Постпозитивизм

Позитивизм и постпозитивизм кратко и понятно

Введение

Наука в качестве одной из ведущих
отраслей человеческой деятельности на
протяжении всей ее истории стоит перед
проблемой своего обоснования. Это нашло
свое выражение в существовании ряда сменяющих
друг друга систем взглядов, образующих
один из важнейших на сегодняшний день
разделов философии –философию науки.
В центре внимания последней находятся
вопросы, касающиеся оснований науки,
целей и стратегии научного исследования,
обоснования критериев оценки и контроля
познавательных действий и получаемых
с их помощью результатов, понимания и
оценки наиболее важных изменений в науке,
демаркации науки и псевдонаук.

Актуальность данной темы в
том, что постпозитивизм отходит от приоритетности
логического исследования символов (языка,
научного аппарата) и обращается к истории
науки.

В связи с этим можем выделить
главные задачи исследования:

  1. Выявить особенности современного постпозитивизма.
  2. Изучить место постпозитивизма в философии.
  3. Проанализировать особенности
    современного постпозитивизма.

Учитывая общекультурное значение
философского знания, неадекватность
философского образа науки способна повлечь
за собой негативный сдвиг оценок последней
обществом, вплоть до антисциентизма и
даже «сциентофобии». В то же время глубокое
и адекватное философское осмысление
науки предполагает анализ не только закономерностей
генезиса и развития научного знания как
такового, но и функционирования самой
науки как деятельности. Выбор философских
концепций, предоставляющих такую возможность,
не так велик. К одной из наиболее заметных
из них можно отнести постпозитивизм.
Данное философское направление относительно
молодо (работы его основоположника Карла
Поппера относятся к 30-м годам нашего века),
однако воздействие его идей – как в «узком
кругу» философов науки, так и общекультурное
– представляется весьма значительным.
Многообразие составляющих его идей –
стимул мощной эволюции – вылилось в создание
достаточно правдоподобной философской
картины науки сегодняшнего дня, дополнительную
ценность которой придает ее уникальность.
По этой причине анализ идей философии
постпозитивизма представляется необходимым
для понимания закономерностей функционирования
и развития современной науки.

Представители направления

Основное содержательное отличие постпозитивизма от предшествующих направлений заключается в многообразии противоположных концепций и теорий.

К наиболее выдающимся и влиятельным представителям данного философского течения относятся:

  • Карл Поппер — концепция критического рационализма или фальсификационизм;
  • Томас Кун — теория научных революций;
  • Имре Лакатос — методология научно-исследовательских программ.

Карл Поппер

К. Поппер был первым, кто подверг критике положения логического позитивизма и заставил ученых пересмотреть свои взгляды и рассмотреть устоявшиеся концепции с новой стороны.

Принцип фальсификации в концепции философа означал метод установления ложности научного знания и опровержения его посредством эмпирической проверки. Проппер считал, что научным может считаться только то знание, которое может быть опровергнуто опытным путем. При этом он был уверен, что в науке изначально имеется лишь несколько гипотез, которые впоследствии обретают форму через высказывание.

Согласно концепции ученого, любая научная теория носит гипотетический характер, поэтому рано или поздно она будет опровергнута. Этот принцип получил название «фаллибилизм».

Развитие и совершенствование науки, по мнению Проппера, состоит как раз в представлении новых гипотез и их последующем опровержении.

Английский философ также интересовался научной средой, базирующейся, как он считал, на постоянной борьбе теорий и опровержении истин, на замену которым выдвигаются новые.

Томас Кун

Кун был самым ярким оппонентом принципов фальсификационизма и фаллибилизма Проппа. Он критично высказывался по поводу всех предшествующих концепции философии науки, заявляя о создании новой парадигмы развития научной мысли.

В работе «Структура научных революций» в 1970 он сформулировал парадигмальную теорию развития науки, которая стала фундаментальной в концепции философа. В рамках этой теории Кун попытался объединить идею существования внутренних законов функционирования и развития научного знания.

Парадигма при этом в понимании ученого являлась неким идеалом, к которому надо было стремиться в процессе познания. Парадигма Куна не являлась статичной, так как со временем любая фундаментальная теория начинает изживать себя. Это может быть обусловлено открытием новых фактов, которые больше не соответствуют существующему объяснению или вовсе противоречат ему или обнаружением в текущей теории многочисленных ошибок и несоответствий. Тогда в развитии науки наступает этап «научной революции», и на смену устаревшему знанию приходит новая теория, отобранная из огромного количества подобных гипотез. 

Имре Лакатос

Одной из теорий постпозитивизма стала концепция Лакатоса, которая предлагала совершенное новую модель развития научного знания. Для того, чтобы раскрыть структуру своей научно-исследовательской программы, мыслитель ввел базисную единицу, включающую в себя следующие элементы:

  1. Ядро — доказанные и неопровержимые знания.
  2. Защитный пояс — множество частных научных гипотез, которые поддаются пересмотру, опровержению, фальсификации.
  3. Положительная эвристика программы — прогресс в объяснении имеющихся эмпирических фактов и успешное предсказание новых в конкретно области исследования.
  4. Отрицательная эвристика — методы защиты от опровержения со стороны альтернативных программ.

Преимущество идеи Лакатоса заключается в том, что она дает увидеть развитие науки в движении и одновременно отражает относительную стабильность научного знания в процессе его согласования с опытом.

Второй позитивизм

Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия “махизм” и “эмпириокритицизм”. Также приверженец этого направления — французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают “Теорию иероглифов”, в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.

Основные идеи позитивизма

Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

  • предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным;
  • в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки;
  • главным источником получения знаний является эмпирическое познание;
  • объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины;
  • в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.

Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.

Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания

Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

В чем разница между позитивизмом и постпозитивизмом?

• Определения позитивизма и постпозитивизма:

• Позитивизм — это философская позиция, подчеркивающая важность объективности и необходимость изучения наблюдаемых компонентов. • Постпозитивизм — это философия, которая отвергает позитивизм и представляет новые предположения, чтобы разгадать истину

• Постпозитивизм — это философия, которая отвергает позитивизм и представляет новые предположения, чтобы разгадать истину.

• Основная идея:

• Эмпиризм (который включал наблюдение и измерение) был стержнем позитивизма.

• Постпозитивизм указывал на ошибочность этой основной идеи.

• Позитивисты — реалисты.

• Постпозитивисты — критические реалисты.

• Цель науки:

• Позитивисты считают, что наука стремится раскрыть правду.

• Однако постпозитивисты считают, что это невозможно, поскольку есть ошибки во всех научных методах.

• Объективность ученого:

• В позитивизме ученый считается объективным.

• Постпозитивизм подчеркивает наличие предубеждений и в ученом.

Изображения предоставлены: Огюст Конт и Карл Поппер через Wikicommons (общественное достояние)

Основные представители

К главным деятелям философии постпозитивизма относят:

  • К. Поппера,
  • И. Лакатоса,
  • П. Фейерабенда,
  • Т. Куна.

К. Поппер является самым разносторонним и интересным представителем данной философской традиции. Он полагает, что основная задача философской составной научного познания заключается в разрешении проблем увеличения количества знаний. Рост данного параметра может происходить в процессе непрерывной рациональной дискуссии, которая будет выступать яркой критикой существующего знания.

Именно поэтому философская традиция К. Поппера носит название критического рационализма.

В соответствии с его философией, все ученные, которые открывают определенные явления, делают это посредством перехода от гипотез к единичным высказываниям, что противоречит индуктивистскому мнению – переход к теории от фактов. Научная теория, по мнению мыслителя, — концепция, которая поддается сопоставлению с эмпирическим опытом. Именно вследствие этого она может быть сфальсифицирована в любой момент.

В свою очередь, философия не поддается такой фиктивности, вследствие чего она не носит научный характер.

Идейная база Поппера — осмысление роста рационального знания. Она вбирает в себя принципы фальсификационализма, фаллиболизма и рационально-критической дискуссии.

Иным ярким представителем английской постпозитивистской концепции является И. Лакатос, который выдвинул свою научно-исследовательскую методологию. В соответствии с его философской традицией, следует сравнивать теории между собой и приходить к единому решению.

Он является истинным постпозитивистом, так как обратил свой взор на потребность радикального и тщательного изучения исторического развития рационального познания. Все исследования в сфере науки, которые не сопровождались изучением истории науки, будут вести к одностороннему типу знания, который предшествует созданию догматизма.

Замечание 1

Следует также отметить американского философа Т. Куна, который начал критиковать ту схему развития науки, которую предложил уже вышеуказанный философ К. Поппер. Главная идея Куна заключается в том, что развитие научного знания – это целостный процесс, в котором огромную роль играет производительность научного сообщества. Кроме того, важным и неотъемлемым элементом данного развития является социальный и психологический аспект существования общества.

Место постпозитивизма в философии науки

Понятие «постпозитивизм» охватывает
собой пришедшую на смену неопозитивизму
широкую совокупность концепций. Постпозитивизм
в настоящее время не отличается большой
внутренней однородностью: по многим вопросам
существует «внутренняя» полемика. Выражаясь
в терминах одного из его виднейших представителей
– Томаса Куна, – это философское направление
не имеет устоявшейся парадигмы. Условно
можно выделить два основных направления
(естественно, обнаруживающих между собой
общность): релятивистское, представленное
Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом
Полани; и фаллибилистское, к этой группе
следует отнести прежде всего Карла Поппера
и Имре Лакатоса, а также Дж. Уоткинса,
Дж. Агасси, Дж. Фетзера. Представители
первого течения утверждают относительность,
условность, ситуативность научного знания
уделяют большее значение социальным
факторам развития науки, философы второго
– строят философские концепции исходя
из тезиса о «погрешимости» научного знания,
его неустойчивости во времени.

Разумеется, естественна преемственность
постпозитивизма с неопозитивизмом в
его внимании к рациональным методам познания.
Однако, как было сказано, постпозитивизм
не ограничивается статикой знания, но
видит основное назначение философии
науки в исследовании процесса развития,
“роста” знания

Общим для этого направления
является признание важности мировоззренческих,
философских, метафизических основ научных
теорий. В противоположность неопозитивистскому
антиисторизму, постпозитивизм стремится
осуществить синтез логико-методологического
и историко-научного методов анализа научного
знания

Взамен разработки идеальной модели
познания постпозитивизм обращается к
его реальной истории, демонстрируя зависимость
познавательного процесса от общества
и от познающего индивида. Происходит
отказ от обезличивания науки, игнорирования
традиций и авторитетов научных коллективов.

В связи с этим критике постпозитивистов
подвергаются в основном особенности
философии их предшественников, препятствовавшие
историческому подходу к познанию: тезис
о существовании свободного от теоретических
привнесений языка наблюдения, о возможности
строгой демаркации науки и философии,
стремление навязать познанию идеальные
нормы, не являющиеся продуктами реальной
научной практики, преувеличение роли
формальных структур при исследовании
знания и т. п.

С этих позиций осуществляется
и подход к процессам изменений в научном
познании. Происходит (за исключением
К. Поппера, фигуры в значительной степени
переходной) отказ от присущей позитивизму
абсолютизации верифицирующего значения
опыта. Научный факт теряет свою метафизичность,
сохраняя за собой лишь сугубо утилитарное
значение.

“Summa summarum” идей, лежащих в
основе философских работ обсуждаемого
направления, может быть представлена
следующим образом.

  1. Теоретическое понимание науки
    возможно лишь при построении динамической
    картины научного знания.
  2. Научное знание является целостным
    по своей природе, его нельзя разбить на
    независимые друг от друга эмпирический
    и теоретический уровни, любое эмпирическое
    утверждение является теоретически нагруженным.
  3. Философские (онтологические
    и методологические) концепции имеют тесную
    связь с конкретно-научным знанием. Философия
    не только стимулирует развитие науки,
    но философские утверждения органически
    входят в “тело” науки.
  4. Динамика научного знания не
    является строго кумулятивным процессом,
    научные теории независимы друг от друга
    и, как правило, несопоставимы, несоизмеримы.
  5. Целью изменения научного знания
    является не достижение объективной истины,
    а реализация одной или нескольких “ближних”
    задач: лучшего понимания определенных феноменов,
    решение большего числа научных проблем,
    построение более простых и компактных
    теорий и др.
  6. В качестве метода разработки
    историко-методологической модели науки
    выступает совокупность различных подходов
    к ее анализу: историко-научный, методологический,
    науковедческий, психологический, социологический,
    логический и др. При этом логический метод
    по меньшей мере не имеет доминирующего
    характера.

Внутреннее разнообразие постпозитивизма
делает, однако, невозможным обсуждение
этого философского течения без обращения
к анализу концепций отдельных его представителей.
Столь же немыслимо охватить все эти концепции
в рамках ограниченного объема работы.
Поэтому дальнейшее изложение будет посвящено
анализу тех из них, которые оказали наибольшее
влияние на облик самой постпозитивистской
философии, с одной стороны, и являются
наиболее «злободневными», с точки зрения
автора – с другой.

Что такое постпозитивизм?

Постпозитивизм зародился в 20 веке. Это был не просто пересмотр позитивизма, но полный отказ от основных ценностей позитивизма. Постпозитивизм указывает на то, что научное рассуждение очень похоже на рассуждение здравого смысла. Это означает, что наше индивидуальное понимание повседневной жизни похоже на понимание ученого. Единственная разница в том, что ученый будет использовать процедуру для того, чтобы делать выводы, в отличие от обычного человека.

В отличие от позитивистов, постпозитивисты указывают, что на наши наблюдения нельзя всегда полагаться, поскольку они также могут быть подвержены ошибкам. Вот почему постпозитивисты считаются критическими реалистами, критически относящимися к реальности, которую они изучают. Поскольку постпозитивисты критически относятся к реальности, они не полагаются ни на один метод научного исследования. Они считают, что в каждом методе могут быть ошибки. Их можно избежать, только если использовать несколько методов. Это называется триангуляцией.

Постпозитивизм также предполагает, что ученые никогда не бывают объективными и предвзято относятся к своим культурным убеждениям. В этом смысле нельзя добиться чистой объективности. Это подчеркивает наличие огромных различий между позитивизмом и постпозитивизмом, хотя оба они основаны на объективности.

Карл Поппер — постпозитивист

Неопозитивизм

Следующим этапом развития учения О. Конта стал неопозитивизм — совокупность позиций и теорий, главной проблемой которых был анализ языка науки.

В рамках неопозитивизма возникали и развивались такие философские школы и течения, как Венский кружок, логический позитивизм, сциентизм, натурализуй, бихевиоризм и некоторые другие. Неопозитивисты стремились найти такие формы отражения процесса познания и его результатов, которые позволили бы оградить научное знание от ошибок, неточностей, двусмысленностей. Однако эта задача оказалась непростой, и хотя она до конца не была выполнена, в ходе ее решения различными учеными были выдвинуты многие интересные идеи, сыгравшие важную роль в развитии философского и научного знания.

Так, большое значение имел принцип верификации, согласно которому научными можно считать только те знания (выраженные в предложениях), истинность которых проверяется практикой. Но позже оказалось, что и сам данный принцип следует считать ненаучным, так как он не верифицируется.

Представители неопозитивизма: Мориц Шлик (1882-1936: основатель венского кружка). Рудольф Карнап (1891-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Бертран Рассел (1872- 1970) и другие вы — дающиеся ученые.

Л. Витгенштейн считал распространение понимания о законах природы как о подлинных сущностях бытия контрмифологией, которая заменила собой предшествующее ей мифологическое (не основанное на научных выводах) отношение к действительности. Наука — это только одна из языковых игр. Задача же философии заключается в определении границ мыслимого, тем самым ограничивая и немыслимое. Это позволяет внести большую ясность в понимание структуры и конструкций языка.

Что такое постпозитивизм

Определение

Постпозитивизм — это общее название для ряда концепций в философии и методологии науки, сформированных в противостоянии к учениям, основанным на эмпирическом обосновании науки.

Эта концепция не имеет одного выраженного целостного течения, включая в себя совокупность идей и направлений, пришедших на место неопозитивизму.

Определение

Неопозитивизм или логический позитивизм — это одно из основных направлений философии XX века, которое основывалось на идее о том, что для познания мира необходимы рациональные доказательства, опирающиеся на опыте.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Неопозитивисты видели свою главную задачу в исследовании языка и лингвистическом анализе. Их конечной целью была абсолютная формализация знаний на основе искусственно формализованного языка. При этом само знание представлялось как совокупность сложных слов и предложений, которые впоследствии путем трансформации переводились в простые и понятные фразы.

Однако такой подход оказался недостаточно эффективным, так как учение неопозитивизма не могло охватить познание как целостное явления в рамках своей концепции. С критикой на фундаментальные положения неопозитивистской теории выступил британский философ Карл Поппер в книге «Логика научного исследования» в 1934 году. Работа ученого инициировала пересмотр основных понятий философии науки и привела к становлению постопозитивизма, вобравшего в себя различные концепции, которые не только не являлись схожими, но порой очевидно противоречили друг другу.

Что такое постпозитивизм?

Для начала стоит дать определение философскому течению позитивизма, после которого и возникли новые течения — неопозитивизм и постпозитивизм:

  • Позитивизм — научное и философское направление, главные идеи которого основываются на «позитивном», что означает ориентирование на фактическое, устойчивое и несомненное. Данными рамками ограничивается исследование и изложение с позитивистской точки зрения. При этом метафизические объяснения считаются неосуществимыми теоретически и бесполезными практически;
  • Логический позитивизм —философское течение, которое появилось позже, современная форма позитивизма;
  • Постпозитивизм —это множество различных философских концепций, которые пришли на смену логическому позитивизму, называемому также неопозитивизмом;

Рациональный метод познания признаётся представителями постпозитивизма в качестве основной идеи данного философского течения.

Отличительные черты постпозитивизма

Стоит также сказать о том, какие отличительные черты от предыдущих философских направлений имеются у постпозитивизма. Исследуя эти черты, можно лучше понять суть постпозитивизма, характер его направленности и акценты, которые расставляет данное направление в философии.

Логический позитивизм, который предшествовал постпозитивистской концепции в философии, ориентировался на знание, которое было уже получено и выражено в знаковой форме. В качестве образцов научности брались теории математической физики

Представители постпозитивизма в философии обратились к динамике знания, то есть обратили внимание не на само знание, а на процесс его развития и становления. Таким образом, они смогли получить возможность рассматривать знание с другого ракурса, с позиции его динамического изменения

Постпозитивизм в философии повлиял на изменение проблематики проводимых методологических исследований. Изменения эти выражаются в том, что данное направление делает акцент на различные аспекты развития знания в то время, как логический позитивизм предполагал расстановку акцентов на анализ структуры научного знания. В своих работах неопозитивисты (представители логического позитивизма) поднимали вопросы, касавшиеся эмпирического базиса науки, логической связи с теоретическим уровнем знания, а также его языкового выражения. Постпозитивисты, в свою очередь, не ставили эти вопросы в центре своего внимания, делая акценты на другом.

Постпозитивизм утверждает, что история науки не является областью знаний, которые были накоплены на протяжении всё истории. Таким образом, следует отметить тот факт, что постпозитивисты отказываются от кумулятивизма. Вся научная история формировалась гораздо более драматически, так как на её протяжении возникали научные революции, причём их возникновение неизбежно из-за периодически возникающей необходимости осуществлять пересмотр определённых частей ранее обоснованного и уже признанного знания. Научная революция — это не только пересмотр теоретической основы знания, но и методов, фактов, методологических и мировоззренческих принципов.

Постпозитивизм отказывается от тех жёстких рамок и принципов, которых придерживались сторонники неопозитивизма. Также можно отметить и смягчение некоторых противопоставлений. Речь идёт о противопоставлении фактов и теорий, эмпирического знания теоретическому, а также о противопоставлении контекста открытия контексту обоснования. Если раньше существовало чёткое разделение на эмпирическое (обоснованное, надёжное, неизменное) и теоретическое (изменчивое, ненадёжное, необоснованное), то постпозитивизм вывел идею единства этих двух знаний.

Можно утверждать, что неопозитивизм представляет собой разновидность эпистемологического фундаментализма, где предполагается наличие разделения на факты, которые составляют устойчивый базис познания, и теорий, в свою очередь, подвергаемых изменению. В отличие от такой точки зрения, постпозитивистское учение в философии провозглашает следующий тезис: факты имеют определённую теоретическую нагруженность, что означает зависимость фактов от теории. Учение предполагает, что факты строятся на теоретическом фундаменте. Следует учесть, что факты, основой становления которых служила одна теория, могут отличаться от фактов с другой теоретической основой.

Довольно важным отличием постпозитивизма от неопозитивизма, которое также стоит отметить в этой статье, является отношение к проблеме демаркации. Как известно многим, неопозитивизм предполагал, что есть возможность, и даже потребность, в обязательном и жёстком разграничении науки и не науки, в частности, философии (метафизики).

Предлагаемый неопозитивизмом тезис имел под собой определённую основу, заключавшуюся в принципе верификации, тем самым требуя отделения метафизики от науки. В свою очередь, постпозитивизм не видит чётких границ между философией и наукой, так как полностью признаёт факт осмысленности философских положений, а также то, что их просто невозможно устранить из науки. Ориентация такого плана была заложена самым известным философом постпозитивизма — Поппером, обеспечившим переходный период между неопозитивизмом и рассматриваемым направлением.

Постпозитивизм

В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.

Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.

Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.

Первая историческая форма позитивизма

Позитивистская философия Конта каким-то образом связана с философией французского Просвещения XVIII века. Следуя за Просвещением, граф верил в бесконечную способность науки развиваться и в бесконечность спектра объектов, к которым могут применяться научные методы мышления. Классификация наук Конта во многом может быть воспринята как реализация заветов энциклопедистов.

По словам Конта, науки распределены по естественной иерархии (энциклопедическому закону): Математика — Астрономия — Физика — Химия — Биология — Социология.

  • От простого к сложному;
  • от абстракции к бетону;
  • Временной принцип.

Полагали, что задача философии — постичь всю совокупность наук, знание самых общих законов, систематизировать научные знания. Нельзя сводить одну науку к другой. Невозможно все вывести из одного принципа или закона. Задача философии — свести к минимуму количество этих законов.

Законы науки: все знания относительны, потому что опыт неполный. Понятие общества: граф изобрел социологию — науку об обществе. Люди приспосабливаются к окружающей среде на протяжении всей своей жизни.

Социологическая концепция включает в себя три области:

  1. социальная статика.
  2. социальная динамика.
  3. Политика.

Функции семьи: преодоление природы эгоизма, питание. Функции государства: генерирование социального духа. Идеальная структура власти — союз церкви и государства. Социальная политика. Согласование церкви и государства (нетрадиционные религии должны отойти в сторону). Философы и ученые — положительные священники.

Точно так же Конте утверждал: фундаментальный метод науки — феноменологический (описательное обобщение), т.е. ставить эксперимент, а затем пытаться обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация, полученная в результате наблюдений, т.е. теоретических конструкций, должна быть построена, но тогда она не нуждается в экспериментальном подтверждении.

Основные идеи концепции

Постпозитивизм не является какой-то конкретной философской школой или учением — часто под этим понятием понимают этап развития философии науки во второй половине XX века. Это течение не имеет четко выраженной и сформированной идейной концепции, так как объединяет под своим названием разнообразные методологические направления и идеи, которые могут критиковать и оспаривать друг друга.

При этом можно выделить ряд принципов, которые являются общими для всех направлений, попадающих под определение постпозитивизма.

Основными идеями течения являются:

  1. «Позитивная» ориентация на фактическое, устойчивое и несомненное.
  2. Допущение и признание плюрализма методологических концепций при условии, что они не противоречат реальному научному знанию.
  3. Антикумулятивизм в понимании развития науки, основанный на необходимости опровержения и разрушения предшествующих открытий и установок — усилия представителей постпозитивизма были направлены не на развитие текущих концепций, а на изменение научного знания.
  4. Новый подход к методу научной рациональности в познании, заключающийся в том, что, в отличие от неопозитивизма, она начала восприниматься в форме динамического процесса, который может менять свое направление в процессе исторического развития.
  5. Главной проблемой философии науки становится понимание развития научного знания.
  6. В качестве идеала научности постпозитивисты ставили теории математической физики, считая, что все научное знание в итоге должно принять форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: