Введение
В России конца 19-начала 20 вв. в период «неслыханных перемен» и «невиданных восстаний», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов произошли глубокие и серьезные изменения в искусстве, определившие новые и неповторимые пути его развития.
С одной стороны, искусство того времени — это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить наследие прошлого. Никогда еще художник не был так свободен в своем творчестве – создавая картину мира, он получал реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и предпочтения.
Культура конца 19-го и начала 20-го веков многогранна. Иногда кажется, что это сплошная мешанина стилей, направлений, направлений и школ, которые одновременно взаимодействуют и конкурируют друг с другом. Потрясения, войны, изменения в социальной структуре, тенденции новых ценностей и устремлений Запада, растущий интерес общества к наукам и искусствам – все это сильно повлияло на развитие культуры того времени. Всплеск творческой энергии, появление новых жанров, изменение и усложнение тем произведений стали началом новой эпохи, которую называют Серебряным веком.
Этот период до сих пор представляет большой интерес как для профессионалов, так и для обычных любителей искусства. Моя цель-изучить как можно более подробно литературу, изобразительное искусство, архитектуру и театральное искусство той эпохи, поскольку эти культурные тенденции дают наиболее точное понимание сущности Серебряного века. Я хотел бы рассмотреть и классифицировать основные тенденции, выделить из них конкретные жанры и описать их наиболее яркие особенности. Моя задача-также перечислить главных деятелей культуры, внесших свой вклад в развитие того или иного вида искусства.
Введение
Актуальность темы. В 20-е годы прошлого века советская культура находилась в крайне сложном положение. Революция и гражданская война нанесли большой ущерб культуре — тысячи деятелей науки и культуры либо погибли, либо эмигрировали в другие страны. Общий культурный уровень значительно понизился, началось экспериментаторство в школе, увеличились затраты на образование.
Литературно-художественная жизнь данного периода отличалась большим количеством творческих направлений.
Новым правительством СССР было решено восстановить культуру в стране. В 1919 году началась культурная революция, направленная на полную перестройку духовной и культурной жизни людей.
Таким образом, советский период 20-х годов представляет собой сложное и противоречивое явление в развитии культуры. Сегодня интерес к исследованию культуры данного периода, вызван появлением различных исторических источников из ранее закрытых архивохранилищ Советского государства, а также возможностью использовать накопленный опыт за рубежом в исследование данной проблемы. Изучение культурной жизни страны в столь непростой период конечно же помогает осознанию социального положения и проблем, стоящих перед ней.
Хронологические рамки — период с Октябрьской революции 1917 года и до 30-х годов XX века.
Цель работы – изучить особенности культуры в 20-е годы. XX века.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1.Рассмотреть сферу науки в 20-е годы.
- Рассмотреть особенности образования в 20-е годы.
- Рассмотреть духовную сферу жизни людей в 20-е годы (литературу, искусство, архитектуру, театр).
Объект рассмотрения – советская культура в 20-е годы.
Предмет рассмотрения – изменения в культуре под влиянием различных явлений, происходящих в обществе.
Вопросы развития культуры 20-30-х годов вполне закономерно вызвали интерес у отечественных историков.
По данной теме опубликованы работы Луначарского, Троцкого, Бухарина и т. д., авторы, работая в официальных учреждениях культуры, и в исследованиях отражают курс официальной власти. Необходимо отметить, работы русских ученных эмигрировавших за границу после октября 1917 года, Бердяева, Сорокина и многих других.
Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы жестко ограничивалось рамками официальной идеологии.
Акмеизм
Своеобразным «антонимом» символизма стал акмеизм-литературное направление, возникшее в начале xx века, главным идеологом которого был Николай Гумилев. Акмеисты провозглашали материальность, объективность тем и образов, точность и прямоту слова в противовес запутанным и расплывчатым знакам символизма. Акмеизм связан с деятельностью «Мастерской поэтов» — нескольких творческих объединений в разных городах России и Европы, центральной фигурой которых был Гумилев. Он, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут и А. Ахматова стояла у истоков акмеизма.
Акмеисты избегали в своих произведениях социальных тем, ставя выше всего стремление к «мужественно твердому и ясному взгляду на жизнь», рисуя идеал поведения. Акмеизм-это в какой-то мере жанр смирения. Он больше не ожидает перемен с тревогой, которую можно найти в символизме, но с готовностью принимает мир таким, каков он есть, не возвышая его и не идеализируя. Поэзия акмеизма отличалась повышенной склонностью к культурным ассоциациям, она вступала в перекличку с прошлыми литературными эпохами. Мандельштам определил ее как «тоску по мировой культуре». В его произведениях прослеживается влияние античности, мотивы и настроения «экзотического романа» и «железного стиха» характерны для Гумилева, идеи натурфилософии у Зенкевича.
Особое место в поэзии акмеизма занимает творчество Анны Ахматовой. Критики сразу отметили отличительные черты ее поэзии: сдержанность интонации, интимность, психологизм. Своей любовью к человеку, своей верой в его духовные силы Ахматова явно отошла от представлений акмеистов о животной природе человека, о близости современного человека к Адаму. Творчество Ахматовой становится своеобразным мостиком от дореволюционной культуры к культуре советского периода, хотя, по сути, Анна не была частью ни той, ни другой. Анна Андреевна сумела стать поэтессой, стоя в стороне от школ и направлений, избегая классификаций и определений. Может быть, причина в ее нелегкой судьбе: идеология разрушила ее семью, сама Анна прошла через тяжелые времена гонений, став поэтом без ярлыка, без направления, которое увековечено в памяти людей.
Список использованной литературы
- Абелюк, Е.С. История русской литературы XX в. Книга для просвещенных учителей и учеников. Кн. 1. Начало XX в / Е.С. Абелюк, К.М. Поливанов. — М.: НЛО, 2009. — 296 c.
- Березовая, Л. Г. История русской культуры XVIII — начала XX века: учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Березовая. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 453 с.
- Воронкова, Л. П. Культурология: учебник для академического бакалавриата / Л. П. Воронкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 202 с.
- Галин С.А. Отечественная культура ХХ века: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 479 c.
- Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2002. – 224 с.
- Дианова, В. М. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / В. М. Дианова, Ю. Н. Солонин. — 4-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с.
- Колыхалов Д.В. Введение всеобщего обязательного начального обучения в Советской России в 1923–1941 гг.// «Палладиум», 2010. – с. 320
- Пономарев В.А. Советская культура и российская действительность. М., Дрофа, 1997. – с. 240
- Рекун Т.А. Особенности архитектуры России в довоенный период (20-30-е годы Xx-го века) // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6
- Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век: учебное пособие для СПО / Г. И. Романова ; под ред. Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 232 с.
- Снигирева, Т. А. Век XIX и век XX русской литературы: реальности диалога: учебное пособие для вузов / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
- Соколова М.В. Советская литература 20-30-х годов XX века. Режим доступа: https://gallerix.ru/lib/sovetskaya-literatura-20-30-x-godov-xx-veka/
- Трофимова, Р. П. История культурологии в России: учебник для вузов / Р. П. Трофимова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 460 с.
- Русское искусство 20—30-х годов XX века. Режим доступа: https://www.unicreditbank.ru/content/dam/cee2020-pws-ru/about/art/uc_art_20let_rus.pdf
- Театр в 20-30-е годы. Режим доступа: http://extranews.org/teatr-v-20-30-e-gody_16783.html
- Архитектура и изобразительные искусства в 20-е годы XX века. Режим доступа: http://www.history-at-russia.ru/xx-vek/arxitektura-i-izobrazitelnye-iskusstva-v-20-e-gody-xx-veka.html
- Архитектура периода Революции и Гражданской войны. Режим доступа: http://www.mosarchinform.ru/architecture/p2_articleid/12643
- Советская школа 20-х годов. Режим доступа: https://mel.fm/istoriya_obrazovaniya/9348127-school_twenties
- Наука СССР в 20-е годы. Режим доступа: http://history-doc.ru/nauka-sssr-v-20-e-gody/
Российский кинематограф в 20-21 вв.
Поговорим о Российском кино в конце 20 и начале 21 века. Кино СССР, что отличает его от российского кино, несмотря на то, что русский язык является преобладающим в обоих жанрах, включает кинофильмы стран, составляющих СССР, отражающих элементы предсоветской культуры, языка и истории, проходящие через цензуру правительства. После Сталина советским кинопроизводителям дали больше свободы, и они могли снимать то, что, по их мнению, является желаемым для зрителей. Однако, киноиндустрия по-прежнему проверялась правительством, и если какой-нибудь материал был найден политически оскорбительным или нежелательным, он был или удален, отредактирован, повторно снят, или отложен. В редких случаях кинопроизводителям удалось убедить правительство в невинности их работы, и фильм был выпущен.
Непосредственно российское кино сегодня существует еще недолгий срок, но и в нем есть свои шедевры – по миру прогремели блокбастеры Ночной и Дневной дозор, и многие др. фильмы. После 2014 года можно с уверенностью констатировать возрождение отечественного кино из пепла унылой серости и чернухи кинематографа 90-х и грубого подражания американском фильмам первого десятилетия 2000-х. Конечно, в 90-е и начале 2000-х были фильмы, о которых нельзя говорить без восхищения: «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, военная драма Николая Лебедева «Звезда» и культовые фильмы «Брат» и «Брат 2». Однако, в общей массе, российское кино было безликим. Возрождение началось после 2010 года. А уж после 2014 можно констатировать рост числа не только высококлассных фильмов, но и качественных отечественных сериалов.
Допинговый скандал и провокации со стороны агрессивно настроенных западных стран дали толчок для развития патриотического кино. Стали появляться хорошие спортивные драмы, спортивные биографии и комедии.
В 2017-2019 некоторые отечественные фильмы стали брать кассу лучше, чем зарубежные. Современное отечественное кино грешит попытками скопировать приемы Голливуда. Многие режиссеры на государственные деньги снимают откровенную халтуру или русофобскую бездарщину. Проблемы российского кинематографа кроются не только в режиссерах, но и в актерах. Уровень актерской игры у большинства популярных молодых актеров не дотягивает до среднего уровня. Отсутствует желание выкладываться на съемочной площадке. Несмотря на эти проблемы, в прокат выходят качественные добротные фильмы и сериалы: «Хижина должника», «Один вздох». Наметилось возрождение отечественной фантастики
Внимание привлекли такие фильмы как «Аванпост» и «Кома». Однако есть фильмы вызывающие как минимум недоумение
Ярким примером неудачного фильма является «Спутник». Однако есть надежда, что на экранах кинотеатров будут появляться качественные отечественные фильмы в жанре фантастика.
По-прежнему много людей покупают билеты на бездарные «супергеройские блокбастеры». Но нашим режиссерам и сценаристам нужно продолжать работать над созданием качественного кино. Тогда зрители будут больше смотреть отечественные фильмы, узнавать знакомые типажи, а не тратить деньги на бездушные фильмы выживающего из ума Голливуда.
Литература
- История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А. М.: Прогресс 2006
- Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века / Под ред. Керова Валерий Всеволодович – М.: Астрель, 2009
- Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Слайд 36 Культура в годы Великой Отечественной войныМногие писатели и
ночи», стихотворение «Жди меня»), А. Сурков (стихотворение «Землянка»), А. Твардовский
(поэма «Василий Теркин»), М. Шолохов («Они сражались за Родину»), А. Фадеев («Молодая гвардия») и др. На войне погиб А. Гайдар, один из авторов «Золотого теленка» Е. Петров, казнен в плену татарский поэт М. ДжалильПоэтесса блокадного Ленинграда Ольга Берггольц «Февральский дневник», «Ленинградская поэма».Артисты: Л.Русланова, К. Шульженко, Л. Утесов, А. Райкин, С. ЛемешевОгромной популярностью у бойцов пользовались фронтовые театры.Осень 1941г. – в Алма-Ате на базе «Ленфильма» и «Мосфильма» была создана объединенная киностудия («Два бойца» (реж. Л.Луков), «В шесть часов вечера после войны» (реж. И. Пырьев)1942г. –документальный фильм «Разгром немцев под Москвой» (премия Оскар)Символом борьбы стала песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)Посвящение блокадному Ленинграду — Седьмая симфония Д. Шостаковича
Мир искусства
Так называлось художественное объединение, созданное в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием журнал издавался с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусств» были художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Ядро объединения составляли выпускники гимназии имени К. И. Мая в Санкт-Петербурге. Она сделала большое заявление, организовав в 1898 году «Выставку русских и финских художников» в Музее Центральной школы техники рисунка барона А. Л. Штиглица.
Художественная направленность «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В отличие от идей передвижников, художники» Мира искусства » провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены» Мира искусства » утверждали, что искусство-это прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С
Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а только как выражение личности творца.» Полагая, что современная цивилизация противоречит культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели на своих картинах и журнальных страницах раскрывали русскому обществу тогдашнюю мало ценимую красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Св
Петербург и окружающие его дворцы заставили их задуматься о современном звучании древних цивилизаций и переоценить собственное художественное и литературное наследие.
Изобразительное искусство и монументальная скульптура
Скульптура, главными атрибутами которой в течение многих веков являлись трехмерность и объем, относится к самым старейшим и самым традиционным жанрам изобразительного искусства. В XX веке консервативность скульптуры сыграла с ней злую шутку, оставив ее на время за границей тех глобальных изменений, которые произошли в искусстве в новейшее время.
Эксперименты в области живописи, расцвет фотографии, появление медийного искусства и прочие изменения менее всего коснулись скульптуры, адепты которой наиболее стойко сопротивлялись нарушению многовековых канонов. Сложность и дороговизна процесса производства не привлекала наиболее радикально мыслящих независимых художников к поискам в этой области: им проще было вообще отказаться от этого жанра, используя трехмерный язык для создания совершенно новых высказываний – объектов, инсталляций и паблик арта.
В результате к началу XXI тысячелетия внешние и внутренние границы скульптуры оказались столь размыты, что скульптура в старом понимании этого слова осталась лишь одним из широкого диапазона форматов того, что сейчас подразумевается под понятием современной скульптуры. Только в последнее время известного российского художника Бориса Орлова в каталоге его персональной ретроспективной выставки «Воинство земное и воинство небесное» называют «одним из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене», а группа АЕС позиционирует свои последние работы как скульптуру. Более того, многие известные и молодые художники, достигнув определенного успеха, переходят к работе в трехмерном жанре. О скульптуре говорят, о ней пишут, скульптура стала модным, возвращающимся в современный дискурс трендом.
Список литературы
- Сайт Википедии
- Учебник мировой художественной культуры, 11 кл. Данилова Г. И. Дрофа 2007.
- Культурология. История мировой культуры». Под редакцией А. Н.Марковой. Москва, 2005.
- Реферат на тему: Реформы Александра II 60-70 гг. XIX века
- Реферат на тему: Советско-германское сближение в 1939-1940 гг.
- Реферат на тему: Значение монастырей в русской истории
- Реферат на тему: Реформы 60-70-х годов XIX века — причины, цели и характер
- Реферат на тему: Нефтедобыча на Северном Кавказе 1920 — 30-е годы
- Реферат на тему: Россия и Запад исторические взаимосвязи и противоречия
- Реферат на тему: Русское общество в революции 1917 г.
- Реферат на тему: Воспоминания Нарышкиной о семье Романовых
- Реферат на тему: Экономические реформы Н. С. Хрущева: цели и результаты.
- Реферат на тему: СССР в системе международных отношений накануне Великой Отечественной войны
- Реферат на тему: Русское семейное право в XVIII в.
- Реферат на тему: История России в XX веке
Культура России в 90-х годах
Митинг в рамках Всероссийской акции профсоюзов «За полную выплату заработной платы» в Переславле-Залесском, 9 апреля 1998 года
После развала СССР культура России оказалась в очень тяжелом состояние. Потеря духовности и цели, снижение уровня жизни, неконтролируемый поток псевдокультуры из-за рубежа привели к деградации искусства и образования. Помимо этого было резко сокращено финансирование культуры и образования. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось менее одного процента. В такой обстановке начала действовать федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусства»
Главное внимание в ней уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры
В девяностые усилилась коммерциализация культуры. Появились основанные на частном предпринимательстве художественные галереи и салоны. Итоги «перестройки» для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.
В 90-е годы серьезные последствия повлекли за собой следующие тенденции:
- отказ от традиционных ценностей;
- воспитание презрения к научному и культурному наследию СССР;
- заимствование западных духовных и материальных ценностей;
- резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры;
- серьезное снижение общекультурного уровня населения, обусловленное целенаправленным разрушением сложившейся системы образования.
Авангард
Русские искусствоведы впервые употребили слово «авангард» в 1910 году в статье о выставке «Союза русских художников«, где осудили «авангардистов». Сюда можно отнести различные инновационные направления в русском искусстве, обозначаемые терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм» и др. Я уже упоминал эти термины, когда говорил о литературе. Существует несколько авангардных направлений
Абстракционизм. Это направление нефигуративного искусства, отказавшееся от близкого к реальности представления форм в живописи и скульптуре. Одной из целей абстракционизма является достижение «гармонизации», создание определенных цветовых сочетаний и геометрических фигур для того, чтобы вызвать у созерцателя различные ассоциации. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где он создал первые абстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшая в 1910-1912 гг. «лучизм», и Казимир Малевич, считавший себя основателем нового типа творчества супрематизма, создателем знаменитого «Черного квадрата».
Импрессионизм
Невероятно популярное сегодня в Европе течение, давшее мировой культуре столько великих имен, не пощадило и Россию. Влияние импрессионизма испытали Константин Коровин, Валентин Серов и Игорь Грабарь, а также многие менее известные художники. «Русский импрессионизм» имеет ярко выраженный национальный колорит, что отличает его от традиционного французского импрессионизма. Многие советские художники обращались к импрессионизму, несмотря на то, что он признавался «формалистическим направлением» и говорить об этом методе в творчестве художника значило оскорблять его или даже обличать как страшную ересь.
Черты » импрессионизма «в произведениях русских художников, которые искусствоведы относят к импрессионизму, увидеть труднее, чем в работах их» коллег » из других стран. Европейские картины ярче, провокативнее и свежее, русские-сдержаннее, но гармоничнее. Они чаще всего перенимают метод нанесения мазков, искажения и усложнения композиций и новаторство цвета у западных художников, но используют его в более мягкой форме.
Современный
Этот стиль получил широкое распространение в связи со стилем модерн. Современную архитектуру отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных,» естественных » линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектура модерна также отличается стремлением создавать одновременно и эстетически красивые, и функциональные здания
Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который был тщательно проработан. Все конструктивные элементы-лестницы, двери, колонны, балконы-были художественно обработаны
Архитектура в стиле модерн разнообразна. Этот стиль вобрал в себя элементы всех предыдущих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать мавританские дворцы, замки и фабричные здания. Однако, в отличие от эклектики, предшествовавшей модерну, его авторы отказались напрямую копировать формы Ренессанса и барокко.
С развитием стиля выделилось несколько направлений:
- Неоромантизм. Используются элементы романского стиля, готики, Ренессанса и др. Католический собор Французского посольства в Санкт — Петербурге (элемент романского стиля)
- Неоклассицизм. Здесь присуще обращение к традициям искусства античности, Ренессанса или классицизма. Обращение к архитектуре прошлого, стремление к полной реконструкции старого стиля, к иллюзии античности. Пушкинский музей в Москве, Азово-Донской банк в Санкт-Петербурге.
- Рационализм. Преобладание более простых форм, их лаконичность и функциональность. Термин обычно применяется не к модерну, а к более позднему стилю — авангарду. Жилой комплекс на Шаболовке.
В некоторых крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: современная Вена, Берлин, Париж, в России — Москва, Санкт-Петербург, Рига, губерния и т. д. В Скандинавии существует тенденция, которая называется «национальный романтизм». В России он известен как северный модерн, или финский.
Большой интерес вызвала культура скандинавских стран. Дягилев организовал выставку скандинавских художников, знакомство с которыми оказало большое влияние на русских художников. Общение русского художника Николая Рериха с его финским коллегой Аксели Гален-Калеллой вылилось в большую дружбу, сходство их картин и взглядов на искусство неоднократно отмечалось. Финский архитектор Готлиб Сааринен (архитектор железнодорожного вокзала Хельсинки), основатель стиля «национальный романтизм», часто посещал Санкт-Петербург. Петербург, и был знаком со многими видными деятелями русской культуры. В результате образовались два часто взаимодействующих направления. Один из них — «Русский стиль». В поисках монументальной простоты зодчие обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Другой — сам «Русский северный модерн», очень близкий к зданиям Стокгольма и Гельсинфорса.
Основные внешние признаки архитектуры «Северного модерна» — с большим мастерством подобранные сочетания натуральных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выгодно соседствует с другим. В элементы декора вводятся орнаменты, навеянные северным фольклором, образы северной флоры и фауны. Контрастные сочетания фактур, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетание с простенками-все это превращает фасады в полном смысле этого слова в ожившую северную поэму.
Слайд 42 Культура в первые послевоенные годыВойна нанесла колоссальный ущерб.
комната, дворцово-парковый ансамбль Петергофа и др.К началу 1950-х гг. завершился
переход на всеобщее семилетнее обучение.Началось восстановление разрушенных памятников культуры.Август 1946г. – постановление ЦК ВКПБ(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», поэтессу А.Ахматову и сатирика М. Зощенко исключили из Союза писателей1948г. – сессия ВАСХНИЛ академик Т. Лысенко и его сторонники подвергли гонению генетиков и биологов-«менделистов», были запрещены также кибернетика, социология.Открываются институты атомной энергии, ядерных проблем, точной механики и т.д.Новый вид архитектурных памятников — мемориальные комплексы – Некрополь советских воинов в Трептов-парке в БерлинеНа рубеже 1940-1950-х гг. началось высотное строительство в Москве – комплекс Московского университета – помпезно-монументальный стиль для прославления существующего строя.
Слайд 53 Культура в 1980-2000-е годыС конца 1986г. Начали печатать
Б.Дудинцева, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «Зубр» Д.Гранина и др.Огромную роль
в раскрепощении умов сыграла пресса: журналы «Новый мир», «Огонек», газеты «Аргументы и факты», «Московские новости», телепередачи «Взгляд», «600 секунд» и др.В 1988г. – торжественно празднуют 1000-летие Крещения РусиС началом перехода к рыночной экономике на смену советской модели культуры приходит новая – рыночная модель, характеризующаяся деидеологизацией, коммерциализацией, низким качеством массовой культуры, в 2000-е гг. – огромно влияние на культуру сети Интернет.В 1990-е резкое сокращение финансирования культуры и науки – были свернуты многие фундаментальные исследования, закрылись многие НИИ, многие ученые уехали за границу.
Слайд 47 Пискаревское мемориальное кладбище. На месте массовых захоронений жителей
гг. по проекту арх. А.В. Васильева и Е.А. Левинсона был
возведён мемориальный комплекс.Торжественное открытие мемориального комплекса состоялось 9 мая 1960 г.В братских могилах покоятся 420 тыс. жителей Ленинграда, погибших от голода, холода, болезней, бомбёжек и артобстрелов, 70 тыс. воинов – защитников Ленинграда. Фигура «Мать-Родина» (скульпторы В. В. Исаева и Р. К. Таурит) на высоком постаменте четко читается на фоне бескрайнего неба. Её поза и осанка выражают строгую торжественность, в руках – гирлянда из дубовых листьев, оплетённых траурной лентой. Кажется, что Родина, во имя которой люди принесли себя в жертву, как бы возлагает на могильные холмы эту гирлянду. Мемориальная стена-стела завершает ансамбль. В центре стелы – эпитафия, написанная Ольгой Берггольц. Особую силу имеет строка «Никто не забыт и ничто не забыто».
Передвижники
Ассоциация передвижных художественных выставок-творческое объединение русских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане члены Объединения, или Передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма (то есть стиля, возникшего в период возникновения академий искусств в Европе, основой которого был классицизм). Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, и В. Г. Перов. В своей деятельности странники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организовывали передвижные выставки; жизнь Объединения строилась на кооперативной основе. Расцвет Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы. Среди передвижников в разное время были И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. Е. Архипов и др.
Картины Передвижников отличались острым психологизмом, социально-классовой направленностью, высоким мастерством печати, реализмом, граничащим с натурализмом, трагическим взглядом на действительность вообще. Ведущими стилями в искусстве Странников были импрессионизм и реализм.
Заключение
Делая вывод о культуре рубежа 19-го и 20-го веков, я хотел бы еще раз подчеркнуть огромное разнообразие методов, типов, направлений и мнений. Серебряный век — одна из самых насыщенных культурных эпох нашей страны. И хотя первопричина всех этих тенденций почти одна и та же – смена веков, ощущение великих перемен, необходимость показать свое отношение к этому-разнообразие взглядов на эту первопричину ошеломляет. Говорят, сколько людей – столько и мнений. Эта фраза очень точно характеризует этот период русской культуры.
Серебряный век был веком тесного переплетения русской культуры с культурами других стран. Влияние западных деятелей культуры, прежде всего итальянских и французских, вдохновило русских на создание собственного самобытного восприятия; русская культура стала новшеством, быстро вошедшим в моду в Европе. Неудивительно, что таким уважением и спросом пользовались русские поэты и художники-эмигранты, которые, даже покинув Россию, оставались самыми яркими представителями ее особого культурного фонда. Это не могло не сказаться на отношениях между странами. Войны сеяли раздор, культура собирала мир, разорванный на лагеря. Художник-это человек, который принадлежит не отдельной стране, а всему миру, поэтому достижения русских художников того периода были шагом вперед не только для нашей страны, но и для всего мира.
Русская культура внесла разнообразие на улицы Европы, идеи русского искусства получили развитие в других странах, породив еще более совершенные идеи – это как бесконечный круговорот мысли и формы, который то разрушает старое, то возрождает его вновь.
Серебряный век был не менее плодотворным, чем так называемый «Золотой век» русской культуры. В эту эпоху произошло так много перемен, как незначительных, так и критических; эти годы отмечены судьбами поистине необыкновенных людей, которые решили бороться за новое или оплакивать старое. Стирая границы времени и места, стирая условности, каноны, ставя эксперимент на всем, художник того периода приходит к некоторому пониманию самого себя. Несмотря на неизбежное возникновение тоталитарной системы, художник на рубеже веков был волен увековечить в своем творчестве себя, а не человека, сидящего перед ним. И это принципиально новый подход к творчеству – опираться гораздо больше на собственные мысли, чем на чужой порядок и шаблон.
Нельзя не отметить торжество субъективности, личности, человечности в любом смысле. Является ли человек зверем, частью общества или символом чего-то большего, он все чаще появляется отовсюду, обращаясь к зрителю, читателю или слушателю. Постепенно какие-то границы приличия уходят, люди становятся чуть более раскованными и потому ближе друг к другу, и в этом заслуга искусства. Торжество интеллекта; новые, более «изящные» темы, отличные от старых, национальных или исторических мотивов, также дают определенное чувство свободы. Может быть, именно благодаря этому полету фантазии Серебряный век стал столь значимым и популярным не только у русских, но и у зарубежных ценителей искусства.