Агропромышленный комплекс
В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади района.
Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет почти 3 млн га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под соей – 35 %, под картофелем и овощами – 6 %-7%, под кормовыми – 15–20 %.
Дальний Восток – основной район производства сои. На его долю приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона всюду выращиваются картофель и овощи, население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет местного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Дальневосточная тайга, главным образом горные районы, богата пушным и другим промысловым зверем.
Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в северных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине.
Организованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, серебристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.
Транспорт и связи Дальневосточного района
В перевозках грузов решающая роль принадлежит железнодорожному и морскому транспорту. По территории Дальнего Востока проходит Транссибирская магистраль, восточный участок Байкало- Амурской магистрали.
Морской транспорт осуществляет как внутренние перевозки, так и внешние. Речной транспорт весьма активно используют во внутренних перевозках (реки Амур и Лена). Здесь расположен самый восточный в стране нефтепровод Оха — Комсомольск-на-Амуре.
Дальневосточный район — богатейший в ресурсном отношении. Однако он настолько далеко находится от главных центров перерабатывающей промышленности, что вывоз сырья относительно невелик. Во всяком случае, ввоз грузов на Дальний Восток существенно превышает вывоз. В район приходится ввозить машины и оборудование, прокат чёрных металлов, зерно, овощи, фрукты. Из района вывозят продукцию лесной и рыбной промышленности, концентраты цветных металлов. Многие виды продукции предприятий Дальнего Востока идут на экспорт. Главная экспортная продукция — лес, бумага, рыба, цемент. Уголь Нерюнгринско- го разреза поставляется в Японию.
Повторим главное 1. Состав района: Приморский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия). 2. Дальний Восток — самый большой по площади экономический район страны и один из самых небольших по численности населения. Большая часть населения сосредоточена на юге района, здесь находятся все крупные города. Крупнейшие из них — Хабаровск и Владивосток. 3. Район имеет широкий выход к морям, однако отличается крайне слабой освоенностью и удалённостью от наиболее развитой части страны и суровыми природными условиями. Дальний Восток располагает огромными природными ресурсами (золото, алмазы, олово, вольфрам, уголь, нефть, лес, рыба и морепродукты). 4. Район специализируется на вывозе леса, рыбной продукции, руд цветных металлов, золота, алмазов. |
Проверим знания
1. Какое место Дальневосточный район занимает среди экономических районов страны по площади и численности населения? 2. Какова средняя плотность населения Дальнего Востока? 3. Назовите крупнейшие города района. 4. Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в Приморье?
А теперь более сложные вопросы
1. Дайте оценку ЭГП Дальнего Востока. 2. Почему промысловое значе ние Японского и Охотского морей выше, чем Берингова моря? 3. С чем могут быть связаны перспективы развития района?
Транспорт и экономические связиРефераты, курсовые и дипломные по географии / Отрасли специализации Дальнего Востока / Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района / Транспорт и экономические связиСтраница 1
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
спортмастер гарантия
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск — «Малый БАМ», а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской
Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чита — Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск.
Страницы: 1
Особенности географического положения и его влияние на развитие района
Дальний Восток России занимает площадь 6215,9 тыс. км2 и вытянут с севера на юг более чем на 4,5 тыс. км.
На территории региона располагаются Хабаровский край с Еврейской автономной областью, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Сахалинская область, Магаданская область с Чукотским автономным округом, Камчатская область с Корякским автономным округом.
По ряду основных характеристик (экономико-географическому положению, природным ресурсам, условиям их освоения, специализации хозяйства) выделяют два подрайона: Север (Якутия-Саха и Магаданская область) и Юг (Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская и Камчатская области). Дальневосточный Юг гораздо более благоприятен для хозяйственного освоения, нежели Север. На территории, составляющей около 30 % площади всего региона, проживает 80 % его жителей. Север, напротив, отличается суровой природой и малонаселенностью. Разработка ценных полезных ископаемых – главная специализация района, определяющая его место в хозяйстве России. Промышленные очаги, связанные в основном с добычей полезных ископаемых, значительно удалены друг от друга.
Существуют два наиболее важных фактора, которые определяют положение Дальнего Востока в системе российских регионов.
Прежде всего – особое экономико-географическое положение региона. Для него характерны отдаленность от основных, наиболее обжитых и развитых районов страны, а также окраинность и ограниченность контактов с единственным соседом – Восточной Сибирью.
Второй фактор – мощный ресурсный потенциал. Дальний Восток относится к числу наиболее богатых регионов России
Это дает ему возможность занимать важное место в экономике страны по ряду сырьевых позиций. Так, регион производит (%): алмазов – 98, олова – 80, борного сырья – 90, золота – 50, вольфрама – 14, рыбы и морепродуктов – более 40, соевых бобов – 80, древесины – 13, целлюлозы – 7.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что Дальневосточный федеральный округ является одним из значимых регионов Российской Федерации, что обусловлено тем, что он граничит с другими странами
Это повышает его важность в экономической сфере страны. Внешнеэкономические связи и удаленность от центральной части России обуславливает необходимость в обеспеченности транспортной инфраструктурой
На данный момент транспортная обеспеченность субъектов Дальневосточного федерального округа, по большей части, находится на низком уровне, потому что транспортная инфраструктура обеспечена далеко не во все субъектах ДФО. Это может оказать негативное влияние на национальную экономику в связи с отсутствием новых каналов внешнеэкономического сотрудничества, что влечет за собой необходимость повышения транспортной обеспеченности за счет создания новых путей сообщения.
Список литературы