Понятие о воображении и его функциях

16. понятие о воображении. виды воображения. функции воображения. психология

Свойства воображения как психологического процесса

Воображение является одним из важных объектов изучения в психологии. Учеными были выделены следующие его основные свойства:

  • интенсивность;
  • осмысленность;
  • целостность;
  • системность;
  • способность предвидения;
  • конструирование;
  • критичность;
  • точность;
  • устойчивость.

В воображении информация обрабатывается с помощью набора специальных приемов:

  • схематизация – выявление схожих признаков и сглаживание различий;
  • агглютинация – совмещение несоединимых качеств, свойств, характеристик. Пример – Минотавр, русалка, Сирин;
  • изменение размеров объекта в сторону увеличения или уменьшения. Пример –великан, гном;
  • заострение – подчеркивание и гиперболизация отдельных черт. Пример: трусость зайца, упрямство осла.

Исследование воображения в отечественной психологии

Психические процессы в познавательной деятельности человека обычно выстраивают по степени усложнения – от сенсорно-перцептивных до мышления и воображения, но степень изученности психических процессов неодинакова.

Исследования сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов велись более успешно, по сравнению с воображением

Воображение привлекало внимание психологии, но о его роли говорилось в том или ином виде деятельности. Его природа и особенности как самостоятельного познавательного психического процесса, оставались мало изученными

Такие ученые как П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и другие, считают, что воображение представляет собой самостоятельный психический процесс.

Воображение отличается специфическими особенностями, которые всё еще остаются не исследованными. В работах этих авторов речь идет, главным образом, о связи воображения с памятью. П.П. Блонский, например, выделяет особо образную память, в которой и происходят изменения образов, их запечатление и преобразование. А сохраненные в образной памяти преобразованные образы и составляют особенность воображения. В качестве основы памяти С.Л. Рубинштейн полагает процесс воспроизведения образов, а воображения – их преобразование. Он считает, что если в образной памяти образы воспроизводятся, то в воображении они преобразуются.

Представление по своей природе динамическое образование, поэтому легко поддается преобразованию. В теории чувственного познания, разработанной Б.Г. Ананьевым, высказывается идея о единстве ощущений, мышления и практической деятельности. Преобразование зрительных представлений и осязания, считает он, лежит в основе возникновения целостного образа воображения. Это происходит в результате ассоциации ощущений и представлений, образов разного уровня.

В понимании воображения, одной из основных ошибок является попытка отнести воображение либо к сфере чувственного, либо логического познания. Реальные трудности в трактовке воображения, считает В.В. Мамонтов, имеют свою объективную основу. Эти трудности коренятся в неразрывной связи воображения с представлениями и мышлением, включенности воображения в процессы чувственного и рационального познания. А.М. Коршунов относит воображение к своеобразному сплаву чувственности и мышления. Он считает воображение такой психической деятельностью, где чувственно-наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты играют роль программы, которая определяет смысл и характер преобразования этих элементов. Психология не относит воображение ни к чувственному, ни к логическому познанию, хотя оно и содержит в себе их признаки.

Основные функции воображения

Из всех живых существ только человек обладает активным и продуктивным воображением. Кроме продуктивного воображения есть еще пассивное и репродуктивное. Вся деятельность человека в той или иной степени пронизана воображением, которое сопровождает его во время чтения книги, прослушивания музыки, беседы с коллегой. Воображению человечество обязано всем, считают ученые, что составляет научно-технический прогресс, поэтому функции воображения многочисленны:

  • Познавательная функция. Она состоит в том, что воображение способствует расширению и углублению знания. Данная функция имеет две разновидности – генерализационную, которая проявляется в генерации ситуаций, возможностей, элементов и синтетическую функцию – создание целостного новообразования. Новые созданные образы приводят к открытиям и изобретениям, поэтому воображение является психологическим фактором поисковой творческой деятельности;
  • Функция предвосхищения. В основе психического состояния лежат образы воображения, оно направлено на то, что может или должно произойти. Образы воображения облегчают процесс предвосхищения результата какого-либо положения, последующего образа действия. В речевом плане облегчается мысленное построение фразы;
  • Регулирующая функция. Она предполагает, что образы воображения имеют побудительное значение и в определенном направлении способствуют активности человека. Связанные с потребностями, интересами и другими компонентами личности, они становятся психологическим фактором творческого вдохновения;
  • Контрольно-корректирующая функция. Суть её состоит в том, что дает возможность исправлять ошибки и недочеты, совершенствовать методы и приемы выполняемой работы;
  • Функция эмоционального воздействия. Яркие и чувственные образы воображения оказывают большое влияние на эмоциональный фон деятельности. Они оказывают стимулирующее действие на настроение человека в процессе деятельности, могут повышать или понижать его, способствовать увлеченности работой или сдерживать её.

Воображение имеет еще две специальные, психологические функции – психодиагностическую и психотерапевтическую:

  1. Психодиагностическая функция воображения. Суть этой функции в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно говорить о его психологии. Данная функция используется в психологических тестах – придумать, сочинить, нарисовать что-то фантастическое, а после специального анализа сделать определенные выводы;
  2. Психотерапевтическая функция воображения. С помощью этой функции можно оказывать положительное влияние на психологическое состояние и поведение человека. При произвольном вызове определенных образов, можно изменить собственное психическое и физическое состояние. Эта функция воображения активно используется во многих методах практической психологии, например, в аутогенной тренировке, в гештальттерапии, в нейролингвистическом программировании.

В жизни каждого человека бывают случаи, когда необходимо обратиться к использованию воображения. Это может быть планирование и управление деятельностью, регулирование процесса удовлетворения потребностей, виды творческой деятельности.

Однозначного соответствия между образами воображения и явлениями действительности, которые в них отражаются, нет, потому что воображение не есть копия настоящего. Воображение – это модель предполагаемого образа, основанная на опыте субъекта. Любые образы фантазии детерминированы. Бессодержательной фантазии, в которой не отразился бы природный или социальный объективный мир, нет, и не может быть. Степень адекватности отражения действительности в фантазии может быть разной.

Исходя из этого, была предпринята попытка классифицировать фантазию, т.е. воображение на виды:

  • Рациональная фантазия. Она отражает существенные стороны объекта;
  • Иллюзия. Видимость принимается за сущность;
  • Мистификация. Объективная реальность сознательно искажается.

Функции воображения показаны на схеме ниже.

Связь воображения и восприятия

Первые проявления воображения очень тесно связаны с развитием процесса восприятия. Примером может выступать ситуация, в которой ребенок в возрасте полутора лет не способен пока к длительному слушанию сказок или рассказов, но с удовольствием и внимательно слушает рассказы взрослых о том, что он сам пережил в прошлом. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия.

Ребенок внимательно слушает рассказ о своих переживаниях в связи с тем, что он отчетливо представляет, о чем идет речь. Сохраняется связь между воображением и восприятием и на следующей ступени развития ребенка в дошкольном возрасте.

Отчётливо прослеживается данная связь в процессе организации игр ребенка. В игре ребенок начинает перерабатывать имеющиеся у него впечатления, и видоизменяет в воображении воспринимаемые ранее предметы. Примером могут служить игры в которых стул превращается в автомобиль, коробочка в самолет и т.д.

Важнейшим этапом развития воображения является этап развития речи у ребенка. Именно она позволяет ребенку применять процесс воображения не только к осознаваемым конкретным предметам и образам, но и к более отвлеченным представлениям и понятиям.

Также необходимо отметит, что именно речь позволяет перейти от выражения образов, возникающих в воображении ребенка в деятельности к их выражению словесно с помощью речи.

На этапе овладения речью происходит увеличение практического опыта ребенка и развитие его внимание. Развитие данных процессов способствует более легкому выделению отдельных частей предметов, которые ребенок воспринимает как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении

Характерной особенностью данного этапа развития воображения является непроизвольный характер возникновения образов, процесс формирования которых является непроизвольным и зависит от ситуации, в которой в данный момент находится ребенок.

Как развить воображение: шесть способов

Ищите новые хобби

Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.

Мечтайте

Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.

Гуляйте

Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.

Окружайте себя креативными людьми

Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.

Играйте

Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.

Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.

Окружайте себя синим цветом

Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.

Формы

К формам воображения относятся:

  • фантазии — отражение действительности в видоизмененном облике, обычно выходящее за пределы реальности и основанное на впечатлениях человека;
  • грезы — представление недосягаемого будущего, несбыточные мечтания;
  • мечты — отодвинутые во времени желания и образы желаемого будущего;
  • галлюцинации — образы и фантастические видения, переживаемые человеком без внешней стимуляции и почти не имеющие связи с действительностью;
  • сновидения — форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому (во сне мозговая деятельность человека сводится к минимуму, но сознание продолжает обрабатывать усвоенную ранее информацию).

Что такое воображение

Замечание 1

Под «воображением» в психологии понимают процесс, благодаря которому человек способен создавать образы и идеи в своем сознании.

Воображение имеет большое значение для человеческой психики, так как играет важную роль в таких процессах как:

  • моделирование
  • планирование
  • творческая деятельность
  • память

Процесс воображения можно дифференцировать по результату, оно может быть: репродуктивным и продуктивным. Под репродуктивным понимают воображение, в процессе которого воссоздаются образы, которые уже есть в реальности. Под продуктивным воображением понимают процесс, в результате которого появляется нечто новое.

По степени целенаправленности процесс воображения может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное воображение состоит из воссоздающего и творческого воображения, в то время как непроизвольное воображение является не преднамеренным и непредсказуемым.

Образы в свою очередь могут быть конкретными и абстрактными, так и воображение может быть конкретным и абстрактным.

Воображение выполняет ряд важнейших функций. Оно дает возможность человеку представлять окружающий мир в образах, дает возможность используя их решать задачи.

Воображение помогает регулировать эмоции, познавательные процессы и состояния человека. Воображение предоставляет возможность обдумывать, представлять в образах некий план действий. Оно также позволяет человеку выполнять планирование, программирование и оценивание деятельности.

Выделяют следующие механизмы воображения:

  • агглютинация
  • гиперболизация
  • схематизация
  • акцентирование
  • типизация

Воображение в литературе

Писатели через свое искусство отображают жизнь, используя воображение. Они не просто копируют ее, но прибегают к созданию художественных образов, в которых жизнь отражается в своих наиболее ярких чертах. Также в образах отражается личность писателя, его установки, взгляды.

Создание произведения включает в себя три основных этапа:

  • Подготовка — в этом периоде продумывается замысел произведения, собираются, изучаются и обдумываются материалы.
  • Создание — на этом этапе специально собранная и уже имеющаяся информация перерабатывается.
  • Окончательная отделка.

Воображение при работе с литературой проявляется не только у писателей, но и у читателей. В зависимости от жизненного опыта, образованности, индивидуальных особенностей выделяют четыре типа литературного воображения:

  • Слабовыраженное, при чтении у индивидов не возникают представления, содержание запоминается в общей форме.
  • Представления возникают, но они в той или иной степени не соответствуют содержанию текста. Процесс воссоздания образа заменятся процессом конкретизации из личного опыта.
  • Стремление к наиболее точному представлению описанного объекта. При возникновении несоответствия описанного образа и представленного ими читатели анализируют текст и сознательно воссоздают образ таким, каким его изобразил автор.
  • Воображение полностью приспосабливается к художественному описанию объектов. У таких индивидов по ходу чтения возникают образы, которые соответствуют тому, что описано автором.

Понятие воображения

Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Сущность воображения заключается в создании новых образов на основе существующих. Оно имеет практическую направленность и возникает в процессе какой-либо активности человека, когда появляется необходимость в прогнозировании результата.

Интенсивность, полнота воображения зависит от опыта и знаний, оно тесно связано с памятью, мышлением, вниманием. Воображение относится к познавательным процессам, которые отражают объективную действительность

Механизм отражения основывается на образах памяти, представления, восприятия. То есть несмотря на то, что воображение подразумевает под собой некий отход от действительности, источником для него всегда является объективная реальность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Функции воображения:

  • Познавательная — расширение и углубление знаний об окружающей действительности. помощь в ситуациях неопределенности через достраивание, домысливание недостающей информации.
  • Предвосхищение результата деятельности — формирование результата будущего продукта деятельности.
  • Понимание другого человека — представление мыслей и чувств другого человека.
  • Формирование мечты — мечта как одна из разновидностей воображения может выступать в качестве мотивации, побуждать человека к деятельности.
  • Защитная — подготовка к реальным трудностям и защита от стресса через переживание будущих возможных неприятностей в воображении.

Виды воображения и их характеристика, отличие активного от пассивного

В зависимости от степени осознанности выделяют:

  1. Непроизвольное (пассивное).
  2. Произвольное (активное).

Пассивное возникает, когда осознанная часть мышления ослаблена. Человек не прилагает специальных усилий, а воображаемые образы приходят сами собой.

Бывает преднамеренным и непреднамеренным. Первое возникает, когда перед человеком проплывают образы, основанные на его личных предпочтениях и особенностях характера. Второе – это сновидения и галлюцинации. Во сне мышление человека перерабатывает полученный днем опыт и создает фантастические сцены.

Активное воображение – это когда человек осознанно им управляет. Примеры: решение задач, написание сценария к фильму, создание эскиза картины.

Его подразделяют на воссоздающее и творческое.

Первое подразумевает способность психики человека воссоздавать предметы, события и явления, которые он никогда раньше не видел. Например, при чтении сказок, научно-фантастических романов.

Второе позволяет человеку создавать новые образы, генерировать гипотезы, решать научные задачи, создавать произведения искусства.

Одним из видов активного воображения является мечта – сознательное прогнозирование желаемых результатов.

Глава 4. Воображениее

§ 1. Понятие о воображении

Воображение – образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение – специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, т. е. формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение – способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы – создавать образы от себя. Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения: в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становятся возможными специфически человеческая операция мышления – абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации – основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности.

§ 2. Нейрофизиологические основы воображения

Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Формирование образов в процессе воображения зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют более быстрому возникновению новых образов. Оптимальный очаг возбуждения, доминанта, функционирование детекторов новизны, устойчивость ориентировочно-исследовательского рефлекса – все это образует нейрофизиологическую основу творческой деятельности.

Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т. д. (Флобер, описывая сцену отравления госпожи Бовари, сам почувствовал признаки отравления.)

Основные функции воображения

Воображение выполняет ряд специфических функций.

Познавательная — воображение может обрабатывать поступающую в мозг информацию

Так человек может исследовать то, что не может потрогать и рассмотреть.

Защитная — человек может настроиться на какое-либо важное событие, проиграв его в сознании и воображая себя в том качестве, которого ему не хватает в жизни.

Функция планирования — воображение дает человеку возможность представлять необходимый результат и планировать деятельность, которая необходима для достижения цели.

Терапевтическая — обдумывание какого-либо травмирующего события помогает избавиться от подавленных и сильных эмоций, связанные с произошедшим.

Функция представления — возможность воспроизводить в голове образы, ситуации и разговоры, мысленно возвращаться в определенные места или периоды жизни.

Преобразовательная — благодаря воображению происходит развитие как отдельного индивида, так и всего человечества в целом. Любая продуктивная деятельность опирается на эту функцию.

Регуляторная — воображение определяет поведение человека, помогает ему совершать конкретные практические действия.

Функция прогнозирования — воображение позволяет представлять в деталях предстоящие события и прогнозировать будущее.

Примеры воображения, воплотившегося в жизнь

Любое техническое изобретение можно назвать воображением, воплотившимся в жизнь, так как изначально это является образом в сознании ученого. Также практически все девайсы, транспорт, бытовые приборы были когда-то описаны в книгах писателей-фантастов, а сегодня эти предметы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Например, электронная книга была описана в романе «Возвращение со звезд» Станислава Лема как электронное средство с одной страницей, содержимое которой меняется от прикосновения.

В одном из своих произведений Жюль Верн описал аппарат, который передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, — современный вертолет.

Типизация как механизм воображения

Под «типизацией» понимают процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того что бы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Признаки при этом должны быть существенными. Затем выявленные признаки можно воплощать в новых образах.

Следует отметить, что данный механизм является наиболее типичным для художественного творчества. В художественном творчестве особе место отводится образам людей, принадлежащим к разным сословиям, возрастным группам, профессиям и так далее.

Достаточно много примеров типизации представлено у Гоголя, например, Коробочка – жадная накопительница, Хлестаков – любитель «ухлестывать» за женщинами.

Гиперболизация как механизм воображения

Под термином «гиперболизация «понимают процесс преувеличения или преуменьшения объекта, или частей объекта. Иными словами, это фантазии на тему необычного существа, у которого появляются качественно новые свойства. Гиперболизация часто используется в сказках. Примерами гиперболизации являются великаны, гномы, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, многорукий индийский бог, циклоп, Змей Горыныч, Карлик Нос, Дюймовок. Некоторые ученые считают процесс гиперболизации одной из разновидностей акцентирования.

Замечание 2

Так же некоторые ученые разделяют понятие гиперболизация и литота: гиперболизация – это преувеличение объекта, а литота — приуменьшение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: