Словообразовательный тип

Словообразованиесловообразовательная производность (мотивация)

Общие понятия словообразования

Замечание 1

Под «словообразованием» в лингвистике понимают и непосредственно процесс образования новых лексем (деривацию), и раздел науки о языке, в котором рассматриваются механизмы производства лексем с помощью специальных словообразовательных средств.

Необходимо отличать словообразование и словоизменение:

  1. Результат словоизменения — словоформа, а словообразования — новое слово.
  2. Лексическое значение при словоизменении не меняется, при словообразовании трансформируется.
  3. Средство словоизменения — флексия (формообразующий аффикс и (или) окончание), основной инструмент словообразования — морфемы, способные производить новые лексемы.

Та лексема, которая является в словообразовательном отношении базовой, исходной, называется производящей (море, дом, поле). Лексема, возникающая из исходной посредством деривации, выступает как производная (морской, моряк, домовой, домишко, полевой, полюшко).

Производная и производящая лексемы отличаются минимальным словообразовательным средством — формантом (дама — дамский (-ск-), бежать — забежать (за-) и др.).

Посредством форманта формируется особое словообразовательное значение производных лексем (или дериватов): гитара — гитарист (-ист-) — «лицо, принадлежащее к определённому роду занятий / профессии».

Словообразовательное значение обычно охватывает все члены, принадлежащие одному словообразовательному типу — общей модели деривации ряда лексем (например: полнеть, худеть, лысеть — тип деривации глаголов со значением «приобретать признак, названный производящим словом»).

По характеру деривации и виду словообразовательного значения словообразовательные типы подразделяются на:

  1. Лексический, при котором наблюдается несовпадение лексического значения деривата и производящего слова: таблетка — таблетница, асфальт — асфальтировать.
  2. Синтаксический, предполагающий сходство значений при несовпадении частеречной принадлежности: синий — синь, бегать — бег.
  3. Модификационный, в котором прослеживается лишь изменение или модификация значения деривата по сравнению со значением исходного слова: белый — беленький, глаз — глазик.
  4. Мутационный, связанный со значительными изменениями лексического значения деривата: трактор — тракторист, болтать — болтун.

Способы деривации по участию в них морфем:

  1. Морфологические (аффиксальные).
  2. Неморфологические.

Аффиксальный путь деривации включает:

  1. Приставочный: берег — бережОК, бежать — ПРИбежать.
  2. Суффиксальный: сад — садОВый, светлый — светлЕть.
  3. Приставочно-суффиксальный: ставить — ПОДставКа.
  4. Постфиксальный: убрать — убратьСЯ.
  5. Приставочно-постфиксальный: плакать — РАСплакатьСЯ.
  6. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: клеить — щедрый — РАСщедрИтьСЯ.
  7. Сложение — деривация на основе соединения основ лексем (садоводство, сельскохозяйственный).
  8. Аббревиация — деривация путем соединения начальных букв (ООН, МХАТ), звуков (ГЭС, ВАЗ), слогов (завхоз, юнкор), основ (санминимум, мединститут).

Неморфологические пути деривации образуют новые лексемы путем расширения значения исходных (лексико-семантический способ): пробка (затор на дороге), приложение (программа для смартфона) или трансформации их частеречной принадлежности (морфолого-синтаксический): несмотря на (из деепричастия), вроде (из существительного).

Ещё один путь деривации, стоящий особняком, — сращение целых лексем (лексико-синтаксический): вечнозелёный, свежемороженый.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.

Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.

Понаблюдаем:

  • мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
  • животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
  • набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
  • приёмная комната → приёмная директора;
  • рабочий человек →  квалифицированный рабочий.

Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:

  • любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
  • темной ночью — спать (когда?) ночью.
  • морозной зимой — родился (когда?) зимой.

Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:

мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.

Словообразовательный анализ слов

Алгоритм полного словообразовательного анализа включает следующие шаги:

  1. Определение частеречной принадлежности анализируемой лексемы и её формы.
  2. Выделение основы лексемы, а также словоизменительных и формообразующих флексий.
  3. Толкование значения рассматриваемой лексемы путём подбора родственных (однокоренных) слов.
  4. Выделение производящей базы и форманта с указанием словообразовательного значения.
  5. Классификация словообразовательного типа.
  6. Характеристика особенностей словообразовательной модели.
  7. Выявление способа образования данной лексемы.

Рассмотрим подобный анализ более подробно на примере лексемы «подорожник».

  1. Существительное м. р., 2-го скл. в форме И. п. ед. ч.
  2. Основа слова — подорожник, окончание нулевое.
  3. Подорожник — трава, растущая при дорогах. Однокоренные слова: дорожный дорога.
  4. Производящая база (основа) — -дорож- (вариант морфа -дорог-). Форманты: по-, -ник-, словообразовательное значение — «предмет / объект, находящийся вдоль чего-либо».
  5. Словообразовательный тип по характеру деривации мутационный, по виду значения — лексический.
  6. Особенность словообразовательной модели — наличие чередования в корне (г//ж).
  7. Способ образования — приставочно-суффиксальный.

Словообразовательный анализ слов помогает установить не только способ их деривации, но и охарактеризовать словообразовательное значение, особенности производящей основы и определить модель, по которой образуются сходные в деривационном отношении слова в русском языке.

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:

  • вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
  • сего дня → сегодня;
  • с ума сшедший → сумасшедший.

При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.

Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:

  • сей час → сейча́с;
  • тот  час → то́тчас

В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:

  • высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
  • мало, изученный → малоизученный район;
  • слабо, видящий → слабовидящий человек;
  • низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
  • глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
  • выше указанный → вышеуказанный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на

  • префиксы, или приставки;
  • суффиксы;
  • постфиксы;
  • интерфиксы, или соединительные гласные;
  • флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:

писать → выписать
вид →подвид
забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:

находить → находка
цвет (цветок) → цветник
улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:

локоть → подлокотник
беседа → собеседник
свежий → освежить
море → заморский
мох → замшеть

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:

взводить → взвод
припевать → припев
свинья → свиной
золото → золотой
восемь → восьмой

5. — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:

кто → кто-то
что → что-нибудь
где → где-либо
когда → когда-то
бросать → бросаться

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:

слушать →вслушаться
нюхать →принюхаться
думать →вдуматься
тосковать →истосковаться
ждать →дождаться

7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.

толпа → толпиться
скупой → скупиться
переговорить → переговариваться

8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово

а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):

  • кресло-кровать;
  • платье-халат;
  • ракета-носитель;
  • ковёр-самолет;

б) с помощью интерфикса:

север, восток → северо-восток
сухие фрукты  → сухофрукты
свод неба → небосвод
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище

2) сложение усеченной основы и слова:

ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт

3) сложение усеченных основ слов:

заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком

4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:

  • МХАТ
  • ГОЭЛРО
  • ГАИ
  • нэп
  • МИД
  • ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:

длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
сам, варить + → самовар
черные брови + → чернобровый
каша, варить + → кашевар

Таблица с примерами

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текст → подтекстгнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо

6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкорМХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: