2.3. Понятие и система криминалистической фотографии, киносъемки и видеозаписи.
Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись – это отрасль криминалистической техники, представляющая собой совокупность научных положений и разработанных на их основе средств, способов и приемов фотосъемки, а также способов и приемов киносъемки и видеозаписи, используемых при собирании, исследовании и демонстрации доказательств.
Система криминалистической фотографии, киносъемки и видеозаписи состоит из следующих частей:
1) понятие, система и значение криминалистической фотографии, киносъемки и видеозаписи;
2) запечатлевающая фотография;
3) исследовательская фотография;
4) криминалистическая киносъемка и видеозапись.
К задачам криминалистической фотографии, киносъемки и видеозаписи относятся разработка и дальнейшее совершенствование способов и средств фиксации доказательств, их исследование, а также эффективное использование доказательств при раскрытии и расследовании преступлений.
С помощью криминалистической фотографии можно быстро и точно зафиксировать картину места происшествия, обнаруженные следы, предметы, орудия преступления, ход и результаты проведения следственного действия. При этом существенно обогащаются и дополняются такие традиционные способы фиксации, как протоколирование, составление планов, схем, зарисовок.
Используется криминалистическая фотография также при проведении ОРМ, для ведения криминалистических учетов. По изображениям производятся розыск и опознание преступников.
Исследовательские способы (методы) съемки помогают эксперту обнаружить невидимые следы, восстановить уничтоженные тексты, выявить следы подчисток, дописок, провести сравнительные исследования.
В криминалистической фотографии выделяют два раздела: запечатлевающую фотографию и исследовательскую фотографию.
Запечатлевающая фотография представляет собой систему научных положений, а также разработанных на их основе способов (методов), приемов и средств, используемых для съемки хода и результатов следственных действий, различных криминалистических объектов, а также при проведении ОРМ. Применяется запечатлевающая фотография при фиксации объектов, которые хорошо воспринимаются зрительно (например, при съемке хода и результатов следственных действий, съемке лиц и предметов для регистрации).
Способы (методы) запечатлевающей фотографии:
• обычная черно-белая или цветная съемка;
• панорамная съемка;
• опознавательная съемка;
• измерительная съемка;
• стереосъемка;
• макросъемка;
• телесъемка;
• репродукционная съемка.
В последнее время активно развивается цифровая фотография, однако порядок ее использования в практической деятельности правоохранительных органов пока не отработан.
Приемы съемки представляют собой совокупность правил, позволяющих с наибольшим эффектом использовать различные способы, применяемые при тех или иных видах съемки различных криминалистических объектов.
По расстоянию от камеры (фото– или видеокамеры) до снимаемого объекта выделяются ориентирующая, обзорная, узловая, детальная съемка. Необходимо помнить, что съемка производится от общего к частному, в определенной последовательности, которая должна соответствовать последовательности фиксации хода и результатов следственного действия.
Исследовательская фотография представляет собой систему научных положений, а также разработанных на их основе способов (методов), приемов и средств, используемых для выявления и фиксации невидимых или слабовидимых объектов и их признаков в процессе проведения экспертиз и предварительных исследований.
Исследовательская фотография применяется:
1) для съемки общего вида исследуемых объектов, если для этого нельзя использовать запечатлевающую фотографию;
2) выявления невидимых и слабовидимых признаков исследуемых объектов;
3) получения изображений для сравнительного исследования объектов;
4) иллюстрации в наглядной форме выводов, сделанных экспертом в результате исследования.
В исследовательской фотографии наряду с запечатлевающими способами съемки используются специальные фотографические способы (методы), применяемые при производстве криминалистических экспертиз:
• микросъемка;
• сравнительная съемка;
• цветоделительная съемка;
• контрастирующая съемка;
• съемка в инфракрасных лучах;
• съемка в ультрафиолетовых лучах;
• съемка в рентгеновских лучах;
• высокоскоростная съемка.
Приёмы судебно-оперативной фотографии
1 — ориентирующий снимок; 2 — обзорный снимок; 3 — узловой снимок; 4 — детальный снимок
Приёмы судебно-оперативной фотографии — это правила и рекомендации по применению выбираемой фототехники, а так же действия, касающиеся не всего процесса съемки, а его отдельных элементов, например построения кадра. Если методы фотографии обусловлены техническими аспектами съемки, то приёмы составляют тактическую часть фотосъемки. Выбор приёмов судебно-оперативной фотографии входит в компетенцию следователя.
Ориентирующая съёмка
Предполагает запечатление объекта вместе с окружающей обстановкой.
Ориентиры: близлежащие дороги, сооружения.
Позволяет ответить на вопрос: Где расположено место происшествия?
Снимок может выполняться панорамным методом либо одиночным кадром (это зависит от характера объекта и обстоятельств).
Обзорная съёмка
Фиксация места происшествия без окружающей обстановки, осуществляется с нескольких точек. Обзорная фотосъемка, как правило, проводится на этапе общего осмотра сразу после производства ориентирующей фотосъемки, либо после того как место происшествия будет разбито на участки. Основная задача данной фотосъемки создание общей картины места происшествия в целом.
Позволяет ответить на вопрос: Что собой представляет место происшествия?
Методы обзорной съемки: метрическая съёмка с глубинным и квадратным масштабом
Узловая съёмка
Фиксация «узловых точек», места наибольшего сосредоточения следов и иной значимой информации, вместе с окружающей обстановкой.
Узловая фотосъемка делается для уяснения взаиморасположения, пространственной связи обнаруженных следов и предметов с окружающей обстановкой и другими следами и предметами.
Узловая фотосъемка проводится с расстояния 2-4 м, при этом в кадре, помимо следов, обязательно должен находится хотя бы один неподвижный объект места происшествия. Желательно, чтобы данный объект прослеживался на одном из обзорных фотоснимков. Основная задача узловой фотосъемки – создание образной картины отдельного небольшого участка места происшествия, с привязкой к основным неподвижным объектам данной местности.
Позволяет ответить на вопрос: Как выглядит место происшествия и следы на нём?
Методы узловой съемки: опознавательная съёмка, встречная, крестообразная, макросъёмка.
Детальная фотосъемка
Фиксация отдельного объекта (следа и т.п.), без окружающей обстановки выполняется масштабным методом.
При производстве детальной фотосъемки необходимо строго соблюдать ее правила:
1. Фотосъемка осуществляется строго под прямым углом к плоскости фотографируемого объекта;
2. Фотосъемка осуществляется с минимально возможного расстояния;
3. Фотографируемый объект или след и масштабная линейка должны точно вписываться в размер кадра;
4. Масштабная линейка должна находиться в одной плоскости с поверхностью фотографируемого объекта, если объект круглый, то линейка помещается в одной плоскости с осью симметрии объекта.
Позволяет ответить на вопрос: Как выглядят следы, предметы или объекты на месте происшествия?
История фотографии
Химическая предыстория фотографии начинается в глубокой древности. Люди всегда знали, что от солнечных лучей темнеет человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты, портится вкус пива. Оптическая история фотографии насчитывает примерно тысячу лет. Самую первую камеру-обскуру можно назвать «комнатой, часть которой освещена солнцем». Арабский математик и ученый X века Альгазен из Басры, который писал об основных принципах оптики и изучал поведение света, заметил природный феномен перевёрнутого изображения. Он видел это перевёрнутое изображение на белых стенах затемнённых комнат или палаток, поставленных на солнечных берегах Персидского залива, — изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Альгазен пользовался камерой-обскурой для наблюдений за затмениями солнца, зная, что вредно смотреть на солнце невооруженным глазом.
В 1726 году А. П. Бестужев-Рюмин (1693—1766) химик-любитель, впоследствии политический деятель и Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии обнаружили, что под влиянием света растворы солей железа меняют цвет . В 1725 году, пытаясь приготовить светящееся вещество, он случайно смешал мел с азотной кислотой, в которой содержалось немного растворённого серебра
Шульце обратил внимание на то, что когда солнечный свет попадал на белую смесь, то она становилась тёмной, в то время как смесь, защищённая от солнечных лучей, совершенно не изменялась. Затем он провёл несколько экспериментов с буквами и фигурами, которые вырезал из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным раствором, — получались фотографические отпечатки на посеребрённом меле
Профессор Шульце опубликовал полученные данные в 1727 году, но у него не было и мысли постараться сделать найденные подобным образом изображения постоянными. Он взбалтывал раствор в бутылке, и изображение пропадало. Этот эксперимент, тем не менее, дал толчок целой серии наблюдений, открытий и изобретений в химии, которые спустя немногим более столетия привели к изобретению фотографии. В 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785—1822) продолжил изучение и установил влияние температуры на поглощение и излучение света.
Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826
В 1839 году француз Луи́-Жак Манде́ Даге́р (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. Пластина обрабатывалась парами иода, в результате чего покрывалась светочувствительным слоем иодида серебра. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Снимок получился довольно высокого качества — хорошо проработанные детали как в света́х, так и в тенях, однако, копирование снимка было невозможно. Свой способ получения фотографического изображения Дагер назвал дагеротипия.
Практически в то же самое время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрёл способ получения негативного фотографического изображения, который назвал калотипией. В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Эта технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков (позитивы печатались на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась около часа, на снимке — решётчатое окно дома Тальбота.
Кроме того, в 1833 году метод получения фотографии при помощи нитрата серебра опубликовал франко-бразильский изобретатель и художник Эркюль Флоранс. Свой метод он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал на первенство.
Сам термин «фотография» появился в 1839 году, его использовали одновременно и независимо два астронома — английский, Джон Гершель, и немецкий, Иоганн фон Медлер.
В фотографии использовалась как негативные, так и обращаемые фотоматериалы.
В 1889 году в Санкт-Петербурге Е. Ф. Буринским была открыта первая в мире судебно-фотографическая лаборатория при Санкт-Петербургском окружном суде. В этой лаборатории были впервые применены фотографические методы для исследования документов, в том числе архивных документов 14 века, выполненных на коже.