Специфические принципы обучения
Система обучения не слышащих детей разрабатывает особые пути организации образовательного процесса, адаптированные под потребности обучающихся. Непосредственно разработкой специфических принципов занимается сурдопедагогика.
Определение 2
Сурдопедагогика — наука о воспитании и образовании, изучающая проблемы, возникающие при обучении глухих и слабослышащих учеников.
Нарушение работы слухового аппарата оказывает очень сильное влияние на развитие ребёнка. Если глухота врождённая или же она приобретена до того, как ребёнок начал говорить, то у ребёнка будет сильно нарушено развитие речи. А когда ребёнок не может говорить в тот период своей жизни, когда он активнее всего познаёт мир вокруг, то страдают многие сферы его жизни:
- Познавательные процессы проходят медленнее, чем у здоровых детей;
- Могут возникнуть трудности в коммуникации с окружающими;
- По особому пути развиваются социальные потребности ребёнка.
Сурдопедагогика же призвана компенсировать все эти потери с помощью особых средств, приёмов и методов обучения, через уникальную форму организации образовательного процесса и так далее.
Специальное образование и специфические принципы обучения направлены на создание равных условий для слышащих и не слышащих детей. Это же требование обозначено в третьем пункте закона “Об образовании в Российской Федерации”, где описывается принцип общедоступности образования — обязательство всех образовательных организаций предоставлять одинаковые возможности и одинаково качественные образовательные услуги для всех учеников.
Существуют следующие специфические принципы обучения:
- Принцип предметности;
- Принцип единства наук;
- Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи;
- Принцип активного речевого общения;
- Принцип индивидуального подхода.
Первый из перечисленных выше принципов, принцип предметности, предполагает предметно-практическую ориентированность образовательного процесса глухих и слабослышащих детей. Учебная деятельность должна быть разносторонней и полноценной, она должна опираться на практику. Дети, которые активно участвуют в процессе обучения, занимаются какой-то деятельностью, в процессе этой деятельности куда быстрее и лучше усваивают знания и навыки, учатся проводить логические связи между предметами и явлениями, учатся мыслить
А ещё, что весьма важно в образовании не слышащих детей, они знакомятся со словесными средствами общения
Замечание 2
Комбинирование разных видов деятельности способствует всестороннему развитию ребёнка.
В одной деятельности (это могут быть рисования, аппликация, лепка и так далее) могут находить реализацию разные задачи воспитания.
Принцип единства наук гласит: основы наук должны усваиваться параллельно с основами языка. В случае с не слышащими детьми возможность понимать язык и общий уровень языкового развития оказывают большое влияние на способности детей к усвоению какого-либо научного материала. Этот принцип крепко связан с предыдущим. Оба они направлены на развитие у глухих и слабослышащих детей целого ряда умственных способностей, которые идут в дополнение к общему образованию. Формула “коррекционный курс + образовательный курс” для таких детей — это формула успеха.
Родной язык ребёнка является базой для понимания им всех остальных сфер жизни
Поэтому так важно с самого детства включить не слышащего ученика в активный процесс овладения языком
Принцип единовременного развития слухового восприятия и устной речи нашёл отражение в предыдущих двух принципах, но всё же требует выделения в отдельный пункт. Он направлен на развитие у ученика двух умений:
- Свободно понимать обращённую к нему речь;
- Говорить внятно и разборчиво, выразительно и ритмично, соблюдая правила орфоэпии.
Замечание 3
Развивая свой речевой слух, ребёнок одновременно с этим развивает свою речь. За выработкой навыка речи следует, как правило, желание ребёнка применять полученные знания на практике — разговаривать со сверстниками и со взрослыми, находиться в контакте с другими людьми.
Принцип активного речевого общения призван поощрять обучающихся к общению посредством речи. Поэтому часто в специальном обучении неслышащих детей используется моделирование ситуаций, в которых дети могли бы попрактиковаться в обращении к другим людям, умении формулировать вопросы и отвечать на них и так далее.
И, наконец, чрезвычайно важным является принцип индивидуального подхода. Только учитывая особенности развития данного конкретного ребёнка можно обеспечить ему комфортные условия для развития.
Основные принципы специального воспитания
Определение 3
Принципы специального воспитания – это система специальных коррекционных методов и средств, направленных на становление и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями.
Характеристика основных принципов специального воспитания:
- Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип основан на том, что процесс воспитания будет максимально эффективным в том случае, если осуществляется постоянное наблюдение за динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями и на основании полученных данных подбираются методы и приемы конкретного содержания.
- Принцип этиопатогенетического подхода. Согласно данному принципу, подбор воспитательных и коррекционных методов осуществляется на основании этиологии и механизма выявленного дефекта развития.
- Принцип динамичного изучения. Данный принцип предусматривает организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, с целью определения зоны ближайшего развития и соответственно его обучаемости.
- Принцип учета закономерностей онтогенетического развития ребенка с ограниченными возможностями. Данный принцип ориентирован на выявление своеобразия развития ребенка с отклонениями, с целью наполнения содержания воспитательного процесса эффективными методами и средствами воспитания и коррекции развития ребенка.
- Принцип единства коррекции и развития. Согласно данному принципу воспитательный процесс должен содержать помимо стандартных методов и средств воспитания, приемы коррекционной работы, направленной на устранение причин возникновения проблем со здоровьем и коррекции уже имеющихся отклонений. Однако решение о проведении с ребенком коррекционной работы осуществляется на основании психолого-педагогического анализа развития ребенка.
- Принцип единства индивидуального и возрастного в развитии ребенка. Данный принцип предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями, на основании выявленных у него особенностей развития, связанных с психологическими или физическими проблемами.
- Принцип деятельностного подхода в воспитании. Данный принцип основан на выборе воспитательных методов, средств, приемов и технологий, в зависимости от поставленной воспитательной цели.
- Принцип ранней педагогической помощи. Согласно данному принципу, эффективность специального воспитания будет значительно выше, в том случае, если отклонения в развитии выявлены как можно раньше. Ранняя диагностика способствует предупреждению появления вторичных отклонений в развитии.
- Принцип развития мышление и речи. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни активно взаимодействует с социальным окружением, поэтому любое нарушение отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Данный принцип направлен организацию и наполнение развивающей среды в соответствии с индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями.
- Принцип интеграции. Преодоление изолированности и замкнутости детей с ограниченными возможностями от окружающей действительности. Интеграция может быть частичной или полной, временной, эпизодической и комбинированной.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
О специальном образовании
Конституция Российской Федерации содержит статью, которая гарантирует предоставление всем гражданам страны равных прав на образование, а федеральный закон “Об образовании в РФ” первым же пунктом утверждает гуманистическую направленность системы образования. Всё это значит, к образовательному процессу должны быть приобщены все граждане страны, включая тех, кто обладает специфическими нуждами.
Определение 1
Специальное образование — это процесс воспитания и обучения детей с различными особенностями психического или физического развития. Эта система даёт детям общее образование, позволяет изолированным детям-инвалидам интегрироваться обратно в общество, а также предоставляет коррекционные услуги.
Обеспечение функционирования системы специального образования обеспечивают:
- Министерство образования;
- Министерство здравоохранения;
- Министерство труда и социальной защиты населения.
Система специального обучения охватывает всех граждан страны — от самых маленьких детей до взрослых-инвалидов, желающих получить высшее или дополнительное образование, а также учитывает характер нарушений у каждого человека в отдельности, пытаясь для каждого создать комфортную и безопасную учебную среду.
Замечание 1
Получить специальное образование можно в специальных школах, через индивидуальное обучение, находясь на обучении в стационаре и посредством дистанционного обучения.
Система специального обучения учитывает все образовательные потребности своих подопечных и обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику.
В современной системе специального образования особую роль играют специфические педагогические принципы — особенности подхода к обучению глухих и слабослышащих детей.
Условия организации процесса специального воспитания
Условиями организации специального воспитания выступают:
- специальные воспитательно-образовательные программы, включающие специальные методы и средства, учебные и методические пособия и т.д.;
- обязательное наличие помощников и ассистентов, оказывающих необходимое техническое обслуживание воспитательного процесса;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- организация воспитательно-образовательного пространства и насыщение его необходимыми материалами и оборудованием.
Создание специальных образовательных условий позволяет обеспечить:
- равные возможности для каждого воспитанника, создание оптимальных условий для развития всех детей;
- реализация государственной гарантии получения воспитательно-образовательных услуг детям с ограниченными возможностями;
- равные возможности социального развития для всех детей, вне зависимости от их возможностей и степени ограниченных возможностей;
- разнообразие и вариативность воспитательно-образовательных программ, в зависимости от возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями.