Общие понятия словообразования
Замечание 1
Под «словообразованием» в лингвистике понимают и непосредственно процесс образования новых лексем (деривацию), и раздел науки о языке, в котором рассматриваются механизмы производства лексем с помощью специальных словообразовательных средств.
Необходимо отличать словообразование и словоизменение:
- Результат словоизменения — словоформа, а словообразования — новое слово.
- Лексическое значение при словоизменении не меняется, при словообразовании трансформируется.
- Средство словоизменения — флексия (формообразующий аффикс и (или) окончание), основной инструмент словообразования — морфемы, способные производить новые лексемы.
Та лексема, которая является в словообразовательном отношении базовой, исходной, называется производящей (море, дом, поле). Лексема, возникающая из исходной посредством деривации, выступает как производная (морской, моряк, домовой, домишко, полевой, полюшко).
Производная и производящая лексемы отличаются минимальным словообразовательным средством — формантом (дама — дамский (-ск-), бежать — забежать (за-) и др.).
Посредством форманта формируется особое словообразовательное значение производных лексем (или дериватов): гитара — гитарист (-ист-) — «лицо, принадлежащее к определённому роду занятий / профессии».
Словообразовательное значение обычно охватывает все члены, принадлежащие одному словообразовательному типу — общей модели деривации ряда лексем (например: полнеть, худеть, лысеть — тип деривации глаголов со значением «приобретать признак, названный производящим словом»).
По характеру деривации и виду словообразовательного значения словообразовательные типы подразделяются на:
- Лексический, при котором наблюдается несовпадение лексического значения деривата и производящего слова: таблетка — таблетница, асфальт — асфальтировать.
- Синтаксический, предполагающий сходство значений при несовпадении частеречной принадлежности: синий — синь, бегать — бег.
- Модификационный, в котором прослеживается лишь изменение или модификация значения деривата по сравнению со значением исходного слова: белый — беленький, глаз — глазик.
- Мутационный, связанный со значительными изменениями лексического значения деривата: трактор — тракторист, болтать — болтун.
Способы деривации по участию в них морфем:
- Морфологические (аффиксальные).
- Неморфологические.
Аффиксальный путь деривации включает:
- Приставочный: берег — бережОК, бежать — ПРИбежать.
- Суффиксальный: сад — садОВый, светлый — светлЕть.
- Приставочно-суффиксальный: ставить — ПОДставКа.
- Постфиксальный: убрать — убратьСЯ.
- Приставочно-постфиксальный: плакать — РАСплакатьСЯ.
- Приставочно-суффиксально-постфиксальный: клеить — щедрый — РАСщедрИтьСЯ.
- Сложение — деривация на основе соединения основ лексем (садоводство, сельскохозяйственный).
- Аббревиация — деривация путем соединения начальных букв (ООН, МХАТ), звуков (ГЭС, ВАЗ), слогов (завхоз, юнкор), основ (санминимум, мединститут).
Неморфологические пути деривации образуют новые лексемы путем расширения значения исходных (лексико-семантический способ): пробка (затор на дороге), приложение (программа для смартфона) или трансформации их частеречной принадлежности (морфолого-синтаксический): несмотря на (из деепричастия), вроде (из существительного).
Ещё один путь деривации, стоящий особняком, — сращение целых лексем (лексико-синтаксический): вечнозелёный, свежемороженый.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Словообразовательный анализ слов
Алгоритм полного словообразовательного анализа включает следующие шаги:
- Определение частеречной принадлежности анализируемой лексемы и её формы.
- Выделение основы лексемы, а также словоизменительных и формообразующих флексий.
- Толкование значения рассматриваемой лексемы путём подбора родственных (однокоренных) слов.
- Выделение производящей базы и форманта с указанием словообразовательного значения.
- Классификация словообразовательного типа.
- Характеристика особенностей словообразовательной модели.
- Выявление способа образования данной лексемы.
Рассмотрим подобный анализ более подробно на примере лексемы «подорожник».
- Существительное м. р., 2-го скл. в форме И. п. ед. ч.
- Основа слова — подорожник, окончание нулевое.
- Подорожник — трава, растущая при дорогах. Однокоренные слова: дорожный дорога.
- Производящая база (основа) — -дорож- (вариант морфа -дорог-). Форманты: по-, -ник-, словообразовательное значение — «предмет / объект, находящийся вдоль чего-либо».
- Словообразовательный тип по характеру деривации мутационный, по виду значения — лексический.
- Особенность словообразовательной модели — наличие чередования в корне (г//ж).
- Способ образования — приставочно-суффиксальный.
Словообразовательный анализ слов помогает установить не только способ их деривации, но и охарактеризовать словообразовательное значение, особенности производящей основы и определить модель, по которой образуются сходные в деривационном отношении слова в русском языке.
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высоковитаминный корм;
- мало, изученный → малоизученный район;
- слабо, видящий → слабовидящий человек;
- низко, оплачиваемый → низкооплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубокоуважаемый;
- выше указанный → вышеуказанный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
писать → выписать
вид →подвид
забавный → презабавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находить → находка
цвет (цветок) → цветник
улыбаться → улыбка
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса:
локоть → подлокотник
беседа → собеседник
свежий → освежить
море → заморский
мох → замшеть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
взводить → взвод
припевать → припев
свинья → свиной
золото → золотой
восемь → восьмой
5. — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кто → кто-то
что → что-нибудь
где → где-либо
когда → когда-то
бросать → бросаться
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
слушать →вслушаться
нюхать →принюхаться
думать →вдуматься
тосковать →истосковаться
ждать →дождаться
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
толпа → толпиться
скупой → скупиться
переговорить → переговариваться
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север, восток → северо-восток
сухие фрукты → сухофрукты
свод неба → небосвод
птица, фабрика → птицефабрика
хранилище для овощей → овощехранилище
2) сложение усеченной основы и слова:
ветеринарный врач→ ветврач
туристический поход→ турпоход
медицинский пункт→ медпункт
3) сложение усеченных основ слов:
заместитель председателя → зампред
мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
- МХАТ
- ГОЭЛРО
- ГАИ
- нэп
- МИД
- ОБСЕ
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
длинная шерсть + -н- → длинношерстный
хлеб, резать + -к- → хлеборезка
сам, варить + → самовар
черные брови + → чернобровый
каша, варить + → кашевар
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры |
---|---|
1. Приставочный |
текст → подтекстгнать → догнать |
2. Суффиксальный |
белый → белизнапахать → пахотасотворить → сотворение |
3. Приставочно-суффиксальный |
люди → безлюдныйдолгий → задолгодом → надомник |
4. Бессуффиксальный |
отдыхать → отдыхзеленый → зелень супруг → супруга |
5. Постфиксальный |
какой → какой-нибудьчто → что-тогде → где-либо |
6. Сложение: 1) двух основ 2) двух основ + суффикс 3) сокращенных основ 4) начальных букв или звуков |
пожар, опасный → пожароопасныйдиван, кровать → диван-кроватьканат, ходить → канатоходецморе, плавать → мореплавательспециальный корреспондент → спецкорМХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО |
7. Слияние целых слов |
густо, населенный → густонаселенный мало, знакомый → малознакомый |
8. Переход из одной части речи в другую |
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек |