Аристотель

Аристотель, влиятельный философ древности

Введение

Аристотель (384-322 до н.э.) — величайший из древнегреческих философов. Родился в городе Стагире. Его отец был придворным врачом македонского царя. Аристотель вырос с будущим наследником престола Филиппом. Позже он станет наставником своего сына — Александра Македонского. В возрасте семнадцати лет Аристотель приехал в Афины, где стал учеником Платона. Он пробыл в Академии около двадцати лет до смерти учителя. После этого он уезжает из Афин. Несколько лет он жил и работал в разных городах. Затем он возвращается в Афины, где в 335 г. до н. Э. основал собственную школу — лицей.           

Обучение происходило во время прогулок, поэтому учеников Аристотеля называли перипатетиками (ходьбой). После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) Аристотель был вынужден покинуть Афины по политическим причинам. Он скрылся о. Эвбея, где вскоре умер.   

Аристотель был выдающимся философом и ученым. Он написал работы по различным областям знаний.

Все области знаний того времени (кроме математики) охватываются трудами Аристотеля. Особенно ценны его работы по логике. Аристотель — признанный основоположник логики как науки. В конце XVIII века И. Кант отмечал, что после Аристотеля эта наука не могла сделать шаг вперед, она кажется наукой полностью законченной и завершенной. 

Философия Аристотеля и учение Платона

Подробнее — см. в статьях Философия Платона и Аристотеля, Платон и Аристотель – сравнение, Критика Платона Аристотелем

Непосредственным предшественником философии Аристотеля было учение Платона, однако их сразу разделило важнейшее теоретическое отличие. По системе Платона, общие понятия нашего сознания (идеи) имеют самостоятельное существование вне призрачного мира материальных вещей. По Аристотелю же, идеи неотделимы от вещей и имеют свое бытие в них. Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл.

Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма (tabula rasa), на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.

Рафаэль. Афинская школа, 1509. В центре изображены Платон и Аристотель

В соответствии со всеми этими взглядами, эмпирическое исследование, маловажное для Платона, делается у Аристотеля краеугольной основой философии. Платон считает путем к истинному знанию диалектику понятий, Аристотель – рациональную

Эта отрасль знания образует краеугольный камень его философии. Аристотель разработал её в такой полноте, что впоследствии к ней не было сделано почти никаких дополнений.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Действующие или производящие первоначала

В вышесказанном отношение между материей и формой объяснялось статично. Аристотель, чтобы представить это отношение в движении, вводит такие понятия как «возможность» и «действительность».

Аристотель считал, что материя является носителем возможности. Видоизменяясь, она переходит из состояния возможности в состояние действительности. Полная действительность – это действительность формы, так как в ней нет примеси возможности, которая характерна для материи. Таким образом Аристотель доказал относительность любой вещи.

Понятие возможности у Аристотеля делает мир диалектичным. Тот закон бытия, о котором говорилось выше, на уровне возможности не действует. Аристотель исключил для вещей возможность содержать в себе противоположности, а тем более противоречия. Но суть возможности состоит в том, что она содержит в себе противоположности. Возможность — одна из форм существования относительного небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее, будучи таким образом первоматерией. Даже если материя обладает формой, то она лишена всех остальных. Лишенность («стерезис») — это и есть небытие. Таковым является второй смысл небытия из тех трех смыслов о которых упоминалось ранее. Таким относительным небытием и оказывается материя, особенно первая материя, у которой лишенность тотальна. Стоит отметить, что Аристотель предпочитает видеть в первой материи не столько отсутствие форм  и  лишенность, сколько способность воспринимать любые формы, а также богатство возможностей, поэтому его материя — не столько платоновское почти что небытие, сколько именно жизнерадостная возможность стать всем.

Наконец, сама диалектика возможности и действительности дает возможность Аристотелю определить в самом общем виде движение: «Движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это — возможно».

Аристотель считает, что все процессы, имеющие смысл, обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.

Для него целью является стремление к своему благу. Всякая возможность стремится реализовать себя, стать полномерной. Поэтому каждая потенция, стремясь к реализации, однозначно стремится не только к своему благу, но и ко всеобщему благу. Поэтому у Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки тех времен никак не могло быть раскрыто в полной мере, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции,т.е. ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом, и находит Аристотель третье первопачало всего сущего, первоначало, действующее повсюду и всегда.

Разделы философии Аристотеля

Подробнее – см. в статьях Сочинения Аристотеля и Труды Аристотеля

Учение Аристотеля чаще всего подразделяют на четыре раздела.

I. (излагается в группе трудов, получивших общее название «Органон»).

II. Теоретическая философия. Она в свою очередь делится на: 1. «Первую философию» – учение об основах истинного бытия. В своде сочинений Аристотеля «первая философия» была размещена после его сочинений по физике и из-за этого чисто случайного обстоятельства получила название «», получившее затем у философов гораздо более важный смысл. 2. Математику – учение о количестве и протяжении; 3. – учение о движении предметов. Понятие «движения» Аристотель толкует весьма широко, понимая его как любое изменение качества.

III. Практическая философия – учение о принципах человеческой жизни и деятельности. Она состоит из: 1. (науки о цели жизни отдельного человека). 2. Экономики (науке о домашнем хозяйстве). 3. (науки о государстве).

IV. : трактаты Аристотеля о поэзии и риторике.

Политические трактаты Аристотеля

Аристотель занимался изучением истории и современного ему политического устройства и собрал большой фактический материал, касавшийся более, нежели полутораста греческих и варварских государств. Как он мог обрабатывать сведения подобного рода, указывает нам найденная недавно (1891) рукопись, содержащая в себе большой отрывок из его сочинения об «афинской политии» (т. е

республике), получивший значение исторического источника первостепенной важности. Далее, на основании своих громадных знаний в этой области Аристотель написал под названием «Политики» общий трактат, в котором старается ответить на вопрос, какое государственное устройство следует считать наилучшими

Он не сочиняет, подобно Платону, никакого фантастического устройства, но делает только выводы из своих наблюдений. По его мнению, лучшее государство – то, в котором господствуют добродетель и законность, а это в известных условиях возможно при всякой форме. Аристотель установил научное разделение государств на монархические, аристократические и демократические, но каждая из этих форм может вырождаться и извращаться (тирания, олигархия и охлократия, т. е. господство черни). Сам он отдавал видимое предпочтение монархии. Аристотель разделял некоторые общественные предрассудки своего времени, думая, например, что варвары по природе обречены на рабство, и прямо возражая тем философам, которые доказывали, что рабство противно человеческой природе.

Материальное первоначало

Понятие материи не было введено Аристотелем. В те времена первые натурфилософы считали, что материя является единственным первоначалом. Однако Аристотель считал их идею признания материи единственным первоначалом недостаточной, потому что она: 1)не объясняет разнообразия вещей; 2)не объясняет движения (возникновения и уничтожения); 3)не объясняет совершенства в мире.

Основываясь на этих принципах, Аристотель выдвигает свое понятие материи и дает три основополагающие идеи: о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.

         У первых философов взгляды на материю были онтологическими. Поначалу Аристотель сам придерживался этой концепции, однако потом он переосмысляет понятие материи.

         Он отошел от «физикализма» в понимании материи. Суть его заключалась в том, что под материей понимали вещество, характеризовавшееся наличием массы покоя. Это было основной идеей первых философов, которую отверг Аристотель.

         Также он предлагает абстрактное формальное уточнение материи. «Под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее».

         В-третьих, он выдвигает идеи, которые приводят его к мысли о существовании материи и формы как двух первоначал. К этим идеям относится идея относительности понятия материи. В природу вещи входит первая материя: «первая при этом — в двух смыслах, или как первая по отношению к данной вещи, или как первая вообще».

         В его учении понятие «первой материи» видоизменено. Отвечая на вопрос о том, из чего состоят вещи, он утверждает, что у каждой вещи есть своя материя.

Формальное первоначало

Форма в понимании Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы — начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы.

Понятие формы у Аристотеля не имеет довольно точного ответа. Однако эта идея схожа с идеей Платона в плане понимания формы. Различие заключается в том, что форма не может существовать самостоятельно, она существует только в вещи.

Ниже представлены четыре основополагающие характеристики формы: 1)форма – это одно из первоначал, согласно которому у вещи нет собственной природы, если у нее нет формы; 2)форма – это внешний образ вещи; 3)форма обеспечивает действительность вещи. Если вещь возникает из другой вещи, то она наделяется новой формой. Это и есть принцип энтелехии ; 4)форма – это суть бытия вещи.

Идея формы Аристотеля не подходит ни к одному из этих определений. Его понимание формы можно достичь только путем синтеза и совокупности всех определений.

Главная онтологическая идея Аристотеля состоит в выявлении главенствующей роли формы, а также в ее активности в определении вещи. «Материал, из которого состоит или возникает вещь … не способен к оформлению и к изменению собственной своею силою». Именно поэтому «форма, стоит впереди материи … и впереди того, что слагается из них двоих».

Список литературы

  1. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротов, Д.В. Страшный. — М.: Академический проект: 2006 г.
  2. Аблеев, С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. -М: АКТ: Астрель, 2006 г.
  3. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 г.
  4. Философия. Учебник для технических направлений и специальностей вузов. 2002 г.  
  • Реферат на тему: Теория государства в философии Платона
  • Реферат на тему: Человек и его время
  • Реферат на тему: Теория общественного договора Руссо
  • Реферат на тему: Формы и методы научного познания
  • Реферат на тему: Принципы средневековой философии
  • Реферат на тему: З.Фрейд  Недовольство культурой
  • Реферат на тему: Сознание как феномен
  • Реферат на тему: Познание, его основные формы и уровни. Формы и методы научного познания
  • Реферат на тему: Н. Кузанский — философ, теолог, математик, гуманист
  • Реферат на тему: Мировоззрение и его исторические типы
  • Реферат на тему: Понятие науки. Научное и вненаучное познание
  • Реферат на тему: Основные черты теории познания Р. Декарта

Политическая философия Аристотеля

Подробнее – см. в статье Аристотель «Политика» – краткое содержание

В философии Аристотеля государство признаётся высочайшей целью нравственной деятельности человека. Первоосновой государства является семья. Муж и жена состоят в свободном нравственном союзе, которым должен руководить мужчина, но так, чтобы и женщина не теряла при этом бытовой свободы. Власть отца над детьми должна быть шире, чем над женой. Рабам Аристотель вменяет в обязанность беспрекословно повиноваться господину. То, что греки держат варваров в рабстве, справедливо, ибо дикие племена являются существами низшей природы. Отношение между ними и эллинами – то же, что между телом и духом.

Семьи, размножаясь, образуют общину, а из соединения ряда общин возникает государство. Высшая цель этого института – счастье всех его членов. Счастье же основано на добродетели, поэтому первой задачей государства следует признать обязанность делать своих граждан добродетельными людьми. Таким образом, государство – союз людей для общей нравственной деятельности с целью выработки совершенного устройства жизни.

Аристотель полагает, что это совершенное устройство не должно основываться на крайнем идеализме, как в «Государстве» Платона. В своей «Политике» Аристотель отстаивает те же средние, умеренные принципы, что и в «Этике». Он отвергает призывы Платона к общности женщин и имуществ, отстаивает семью и частную собственность, лишь с некоторым государственным вмешательством в экономические отношения и в дело воспитания юношества. Для выработки добродетели необходим досуг. Поэтому полноправных граждан следует освободить от физической работы, переложив её на рабов и неполноправных метеков.

В трактате «Политика» Аристотель даёт также обзор форм государственного правления, сводя их к трём: монархии (правление одного лица), аристократии (правление немногих лиц) и демократии (общенародное правление; законную, умеренную демократию Аристотель чаще именует «политией»). Каждая из этих трёх политических форм имеет свои преимущества и недостатки. Когда последние получают преобладание над первыми, три возможных формы государства переходят в свои «испорченные» разновидности – тиранию, олигархию и охлократию (власть буйной толпы). Аристотель затрудняется отдать ясное предпочтение одному из трёх типов государственности, ратуя лишь за то, чтобы они не впадали в испорченность. Наилучшим ему кажется некое сочетание аристократии с демократической политией, где власть принадлежит не тёмным низам, а разумному среднему сословию.

Разделяя общегреческий взгляд, Аристотель считает наилучшим небольшое по размеру государство – ограничиваемое одним городом и соседней с ним областью, где все граждане знают друг друга.

Учение Аристотеля о человеке и государстве

Человек по природе — существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь,— совершенность его государства. Взгляд этот в высокой мере типичен для наблюдателя и исследователя жизни греческих полисов, каким был Аристотель.

Отвергнув теорию аристократического «идеального государства» Платона, Аристотель создал собственную теорию рабовладельческого государства. Это, согласно Аристотелю, наиболее совершенная форма общения людей. Власть в государстве, по его мнению, должна принад­лежать не богатым, не бедным, а среднему слою рабовладельцев.

Этику Аристотеля (впрочем, как и всю политику) пронизывает принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергал уси­лия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой преобладают такие цели, он называл паразитической и характеризовал как «животную», свидетельствующую о «рабском образе мышления».

Достойной свободного гражданина Аристотель считал жизнь практичес­кую (т. е. наполненную политической деятельностью) либо теоретичес­кую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, бла­гость.

Государство Арис­тотель рассматривал реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исхо­дя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конститу­ции управлять людьми — такими, каковы они есть, и прежде всего забо­титься о физическом и моральном воспитании молодежи. .

Из политических устройств современных ему государств критика Аристотеля особо выделяет государственный строй афинской демократии, государства Спарты и македонской монархии

Из политических теорий Аристотель подвергает критике прежде всего теорию своего учителя Платона, но уделяет внимание, гораздо менее пристальное, и другим теориям, например уравнительной утопии Фалея Халкедонского

Утвердив свой город-государство государства на Рабском труде. Аристотель рассматривает возможные формы государственного устройства рабовладельческого общества. Свой проект наилучшего государственного строя он намечает, исследуя реальные, исторически известные или современные формы государства. При обсуждении достоинств и недостатков этих форм и при составлении их классификации уже заранее как незыблемая предпосылка принимается, что все эти формы возможны, существовали и существуют только как формы именно рабовладельческого, а не иного государства.

Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, — формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы — или одного лица, или немногих, или большинства,— являются формами, отклоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны: 1) монархия (или царская власть)—правление одного, 2) аристократия— правление немногих, но более одного, и 3) полития — правление большинства. Монархия — тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу. Аристократия — правление немногих, при котором правящие также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов. Наконец, полития — правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеть оружием.

Историческое значение Аристотеля

Аристотель не воспринял учения Платона. Учитель понимал знание, как припоминание душою того, что созерцалось ею в царстве идей, и потому у него познание мира получало характер поэтического вдохновения, Наоборот, Аристотель стремился к изучению действительного мира, наблюдая и исследуя его реальные явления. Как Платон был родоначальником идеализма, так Аристотель сделался родоначальником реализма. Всю жизнь он приобретал знания по всем наукам и старался из каждой категории добытых фактов создать стройную систему. Ум Аристотеля был всеобъемлющий, и во всех областях знания он пролагал новые пути или даже прямо создавал новые науки. Он написал также много сочинений о самых разнообразных предметах: по метафизике (отвлеченной философии), логике (науке о мышлении), этике (науке о нравственности), поэтике (теории поэтического искусства), политике. Кроме того, он оставил сочинения по разным отраслям естествознания, особенно по зоологии и ботанике, но очень многое из написанного им до нас не дошло. Аристотель утверждала, что начало всякого знания заключается в опыте, т.е. в изучении действительных явлений, при чем он считал возможным делать выводы, лишь опираясь на достаточное количество однородных случаев или предметов. Его вообще очень интересовало изучение законов человеческой мысли, и он создал логику. Свой способ мышления он применил и к рассмотрению государства.

Список используемой литературы:

  1. https://intencia.ru/Pages-print-712.html
  2. https://libtime.ru/physicist/aristotel-o-dvizhenii.html
  3. https://www.bestreferat.ru/referat-67802.html
  4. http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/5-4.htm
  5. https://studref.com/450153/filosofiya/uchenie_dvizhenii
  6. https://studwood.ru/971568/filosofiya/uchenie_dvizhenii_prichinnosti
  7. Лосев А.Ф. История античной философии. — М., Мысль, 1993.
  8. Философская энциклопедия. // Под ред. Константинова Ф.В. — М.: Мысль, 2009.
  • Права супругов на имущество (Раздел общего имущества по соглашению сторон)
  • Правовой режим крупных сделок (Юридические составы ничтожных сделок)
  • Понятие и виды ценных бумаг (Правовой режим акции)
  • Правовой режим акции (по дисциплине: Корпоративное право)
  • Научная революция XVII в. Основные этапы и особенности. Идея революции
  • Компьютерные вирусы
  • Солнечная система
  • Программные средства управления проектами
  • Спекуляция и её роль в экономике ( понятие спекуляции)
  • Основные принципы делового этикета.
  • Особенности культуры делового общения в разных странах – Япония (Индивидуализм и коллективизм)
  • История развития менеджмента как науки (Исторические предпосылки к изучению менеджмента)

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Метафизика Аристотеля

См. также статьи Метафизика Аристотеля – кратко и Критика метафизики Аристотеля

Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией.

В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.

Аристотель. Голова Статуи работы Лисиппа

Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно

Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира

Логика Аристотеля – кратко

Подробнее – см. в отдельных статьях Логика Аристотеля и Логика Аристотеля – кратко

В основу философской логики Аристотель кладёт ряд «категорий» – наиболее общих понятий, обозначающих самые общие характеристики бытия. Их перечень и число различны в разных его сочинениях. Чаще всего он называет десять категорий: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание. Категория сущности – то есть, ответ на вопрос, чем именно является тот или иной предмет (человеком, лошадью, деревом, камнем и т. п.) – играет в философии Аристотеля особую роль.

Из сочетания различных категорий создаются сложные высказывания, которые логика Аристотеля делит на четыре вида общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Высказывания могут обладать различными типами модальности (возможность и невозможность, случайность и необходимость). Чтобы содержать в себе истину, они должны подчиняться законам логического мышления (закону тождества, закону исключения противоречия, закону исключённого третьего).

Высказывания тоже могут сочетаться, образуя силлогизмы с новыми логическими выводами. Например, из двух разных высказываний: 1. Все люди смертны и 2. Сократ – человек, вытекает третье: Сократ смертен. В своей философской логике Аристотель подробно разбирает различные виды силлогизма, различая в нём три фигуры с 16 модусами каждая. Силлогизмы могут давать как общие, так и частные выводы.

В сочинении «Топика» Аристотель анализирует свыше 300 «топов» – общих приемов мышления, направленных на достижение истины. Он излагает правила диалога, который следует вести посредством топов, и вскрывает недостатки отдельных их видов.

Биография Аристотеля

Аристотель – один из учеников Платона (384-322 г.г. до н.э.) – известнейший философ Древней Греции, сформировавший собственное оригинальное учение, которое стало целой философской эпохой.

Аристотель родом из города Стагиры Македонии. Его отец – лекарь и придворный врач македонской царской семьи. В 17 лет Аристотель уехал в Афины и поступил в платоновскую академию, став учеником Платона. В академии он пробыл до самой смерти Платона, то есть около 20 лет.

Через некоторое время Аристотель приступил к воспитанию сына македонского царя Филиппа, Александра. Через три года Филипп умер, а Александр стал царем. Аристотель вернулся в Афины на пятидесятом году жизни и основал школу Ликей, или Лицей. Занятия Аристотель проводил прогуливаясь со своими учениками по тропам сада, из-за чего школа стала называться «Перипатос», что переводится как «прогулка», а ученики и последователи его – перипатетиками, то есть прогуливающимися философами.

В сочинениях Аристотеля подробно излагаются знания, касающиеся всех отраслей науки того времени. Он представляет собой истинного энциклопедиста – человека, чьи знания крайне разносторонни и универсальны. Наиболее известными, дошедшими до нас трудами являются следующие: «Органон», «Физика», «О небе», «О душе» и пр. Самым знаменитым является труд «Метафизика», состоящий из 14 книг.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Заключение

Переходя к Заключению о выполненной работе можно сказать, что в период (384-322 гг. до н.э.) учения Аристотеля был развит аристотелизм целые философские течения и многие школы были созданы и находились под влиянием учения Аристотеля. Все эти учения применяются и в настоящее время наукой. Аристотелю принадлежит также развитие и утверждение как в науках физике, в открытиях географии, психологии, философии, изучение космоса. Аристотель изучал «движение» движение находится в каждом предмете или сфере окружающее человека.

Почему же я выбрала эту тему, так как считаю, что об учениях движения Аристотеля можно рассказывать бесконечно, очень много открытий сделано, движение души, движение мира, Земли, Луны, Солнца, движение небесных тел, пространства, движение космоса, движение предметов в броске, природа, животный мир и это всего лишь малую часть о философских движениях я указала, думаю, таких учений было намного больше.

Учение Аристотеля сыграло особенно значительную роль в формировании и обосновании многих теорий в науке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: