Специфичность научного исследования
Научное исследование – это вид познавательной деятельности, который отличается от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве.
Для него характерны следующие неотъемлемые особенности:
- Наличие специализированных методов исследования. Это один из основных признаков научного исследования, которое отличает его от житейски-эмпирического познания. Такой метод менее стихийный, более организованный и основывается в основном на научном методе.
- Точность получаемых данных. Познание в искусстве опирается в большинстве случаев на опыт и интуицию того или иного субъекта познания, соответственно научное знание основывается на установленных фактах, открытие которых становится более вероятным благодаря применению специальных методов исследования.
- Воспроизводимость результатов полученных в процессе исследования, это означает возможность повторного получения данных (фактов, закономерностей) другими людьми при прочих равных условиях, т.е. по идентичной методике, какая уже была использована исследователем, который получил эти данные.
- Новизна полученных результатов. Под новизной результатов принято понимать новизну не для отдельного взятого человека, который осуществляет познавательный акт, а новизна для общества в целом.
Другими словами, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее не были известны обществу.
Направлениями в исследовании для получения новых знаний могут стать:
- Изучение известного всем на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных методов с дальнейшим превращением в научно установленный факт.
- Изучение известного науке того или иного явления на новом материале. В данном случае знание будет получено за счет особенностей выборки испытуемых. Выполняя исследование на особенной выборке, мы сможем получить иные данные. Новизна в данном случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность будет распространена на новую выборку испытуемых.
- Переход от качественного описания известных фактов к количественной характеристике.
Новизна полученных результатов – это то, ради чего будет проводиться исследование. Если в исследовании не будет получено новых данных, оно бесплодно.
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования
В методологическом знании особую роль играют принципы исследовательской деятельности. Они помогают соединить практику и теорию, а также дают обоснованные с научной точки зрения ориентиры практике. Предлагаем остановиться на применении в психолого-педагогических исследованиях следующих принципов:
- объективности;
- системного изучения;
- генетический;
- сущностного анализа.
Главным принципом любого исследования — методологический принцип объективности. Данный принцип выражается во всестороннем учете условий и факторов, в которых появляются и развиваются те или иные явления. Суть заключается в том, чтобы выделить – и оценить все варианты решений, а также выявить все имеющиеся точки зрения по данному вопросу.
Многообразие сторон, отношений, элементов, внешних и внутренних факторов развития и функционирования социально-педагогического процесса определяют принцип системности. Системный подход изучения основан на том, чтобы специфика сложной системы (объекта) не исчерпывается особенностями ее элементов, а связана, с характером взаимодействия между всеми элементами.
Для подобных исследований очень важно соблюдение генетического принципа, особенностью которого является рассмотрение того или иного факта или явления на основе анализа условий его возникновения и дальнейшего его развития. При организации исследования следует учитывать то, что сами эти явления постоянно изменяются, что влечет за собой обязательность целенаправленной организации процесса образования
Следующий принцип, это принцип сущностного анализа. Соблюдение данного принципа связано с раскрытием законов функционирования и существования явлений, факторов и условий их развития, а также многообразие возможностей их изменения. Данный принцип предполагает движение мысли исследователей от описания к непосредственному объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических процессов и явлений. Необходимо также учитывать непрерывное изменение, развитие элементов и педагогической системы в целом. Функции большинства элементов в процессе развития значительно меняются, и эффективное средство уже на следующем этапе может оказаться не только вредным.
Психолого-педагогическое исследование вплетается в реальный процесс воспитания и обучения, это подразумевает очень осторожный и обдуманный подход к нововведениям, чтобы снизить степень риска и не навредить воспитанникам.