ВВЕДЕНИЕ
Основным нормативно-правовым актом, действующим на всей территории России — является Конституция Российской Федерации.
Конституция — это основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы.
Конституция — это фундамент, на котором строится политическая и правовая система. Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года. И с момента ее официального опубликования 25 декабря 1993 года вступила в силу.
Конституция представляет собой нормативный правовой акт со всеми характерными для основного закона чертами и свойствами. В Конституции закрепляются основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство Российской Федерации. Кроме этого, она определяет полномочия Президента России как главы государства, порядок формирования и основные функции Федерального Собрания Российской Федерации как представительного и законодательного органа РФ.
Конституция РФ устанавливает судебную систему Российской Федерации. Функции и порядок деятельности Органов местного самоуправления. Ее принятие и последовательная реализация является фактором стабильности и определенности в развитии общественных отношений.
Актуальность выбранной темы, состоит в том, что она преобразовала, установила и закрепила новые для России принципы, такие как демократизм, равноправие субъектов конституционного права, приоритет фундаментальных прав и свобод человека, правовое и светское государство.
Предметом данной работы является Конституция РФ как основной закон государства.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса значимости Конституции Российской Федерации, ее понятие, сущность и правовые особенности как основного закона Российской Федерации.
Виды конституций
В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современном мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).
В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Рассмотрим основные виды конституций.
По форме выражения конституции делятся на:
- писаные;
- неписаные.
Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обладает высшей юридической силой (закон законов).
Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.
По субъектам принятия конституции делятся на:
- дарованные;
- народные.
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти).
Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Также существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:
- гибкие;
- жесткие.
Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком же порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.
Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:
- стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить ее устойчивость;
- необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных «встрясок».
Конституции также делятся на:
- юридические;
- фактические.
Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а также социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.
Фактическая конституция еще называется материальной. Это означает, что в той или иной стране реально сложилась основа существующего государственного и общественного строя.
Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По этому признаку конституции делятся на:
- реальные;
- фиктивные.
Реальной называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционной модели
В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, поэтому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты
По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.
По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.
По форме закрепления политической власти:
- монархические
- республиканские.
Пример 1
Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.
Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.
Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения и является условием согласованных действий всех социальных слоев общества.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Россия является федеративным государством, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.
Рисунок 1. Виды конституций
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАК СУБЪЕКТ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
В статье анализируются особенности становления института толкования. Затрагивается проблема расширения круга субъектов, имеющих право на толкование норм Конституции. Авторы исследуют сущность субъективной (статистической) и объективной (динамической) концепций толкования. Обоснован вывод о том, что в настоящее время дискуссионным остается положение о Конституционном Суде РФ как о субъекте-интерпретаторе Конституции. Интересным, по мнению авторов, является позиция о целесообразности передачи права толкования парламенту (Федеральному Собранию Российской Федерации). Конституционному же суду должна быть отведена контролирующая функция, что не противоречило бы презумпции: толковать Конституцию может только орган, ее принявший. Поэтому парламент от имени многонационального народа, принявшего Конституции РФ, мог бы осуществлять этот вид деятельности. Авторами обосновывается предложение о целесообразности передачи права толкования парламенту (Федеральному Собранию Российской Федерации).
Конституционный судебный контроль
В данной научной работе изучается судебный контроль в сфере Конституции РФ, как он выражен, а также какие суды уполномочены на его проведение. При изучении судебного контроля в сфере Конституции изучается следующие: определение судебного контроля в сфере Конституции РФ, основные виды судебного контроля в сфере Конституции РФ, что включают в себя виды данного контроля, роль, значение и полномочия Конституционного суда Российской Федерации, возложенные на него Федеральным конституционным закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и российским законодательством, а также значение конституционных (уставных) судов при проведении конституционного судебного контроля. При рассмотрении указанных выше моментов судебного контроля в сфере Конституции РФ также будут изучены: а) общие положения о судебном контроле за Конституцией РФ, б) суть видов судебного контроля за Конституцией РФ, в) роль и значение Конституционного суда Российской Федерации, его полномочия и нормативная база, на ко…
Еще термины по предмету «Право и юриспруденция»
Назначение и подназначение наследников
право завещателя совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону (ст. 1121 ГК РФ). Завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.
Толкование завещания
принятие во внимание нотариусом, исполнителем завещания или судом буквального смысла содержащихся в завещании слов и выражений. В случае неясности какого-либо положения завещания смысл устанавливается путем сопоставления этого положения с другими положениями и смыслом завещания в целом
-
Конституция
-
Поправка к Конституции РФ
-
Поправки к Конституции РФ
-
Грубая конституция
-
Финансовая конституция
-
Конституция животного
-
Понятие и сущность конституции
-
Верховенство Конституции Российской Федерации
-
Защита Конституции Российской Федерации
-
Охрана Конституции Российской Федерации
-
Вид ВС РФ
-
РФ
-
Министерство РФ
-
Рекламораспространитель в РФ
-
ЦБ РФ
-
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)
-
Видиа
-
Для виду
-
Под видом
-
Вид
Понятие конституции
Определение 1
Термин «конституция» в переводе с латинского означает устройство, установление. Современное понимание Конституций заключается в том, что все они являются основными законами государств. Эти законы наделены высшей юридической силой, ограничивая государственную волю, закрепляя права и свободы граждан и их гарантии.
Являясь основным законом государства, конституция выражает волю всего общества и закрепляет основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.
Замечание 1
Термин «Конституция» своими корнями уходит во времена Древнего Рима, когда он использовался для обозначения одного из видов правовых актов императора. В эпоху феодализма вместе с термином «конституция» стала применяться и формулировка «основной закон», которая благополучно используется и в наши дни в качестве синонима слова «Конституция».
Конституция наделена высшей юридической силой. В ней нашли закрепление основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структура взаимоотношений органов государственной власти и управления. Конституция регламентирует функции государства и устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.
В любом государстве конституция является правовым актом, который обладает высшей юридической силой. Это является признаком государственности, юридическим фундаментом и главным источником национальной системы права.
Замечание 2
Основными задачами конституции как основного государства является учреждение политической формы существования общества, системы государственных органов, установление порядка их формирования и способа функционирования, а также закрепление прав и свобод человека и гражданина.
Конституция является правовой базой для текущего законодательства, закрепляя особо важные человеческие отношения, устои и политическую форму общества.
Конституция — это юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.
Конституция отличается от обычных законов своей стабильностью и долговечностью. Эти ее качества зависят от двух обстоятельств:
- во-первых, она не подвержена постоянным изменениям;
- во-вторых, жесткая процедура внесения в нее изменений и дополнений гарантирует ее жизнеспособность и долговечность.
Итак, поскольку конституция является основным законом любого государства, все остальные законы и правовые акты просто обязаны ей соответствовать. В случае несоответствия и противоречия нормам Конституции, они подлежат отмене.
Соотношение Конституции РФ и Конституций (уставов) субъектов в составе Российской Федерации
В системе обычных правовых актов любого субъекта нашей страны существуют акты, обладающие более высокими судебными полномочиями по сравнению со всеми законами и иными актами конкретного субъекта нашей страны. В республиках актами, обладающими наиболее высокими полномочиями, являются их Конституции. Стоит заметить, что Конституции и уставы субъектов нашей страны и их изменения утверждаются законодательными органами власти нашего государства (представительными органами).
Итак, Конституции республик и уставы иных субъектов нашей страны обычно характеризуются нормой о недопустимости внесения изменений, пересмотра отдельных глав или статей представительным органом (законодательным органом). Конституции связаны с основами конституционного строя Республики, прав и свобод граждан, порядка пересмотра и внесения изменений в Конституцию. В уставах отдельных субъектов существуют правила для конкретного порядка реализации тех или иных положений.
Гарантиями конституционности и соответствия субъекта нашей страны Конституции России являются:
- наибольшая значимость и верховенство Конституции нашей страны и федеральных законов абсолютно на всей территории нашей страны;
- высшая судебная сила, прямое влияние и использование на всей территории нашей страны Федеральной конституции (Часть 1 статьи 15);
- формирование субъектами нашей страны системы государственных органов в соответствии с теми или иными основами конституционного строя нашей страны и сформированными принципами формирования государственных представительных и исполнительных органов, создаваемых Федеральным законом;
- взаимное согласие нашей страны и ее субъектов на изменение последних согласно закону;
- возможность проверки Конституционным Судом нашей страны соответствия конституций и уставов конституционных субъектов нашей страны положениям конституций и уставов, признанных несовместимыми с Конституцией нашей страны, утрачивает силу.
Норма, призванная обеспечить соответствие всех имеющихся конституций и уставов субъектов нашей страны Федеральной конституции, приоритет Конституции нашей страны, регламентируется в различных формулировках и в конституциях ряда республик, и во многих иных уставах.
Конституции и уставы субъектов нашей страны играют большую роль в формировании определенного образца поведения в обществе. Ведь если бы не было закона, конституционных норм, то люди бы поступали только так, как им вздумается, а не так, как нужно для сохранения и дальнейшего развития государства. Именно нормы Конституции влияют на поведение людей в обществе.
1.2. Основные функции конституции РФ
Функции Конституции — это важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Они раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.
Различают следующие функции Конституций:
1. Учредительная.
Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти. Конституция Российской Федерации закрепила в правовом смысле появление нового государство — Российской Федерации со всеми его чертами — новой экономической системой, новым политическим строем, новой для России системой органов государственной власти и т.д. Укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения. Запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, нового федерализма, выборов в органы государственной власти на многопартийной основе и т. д.).
2. Организаторская функция состоит в закреплении определенных правил поведения в обществе, которым необходимо подчиняться. Также Конституция своими нормами направляет жизнь общества в определенное руслу развития; упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри Федерации, стала фундаментом обновления всей правовой системы.
3.Идеологическая функция проявляется в том, что Конституция закладывает основы мировоззрения, играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Конституция, закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии — от марксистско-ленинской коммунистической к либерально-демократической.
4. Внешнеполитическая функция заключается в том, что Конституция: закладывает основные направления внешней политики; служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира. Конституция РФ закрепила основы внешней политики РФ, дала внешнему миру информацию о Российской Федерации, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.
5. Юридическая функция состоит в том, что Конституция: становится основой правопорядка в обществе; непосредственно порождает права и обязанности; служит фундаментом и ориентиром для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.
Некоторые авторы, кроме перечисленных, еще выделяют следующие функции:
— Политическая.
Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.
— Гуманистическая.
Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.
— Экономическая.
Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.
Функции конституции отражают роль основного закона государства в политике, жизни общества, государства и граждан.
1.2. Ключевые функции конституции.
Основные функции Конституции связаны с верховенством Конституции, которое означает, во-первых, запрет всякой деятельности, и том числе законодательной, противоречащей Конституции. Во-вторых, конституционные нормы являются главными по отношению к традиционным правовым критериям, средством толкования и применения закона. В-третьих, все нормотворческие органы обязаны действовать в развитие конституционных положений. В-четвертых, устанавливается особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра, что делает Конституцию достаточно стабильной. В-пятых, предусматривается наличие конституционного контроля.
По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.
Учредительная функция. Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов.
Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира.
Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов.
Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы.
Идеологическая функция — Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.
Идеологическая функция — Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Юридическая функция — Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм:
- критериями действующего права;
- основополагающими принципами права;
- источником действующего права;
- непосредственного применения судами и другими юрисдикционными органами — и обеспечивает:
- основу всего правопорядка в обществе;
- охрану прав и обязанностей;
- принятие всех остальных нормативно-правовых актов.
Социальная функция Конституции заключается в провозглашении социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
Экономическая функция состоит в признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В совокупности все эти функции образуют тот системный подход, использование которого лежит в основе значения Конституции для развития государственного строя.
Проблема соответствия Конституции (устава) субъекта Российской Федерации федеральному законодательству
Определение 1
Конституция субъекта Российской Федерации — это основной закон субъекта Российской Федерации, утвержденный им самостоятельно, закрепляющий основы его политической, социальной и экономической системы, а также порядок создания и функционирования, полномочия его органов государственной власти, системы местного самоуправления.
Наличие в федеративных государствах федеральной конституции и конституций (уставов) субъектов Федерации всегда расширяет круг вопросов их взаимоотношений. В самом общем виде устав формируется на основе верховенства Федеральной конституции и подчинения ей конституций субъектов
Федерации. Целью конституционной совместимости является обеспечение единой правовой базы, без которой невозможно функционирование Российской Федерации как полноценного государства.
Соотношение Конституции субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством имеет две стороны:
- Во-первых, обсуждение положений Конституции возможно лишь в рамках официального судебного подхода.
- Во-вторых, вопрос о том, как сочетаются различные уровни законодательства (федеральный и региональный), является практическим и политическим вопросом. Именно на основе соображений политического оппортунизма, баланса сил между различными элитными группами, как на федеральном, так и на региональном уровне, рассматривались и изучались вопросы приведения регионального законодательства (в том числе конституционности) в соответствие с федеральным законодательством.
Изменение баланса сил на политической карте России в 1999-2000 гг., естественно, привело к новой постановке вопроса. Стоит заметить, что динамика изменения регионального законодательства в свете соответствия федеральному законодательству может быть использована в политической борьбе, вновь превращаясь в вопрос не права, а политики.
Итак, в настоящее время, учитывая сложившуюся в середине 90-х гг. ситуацию сближения политических сил и инерционность самого процесса развития конституционного права, сложилась нестандартная ситуация, при которой отсутствует правовое решение более или менее равноправных фундаментальных вопросов федеративного устройства России.
С одной стороны, практически все уставы и ряд Конституций субъектов Российской Федерации закрепляют преимущество Конституции Российской Федерации. С другой стороны, некоторые республики признают верховенство федерального законодательства, но только в пределах юрисдикции Российской Федерации. Часто в уставах и Конституциях субъектов Российской Федерации подчеркивается верховенство на их территории их уставов, Конституций и законов.
Законодательная динамика играет довольно значимую роль в сфере соответствия конституционного законодательства субъектов нашей страны федеральному законодательству. Недавнее принятие нескольких определенных федеральных законов, можно сказать, оставило огромное количество уставов субъектов нашей страны вне правового поля
Стоит отметить, что важность проблемы соотношения конституции нашей страны с уставами субъектов нашей страны связана с усложнением процедур их принятия и внесения изменений в них в целях реализации и достижения политико-правовой стабильности в нашем государстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно отметить, что Конституция Российской Федерации необходима для организации и упорядочения жизни страны. Также в основе ее положений закреплены принципы взаимоотношения человека и государства, и основные положения человека в обществе. Она содержит базовые принципы Российского права, функции и основные формы и методы деятельности государственных органов. Конституция регулирует все основные сферы жизни страны: в духовной жизни, экономике, социальной сфере и политике. Конституция определяет соотношение международного и внутригосударственного права.
1. |
Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) |
5. |
Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2017. |
6. |
Конституционное право России: учеб. / А. Е. Постников, К65 В. Д. Мазаев, Е. Е. Никитина ; под ред. А. Е. Постникова. — М.: Проспект, 2016. |
7. |
http://www.consultant.ru/ |
8. |
http://www.garant.ru/ |
- Свобода слова и право граждан на информацию (Право граждан на информацию и его гарантии)
- Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
- Правовые акты управления: понятие, функции и формы
- Административно–правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев
- Источники административного права (понятие, особенности источников административного права)
- Принципы гражданского права (Дисциплина «Гражданское право»)
- Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве ( Обязательное участие защитника в деле)
- Свобода слова и право граждан на информацию (Права человека, свобода слова, право на информацию)
- Понятие и содержание государственного суверенитета Российской Федерации
- История книгопечатания в России
- Основные социально-экономические свободы и права граждан в России
- Основы конституционного стоя: понятие, содержание и проблемы незыблемости (ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ)