот феномен может проявляться в рамках деятельности и коммуникации, включая в себя то, что способно придавать человеческому поведению специфический оттенок.

Проявление характера происходит в пределах деятельности и общения. Его также можно обнаружить в следующих аспектах деятельности: степень сложности, стремление к преодолению препятствий, цель, оценка результата деятельности, эмоциональное отношение к своим действиям.

Характер относится к числу инструментальных личностных свойств, которые придают деятельности особенный стиль. От этого феномена главным образом зависит не само содержание, а манера выполнения действий. В рамках коммуникации человеческий характер находит проявление через манеру поведения, способы реагирования на действия и поступки других лиц. Манера общения характеризуется большей или меньшей деликатностью, тактичностью, вежливостью (грубостью).

Свойства характера могут быть общими (глобальными) и частными. Первые из них влияют на множество поведенческих проявлений. Принято рассматривать пять глобальных черт характера: самоуверенность (отсутствие уверенности), дружелюбие (враждебность), сознательность (импульсивность), эмоциональная стабильность (склонность к тревожности), интеллектуальная гибкость (ригидность).

Среди частных свойств характера, которые оказывают влияние на локальные ситуации, выделяют:

коммуникабельность (замкнутость),
доминирование (подчиненность),
оптимизм (пессимизм), смелость (осторожность),
деликатность (грубость) и др.

Классификация по силе и устойчивости характера

Можно квалифицировать типы характера также по силе и устойчивости.

  • Сильный — человек добивается поставленных целей, стойко переносит неудачи, последователен в поступках.
  • Слабый — поведение непредсказуемо, велико влияние других людей на поведение.
  • Устойчивый — твердые принципы и четкая система ценностей.
  • Неустойчивый — убеждения постоянно меняются. Система ценностей также.
  • Цельный — человек находится в согласии и гармонии с самим собой.
  • Противоречивый — человек постоянно находится в состоянии внутренней дисгармонии, его реальные поступки несовместимы с его внутренними убеждениями.

По мнению немецкого психолога К. Леонгарда, у множества людей ( от 20% до 50%) многие черты характера настолько акцентуированы, то есть заострены, что это может приводить к конфликтным формам отношений с окружающими, к нервным срывам.

Тем не менее, во множестве случаев чистые виды акцентуаций не встречаются. Как правило присутствуют промежуточные, которые также могут доставлять некоторый дискомфорт, но после пубертатного периода сглаживаются. Однако с возрастом некоторые черты могут снова обостряться, что иногда проходит практически незамеченным, но в отдельных случаях могут требовать даже врачебного вмешательства, если их выраженность приобретает размер психопатии. В таких тяжелых случаях требуется не только медикаментозное вмешательство и помощь специалистов, но даже изоляция пациента.

Чтобы определить степень заболевания, специалисты применяют различные тесты, в том числе Шмишека, Кэтталаи и другие.

Узнать все о типах характера человека и на основе полученных знаний прогнозировать поведение людей, выявлять их истинные эмоции и мотивы поможет курс «Профайлинг». За несколько уроков вы научитесь читать людей, распознавать ложь и сможете наладить успешное общение с каждым новым знакомым.

Можно ли воспитать идеальный характер?

Особенно важным фактором в развитии малыша становится забота о его настроении, потребностях и желаниях

Если родители принимают во внимание его индивидуальность, он вырастет честным и отзывчивым. В том случае, когда доверие по каким-то причинам было утрачено, малыш растёт с ощущением пустоты и несогласованности внутри себя

К сожалению, многие родители зачастую совершают одну и ту же грубейшую ошибку. Взращивая в своём чаде «идеальный» характер, они забывают о том, что мнение родителей может попросту не совпадать с возрастными нюансами личностного детского развития. Формирование характера — чрезвычайно трудный процесс, требующий от них колоссального доверия и проницательности.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта — враждебность, общительность — скрытность, отзывчивость — эгоистичность.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Но темперамент может изменяться, особенно когда ребенок растет и происходит его становление как личности. Наверное, ваши родители или родственники, с которыми вы давно не виделись, в вашем уже сознательном возрасте говорили: «А в детстве ты был спокойным ребенком» или, наоборот: «Родителям пришлось непросто с тобой, ведь тебя было не унять!». Они так рассуждали, потому что видели изменения, которые произошли в вашем нраве.

Факторы формирования характера

Как уже было сказано, еще до нашего рождения гены формируют наш характер. А наибольший вклад в становление нрава в ранние годы вносят семья и социум. Дальнейшее формирование обеспечивает сам человек в зависимости от того, как он работает над собой и своим внутренним миром.

В школьные годы человек формирует черты, проявляющиеся во взаимоотношениях с людьми. Замечали ли вы, что от того, насколько общительными вы были в школе со своими сверстниками, зависело ваше дальнейшее общение с людьми по жизни: насколько вы легко можете заводить новые знакомства, общаться с незнакомыми людьми. В школе начинается сравнение с одноклассниками, поэтому у ребенка развивается самоотношение: он соотносит свои успехи с успехами других детей в классе, на факультативах. Это может способствовать формированию как положительных качеств (при успехах в учебе/деятельности), так и отрицательных (при неуспеваемости или неудачах).

Особенности формирования характера

Черты характера ребенка закладываются еще в утробе матери. С поступлением гормонов матери формируется эмоциональный и психический фон младенца. После рождения при грудном вскармливании с молоком также продолжают поступать гормоны от матери ребенку

Поэтому, как во время беременности, так и после рождения малыша важно эмоциональное состояние матери

Вам наверняка знакомо чувство, когда вы срываетесь после долгого сдерживания негативных эмоций и замечаете, как сложно потом взять волю в кулак и начать заново.

Рекомендации по совершенствованию характера

Первичные черты характера у ребенка, прежде всего деловые, можно развить в определенном возрасте при соблюдении некоторых условий.

  1. У ребенка, или у взрослого, который и будет в основном заниматься этой задачей (родитель, воспитатель, педагог) должно быть твердое желание выработать такие качества. Спешка и обещания «сделать из ребенка человека» – пустая трата времени.
  2. Необходимо выработать определенную последовательность настойчивых и продолжительных по времени действий, направленных на проявление и закрепление требуемых черт характера.
  3. Направить на нужный путь, а где необходимо – подсказать шаги для создания условий самовоспитания.
  4. Постоянно акцентировать и весомо подкреплять положительную динамику в достижении цели.
  5. Задействование механизмов санкций за проявление противоположных черт, как: безответность, лень, неряшливость.

Прежде, чем качественно корректировать какую-то черту, важно выявить взаимосвязь с другими и действовать в комплексе со всеми зависимыми чертами характера

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

В чём разница характера и личности


Легко спутать личность с характером, однако они совершенно разные. Личность легко читается, и большинство людей используют черты личности, чтобы судить других. Людей оценивают как забавных, экстравертных, энергичных, оптимистичных, уверенных в себе, а также чрезмерно серьёзных, ленивых, негативных или застенчивых, обычно на первом собрании и после этого появляются первые впечатления. Хотя может потребоваться более одного взаимодействия, чтобы подтвердить наличие этих признаков, к тому времени, когда кто-то решит, что они присутствуют, накоплено достаточно данных, чтобы оправдать выводы об индивидууме. Личность включает в себя черты, с которыми вы родились. Люди, как правило, аналитичны по природе или общительны. Большинство людей попадают в сферу экстровертности или интровертности. Другие общие различия являются доминирующими, влияющими, устойчивыми. Характер требует гораздо больше времени для идентификации, поскольку он включает в себя черты, которые проявляются только в определённых и часто необычных обстоятельствах; такие черты, как честность, добродетель и доброта. Исследования (участвовало много людей) показали, что личностные черты во многом определяются наследственностью и в основном неизменяемы. Однако различные черты характера более податливы. Черты характера (о которых писали выше), в отличие от черт личности, также в основном основаны на убеждениях. Характер часто используется для определения целостности человека, например, он обладает «возвышенным характером». Характер — это осознанный набор черт поведения, которые определяют (и даже обуславливают) тип человека, которым вы являетесь.

Формирование характера

Характер формируется на основе культуры общества, окружающей его социальной среды. На каждом из возрастных этапов становление характера происходит по-разному. Структурируем эти знания и рассмотрим формирование характера на каждом из возрастных этапов.

  1. Новорожденность – младенческий возраст. 0 – 1 год. Основа формирования характера – общение с окружающими людьми, в первую очередь, с матерью. Это формирование происходит столь стремительно из-за того, что эмоционально-личностное общение в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
  2. Ранний и дошкольный возраст. 1-7 лет. Здесь, как правило, закрепляются те черты характера, которые подкрепляются (характер подкрепления может быть как положительным, так и отрицательным) окружающими взрослыми. Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:
  • доброта-эгоистичность,
  • общительность-замкнутость,
  • отзывчивость-безразличие.

Позже формируются другие черты характера:

  • трудолюбие-лень,
  • аккуратность-неаккуратность,
  • добросовестность-злонамеренность,
  • ответственность-безответственность,
  • настойчивость-малодушие.

Младший школьный возраст. 7-10 лет. Так как ребенок приходит в школу, то под воздействием новой социальной ситуации развития происходит коррекция тех черт характера, которые проявляются в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В целом, развивающаяся произвольность ребенка ведет к ответственности за результаты собственной деятельности. На основе этого происходит сравнения детей, и, как результат, формируется такая черта характера, как самоотношение.
Подростковый возраст. 11-15 (16) лет. Здесь развиваются волевые черты. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.
Ранняя юность. 17-19 лет. На данном возрастном этапы формируется основа мировоззрения личности. Юноши и девушки в этом возрасте могут вдаваться в философствования, они стремятся познать мир.

Следует помнить, что фундамент закладываемых здесь основ характера является достаточно прочным.

Конечно, характер не может быть много раз преобразовывается в течение жизни человека.

После окончания учебы самое большое «нововведение» в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их «антагонисты».

Достаточно большое влияние на становление характера оказывает внешний мир, который представляется в таких аспектах, как:

  1. суждения окружающих людей о жизни,
  2. поступки окружающих людей,
  3. художественная литература,
  4. СМИ,
  5. господствующая идеология в обществе.

Формирование характера человека

Основы характера начинают закладываться с рождения ребенка и во многом зависят от воспитания, а также от типа привязанности, который возникает по отношению к родителям или другим значимым взрослым. Именно в детстве определяется степень доверия к миру, абмициозность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, степень эмпатии, пессимизм или оптимизм.

Например, если мама поддерживает ребенка, позволяет ему «искать себя», показывает, что верит в него, то велика вероятность, что он вырастет самодостаточным человеком с адекватной самооценкой, способностью брать на себя ответственность. Но если ребенок растет с контролирующими или гиперопекающими родителями, то у него могут сформироваться такие черты, как неуверенность в себе, неадекватный уровень притязаний, повышенная самокритичность, мнительность, капризность.

Помимо воспитания, на формирование характера влияют:

  • социально-культурная среда – установки и идеалы, которые главенствуют в обществе;
  • примеры для подражания, на которые равняется человек;
  • темперамент человека, то есть особенности его нервной системы;
  • опыт, который он получает – например, если девушка несколько раз пережила предательство близких ей мужчин, она может утратить доверие к людям, начнет избегать отношений, станет подозрительной, ревнивой, недоверчивой.

По сути, каждый день, прожитый человеком, накладывает отпечаток на его характер и на личность в целом.

Как развить характер


Воспитание характера, периодическая, но постоянно повторяющаяся тема для школ по обучению основных ценностей и моральных соображений учащихся начальных и средних школ, вновь приобрело популярность в 1990-х годах. Инициативы по воспитанию характера развиваются на местном и государственном уровнях, но отражают национальную тенденцию. В 1995 году тогдашний президент Билл Клинтон и конгресс США объявили 16–22 октября «Неделей национального характера». В области воспитания характера учителя ставят перед учениками нравственные дилеммы и просят их сформулировать и отстоять способы действий. Характер человека формируется с ранних лет и об этом мы говорили выше в статье. Вот теперь возникает следующий вопрос, что же делать взрослым людям, если их характер уже сформирован, а некоторые черты мешают жить. В детском и подростковом возрасте корректировать характер намного легче, чем у взрослого человека, но существует определённая методика, которая поможет искоренить пагубную черту и привить положительную. Наверняка каждый из читателей встречался с такой проблемой, как лень и она мешает многим добиваться поставленных целей в жизни. На примере лени (на сайте есть большая статья, как побороть лень) попробуем составить некую инструкцию, которая поможет от неё избавиться:

  1. Вначале следует поставить цель. Не секрет, что борьба с отрицательными чертами характера — это сложный путь, но именно воля поможет в этом как ничто другое. В первую очередь следует определить для себя желаемые цели и после этого задействовать волю. Для борьбы с ленью необходимо выбрать увлекательное дело, которое потребует от человека постоянной работы и усердия. Например, бег по утрам, ведь для этого нужно не только проснуться, но и одеться и выйти на пробежку, а это не так уж легко.
  2. Во всех начинаниях нужен план действий. После того как человек выбрал увлекательное дело, а именно бег по утрам, ему нужно составить план действий. Главное, ни в коем случае не отступать от пунктов плана. Если было решено делать пробежку четыре раза в неделю, тогда придётся держать перед собой слово. Вначале придётся перебороть себя и ежедневно выполнять поставленные задачи.
  3. Немаловажный этап — это фиксация результатов. Лучше всего каждую пробежку записывать в специальную таблицу, в которой будут столбцы с успехами и неудачами. В конце каждой недели можно будет увидеть насколько положительная или отрицательная тенденция прослеживается и на основании этого делать выводы.

Вот только сдаваться не нужно и отговорки, что «я не могу» или «я такой, как есть и меня не исправить» будут тут неуместны, ведь вы взрослый человек и это как минимум несерьёзно. Помните, что темперамент невозможно изменить, а что касается черт характера это возможно сделать любому человеку, который этого желает. Наберитесь терпения, и проявите решимость в своих начинаниях на пути к воспитанию положительных черт характера.

Нравственные дискуссии

Нравственные дилеммы – это один из действенных инструментов воспитания характера. Положительное его влияние активно поддерживается и обсуждается психологами. Решение и обсуждение дилеммы позволяет подготовиться к нравственным трудностям в реальной жизни. Обычно для дискуссии дается конкретная ситуация и ее предпосылки или обстоятельства. Человеку необходимо решить, что будет правильным в такой ситуации? На каком основании следует делать этот вывод? В чем заключается моральный долг человека? Если нравственная дилемма возникает в реальной жизни, то для ее решения нужно использовать те же самые методы. Выпишите все возможные пути, расставьте приоритеты. Какой путь будет для вас максимально приемлемым и подходящим? Так вы сможете сделать правильный нравственный выбор.

Вывод

Итак, мы выяснили, что характер является прижизненным образованием и занимает центральное место в структуре личности. Истоки его находятся в детстве, а по сему, ответственность за его формирование и становление лежит на родителях и близких, а впоследствие на воспитателях и учителях (как бы банально это не звучало). Темперамент и окружающая среда так же не остаются в стороне. Нельзя считать, что характер фатально предопределён. Нет, человек сам является конструктором своего характера уже во взрослой жизни. Он способен изменить в себе черты, которые создают ему массу проблем или выработать новые, но при этом нужно очень постараться и подойти осознанно, т.е. заняться самовоспитанием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: