Национальные проблемы и распад ссср

Конфликты на постсоветском пространстве

Острые точки национального вопроса

Периодические конфликты на этнической почве, неприязнь, достаточно длительное время игнорировались и скрывались властями, на фоне общих успехов национальной политики. Однако с началом политики перестройки националистические противоречия стали приобретать особенно острый и гласный характер. К ним можно отнести:

  • Карабахский конфликт между Азербайджанской и Армянской ССР;
  • Абхазский и Южноосетинский конфликты в Грузинской ССР;
  • этнические конфликты на Северном Кавказе (между ингушами, чеченцами, северными осетинами);
  • движение за возвращение на родину крымских татар и получение собственной автономии;
  • движение за создание автономии для поволжских немцев;
  • курс на независимость народных фронтов прибалтийских республик и т.д.

Экономические проблемы перестроечного периода, неспособность провести последовательную политику реформ, а также открыто и эффективно действовать в ситуациях национальных конфликтов и кризисов вызывали закономерное недоверие к центральной советской власти, способствовали росту национального самосознания республиканских элит их движения к получению независимости.

Активизация межнациональных конфликтов

К середине 1980-х гг. в составе СССР находились 15 республик, в которых проживало более ста наций и народов. По официальным заявлениям советского руководства в республиках произошло выравнивание политического, социально-экономического, культурного развития. Однако, несмотря на положительные стороны некоторых элементов советской национальной политики в целом она зачастую была непоследовательна, что приводило к разнообразным и многочисленным противоречиям в отношениях между нациями и народами. К тому же, в этот период страна оказалась в экономическом кризисе, который охватил все народное хозяйство, увеличивая межнациональную напряженность.

Неспособность центрального руководства справится с экономическим кризисов вызвала недовольство в республиках, к чему добавлялись обострения проблем загрязнения среды, ухудшением экологии из-за аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г

К тому же недовольство было вызвано недостаточным вниманием властей к потребностям республик и диктата власти, без учета особенностей каждого места

Выразителями интересов республик были национальные партии и движения (например, украинский «Рух», литовский «Саюдис»), народные фронты. В республиках, особенно Эстонии, Латвии и Литве, интенсивно возрастали сепаратистские настроения.

В 1986 г. в Алма-Ате прошли массовые демонстрации против русификации, которые были спровоцированы назначением русского (Г. Колбина) первым секретарем КП Казахстана. В прибалтийских республиках, в Белоруссии и на Украине общественное недовольство приняло самые открытые формы. В Латвии и Эстонии общественность требовала отмены пакта Молотова-Риббентропа, обнародования советского-германских договоров вообще, публикаций документов о репрессиях и депортациях народов. Чаще начинают проявляться старые межнациональные конфликты, принимая форму вооруженных столкновений.

Так, в 1988 г. между армянами и азербайджанцами начались военные действия в Нагорном Карабахе, а конфликт между турками-месхетинцами и узбеками вспыхнул в Фергане; другим центром конфликтов стал казахстанский Новый Узень.

Главным требованием всех народов было получение независимости. В апреле 1989 г. в Грузии несколько дней шли массовые демонстрации, участники которой выступали за демократические реформы и автономность. Абхазы выступили за выделения Абхазской ССР из состава Грузии.

Движение за выход из Советского Союза усилилось в прибалтийском регионе. Поначалу требования касались признания национальных языков официальными в конкретных республиках, мер по ограничению количества переселенцев в республики, предоставления самостоятельности местным властям.

В конце 1980-х гг. же главными требованиями стало выделение экономики от общесоюзного комплекса народного хозяйства, управление национальной экономикой в республиканских органах власти и признание приоритета республиканских законов над общесоюзными.

Распад ссср. Образование Содружества Независимых Государств

Предпосылки
распада СССР.

1) Глубокий
социально-экономический кризис,
охвативший всю страну. Кризис привел к
разрыву экономических связей, породил
у республик стремление «спасаться в
одиночку».

2) Разрушение
советской системы — резкое ослабление
центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение
межнациональных отношений. Национальные
конфликты подорвали государственное
единство, став одной из причин разрушения
союзной государственности.

5) Республиканский
сепаратизм и политическая амбициозность
местных лидеров.

Демократическим
путем удержать власть союзный центр
уже не может и прибегает к военной
силе:
Тбилиси — сентябрь 1989 г., Баку — январь
1990 г., Вильнюс и Рига — январь 1991 г., Москва
— август 1991. Кроме того — межнациональные
конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.):
Фергана, Душанбе, Ош и др.

Последней каплей,
подтолкнувшей партийно-государственное
руководство СССР к выступлению, была
угроза подписания нового Союзного
договора, который был выработан в ходе
переговоров представителей республик
в Ново-Огарево.

Августовский
путч 1991 г. и его провал.

Август 1991 г. —
Горбачев находился на отдыхе в Крыму.
На 20 августа было намечено подписание
нового Союзного договора. 18 августа ряд
высших должностных лиц СССР предлагают
Горбачеву ввести чрезвычайное положение
на территории всей страны, но получают
с его стороны отказ. Чтобы сорвать
подписание Союзного договора и сохранить
свои властные полномочия, часть высшего
партийно-государственного руководства
попыталась захватить власть. 19 августа
в стране было введено чрезвычайное
положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы
и ряда других крупных городов были
введены войска.

Но переворот
не удался.
Население страны в основном отказалось
поддерживать ГКЧП, армия же не захотела
применять силу против своих граждан.
Уже 20 августа вокруг «Белого дома»
выросли баррикады, на которых находилось
несколько десятков тысяч человек, а
часть воинских подразделений перешла
на сторону обороняющихся. Сопротивление
возглавил президент России Б.Н.Ельцин.
Действия ГКЧП весьма негативно были
восприняты за рубежом, откуда сразу
прозвучали заявления о приостановке
помощи СССР.

Переворот был
крайне плохо организован, отсутствовало
деятельное оперативное руководство.
Уже 22 августа он потерпел поражение, а
сами члены ГКЧП были арестованы. Министр
внутренних дел Пуго застрелился. Главной
причиной провала государственного
переворота являлась решимость масс
защитить свои политические свободы.

Заключительный
этап распада СССР
(сентябрь — декабрь 1991 гг.).

Попытка
государственного переворота резко
ускорила распад СССР, привела к утрате
Горбачевым авторитета и власти, к
заметному усилению популярности Ельцина.
Деятельность КПСС была приостановлена,
а затем прекращена. Горбачев оставил
пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и
распустил ЦК. В последовавшие за путчем
дни 8 республик заявили о своей полной
независимости, а три Прибалтийские
республики добились признания со стороны
СССР. Произошло резкое сокращение
компетенции КГБ, было объявлено о его
реорганизации.

1 декабря 1991 г.
более 80 % населения Украины высказалось
за независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. —
Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук,
Шушкевич): было заявлено о прекращении
действия Союзного договора 1922 г. и об
окончании деятельности государственных
структур бывшего Союза. Россия, Украина
и Белоруссия достигли договоренности
о создании Содружества
Независимых Государств (СНГ).
Три государства приглашали все бывшие
республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. к
СНГ присоединились 8 республик. Была
принята Декларация о прекращении
существования СССР и о принципах
деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев
объявил о сложении с себя функций
президента в связи с исчезновением
государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан
и Грузия.

За период
существования СНГ подписано более 900
принципиальных нормативно-правовых
актов. Они касались единого рублевого
пространства, открытости границ, обороны,
космоса, информационного обмена,
безопасности, таможенной политики и
т.д.

Вопросы для
повторения:

1. Перечислены
основные причины, приведшие к обострению
межнациональных отношений в СССР к
началу 1990-х гг.

2. Назовите
регионы, в которых сложились очаги
напряженности. В каких формах
разворачивались там национальные
конфликты?

3. Как распался
СССР?

Распад СССР

В 1988 г. народные фронты победили на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы; они поставили перед собой задачу достижения абсолютной независимости и создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. в Эстонии была принята «Декларация о суверенитете». Вслед за ней такие декларации приняли Латвия, Литва, Азербайджан, Молдавия. Кроме принятия декларации, были также выбраны президенты в республиках.

Национальные настроения активизировались не только в союзных республиках, но и в РСФСР. Патриотические идеи стали очень популярными и поддерживались российским (но не центральным) руководством. 12 июня 1990 г. Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Эта Декларация официально закрепляла приоритет законов республик над законами Союза; первым президентом РСФСР стал председатель ВС РСФСР Б Ельцин.

Декларации о государственном суверенитете, принятые разными республиками поставили под сомнение сам статус Советского Союза. В декабре 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР большинство высказались за сохранение Союза, но с преобразованием его в демократическое государство на федеративной основе. Было принято постановление, которое определяло основы нового Союза:

  • равноправие граждан и народов;
  • территориальная целостность;
  • право на демократическое развитие и самоопределение.

Замечание 1

12 марта 1991 г. был проведен референдум о сохранении Советского Союза. На нем 76 % населения высказались за сохранение. Впрочем, эта статистика не может считаться абсолютно достоверной, так как в референдуме приняли участие не все союзные республики – Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Молдавия не голосовали.

Тем не менее, на основе результатов референдума в президентской резиденции Новое Огарево состоялась встреча М. Горбачева с руководителями нескольких союзных республик. После переговоров было подписано «Заявление 9+1» (девять республик и одно центральное руководство), которое намечало создание и подписание нового Союзного договора. Планировалось создание Союза Суверенных Государств, который будет демократической федерацией равноправных суверенных республик с обновленной структурой органов управления, новой Конституцией и системой выборов. На 20 августа 1991 г. было назначено подписание этого договора.

Однако факт создания нового договора вызвал очередной раскол в обществе. Подписание договора было сорвано из-за попытки совершения государственного переворота 19-21 августа («августовский путч»). Эти события лишь ускорили распад СССР, что было закреплено несколькими договорами:

  • 8 декабря – подписание договора в Беловежской пуще между лидерами России, Украины и Белоруссии о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств – СНГ;
  • 21 декабря – конференция в Алма-Ате, на которой к СНГ присоединились остальные бывшие союзные республики, кроме Эстонии, Литвы, Латвии и Грузии;
  • 25 декабря – М. Горбачев ушел в отставку с поста президента СССР.

Межнациональные конфликты и формирование массовых национальных движений

В 1987 году в Нагорном Карабахе начались волнения армян, составлявших большинство населения автономной области, входившей в состав Азербайджанской ССР. Они требовали передать Карабах Армянской ССР. Обещание центральных властей «рассмотреть» вопрос было принято как согласие удовлетворить это требование, что привело к армянским погромам в Сумгаите (АзССР). Характерным является то, что партийный аппарат в республиках не препятствовал межнациональному конфликту и активно участвовал в формировании национальных движений. Горбачев приказал ввести войска в Сумгаит и объявить комендантский час.

На фоне бессилия союзных властей в карабахском конфликте в мае 1988 года были основаны народные фронты в Литве, Латвии, Эстонии. В начале деятельности они поддерживали перестройку, однако спустя несколько месяцев объявили своей целью выход из СССР. Самой массовой и радикальной такой организацией стал «Саюдис» (Литва). В скором времени Верховные Советы прибалтийских республик под давлением народных фронтов провозгласили национальные языки государственными и лишили этого статуса русский язык.

Требования о введении в государственных и учебных заведениях родного языка звучало также на Украине, в Молдавии и в Белоруссии.

В закавказских республиках межнациональные отношения обострились не только между республиками, но также внутри их (между грузинами и осетинами, грузинами и абхазами, и т.д.).

Впервые за долгие годы в среднеазиатских республиках возникла угроза внешнего проникновения исламского фундаментализма.

В автономных республиках Татарстане, Якутии, Башкирии набирали силу движения, требовавшие предоставления им прав союзных.

Лидеры национальных движений, обеспечивая себе народную поддержку, особый упор делали на то, что их республики «кормят Россию» и союз. С углублением экономического кризиса в сознание людей вселялась мысль, что их процветание будет обеспечено только в результате выхода из СССР.

Для партийных республиканских верхушек создавалась уникальная возможность обеспечить себе быстрые карьеру и рост благосостояния.

«Команда Горбачева» не была готова предложить способы выхода из «национального тупика» и медлила с принятием решений. Постепенно ситуация начала выходить из-под контроля.

«Союзный договор 1991 года был мертворожденное дитя»

— Википедия, ссылаясь на работы ряда исследователей, о тактике команды Горбачева в нацвопросе говорит вот что: «Ничего не делать для профилактики, давать возможность событиям разрастись, затем использовать для их подавления незначительные силы, разжигая страсти, и только потом применять самые жестокие меры — как против виновных в нарушении порядка, так и против безвинных, способствуя тем самым лишь еще большему обострению ситуации». Согласны с такой оценкой?

— Не было никакой единой тактики, в силу слабости и некомпетентности руководства СССР в национальных вопросах все было просто пущено на самотек. Политику в межнациональных отношениях нужно было выстраивать иначе. Такие проблемы были, есть и будут, но другое дело, как вы их регулируете, мониторите и как вы ведете их профилактику. Ситуация в СССР была бы другой, если бы в стране работало министерство по делам национальностей, состоящее из профессионально подготовленных людей, которые хорошо и глубоко занимались бы этими проблемами, мониторили и прогнозировали их и представляли проекты решений высшему государственному руководству. В СССР этого не было. Национальные отношения — материя вообще очень тонкая, потому что тут имеет место и религиозный фактор. Если в России живут миллионы других конфессий, куда вы от этого уйдете?

— Союзный договор, если бы его подписали, спас бы СССР от других возможных нацконфликтов? Или мог бы спасти при предусмотренном этим документом расширении полномочий республик нового Союза?

— Союзный договор 1991 года был мертворожденное дитя. Новый договор нужно было создавать сразу же по приходу Горбачева к власти, и его концепция должна была быть научно обоснованной. Ответ Ленина на проблемы, с которыми он столкнулся сто лет назад, был адекватным и он решил национальные проблемы. И ответ Горбачева должен был быть более адекватным.

Но если у вас нет задела в развитии экономики, вы не построите ни сильную внешнюю политику, ни, конечно же, прочное федеральное государство. В неразвитой экономике кроются большие опасности, и об этом говорил в своей посмертной книге «Россия. Надежды и тревоги» Евгений Примаков. В случае разрушения экономики Россия, по его мнению, может повторить судьбу СССР, поскольку в ней легко может произойти то же предательство со стороны элит, вернее со стороны псевдоэлит. Рост благосостояния позволяет решать многие межэтнические и межконфессиональные проблемы внутри страны, а так как страна у нас в этом плане непростая, она требует как большой прозорливости в национальной политике, так и должного развития экономики: одно без другого существовать не может.

Фото forpost-sz.ru

«Назарбаев нашел формулу сохранения единства: он сказал гражданам своей страны, что все они — казахстанцы. Хотя такой нации нет»

— Некоторые ваши коллеги первым серьезным национальным выступлением в Союзе склонны считать события в Алма-Ате декабря 1986 года, когда к зданию республиканского обкома партии вышла казахская молодежь, протестующая против назначения новым главой республики русского Геннадия Колбина вместо Динмухамеда Кунаева. Многочисленных жертв, хотя были жесткие столкновения протестующих с органами правопорядка и армией, удалось избежать, да и потом нацконфликты Казахстан миновали. Почему?

— В Алма-Ате был только некий всплеск, очаг, и поэтому его удалось локализовать. Хотя в дальнейшем его пыталось использовать в своих целях среднеазиатское подполье. Почему пыталось? Понимаете, советская власть устанавливалась в Средней Азии все-таки сверху и не так быстро (а в некоторых республиках ее утверждение проходило очень долго — в Туркмении это происходило вплоть до середины 30-х годов). И когда она установилась, верхний слой, то есть органы КПСС, докладывали в Москву: «У нас все в порядке, дружба народов и так далее», но на самом деле на бытовом уровне культура того же ислама никуда не ушла. Культура ислама — это культура, идущая от крупных городов, Мекки и Медины, а не от кочевников, и этот пласт ислама сохранялся и в ставших советскими городах Средней Азии, а сейчас вышел уже на первый план.

В советские времена наличие ислама в городах позволяло существовать даже запрещенным в СССР обществам пока еще не радикального, но умеренно-радикального плана — в частности, суфизма, в Таджикистане это выражалось в существовании обществ «Исмаилия», «Кадирия», «Накшбандия». Эти общества усиленно стали работать с молодежью, в частности, со студенческой молодежью, и я столкнулся с этой картиной в 1987—1988 годах, когда работал в Душанбе. Преподаватели университета говорили мне о том, что студенты считают, что ислама в их жизни должно быть больше и им непонятно, почему власть его запрещает, и так далее. И когда мы стали пристально изучать ситуацию, поняли, что с молодежью Средней Азии уже активно начинали работать те же исмалииты.

На этих вещах старались не заострять внимания. Считалось, что партруководство на местах в лице товарищей Рашидова и Усманходжаева в Узбекистане или Кунаева в Казахстане все знает и контролирует. Да и цель руководителей среднеазиатских республик была прежде всего в том, чтобы отчитаться по экономическим показателям, тому же хлопку, как в Узбекистане.

А спокойный после 1986 года Казахстан — это прежде всего заслуга Назарбаева, который был самым толковым и взвешенным руководителем союзных республик позднесоветского периода (в 1984—1989 гг. был председателем Совета министров Казахской ССР, — прим. ред.). Потом, после распада СССР Назарбаев нашел формулу, с помощью которой смог сохранить единство Казахстана от Каспия до Алтая: он сказал гражданам своей страны, что все мы — казахстанцы. Хотя такой нации нет, но что ему было делать, если весь север страны населен в основном русскими (так как пять областей страны в свое время были прирезаны к Казахстану от России). Кроме того, сильные националистические или религиозные волнения в Казахстане были невозможны из-за небольшой численности населения и небольшой его плотности. Ведь для того, чтобы тем же сторонникам радикального ислама «вести работу», нужны определенные условия местности и социальная база поддержки. Ее у исламистов в Казахстане, в отличие от Таджикистана, не было.

Фото carnegie.ru

Урегулирование конфликтов на постсоветском пространстве

Вопрос урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве довольно остро стоит перед мировым сообществом в целом и Россией в частности. В интересах их предотвращения допускается принятие превентивного развертывания военного персонала стран – участников СНГ в районах возможного противостояния с целью недопущения эскалации напряженности, перерастания разногласий, споров и кризисов в вооруженные конфликты.

В целях урегулирования уже возникших вооруженных конфликтов допускается проведение операций по поддержанию мира. В частности, речь идет о проведении временных политических акций с использованием специально подготовленных военных, полицейских и гражданских кадров. Основная задача их проведения заключается в сохранении пира после достижения сторонами конфликта договоренностей о прекращении огня и обеспечении благоприятных условий для политического урегулирования споров посредством переговоров.

На этапах постконфликтного выстраивания мира используется привлечение воинских контингентов для содействия возвращению перемещенных лиц и беженцев, оказания гуманитарной помощи, восстановления инфраструктуры регионов конфликта, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь и пр.

«В Таджикистане было деление на «вовчиков» и «юрчиков»

— Таджикистан запылал от того, что там не было своего Назарбаева? А почему не было?

— Видимо, не подготовили. Да и такие яркие личности, как Назарбаев, не всегда могут быть в руководящих рядах. Поэтому, да, в этом плане Таджикистану не повезло.

— Хотя гражданская война в Таджикистане разразилась после распада СССР, причины ее, конечно же, могли быть такими же, какие вы уже описали — гласность и вырвавшийся наружу национальный фактор. Но войну, и это меня до сих пор удивляет, через 5 лет удалось прекратить. За счет чего?

— В Таджикистане среди населения было деление на так называемых «вовчиков» — ваххабитов, сторонников исламского Таджикистана, подпитка которых людьми и оружием очень мощно шла из соседнего Афганистана (да и территория, населенная этими людьми простиралась от севера Таджикистана едва ли не до Кабула), и так называемых «юрчиков» (от имени генсека Андропова, поклонником которого был вождь «юрчиков» Ангак Сафаров, — прим. ред.) — сторонников светского устройства государства.

Да, война там шла 5 лет и продолжалась бы дальше, пока Россией, как посредником в переговорах между двумя сторонами, не была предложена формула «если враг не сдается, его покупают». Как известно, на Востоке все покупается и продается, и Россия предложила поделить власть в Таджикистане между представителями двух сторон. Было создано коалиционное правительство — ребята спустились с гор, получили портфели, а заодно охрану, машины, дворцы и так далее. Все эти вещи и позволили закончить войну.

Правда, тут нужно отметить вот какую вещь

Для России было очень важно сохранить свои позиции в Таджикистане, потому что там находилась наша 201-я мотострелковая дивизия, а это мощный барьер, сдерживающий исламистов с Афганистана. Кроме того, в Горном Бадахшане у России был объект, важный для военно-космических сил, — система слежения за орбитальными спутниковыми группировками (в Бадахшане высота над уровнем моря 5-6 тысяч метров и небо там очень чистое). И этот объект был сохранен

И этот объект был сохранен.

Фото wikipedia.org

«Опыт Швейцарии для России интересен, но нам нужно выработать собственную модель федерализма»

Есть ли у нас люди в больших кабинетах для такой работы? Пока я там вижу только «двоечников» и «троечников». Есть ли будущие лидеры для страны? Нет. Когда мне говорят о конкурсе «Лидеры России», я смеюсь и называю его «Карьеристы России». Лидеров страны никакие конкурсы не рождают, лидеры — это товар штучный, и делают они себя сами. А у нас такого нет, у нас для работы создают только бюрократов.

Думаю, Путин задумывается об этом, о том, какую Россию он оставит и кому он ее передаст. Поэтому он и хочет легализовать такой орган, как Госсовет. Видимо, он будет тем самым важным органом представительства регионов, представительства периферии с их проблемами. Москва как мегаполис сильно тормозит развитие России, она превратилась в центр концентрации финкапитала, оттягивающий на себя финансовые потоки и все таланты страны. А что остается остальной России? А если война? Вся система управления, которая сосредоточена в Москве, будет уничтожена!

Важно не столько что-то давать регионам, сколько слышать их в том же Госсовете. Ибо каждый регион должен быть равноправным, и слово всех регионов должно выражаться и учитываться во всех властных структурах России. Совет — это самая правильная и исконно русская структура, земские, боярские советы в стране были всегда

Совет — это самая правильная и исконно русская структура, земские, боярские советы в стране были всегда.

— Сергей Васильевич, можно ли построить в России федерализм, с учетом того, что это должен быть федерализм на этнически разнообразной территории?

— Думаю, нам стоит обратиться к примеру старейшей национальной конфедерации Европы — Швейцарии. Главное место в Швейцарии занимает не президент, а Совет кантонов (частей Швейцарии). Он наделен широкими правами и полномочиями, в стране все ее языки имеют равный статус, кантоны могут проводить референдумы по самым разным вопросами. И такой опыт позволяет стране 253 года жить и процветать.

Опыт Швейцарии для России очень интересен, но нам нужно выработать собственную модель федерализма

Потому что сложность и правда нашей страны в том, что современная Россия по меркам ООН — это мононациональное государство (русских в России больше, чем англичан в Великобритании, персов в Иране, испанцев в Испании), но, что не менее важно, это полиэтничная страна (в России 175 наций, народностей и этносов). Это уже более сложная ситуация, чем в Швейцарии, где всего лишь три языка, поэтому полный перенос в Россию зарубежной модели федерализма был бы неправильным. А значит, в этом вопросе для власти и регионов очень важны творческое начало и системный подход

А значит, в этом вопросе для власти и регионов очень важны творческое начало и системный подход.

Сергей Кочнев

ОбществоИсторияВласть

Демократизация общества и национальный вопрос

Демократизация в советской общественной жизни не могла не затронуть сферу межнациональных отношений. Власти годами старались не замечать копившиеся проблемы, которые в резкой форме проявились сразу, когда повеяло свободой.

Первые массовые национальные выступления прошли из-за несогласия с регулярно сокращавшимся числом национальных школ и стремлением центральной власти расширять сферу употребления русского языка. В начале 1986 года под лозунгами «Долой русских!» и «Якутия — для якутов» в Якутске состоялись студенческие демонстрации.

Попытки М.С. Горбачева ограничивать влияние национальных элит вызывали все более активные протесты в республиках. В декабре 1986 года, в знак протеста против назначения на пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана русского Г. В. Колбина, в Алма-Ате состоялись многотысячные демонстрации, перешедшие в неконтролируемые беспорядки. Расследования злоупотреблений властей в Узбекистане вызвало недовольство в республике.

Более активно, чем в прошлые годы, звучали требования о создании автономии немцев Поволжья и крымских татар. Зоной острых межнациональных конфликтов стал регион Закавказья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: