Понятие необходимого и случайного
Познание причинности является началом выведения необходимости как общей категории и формы бытия. Если рассматривать причинно-следственные связи, то можно заметить, что причина возникает первично, вследствие чего наступает итог.
Замечание 1
В том случае, когда отсутствует причина, будет отсутствовать и следствие.
То есть, человек обнаружил, что связь причины и следствия имеет необходимый и неотъемлемый характер.
Так как понятие необходимости формируется базируясь на исследованиях категории причины и на основе понимания важности неразрывной причинно-следственной связи, отдельные мыслители отождествляют с причинностью саму необходимость. Тем не менее, необходимость и причинность являют собою два разных понятия, которые затрагивают две разные стороны действительность
В реальности же, категория «причинности» будет отражать обусловленность определенных форм бытия посредством других, их генетические корни. Понятие «необходимости» является отражением неизбежности проявления определенных свойств и связей при сопутствующих благоприятных условиях.
Таким образом, необходимым являются те связи и свойства, которые имеют определенную причину своей экзистенции и обусловлены внутренней природой материальных образований.
Определение 1
Связи или свойства, которые имеют причину своего бытия в ином, то есть, которые обусловлены факторами внешнего воздействия, являются случайными.
Определение 2
Необходимость является одним из аспектов внутренней стороны явления или предмета. Случайность же является выражением внешних свойств и признаков материальных образований, так как она непосредственно связана обстоятельствами и условиями бытия этого явления или предмета.
Возможность и действительность
Возможность и действительность – категории, подчеркивающие процессуальность, то есть выражающие становление бытия. Что-то новое может возникнуть только из некоторого числа предпосылок, заложенных в чем-то старом.
Определение 5
Возможность – это понятие в философии, отражающее объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном и потенциальном развитии.
Действительность – это философская категория, которая характеризует бытие как реализованную возможность.
В любой из сложившихся ситуаций есть некоторые возможности, реализация одной из которых предполагает устранение остальных. Противоборство и характер реализации возможностей зависят от условий, являющихся внешними и случайными или внутренне необходимой тенденцией. В связи с этим действительность всегда является диалектическим единством внешнего и внутреннего, сущности и явлений, необходимости и случайности. В области общественного развития и подчинения природы превращение возможности в действительность упорядочивается сознательным выбором и деятельностью людей.
Зрелость возможности может варьировать в рамках от невозможности к действительности. Характеристика возможности при этом может быть проведена, учитывая ее качественную и количественную меру. Качественно возможности разделяются на формальные и реальные. Формальная – это возможность с низкой вероятностью осуществления, приближающейся к нулю. Впрочем, эту возможность допускают законы природного и социального развития. В этом смысле она коренным образом отличается от невозможности, идущей вразрез с законами природного и социального бытия. Невозможным считают то, что противоречит законам объективного мира. Невозможно, например, выстроить вечный двигатель, невозможно человеку жить вечно и т.д. Высшая мера осуществления характерна реальной возможности, для реализации которой есть все условия. Например, возможность человека полететь в космос сначала была чисто формальной и только сейчас стала реальностью.
Гораздо точнее выглядит количественная характеристика возможности. Если невозможность обозначать 0, а действительность 1, то все промежуточные значение 0-1 характеризуют степень возможности. Меру возможности называют вероятностью.
На основании всего выше сказанного можно сделать несколько выводов:
- категории диалектики являются универсальными формами мышления, отражающими общие связи, свойства и отношения, которые отмечаются в объективной действительности;
- в диалектических категориях концентрируется опыт и предметно-причинная деятельность нескольких поколений социума. Без категорий и понятий, в которых отражены результаты познания, само познание на сегодняшний день было бы невозможно;
- к специфическим диалектическим категориям относят: объективность, определенность, историчность, связь с практикой, подвижность и пр.
Категории исторического процесса
Определение 1
Исторический процесс – это процесс смены культур, социальных отношений и совокупности личностей.
Необходимость и случайность – это философские категории, в которых выражено отношение к основанию, то есть к сущности исторического процесса в его отдельных формах, или проявлениях.
Развитие – это процесс, который совершается с вынужденной необходимостью. В данном контексте необходимость означает, что обязательно должно нечто произойти. Другими словами, необходимой называется такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обязательно влечет за собой следствие.
Определение 2
Случайность – это понятие, противоположное необходимости. Под случайностью понимают такую связь причины и следствия, когда причинными основаниями допускается реализация любого альтернативного следствия из всего разнообразия вариантов. При этом какой именно вариант связи будет осуществлен, зависит от многих обстоятельств, которые не поддаются точному учету и анализу условий.
Данные категории рассматривались в философии в разные времена совершенно по-разному. Например, с XVII по XIX века, было широко распространено метафорическое понимание необходимости и случайности. Были общеприняты 3 точки зрения:
- утверждение о том, что необходимость не существует;
- мнение Спинозы, что в природе вещей нет ничего случайного, и существует лишь необходимость;
- «золотая середина» — мелкие и незначительные события могут быть случайными, а крупные, несущие особую значимость – предопределены и необходимы.
Такой подход к взаимодействию явлений и их развитию поставил человека перед неразрешимым противоречием. С одной стороны, любое явление или событие возникает из-за действия какой-то причины, а значит, они могли и не возникнуть. С другой стороны, любое явление зависит от огромного количества условий, при которых рассматриваемая причина действует, их предугадываемое сочетание делает такое появление случайным и необязательным.
Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность
Как правило, идеалисты не берут во внимание объективность необходимости. Они полагают, что необходимость является важным элементом только создания, так как это всего лишь его форма, свойство и методологическое требование
Материалисты же рассматривают и утверждают объективное наличие необходимости, так как это одно из всеобщих свойств вещей и взаимосвязей предметов. Тем не менее, признавая логическую необходимость отдельные материалисты не считают, что случайность является объективным. Они полагают, что она создана лишь для прикрытия неосведомленности в определенных вопросах и делах.
Замечание 2
Когда человек не ведает причины определенного процесса или явления, или не может просто объяснить это явление, он объявляет его случайным.