Виды и классификация конституций.
Классификация конституций осуществляется (виды конституций):
4) по утвержденному политическому режиму;
5) по установленной форме правления;
6) по порядку издания;
7) по способу изменения;
по срокам действия;
9) по уровню конституционного регулирования.
1) Виды конституций по форме:
а) писанные – в виде одного или нескольких правовых актов, принятых в установленном именно для конституций порядке и имеющие соответствующую письменную форму;
б) неписанные – в виде совокупности писаных правовых актов и неписанных конституционно-правовых обычаев, которые не отражены в официальных документах.
2) Виды конституций по структуре:
а) кодифицированные – в виде единого структурированного правового акта с преамбулой, разделами, главами, статьями (параграфами), поправками, приложениями;
б) некодифицированные – в виде нескольких (многих) правовых актов (законов), не сведенных в единую правовую систему.
3) Виды конституций по содержанию:
а) оригинальные – содержат оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые конституционные институты;
б) заимствованные – содержат адаптированные к национально-государственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций.
4) Виды конституций по утвержденному политическому режиму в стране:
а) демократические – утверждают и защищают общепризнанные права и свободы человека, принципы демократии и политический плюрализм;
б) авторитарные – утверждают и защищают основные права и свободы человека, декларируют демократию, но не являются фактической юридической базой законодательства страны по обеспечению политического плюрализма и демократии;
5) Виды конституций по установленной форме правления в государстве:
Еще термины по предмету «Право и юриспруденция»
Назначение и подназначение наследников
право завещателя совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону (ст. 1121 ГК РФ). Завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.
Толкование завещания
принятие во внимание нотариусом, исполнителем завещания или судом буквального смысла содержащихся в завещании слов и выражений. В случае неясности какого-либо положения завещания смысл устанавливается путем сопоставления этого положения с другими положениями и смыслом завещания в целом
-
Конституция
-
Поправка к Конституции РФ
-
Поправки к Конституции РФ
-
Грубая конституция
-
Финансовая конституция
-
Конституция животного
-
Понятие и сущность конституции
-
Верховенство Конституции Российской Федерации
-
Защита Конституции Российской Федерации
-
Охрана Конституции Российской Федерации
-
Вид ВС РФ
-
РФ
-
Министерство РФ
-
Рекламораспространитель в РФ
-
ЦБ РФ
-
Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)
-
Видиа
-
Для виду
-
Под видом
-
Вид
Этапы развития конституции в РФ
История РФ насчитывает 5 конституций. Самый краткий срок действия – 7 лет, самый длительный – 40. Выделяют такие этапы развития главного документа в России:
Доконституционный период – это «предыстория» конституции, она начинается в начале 19 века. Тогда возникали первые либеральные идеи, которые были направлены на борьбу с самодержавием. Главное требование их заключалось в том, чтобы постепенно перейти от монархии к народной форме правления. В это время публикуют первые письменные проекты такого характера: «Плат государственного преобразования», «Государственная уставная грамота Российской империи». В 1861 году царь Александр подготовил первую конституцию, которая провозглашала свободу крестьянства, но она не вышла из-за его убийства.
В 1905 начинается новый этап становления конституционного контроля. 6 августа был принят Манифест, который провозгласил формирования Государственной Думы – первого парламента, который имел совещательные функции. После Октябрьской революции было принято несколько важных государственных актов для перелома старой системы управления. И в 1918 году был принят первый Основной закон государства. Он провозглашал переход от капитализма к социализму. С ее помощью диктатура закрепилась основательно. Этим документом признавались равные права всех людей независимо от расы и происхождения. Его главной целью провозглашалось установление диктатуры пролетариата. Она включала в себя не только права, но и некоторые обязанности, которые должен быть выполнять каждый гражданин новой страны – трудиться на ее благо.
Вторую Конституцию приняли 11 мая 1925 года, она значительно смягчила политическое напряжение внутри страны и закрепила статус России как союзной республики в составе СССР. В ней были детально прописаны все особенности советской власти: полномочия съезда советов, органов власти, избирательная система, правила распределения бюджета.
Третий Основной документ приняли 21 января 1937 г.. В ней задекларировали окончание первого этапа постройки социализма.
В 1978 году приняли Четвертую Конституцию, которая провозгласила концепцию развитого социализма
В ней было акцентировано внимание на том, что уже сформировалась новая общность людей – советский народ, руководящим органом среди которых является коммунистическая партия. Подчеркивался запрет на частную собственность, принималась только жесткая централизация
Это был очень идеологизированный документ – ключевыми идеями были идет коммунизма и марксизма. Исторические перемены 1985 и 1991 года повлияли на содержание этого документа, страна требовала перемен.
В предыдущий документ в 1989-1992 внесли целый ряд правок, которые создали абсолютно новую Конституцию: декларировался отказ от социализма, монополии партии. Сформировали новые принципы: признание плюрализма, равности граждан, концепция разделения власти. Переформатировалось полностью устройство государства: большинство республик отделились и стали отдельными странами, часть – добилась статуса республики в составе Российской Федерации.
Все перемены в содержании конституции обуславливаются требованиями времени. На документ влияют исторические события, войны, государственные перестройки.
Виды конституций
В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современном мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).
В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Рассмотрим основные виды конституций.
По форме выражения конституции делятся на:
- писаные;
- неписаные.
Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обладает высшей юридической силой (закон законов).
Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.
По субъектам принятия конституции делятся на:
- дарованные;
- народные.
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти).
Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Также существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:
- гибкие;
- жесткие.
Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком же порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.
Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:
- стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить ее устойчивость;
- необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных «встрясок».
Конституции также делятся на:
- юридические;
- фактические.
Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а также социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.
Фактическая конституция еще называется материальной. Это означает, что в той или иной стране реально сложилась основа существующего государственного и общественного строя.
Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По этому признаку конституции делятся на:
- реальные;
- фиктивные.
Реальной называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционной модели
В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, поэтому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты
По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.
По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.
По форме закрепления политической власти:
- монархические
- республиканские.
Пример 1
Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.
Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.
Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения и является условием согласованных действий всех социальных слоев общества.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Россия является федеративным государством, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.
Рисунок 1. Виды конституций
Функции конституции
За конституциями традиционно закрепляются такие функции:
Название функции |
Способ реализации |
Политическая |
Является основанием для создания новых правовых актов, норм, законов; регулирует деятельность государственной власти, регламентирует форму государственного строя |
Юридическая |
Является базой ценностей и приоритетов, которые используются как база для написания новых форм и ведения реформ. |
Учредительная |
Устанавливает основные институты внутри страны (политические, государственные), определяет статус граждан с точки зрения права, а также деятельность органов самоуправления в городах, селах и других населенных пунктах внутри страны. |
Идеологическая |
Дает документу право определять главные ценности народа и приоритеты государственной деятельности с точки зрения этих ценностей. Например, общими ценностями для многих стран являются суверенитет, права и жизнь человека. |
Ограничительная |
Определяет документ как единственный критерий для деятельности государственных органов, удерживает узурпацию власти и ее монополизацию. |
Внешнеполитическая |
Определяет принципы внешней деятельности страны. Конституция определяет статус государства по отношению к другим, на основе конституции народы и населения других стран оценивают уровень демократии и свободы в них. |
В Конституции прописаны принципы функционирования государства, основные критерии и требования к законам, в ней определяются ценности, формы правления и основные приоритеты внешнеполитической деятельности страны.
1.2. Ключевые функции конституции.
Основные функции Конституции связаны с верховенством Конституции, которое означает, во-первых, запрет всякой деятельности, и том числе законодательной, противоречащей Конституции. Во-вторых, конституционные нормы являются главными по отношению к традиционным правовым критериям, средством толкования и применения закона. В-третьих, все нормотворческие органы обязаны действовать в развитие конституционных положений. В-четвертых, устанавливается особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра, что делает Конституцию достаточно стабильной. В-пятых, предусматривается наличие конституционного контроля.
По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.
Учредительная функция. Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов.
Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира.
Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов.
Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы.
Идеологическая функция — Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.
Идеологическая функция — Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Юридическая функция — Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм:
- критериями действующего права;
- основополагающими принципами права;
- источником действующего права;
- непосредственного применения судами и другими юрисдикционными органами — и обеспечивает:
- основу всего правопорядка в обществе;
- охрану прав и обязанностей;
- принятие всех остальных нормативно-правовых актов.
Социальная функция Конституции заключается в провозглашении социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
Экономическая функция состоит в признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В совокупности все эти функции образуют тот системный подход, использование которого лежит в основе значения Конституции для развития государственного строя.
2.2. Критерии классификации конституций.
Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставить их и выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствовать конституционное законодательство. Существуют различные критерии классификации конституций
1. По порядку принятия конституции можно классифицировать на октроированные (дарованные сверху главой государства — монархом) и принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собранием или на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном для прошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 г.) и в практике современного конституционализма уже практически не встречается. Чаще всего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание. Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 г. На референдуме были приняты Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии 1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и ряд других.
2. По порядку изменения различают конституции гибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в обычном законодательном порядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, Новой Зеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложном порядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различные способы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требование квалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок к Конституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятие поправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направлена на поддержание их стабильности.
3. В науке конституционного права различают юридическую и фактическую конституции. Юридическая конституция- это совокупность правовых норм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическая конституция — это реально существующие общественные отношения. Расхождение между юридической и фактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, как правило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции.
4. По форме правления конституции делятся на монархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например, Конституция Франции 1958 г. Основной закон Германии 1949 г.).
5. В зависимости от закрепляемого конституцией политического режима выделяют конституции демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных и тоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия для их реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.
6. По форме государственно-территориального устройства конституции делятся на федеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничить федеральные конституции и конституции субъектов Федерации. Федеральная конституция закрепляет принципы построения Федерации, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной власти субъектов Федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии с федеральной конституцией.
7. По форме — способу организации конституционных норм — конституции бывают писаные и «неписаные» (частично писаные).
8. По времени действия конституции разделяются на имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные и постоянные. Большинство конституций являются постоянными. Временные конституции характерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственных переворотов.
Следует подчеркнуть, что юридическая конституция определяется социально экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства, а фактическая конституция (материальная конституция) соответствует содержанию юридической конституции.
Структура Основного закона России
Структура Основного документа видоизменялась с течением времени. Первые Конституции считаются несовершенными с точки зрения юридического права: нормы были группированы несистематично и нелогично, некоторые разделы отсутствовали.
Действующая редакция состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и раскрывает такие положения:
- об основах конституционного права;
- о правах и свободах человека;
- об особенностях федеративного устройства;
- о положении, правах и обязанностях перед населением Президента государства;
- о федеральном собрании и его роли в управлении страной, о правительстве;
- об специфических условиях осуществления судебной власти и местного самоуправления.
В последней главе включены поправки с 1993 года и пересмотр конституции на протяжении ее функционирования. Во втором разделе выложены заключительные положения документа.
Конституция – важный документ каждой страны, который формируется не одно десятилетие. Под влиянием разных исторических фактов, событий, перестройки устройства государств она изменяется для того, чтобы удовлетворять запросы времени и эпохи.
В этом видео вы узнаете еще много интересного о Конституции:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД КАК СУБЪЕКТ ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ
В статье анализируются особенности становления института толкования. Затрагивается проблема расширения круга субъектов, имеющих право на толкование норм Конституции. Авторы исследуют сущность субъективной (статистической) и объективной (динамической) концепций толкования. Обоснован вывод о том, что в настоящее время дискуссионным остается положение о Конституционном Суде РФ как о субъекте-интерпретаторе Конституции. Интересным, по мнению авторов, является позиция о целесообразности передачи права толкования парламенту (Федеральному Собранию Российской Федерации). Конституционному же суду должна быть отведена контролирующая функция, что не противоречило бы презумпции: толковать Конституцию может только орган, ее принявший. Поэтому парламент от имени многонационального народа, принявшего Конституции РФ, мог бы осуществлять этот вид деятельности. Авторами обосновывается предложение о целесообразности передачи права толкования парламенту (Федеральному Собранию Российской Федерации).
Конституционный судебный контроль
В данной научной работе изучается судебный контроль в сфере Конституции РФ, как он выражен, а также какие суды уполномочены на его проведение. При изучении судебного контроля в сфере Конституции изучается следующие: определение судебного контроля в сфере Конституции РФ, основные виды судебного контроля в сфере Конституции РФ, что включают в себя виды данного контроля, роль, значение и полномочия Конституционного суда Российской Федерации, возложенные на него Федеральным конституционным закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и российским законодательством, а также значение конституционных (уставных) судов при проведении конституционного судебного контроля. При рассмотрении указанных выше моментов судебного контроля в сфере Конституции РФ также будут изучены: а) общие положения о судебном контроле за Конституцией РФ, б) суть видов судебного контроля за Конституцией РФ, в) роль и значение Конституционного суда Российской Федерации, его полномочия и нормативная база, на ко…
Определение конституции: кратко и понятно
Закон контролирует отношения во всех сферах существования человека: социальной, политической, общественной. Она регулирует правовые нормы, определяет и закрепляет права граждан страны, их обязанности, обязанности страны по отношению к населению: гарантии, которые она предоставляет и способы их осуществления.
Конституция вмещает в себя ключевые ценности, которыми должны руководствоваться жители страны и ее руководство, принимая любые решения в социальной, политической или экономической сфере.
Для этого документа характерны два признака: стабильность и долговечность. Закон остается актуальным на протяжении многих лет, пока не возникает потребность в изменение его ценностей и приоритетов в связи с развитием страны.
Наличие конституции – признак, который свидетельствует о том, что жизнедеятельность всех институций в стране подчинена праву, а не своеволию. Основной документ рассматривают также как микромодель общества. Это его юридическая основа, на которой базируются все особенности отношений любых видов.
Заключение.
Проводимые в любой стране кардинальные реформы порой требуют внесения поправок в Конституцию, а может быть и полного ее пересмотра. Конституция должна быть выдержана логически, грамматически, юридически, политически, содержательно и научно. Конституцию любой страны следует совершенствовать во имя интересов страны, народа, каждого человека.
Конституция во все времена даёт мощный импульс для становления государственности и её совершенствования на благо народа. Ее влияние на развитие всей правовой системы, всего законодательства в стране, а так же на жизнь граждан очень велико.
Объективно оценивая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, я могу сказать, что для эффективного реформирования любой сферы, в настоящее время, необходимо изучение понятия, функций, видов и классификаций Конституции, как основного закона.