Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово.
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Лексическое значение слова — это соотношение звуковой части слова с его предметным наполнением, обозначением конкретного предмета или явления.
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Слово — лексическое значение + грамматическое значение
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стола — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звуковой оформленности, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово.
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Лексическое значение слова — это соотношение звуковой части слова с его предметным наполнением, обозначением конкретного предмета или явления.
Виды слов по происхождению
Не стоит забывать о том, что все слова разные по происхождению, при этом, не все появились в России. Сравним это с иностранцами. Есть коренные жители — слова исконно русские, они пришли к нам с древних времен, живут в России и здесь родились. А есть приезжие гости – иностранцы, их называют заимствованными словами – это те, которые позаимствовали в других странах.
Рассмотрим примеры
Наука, которая изучает происхождение слов — этимология! Чтобы узнать точно, откуда произошло слово, необходимо взять специальный словарь-этимологический.
Группы слов по сфере употребления
Некоторые слова русского языка выделяются среди остальных, звучат странно, непонятно. Их мы слышим из уст пожилых людей или на телевидении. Вспомним странные слова: шибко, сени, лопотать. Эти необычные по звучанию слова – диалекты, их используют люди на ограниченной местности. Есть сложные научные термины, относящиеся к той или иной профессии. Мастерок – у маляров; зубило, рубанок – у рабочих; мольберт, палитра – у художников. Они так и называются – специальные, а в словаре обозначены меткой «спец.».
А еще выделяют группу слов разговорного стиля – неправильно звучащие, грубые или неприятно режущие слух. Слова такого уровня называют просторечиями и жаргонами, их лучше избегать в разговоре. Кроме того, выделяют молодежный сленг-общение при помощи упрощенных реалий, например, не разговор, а базар; не родители, а предки; не администратор, а админ.
А слова, которые исторически вышли из употребления называют устаревшими: барыня, купец.
Задание
Распределите слова в две колонки, в первую запишите те, которые используют в разных профессиях, а во вторую слова по истории — устаревшие. Воспользуйтесь школьным толковым словарем, если возникнут трудности.
Слова: лапоть, операция, барин, молоток, очи, кисть, скрипка, программа, корыто.
Молодцы! Запомните, что слово может быть многозначным и однозначным. А также к словам можно подобрать пары слов со схожим значением – синонимы, слова с абсолютно другим значением – антонимы. Чтобы узнать значение слова нужно обратиться к специальной книге, которая называется «Толковый словарь».
Вежливые слова
Дорогие ребята, в заключение нашего урока волшебницы патруля оставили загадки! Они сочинили вам стишки, но в них не хватает некоторых слов! Справимся? Вперед к открытиям!
Задание
Вставьте пропущенные слова, подбирайте их по смыслу и звучанию.
***
Не будь хмур, как день ненастный,
Всем знакомым скажи …
***
Непременно на прощание
Сказать надо …
***
Друзей сбили, не бегите,
Сказать надо …
***
Если кто помог с учебой,
Говорим ему …
***
Скажем мы друзьям при встрече
— …, друг, если план на вечер?
— Ну, …, ответит Вася.
Будет этот для нас прекрасен,
Наиграемся вдвоем,
Затемно домой пойдем.
А когда расстанемся,
Словом …прощаемся.
***
Все слова те непростые,
Их … зовут.
Станут речи золотыми,
Если их ты знаешь, друг!
Ответ: здравствуй, до свидания, извините, спасибо, привет, пока, волшебными.
Ребята, в нашем мире много прекрасных и добрых слов. Например, вежливые слова, которые и говорить и слышать очень приятно. Что такое вежливые слова?
Ответ: при помощи них можно приветствовать друг друга, прощаться, просить прощения, благодарить.
Слова – это самое большое чудо в нашем мире. Словом можно обидеть, а можно расположить к себе. Избегайте некрасивых выражений в своей речи. То, что мы говорим, расскажет о нас очень много. В порыве гнева не скажем резких слов. Говорите друг другу только добрые слова! И тогда все оценят и полюбят вас.
Наши волшебницы открыли нам эту простую тайну Сказочного мира! Молодцы! Всем волшебного настроения!
Переносное значение слова
Одно из значений слова обычно прямое, остальные могут быть переносными. То есть слово переносится на другое понятие и обозначает его тоже.
Существует несколько типов переноса значения. Приведем примеры.
- Метафора – это перенос по принципу сходства (внешнего вида, функций и т.п.) В словосочетании «железные нервы» слово «железный» является как раз метафорой (железный – очень прочный).
- Метонимия – перенос по принципу смежности («Я три тарелки съел» – скорее всего, тарелка осталась несъеденной, съедено содержимое).
- Синекдоха – перенос наименования части на целое или целого на часть («Чтоб ноги твоей тут не было!» – имеется в виду «не приходи», а не «приходи, но ногу оставляй за дверью»).
Внешнее и внутреннее в слове
Используя слова, человек оформляет свою речь. В русском языке слова существуют как готовые, исторически сложившиеся единицы речи. Каждый раз, чтобы что-то сказать, мы заново не воспроизводим их, а пользуемся словами, которые узнали с детства. Маленький ребенок приобщается к миру слов с помощью звучащей речи близких людей.
Слово — это, в первую очередь, определенный набор звуков. Ударение является одним из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова:
- па́рить и пари́ть;
- и́рис и ири́с;
- хло́пок и хлопо́к;
- о́рган и орга́н.
Звуковая оболочка и ударение — это внешняя сторона. Слово звучит, его можно написать графически, используя буквы. С этой точки зрения слово вполне материально.
У слова есть и внутренняя сторона — смысл. Каждое слово, имея организованную звуковую оболочку, соотносится с определенным предметом действительности, признаком, действием и т. д.
К примеру, в слове «трава» гласные звуки в содружестве с тремя согласными, расположенными в строго определенном порядке, обладают значением «зеленое покрытие лужайки, состоящее из тонких ростков».
Стоит переставить или убрать хотя бы один звук, и слово станет бессмысленным набором звуков, потеряет свой смысл.
Значит, слово — это единство внешнего и внутреннего плана, звука и содержания. С этой точки зрения можно дать следующее определение:
Другие лексические средства
На лексическое значение слов в русском языке влияют и другие факторы. Рассмотрим, какие еще средства могут изменять лексический смысл.
Употребление историзмов. Понятие и особенности
Историзмы – это слова, которые давно вышли из употребления и исчезли вместе с некоторыми понятиями предметов и явлений. Историзмами можно назвать как вековые слова, так и те, которые исчезли из обихода несколько десятилетий назад.
Они используются для придания исторического стиля тексту, речи или предложению. Эти средства переносят нас в предыдущие столетия и знакомят с бытом и ремеслом предков. Но все, что они обозначают, уже давно исчезло и осталось на предыдущих страницах истории.
Особенность историзма заключается в специфике употребления. Употребление историзмов можно встретить в различных произведениях литературы прошлых веков, в записях историков и даже летописцев. По ним можно определить быт предыдущих поколений.
Историзмы примеры:
Страж, зело, латы, кокошник.
Употребление архаизмов. Особенности
Архаизмы и историзмы немного похожи между собой, но в то же время имеют существенные различия. В отличие от историзмов, эти слова и определения все еще существуют, но по каким-то причинам стали обозначаться другими словами. Если говорить по-другому – к ним просто подобрали современные синонимы.
Особенности архаизмов заключаются в их употреблении. В основном их можно встретить в различных поселках и деревнях. Там развитие языка происходит намного медленнее, и сохраняются пережитки прошлого. Но слова остаются в обиходе и их даже можно услышать в повседневной жизни.
Архаизмы примеры:
Чело, зенки, перст.
Особенность диалектизмов. Понятие и употребление
Следующая категория лексической выразительности – диалектизмы. Под ними понимаются диалектные слова, которые употребляются только жителями определенных областей или конкретной местности.
Сфера употребления диалектизмов ограничивается той местностью, на которых их принято использовать. В каждом регионе можно найти свои особенности лексического значения слов. Они не являются частью литературного языка, и услышать их можно только от самих жителей.
Диалектизмы бывают трех видов:
- семантические;
- лексические;
- этнографические.
Диалектизмы примеры:
Бурак – свекла, хутор – поребрик, ушкан – заяц.
Слова-неологизмы. Понятие и особенности
Самая молодая категория лексических средств языка – неологизмы. Это совершенно новые значения тех или иных предметов и явлений. С прогрессом и инновациями в нашу речь все чаще внедряются новые слова, которые имеют уникальное значение и происхождение.
Быстрое развитие современных отраслей деятельности человека отражается на обогащении русского языка различными понятиями, которые до этого не были известны. Употребление неологизмов встречается повсеместно, особенно это касается области СМИ.
Сферы употребления неологизмов могут быть совершенно разными. Путем заимствования или словообразования возникают новые единицы речи, которые увеличивают словарный запас и обогащают язык. Вскоре каждое новое слово входит в повседневное употребление и заменяет старые слова, превращая их в архаизмы.
Неологизмы примеры:
Жюри, хобби, коуч, супервайзер, бонус, дедлайн.
Таким образом, все эти средства способны разнообразить русский язык.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно
Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать
-
/5
Вопрос 1 из 5
Типовые задания ОГЭ по русскому языку по теме «Лексическое значение слова»
В задании 8 ОГЭ по русскому языку учащимся предстоит провести лексический анализ текста. Рассмотрим подробнее это задание и потренируемся выполнять его на практике.
Особенности задания 8 ОГЭ 2020. Правила выполнения
В тексте просят найти определенный промежуток предложений и выявить из них одно лексическое средство. Чаще всего попадаются синонимы, антонимы и фразеологизмы. Но могут попадаться и другие категории.
Очень важно научиться различать их друг от друга, тогда с выполнением заданий никаких трудностей не возникнет. Достаточно просто внимательно вчитаться в текст и найти то средство, которое просят в задании, а затем без ошибок его выписать
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 18,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 19,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 30,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 49,
Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 30,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 31,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 203,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение стр. 48,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 65,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 45,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
4 класс
Упражнение 58,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 274,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 129,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 73,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 164,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Повторение п. 35 стр. 122-125,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачки стр.52,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 373,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 374,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 85,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 87,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 88,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 27,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачки стр. 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 86,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 121,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 137,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 144,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 159,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 35,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 504,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение 565,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение Задачки стр. 53,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 192,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение Задачка стр. 161,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 223,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение ЗСП-9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение ЗСП-10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 16,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 19,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 28,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Упражнение 30,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник
Что такое слово?
К нам в гости пожаловал Сказочный патруль!
Открываем портал в волшебный мир знаний!
Каждая волшебница знает, что волшебство совершается при помощи слов! Сегодня мы поможем девчонкам освоить магию русского языка!
Посмотрите вокруг! Что мы видим? Стол, окно, стул. Каждый предмет имеет свое название! А вы когда-нибудь думали о том, что все наименования в мире – это слова? Прочтите.
Это слово!
Ответим на вопросы
- Из чего оно состоит? (буквы, звуки, слоги)
- Что называет это слово? (жидкое вещество, то, что льется)
- Как вы думаете, что такое слово? (оно все называет, состоит из букв, звуков и слогов)
Молодцы!
Слово – названия всего в мире: предметов, явлений, необходимо для построения предложений.
Словно кирпичик, слово является строительным материалом, из которого можно составить любое «здание» (предложение, текст, произведение). Слова состоят из букв.
Отличить слово от других единиц языка довольно просто. Давайте вместе попробуем назвать на этой картинке из Сказочного мира все слова.
Ответ: дерево, ель, пень, чемодан, Аленка, сверток, сумка, рюкзак, поляна, трава, куст.
Грамматическое значение слова
Но давайте представим, что у слова нет лексического значения, то есть оно лишено смысла. Такой языковой игрой славился Льюис Кэрролл – автор «Алисы в Стране чудес»:
Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.
Несмотря на то, что мы не можем понять точный смысл слов в этих стихах, мы можем найти обозначения предметов (шорьки, зелюки, мюмзики, нава, мова), и обозначения действий (варкалось, пырялись, хрюкотали). А еще можем отметить признаки предметов (хливкие).
Более того, мы даже с уверенностью скажем, что и шорьков, и зелюков, и мюмзиков было много и что всё, что они делали, происходило в прошлом. А еще нава и мова — это предметы женского рода, и их, к слову, по одной.
Сейчас мы описали грамматические значения слов – их грамматические характеристики (часть речи, род, число, падеж, время и т.д.).
Лексическое и грамматическое значения слова
Но, конечно, это всё сказки, что слово может не иметь лексического значения. Даже в этих стихах мы можем предположить, что речь идет о каких-то существах, производящих странные действия в пространствах, похожих на наши водоемы и называемых навой и мовой. Поэтому у слова всегда есть и лексическое (смысл), и грамматическое (грамматические характеристики) значения.
{"questions":,"explanations":,"answer":}},"hints":}]}
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Слово, у которого имеется только одно лексическое значение, называется однозначным.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Слово, у которого имеется несколько лексических значений, между которыми существует смысловая связь, называется многозначным.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Прямое и переносное значение слова
У слова может быть прямое и переносное значение.
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Например:
- светлые волосы — светлая комната — светлый ум — светлое будущее;
- холодный день — холодный прием — холодный взгляд.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
- литоты
- иронии
- перифразы
Фразеологизмы
Разберем подробно такое лексическое средство языка, как фразеологизм. Достаточно часто мы встречаем его в предложениях и текстах, но даже не догадываемся, какую роль он играет.
Определение. Особенности употребления фразеологизмов
Фразеологизмами называют такие речевые обороты, которые употребляются в переносном значении и имеют скрытый смысл. Иными словами, устойчивое сочетание слов с замаскированным лексическим значением.
Эти средства выразительности употребляются в произведениях и их названиях, простых предложениях и даже в повседневной речи. Они представляют собой некое незаконченное предложение, которое можно заменить одним словом
Пример фразеологизма:
Рукой подать – близко.
Очень интересно обратиться к особенностям происхождения фразеологизмов. Они нередко связаны с историческим прошлым народа, его судьбой. Они отражают быт и народные обычаи русского человека, подчеркивают ремесло и разнообразие занятий. Но помимо исконно-русских в нашем языке есть еще и заимствованные фразеологические обороты.
Существует несколько типов фразеологизмов:
- нейтральные: знать себе цену;
- книжные: камень преткновения;
- разговорные: работать засучив рукава;
- просторечные: дойти до ручки.
Все они обозначают единство русского языка и позволяют более точно передать контекстный смысл предложения. В этом и заключается особенность русского фразеологизма.
Функции. Правила написания фразеологизмов
Данное лексическое средство выполняет несколько задач в предложении. Без фразеологизмов наша речь была бы более скудной и менее распространенной.
Функциональные особенности и роли:
- сказуемое: никому не петь, плыть по течению;
- определение: видавший виды, живая летопись;
- обстоятельство: не разгибая спины, с радостью;
- подлежащее и дополнение: кладезь мудрости, родовое гнездо.
Таким образом, этот стилистический прием может обличаться в совершенно любой составной элемент предложения, что подчеркивает уникальность фразеологизмов.
Но очень важно, чтобы при его употреблении на письме была верно соблюдена пунктуация. Предложения, в которых содержатся фразеологизмы, называют определенно-личными
Правильную расстановку запятых в таких единицах речи запомнить не трудно: фразеологизм не обособляется запятыми ни снаружи, ни внутри самого оборота.
Значение и употребление фразеологизмов. Примеры
Употребление фразеологизмов иногда вызывает трудности, поскольку не всегда можно верно истолковать их лексическое значение. Они дают как положительную, так и отрицательную окраску речи автора, неся образный характер.
Также важно отметить, что в состав фразеологизмов часто входят синонимы и антонимы. Используются и другие лексические приемы, чтобы сделать оборот еще ярче и точнее: сравнение, гипербола и литота
Ошибки в употреблении фразеологизмов часто возникают из-за их сложного толкования. Некоторые обороты достаточно легкие, и можно интуитивно понять их скрытый смысл. А встречаются и такие ситуации, в которых поможет только словарь синонимов.
Сложные случаи:
Трава не расти – проявлять равнодушие;
Золотой телец – власть денег;
Без руля и ветрил – отсутствие плана;
Пиррова победа – победа с огромными потерями;
Принимать за чистую монету – не сомневаться;
Сходить со сцены – терять популярность;
Рисовать черными красками – показывать в мрачном свете.
Нужно стараться запомнить как можно больше оборотов, чтобы видеть их и уметь определять значение.
Лексическое значение слова
В примерах с помощью слов мы обозначили предметы (ветки деревьев, снег, машина, дракон, карета, трамвай), действия этих предметов (снег лежит, машина едет, мальчик ждет, трамвай должен прийти), признаки предметов (снег пушистый) и признаки действий (едет быстро), количество (минут пять).
Это всё — значения классов слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, числительных и др.). Но помимо значений, доставшихся словам от их принадлежности к определенному классу, у каждого слова есть еще и свое уникальное значение – лексическое значение слова.
Например, снег – это одновременно и слово, обозначающее предмет (так как это существительное), и слово, обозначающее «атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой» (лексическое значение).
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Слово — это минимальная значимая часть языка, которая называет предметы (дом), лица (хозяин), понятия (доброта), признаки (хороший), количество (один, шестеро), действия (гулять), состояния (тоскливо)
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексикология (греч. lexus-«слово, выражение, оборот» + logos -«понятие, учение») — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику.