Каковы пути формирования индивидуального стиля деятельности?
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности (диспетчеры энергосистем, горноспасатели, водолазы, летчики и т.п.). Деятельность в этих профессиях связана с регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью. Профессиональный отбор помогает выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности психофизиологическими свойствами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Например, известно, что слабо развитое чувство времени или малая скорость двигательной реакции лишь в некоторых пределах могут быть развиты путем индивидуальной тренировки. С целью повышения эффективности профессионального отбора разработаны специальные тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точность оценки времени, скорость двигательной реакции. Важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, т.е. определение для каждого человека такой трудовой деятельности, которая соответствовала бы не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, получившие профессиональную специализацию с учетом их психофизиологических характеристик, испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.
Второй путь – приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). При этом обучение и воспитание должны не пытаться изменить темперамент, а помогать учащемуся преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Прежде всего – это такая организация труда и отдыха, которая учитывает своеобразие темперамента ребенка. Контроль за темпом работы с учетом особенностей темперамента учащихся должен состоять в том, чтобы подвижные не допускали поверхностного и небрежного выполнения заданий, а медлительные выполняли их быстрее. Врожденные свойства темперамента проявляются у человека и в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, от социальной среды и от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий нервной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, мастера бокса или фехтования – не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Но пределы развития скорости определены врожденными свойствами нервной системы.
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их не всегда осознанно. Задача учителя – оценить целесообразность их и помочь учащемуся сознательно, творчески вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.
Методы управления
Как и Айзенк, другие теоретики были заинтересованы в определении количества различных темпераментов. Статистические методы такие, как факторный анализ, были применены, но со смешанными результатами. Однако есть теория, которая, имеет оплот в этой области. Используя три измерения: эмоциональность, активность и общительность, была разработана модель темперамента EAS.
EPQ-модель в системе EAS – управление и формирование темпераментом
Темперамент – это (в психологии и психопедагогике используется метод комплексного анализа для коррекции поведенческих факторов) переменная «величина», которой можно управлять в условиях несовершенства – детьми.
Статистический анализ результатов скрининга позволяет выявить расстройства личности. Результаты исследований в рамках тестирования показали высокий процент (41%) людей с вероятным расстройством личности среди выборочной здоровой популяции.
Отсюда можно сделать вывод, что управление взрослым сформированным темпераментом возможно лишь в условиях труда:
Темперамент | Подчинённый/Руководитель |
Холерик | Руководитель придерживается авторитарного типа управления. Ему свойствен контроль, и заинтересовать может сплочённость команды, наличие высоких целей, самостоятельность подчинённых. Последние под руководством холерика должны проявлять креативность в работе. Работник-холерик очень противоречив – активен, но не любит спешки и заданного извне темпа. |
Сангвиник | IPDE-s анализ выявляет сильные стороны руководителя:
Руководитель-сангвиник не любит ленивых. Подчинённый-сангвиник поддаётся управлению, если с ним будут говорить на равных. Тип сдержанный, деловой, стремится занять место руководителя. Не получится фамильярно общаться с таким подчинённым, так как он разделяет, как и руководитель, людей на полезных, близких и коллег. |
Флегматик | TEMPS-A анализ выявил особенности управления деятельностью руководителем-флегматиком. Он придерживается лояльного типа управления, не контролирует подчинённых и часто перекладывает на них ответственность. Если ему приходится отвечать за поступки, он применяет авторитарный стиль управления над подчинёнными. Последние, в свою очередь, будучи также флегматиками, будут послушно выполнять команды, тщательно проверять результаты работы. Они не берут на себя инициативу, не проявляют командный дух. |
Меланхолик | STAI-Y тестирование позволяет выявить сильные стороны меланхолика. Руководитель такого типа считается эмоционально закрытым. Он не подаёт виду о своих переживаниях. Подчинённый-меланхолик заинтересован в такой работе, где нет негативной атмосферы. Меланхолик – это идеальный подчинённый для руководителя с авторитарным типом управления. |
Комплекс анализов применяется в кадровой политике компаний для выявления наиболее благоприятного кандидата на должность. Также могут применяться и другие методы управления.
Поощрение и наказание
В работе с темпераментом всегда следует учитывать хорошие и плохие стороны человека.
То, как можно влиять на негативные черты, помогает в управлении позитивными особенностями темперамента личности:
- Архитектура темперамента выделяет «неприкасаемых» работников – те, которые не любят указаний, но выполняют всё чётко по плану.
- Работники «скоростные» проявляют свой темперамент в общении – быстро отвечают, запоминают и не только. Это говорит о сильной личности, а показатель скорость тесно связан с эмоциями.
- Чтобы воздействовать на «тормозных» личностей (флегматик, меланхолик), нужно положить на их плечи непосильную ношу. Такие люди первые заметят, что на их долю выпало самое сложное, а любой кризис в компании можно миновать.
Эти методы позволяют не только распознать в человеке черты характера, но и создать в группе/команде благоприятную для работы атмосферу. Темперамент помогает выявить сильные стороны индивидуума.
Это, своего рода, рычаг, за который можно тянуть и направлять коллегу или подчинённого в нужное русло не без выгоды для себя. В психологии методы управления темпераментами сводятся к познанию особенностей проявления характера и анализу общения.
Как связан индивидуальный стиль учебной деятельности с типом темперамента?
В одном исследовании велись наблюдения за учебной работой наиболее успешно занимающихся старшеклассников. Среди них были обладатели и сильной и слабой нервной системы. Выяснилось, что процесс учебных занятий протекал у них по-разному, в зависимости от их темперамента. Сильные мало времени уделяли подготовительным и контрольным действиям (например, исправления и добавления в сочинениях делались ими в ходе самой работы), тогда как слабых отличала продолжительность подготовительных и контрольных действий (в частности, большинство исправлений и добавлений в сочинениях вносились ими уже в дополнительное время – при самопроверке). Другое отличие: сильные достаточно длительно могли выполнять ряд заданий и поручений без специального планирования и распределения во времени, тогда как слабые предпочитали браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, а для заданий, полученных на длительный срок, старались заранее составить календарные планы на день, неделю и т.д. По конечной же продуктивности, по общей исполнительности нельзя было отдать предпочтения учащимся того или иного темперамента. Такие свойства темперамента, как уровень подвижности, могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов. При организации учебной работы школьников надо иметь в виду и темп работы. Сангвиники и холерики, обладающие подвижной нервной системой, выполняют учебные задания в классе и дома значительно быстрее флегматиков и меланхоликов, нервная система которых менее подвижна. Флегматики и меланхолики тратят много времени на переключение с одного вида работы на другой. Проводились, например, такие опыты: группе учеников (у них предварительно определялась сила нервной системы) предлагалось решать простейшие арифметические примеры в течение всего урока. Оказалось, что в ходе выполнения этого задания выступили такие различия: ученики слабого типа, в отличие от учеников сильного типа, на начальном этапе решали большее количество примеров (сказывалась присущая им повышенная отзывчивость на окружающее, повышенная реактивность), но зато они же быстрее уставали; а ученикам с сильной нервной системой требовалась «раскачка», чтобы включиться в работу, но они могли выполнять задание дольше, не снижая продуктивности.
Типы темперамента
Редко встречаются люди с резко выраженными чертами одного типа темперамента. Как правило, у людей наблюдается темперамент, включающий признаки разных типов. Преобладание черт одного типа темперамента предопределило возможность отнесения темперамента индивида к соответствующему типу.
Самая распространенная в российской теории классификация типов темперамента выделяет следующие его виды:
- Флегматик,
- Холерик,
- Сангвиник,
- Меланхолик.
Флегматик — это человек, который не спешит, он невозмутим и обладает устойчивыми стремлениями и настроением. Внешне он не проявляет эмоции и чувства, зато показывает упорство и настойчивость в работе, одновременно сохраняя спокойствие и равновесие. В работе он проявляет высокую производительность, компенсирует неторопливость прилежностью.
Помощь со студенческой работой на тему Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Курсовая работа 480 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 190 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Холерик — это быстрый и порывистый человек. В дополнение к этому он абсолютно неуравновешен, у него часто и быстро меняется настроение с преобладающими эмоциональными вспышками. Этот человек быстро истощается, так как для него не характерно равновесие нервных процессов.
Сангвиник — это живой, горячий и подвижный человек. Ему присуща частая смена настроения, быстрая реакция на любое событие, которое происходит вокруг. Этот человек относительно легко примиряется с собственными неудачами и неприятностями. Как правило, сангвиник отличается очень выразительной мимикой.
Меланхолик постоянно остро переживает различные события, остро реагируя на внешние факторы. Астенические переживания он чаще всего не способен сдержать усилием воли. Это высоко впечатлительный и эмоционально ранимый человек.
Текст научной работы
При проведении анализа и выявлении связи темперамента и индивидуального стиля деятельности, первоначально требуется отметить, что именно представляет из себя темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент — это набор определенных свойств, описывающих динамические особенности хода психических процессов и поведения человека, их скорости, силы, изменения, а также прекращения. К числу персональных качеств личности, свойства темперамента рассматриваются только условно, они представляют собой отдельные черты его, так как они в зачастую биологически обусловлены и считаются врожденными. Темперамент оказывает большое влияние на развитие характера и поведение человека, иногда определяет его действия, его личность, поэтому невозможно отделить темперамент от определенной личности. Он представлен как связь между телом, личностью и когнитивными процессами .
Индивидуальный стиль человеческой деятельности определяется как стабильная система индивидуальных приемов и методов, адаптированных к условиям выполняемой деятельности и обусловленный достижением лучших результатов с минимальными психофизиологическими издержками для человека. Динамические особенности личности могут действовать не только во внешнем образе поведения, но и в движениях, они также проявляются в психической сфере, в сфере мотивации, в общей работоспособности. Особенности темперамента влияют на обучение и работу.
Под индивидуальным стилем деятельности Климов Е.А. обозначает индивидуальную систему приемов и способов действия, которая свойственна для определенного физического лица и гарантирует достижение положительного итога в проделанной работе .
Темперамент оставляет отпечаток на поведении и общении, например, сангвиник почти всегда является инициатором общения, он чувствует себя спокойно в обществе незнакомцев, новая необычная ситуация только возбуждает его, а меланхолик, наоборот, пугается, смущается, он потерян в новой для него ситуации, среди незнакомых людей. Флегматик также борется с новыми людьми, его чувства мало проявляются и долго не замечает, что кто-то ищет возможность, чтобы познакомиться с ним .
Рисунок 1. Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности
Темперамент склонен начинать любовные отношения с дружбы и после определенного периода времени — влюбляться, но без быстрой метаморфозы, поскольку его ритм чувств замедляется, а стабильность чувств делает его моногамным человеком. У холериков, сангвиников наоборот, любовь возникает чаще от взрыва, первого взгляда, но не настолько стабильна, как у флегматиков.
Определенная комбинация свойств темперамента, проявляющаяся в когнитивных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Это система зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит методы работы, характерные для конкретного человека.
Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс человеческих свойств нервной системы. Среди тех функций, которые относятся к индивидуальному стилю деятельности, можно отметить 2 группы:
- Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека;
- Способствование максимальному пользованию находящихся у человека заданий и способностей, включая полезные свойства нервной системы .
Индивидуальный стиль деятельности не ограничивается темпераментом, он определяется по другим причинам, включает навыки, которые были сформированы в период жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат адаптации врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности.
Необходим ли учет типа темперамента при подборе людей для совместной деятельности?
Интересно, что в условиях совместной деятельности людей (например, двоих) динамические черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат их деятельности, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. При этом обнаруживаются более благоприятные и менее благоприятные для выполнения данной деятельности сочетания разных типов темперамента. Так, например, деятельность холерика оказывается более эффективной в тех случаях, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или, особенно, холерик (исследование В.М.Русалова).
Связь индивидуального стиля деятельности и темперамента
Если наблюдать за определенным человеком, то можно начать воспринимать признаки его темперамента в качестве разнообразных движений, реакций, форм поведения. Как правило, эти аспекты больше относятся не к темпераменту, а к отражению индивидуального стиля деятельности. Его особенности могут как совпасть, так и разойтись с аспектами темперамента.
Основа индивидуального стиля деятельности предопределяет систему свойств нервной системы, которые имеются у индивида. Среди особенностей, включенных в сам индивидуальный стиль деятельности, можно выделить 2 группы:
- Особенности, которые приобретены через опыт и носят компенсаторный характер в отношении недостатков индивидуальных свойств нервной системы человека.
- Особенности, которые способствуют максимальному применению задатков и способностей человека, включая полезные свойства нервной системы.
В связи с темпераментом индивидуальный стиль деятельности представляет собой определенную индивидуальную систему приемов и способов действия. Она присуща конкретному индивиду и призвана обеспечивать достижение успеха.
Темперамент способен накладывать свой отпечаток на индивидуальный стиль деятельности, в том числе через способы поведения и общения. Так, сангвиники, как правило, всегда инициаторы в коммуникации, чувствуя себя в компании незнакомцев непринужденно. Их возбуждает необычная ситуация. Меланхолики, в отличие от сангвиников, пугаются и смущаются. Они теряются в новых ситуациях и среди новых людей. Флегматик аналогично с трудом сходится с новыми людьми. Он скупо проявляет собственные чувства, может долго не замечать, что кто-то ищет повод познакомиться.
Продуктивность действий напрямую связана с особенностями темперамента человека. Например, особая подвижность сангвиников приносит дополнительный эффект в том случае, когда работа требует от них частого перехода от одного рода деятельности к другой (оперативность в принятии решений). В этой ситуации однообразие и четкий регламент работы приводит человека с этим типом темперамента к быстрому утомлению.
В поведении во время общения можно и даже необходимо предвидеть особенности реакций людей с разными типами темперамента
Здесь важно адекватно на них реагировать, поскольку тип темперамента способен определять только динамические, а не содержательные аспекты поведения. На основании одного и того же темперамента проявляется как «великая», так и социально ничтожная личность
Как проявляется темперамент в поведении человека?
Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А.Ф.Кони в работе «Память и внимание»: «Для характеристики влияния темперамента на показание, т.е. на рассказ о том, как отнесся свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде примера, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию
Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.
Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей; эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнует и тревожит». Меланхолик скажет: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе». Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего? И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить!» А флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят: я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!»
Вот еще пример из книги Круга «Торопись не спеша»: «Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезенье! Что же ждать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет», – приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота и все дела!» — горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», — успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», — взял в свои руки инициативу четвертый».