Принципы специального воспитания

Принципы специального воспитания

Специфические принципы обучения

Система обучения не слышащих детей разрабатывает особые пути организации образовательного процесса, адаптированные под потребности обучающихся. Непосредственно разработкой специфических принципов занимается сурдопедагогика.

Определение 2

Сурдопедагогика — наука о воспитании и образовании, изучающая проблемы, возникающие при обучении глухих и слабослышащих учеников.

Нарушение работы слухового аппарата оказывает очень сильное влияние на развитие ребёнка. Если глухота врождённая или же она приобретена до того, как ребёнок начал говорить, то у ребёнка будет сильно нарушено развитие речи. А когда ребёнок не может говорить в тот период своей жизни, когда он активнее всего познаёт мир вокруг, то страдают многие сферы его жизни:

  1. Познавательные процессы проходят медленнее, чем у здоровых детей;
  2. Могут возникнуть трудности в коммуникации с окружающими;
  3. По особому пути развиваются социальные потребности ребёнка.

Сурдопедагогика же призвана компенсировать все эти потери с помощью особых средств, приёмов и методов обучения, через уникальную форму организации образовательного процесса и так далее.

Специальное образование и специфические принципы обучения направлены на создание равных условий для слышащих и не слышащих детей. Это же требование обозначено в третьем пункте закона “Об образовании в Российской Федерации”, где описывается принцип общедоступности образования — обязательство всех образовательных организаций предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех учеников.

Существуют следующие специфические принципы обучения:

  • Принцип предметности;
  • Принцип единства наук;
  • Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи;
  • Принцип активного речевого общения;
  • Принцип индивидуального подхода.

Первый из перечисленных выше принципов, принцип предметности, предполагает предметно-практическую ориентированность образовательного процесса глухих и слабослышащих детей. Учебная деятельность должна быть разносторонней и полноценной, она должна опираться на практику. Дети, которые активно участвуют в процессе обучения, занимаются какой-то деятельностью, в процессе этой деятельности куда быстрее и лучше усваивают знания и навыки, учатся проводить логические связи между предметами и явлениями, учатся мыслить

А ещё, что весьма важно в образовании не слышащих детей, они знакомятся со словесными средствами общения

Замечание 2

Комбинирование разных видов деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка.

В одной деятельности (это могут быть рисования, аппликация, лепка и так далее) могут находить реализацию разные задачи воспитания.

Принцип единства наук гласит: основы наук должны усваиваться параллельно с основами языка. В случае с не слышащими детьми возможность понимать язык и общий уровень языкового развития оказывают большое влияние на способности детей к усвоению какого-либо научного материала. Этот принцип крепко связан с предыдущим. Оба они направлены на развитие у глухих и слабослышащих детей целого ряда умственных способностей, которые идут в дополнение к общему образованию. Формула “коррекционный курс + образовательный курс” для таких детей — это формула успеха.

Родной язык ребёнка является базой для понимания им всех остальных сфер жизни

Поэтому так важно с самого детства включить не слышащего ученика в активный процесс овладения языком

Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи нашёл отражение в предыдущих двух принципах, но всё же требует выделения в отдельный пункт. Он направлен на развитие у ученика двух умений:

  1. Свободно понимать обращённую к нему речь;
  2. Говорить внятно и разборчиво, выразительно и ритмично, соблюдая правила орфоэпии.

Замечание 3

Развивая свой речевой слух, ребёнок одновременно с этим развивает свою речь. За выработкой навыка речи следует, как правило, желание ребёнка применять полученные знания на практике — разговаривать со сверстниками и со взрослыми, находиться в контакте с другими людьми.

Принцип активного речевого общения призван поощрять обучающихся к общению посредством речи. Поэтому часто в специальном обучении неслышащих детей используется моделирование ситуаций, в которых дети могли бы попрактиковаться в обращении к другим людям, умении формулировать вопросы и отвечать на них и так далее.

И, наконец, чрезвычайно важным является принцип индивидуального подхода. Только учитывая особенности развития данного конкретного ребёнка можно обеспечить ему комфортные условия для развития.

Основные принципы специального воспитания

Определение 3

Принципы специального воспитания – это система специальных коррекционных методов и средств, направленных на становление и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями.

Характеристика основных принципов специального воспитания:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип основан на том, что процесс воспитания будет максимально эффективным в том случае, если осуществляется постоянное наблюдение за динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями и на основании полученных данных подбираются методы и приемы конкретного содержания.
  2. Принцип этиопатогенетического подхода. Согласно данному принципу, подбор воспитательных и коррекционных методов осуществляется на основании этиологии и механизма выявленного дефекта развития.
  3. Принцип динамичного изучения. Данный принцип предусматривает организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, с целью определения зоны ближайшего развития и соответственно его обучаемости.
  4. Принцип учета закономерностей онтогенетического развития ребенка с ограниченными возможностями. Данный принцип ориентирован на выявление своеобразия развития ребенка с отклонениями, с целью наполнения содержания воспитательного процесса эффективными методами и средствами воспитания и коррекции развития ребенка.
  5. Принцип единства коррекции и развития. Согласно данному принципу воспитательный процесс должен содержать помимо стандартных методов и средств воспитания, приемы коррекционной работы, направленной на устранение причин возникновения проблем со здоровьем и коррекции уже имеющихся отклонений. Однако решение о проведении с ребенком коррекционной работы осуществляется на основании психолого-педагогического анализа развития ребенка.
  6. Принцип единства индивидуального и возрастного в развитии ребенка. Данный принцип предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями, на основании выявленных у него особенностей развития, связанных с психологическими или физическими проблемами.
  7. Принцип деятельностного подхода в воспитании. Данный принцип основан на выборе воспитательных методов, средств, приемов и технологий, в зависимости от поставленной воспитательной цели.
  8. Принцип ранней педагогической помощи. Согласно данному принципу, эффективность специального воспитания будет значительно выше, в том случае, если отклонения в развитии выявлены как можно раньше. Ранняя диагностика способствует предупреждению появления вторичных отклонений в развитии.
  9. Принцип развития мышление и речи. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни активно взаимодействует с социальным окружением, поэтому любое нарушение отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи.
  10. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Данный принцип направлен организацию и наполнение развивающей среды в соответствии с индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями.
  11. Принцип интеграции. Преодоление изолированности и замкнутости детей с ограниченными возможностями от окружающей действительности. Интеграция может быть частичной или полной, временной, эпизодической и комбинированной.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

О специальном образовании

Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление всем гражданам страны равных прав на образование, а федеральный закон “Об образовании в РФ” первым же пунктом утверждает гуманистическую направленность системы образования. Всё это значит, к образовательному процессу должны быть приобщены все граждане страны, включая тех, кто обладает специфическими нуждами.

Определение 1

Специальное образование — это процесс воспитания и обучения детей с различными особенностями психического или физического развития. Эта система даёт детям общее образование, позволяет изолированным детям-инвалидам интегрироваться обратно в общество, а также предоставляет коррекционные услуги.

Обеспечение функционирования системы специального образования обеспечивают:

  • Министерство образования;
  • Министерство здравоохранения;
  • Министерство труда и социальной защиты населения.

Система специального обучения охватывает всех граждан страны — от самых маленьких детей до взрослых-инвалидов, желающих получить высшее или дополнительное образование, а также учитывает характер нарушений у каждого человека в отдельности, пытаясь для каждого создать комфортную и безопасную учебную среду.

Замечание 1

Получить специальное образование можно в специальных школах, через индивидуальное обучение, находясь на обучении в стационаре и посредством дистанционного обучения.

Система специального обучения учитывает все образовательные потребности своих подопечных и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.

В современной системе специального образования особую роль играют специфические педагогические принципы — особенности подхода к обучению глухих и слабослышащих детей.

Условия организации процесса специального воспитания

Условиями организации специального воспитания выступают:

  • специальные воспитательно-образовательные программы, включающие специальные методы и средства, учебные и методические пособия и т.д.;
  • обязательное наличие помощников и ассистентов, оказывающих необходимое техническое обслуживание воспитательного процесса;
  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • организация воспитательно-образовательного пространства и насыщение его необходимыми материалами и оборудованием.

Создание специальных образовательных условий позволяет обеспечить:

  1. равные возможности для каждого воспитанника, создание оптимальных условий для развития всех детей;
  2. реализация государственной гарантии получения воспитательно-образовательных услуг детям с ограниченными возможностями;
  3. равные возможности социального развития для всех детей, вне зависимости от их возможностей и степени ограниченных возможностей;
  4. разнообразие и вариативность воспитательно-образовательных программ, в зависимости от возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: