Федеративное устройство российской федерации

Федеративное  устройство россии: особенности, принципы, характеристики

Общая характеристика федеративного устройства России

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия — это мно­гонациональное государство;
  2. республики — субъекты Федерации признаются националь­ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
  3. русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных инте­ресов в создании многонационального демократического право­вого государства — РФ.

Особенности российского федерализма

В РФ полномочия государственной власти реализуются исполнительной властью, поэтому российский федерализм часто называют исполнительным. Однако Россия не является в чистом виде исполнительной федерацией, так как в Конституции (ст. 72) предусмотрены предметы совместного ведения Федерации и субъектов, а также закреплено положение, что деятельность органов государственной власти не может вступать в противоречие с федеральным законодательством.

Теория права подразделяет федерации на симметричные и асимметричные. Большинство исследователей относят Россию к ассиметричным федерациям, так как ее субъекты имеют разный статус, закрепленный в Конституции. Отдельные правоведы предлагают сделать федерацию симметричной, закрепив и сравняв права всех субъектов РФ.

Конституция (ч. 2 ст. 76) закрепляет, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Это положение с точки зрения целостности государственного управления и правового регулирования является достаточно обоснованным. На практике наблюдается значительное вмешательство центральной власти в компетенции субъектов РФ. Федеральное законодательство убирает границу между детальным и принципиальным регулированием, так как в федеральных законах совместного ведения присутствуют оба аспекта.

Особенности российского федерализма:

  • большое количество субъектов Федерации (83 равноправных субъекта);
  • субъекты РФ не могут самостоятельно выйти из состава РФ;
  • по согласованию с общефедеральными органами власти, на основании конституционного законодательства статус субъекта РФ может быть изменен;
  • разностатусность (неравноправие) субъектов Федерации и городов федерального значения в бюджетных отношениях;
  • ассиметричность субъектов Федерации.

Субъекты Федерации стеснены в своих полномочиях Федеральный закон, который выступает объемным нормативным актом, содержит наряду с регламентацией общих принципов организации государственной власти детальное правовое регулирование, лишая этим субъекты РФ самостоятельности. Своей детальной правовой регламентацией этот Закон сводит к минимуму участие субъектов Федерации в организации собственных органов власти.

Полномочия субъектов Федерации, касающиеся вопросов совместного ведения, минимизируются правовой позицией Конституционного Суда РФ, который указывает, что в случае, если субъект не принял закон по вопросу, отнесенному к его компетенции федеральным законодательством в порядке полномочий, закрепленных Конституцией, он сам может регулировать правоотношения в этой сфере.

Бюджетный российский федерализм

Определение 2

Бюджетный федерализм — это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на разных стадиях бюджетного процесса.

Принципы бюджетного федерализма:

  • самостоятельность бюджетов субъектов РФ, управление собственными источниками дохода, право определять направления их использования;
  • право на компенсацию расходов, которые возникли в результате решений, принятых вышестоящими органами управления и власти;
  • право предоставления налоговых льгот;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов в бюджеты более высоких уровней;
  • соответствие финансовых ресурсов выполняемым органами управления и власти функциям;
  • разграничение бюджетной ответственности, расходных полномочий между региональными и федеральными органами власти;
  • формализованные, нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений;
  • наличие специальных процедур разрешения и предотвращения конфликтов между разными уровнями власти, достижения согласованных решений относительно налогово-бюджетной политики.

Исходными пунктами формирования российского федерализма являются: наличие нескольких групп экономических регионов, которые отличаются уровнями экономической самостоятельности (развитые, развитые выше среднего, средние, развитые ниже среднего, слаборазвитые); ресурсная разбалансированность бюджетов; значительные различия субъектов Федерации по основным социально-демографическим характеристикам.

Примечания[]

  1. Сецессия — Конституционное право РФ — Яндекс. Словари.
  2. Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 14 июля 1997 года № 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» установил, что «часть 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации о вхождении автономного округа в состав края, области носит констатирующий характер. Употребление термина „входящий“ означает признание Конституцией Российской Федерации существовавшего до её вступления в силу положения, согласно которому автономные округа, не оформившие изменение своего статуса, по-прежнему входят в состав соответствующего края или области». На сегодняшний день таковыми являются все автономные округа, кроме Чукотского автономного округа.
  3. ↑ В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ.
  4. Административный центр — город Санкт-Петербург не входит в состав Ленинградской области.
  5. Административный центр — город Москва не входит в состав Московской области.
  6. ↑ В состав Тюменской области входит Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
  7. Саликов М. Национальный федерализм России.
  8. Федеративный договор 1992 года был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом РФ от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора был включены в Конституцию РСФСР 1978 года.
  9. Государственный Архив Пермского Края — Хроника событий по объединению двух субъектов РФ
  10. Референдум по вопросу объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Шаблон:Конституция России

Шаблон:Награды субъектов Российской Федерации

История российского федерализма[]

Подробнее см. также: История административно-территориального деления РСФСР

Советская федерация

Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:

Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения.

По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным, и принят ВЦИК 3 (16) января  года. Она была одобрена, а 18 (31) января  окончательно утверждена III съездом Советов.

Декларация провозгласила, что:

Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Следует отметить, что федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

30 декабря I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.

Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.

1990-е

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года — автономные области и АССР) стали республиками.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города Москва (город республиканского подчинения РСФСР) и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград, административно подчинённый Ленинградской области) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии) подписали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти — федеративный договор, который был включён в действовавшую конституцию.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская преобразованы в республики.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е

Основная статья: Объединение регионов России

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.

Другие особенности территориального устройства России[]

Группировки регионов России

Субъекты федерации группируются в:

  • 8 (до 2010 года — 7) федеральных округов;
  • 11 экономических районов;
  • 14 географических районов;
  • 4 (до 2010 года — 6) военных округа;
  • 9 (до года — 11) часовых поясов.

Зарубежные территории России

Основная статья: Зарубежные территории Российской Федерации

Город Байконур находится на территории Казахстана, но вместе с комплексом космодрома Байконур арендован Россией на период до 2050 года, наделен статусом города федерального значения Российской Федерации, на территории города действует российское законодательство.

Согласно Шпицбергенскому трактату 1920 года Россия осуществляет экономическую деятельность на архипелаге Шпицберген (посёлки Баренцбург, Пирамида и Грумант).

В городе Севастополе располагается главная военно-морская база Черноморского флота России, согласно действующему до 2042 года договору между РФ и Украиной.

История становления России как федеративного государства

Определение 2

Федеративное устройство – это сложная организация публичного управления в едином государстве посредством распределения публичной власти по вертикали между системой федеральных органов и системами органов субъектов федерации для наиболее эффективной реализации властных полномочий.

Россия как федеративное государство прошла три основных стадии развития:

  • социалистическое федеративное устройство в период с 1918 по 1936 гг. Основы федеративного устройства в социалистическом государстве мыслились не как демократический инструмент организации публичного управления, а как инструмент противодействия национальному гнету. Федеративное устройство трактовала здесь как переходный этап к единому государству трудящимся;
  • переход к унитарному государству в период с 1937 по 1985 гг. Фактически вся власть в государстве сосредоточилась у центральных органов власти, наличие автономных республик и автономных областей носило формальный характер;
  • реформирование территориального устройства публичного управления перед принятием действующего Основного закона. Распад Советского государства, перестройка государственного и общественного устройства и последующее реформирование системы публичного управления актуализировали вопросы определения государственного территориального устройства, распределения властных полномочий. Конституцией была утверждена модель федеративного государства, предусматривающее распределение власти между федеральным и региональным уровнями.

Понятие и признаки федеративного государства

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
  • если нет — конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Особенности федеративного устройства России

На территории РФ насчитывается 85 различных субъектов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • 46 областей;
  • 22 республики;
  • 9 краев (Алтайский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Камчатский, Забайкальский, Приморский, Пермский);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский);
  • 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 1 автономная область (Еврейская Автономная область)

Российская Федерация по своей структуре неоднородна. Ее республики, автономные округа построены по национальному принципу, а края, области и города федерального значения — по территориальному. 

Ведение власти предполагает разделение полномочий между центром и субъектами. Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ. 

В ведении РФ находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и законов, контролирование их соблюдения. А также федеративное устройство и территории Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство РФ. Регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установка системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление порядка их деятельности;
  • формирование федеральных органов госвласти;
  • государственная собственность и управление ею;
  • установка базовых принципов федеральной политики и программы в сферах государственного, экономического, социального, культурного и национального развития.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

  • законы республик, уставы, закон и другие нормативно-правовые акты субъектов и обеспечение их соответствия Конституции;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • соблюдение законности, правопорядка и общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами страны;
  • разграничение госсобственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды, соблюдение мер экологической безопасности;
  • природные территории со статусом особой охраны;
  • охрана исторических и культурных памятников;
  • и иные задачи, закрепленные в Конституции РФ.

Характеристика особенностей федеративного устройства РФ

Федеративная организация публичного управления РФ получила закрепление на уровне конституционных положений. Положениями Конституции определяются виды региональных территорий, входящих в состав Федерации и специфика их правового статуса, а также устанавливаются объекты управления федерального и регионального уровней и совместного управления.

Итак, к числу специфических характеристик федеративного устройства РФ можно отнести асимметричность Федерации. В составе Российской Федерации наличествуют субъекты с разным правовым статусом, основные отличия в правовом статусе наблюдается между республиками и иными субъектами. Это связано с тем, что до принятия Конституции территориально-государственное устройство определялось федеративным договором, в соответствии с которым республики были наделены всей полнотой государственной власти, фактически рассматривались в качестве государства в составе Федерации. Так не допускалось изменение правового положения республики и территории республики без согласования с ней. Природные ресурсы республик являлись их достоянием, их использование определяется договором. При этом остальные субъекты Федерации особым государственно-правовым статусом наделены не были, вопросы использования природных ресурсов регулировались федеральным законодательством.

Принятие ныне действующей Конституции должно было устранить названную асимметрию, однако, тем не менее, республики сохранили отдельные свои привилегированные права, в частности возможность принимать собственную Конституцию и утверждать способ ее принятия, утверждать государственный язык республики и пр.

При этом Конституционным Судом страны указывается на недопустимость рассматривания республик в качестве самостоятельного государства, поскольку в составе Российской Федерации суверенитетом не могут наделяться субъекты разного уровня. Таким образом, республики в составе Российской Федерации, как и иные субъекты, являются ограниченно самостоятельными, однако по сравнению с иными субъектами республики обладают некоторыми привилегированными полномочиями;

Еще одна особенность федеративного устройства РФ — разница социально-экономического положения региональных территорий и бюджетный дефицит. Между уровнями социально-экономического развития субъектов, входящих в состав Российской Федерации, наблюдаются существенные диспропорции. Это связано со спецификой развития субъектов Федерации, с их социально-экономической, производственной, культурно-образовательной спецификой. Поэтому на федеральном уровне разрабатываются и реализуются инструменты, направленные на преодоление указанных диспропорций. Сегодня акцент делается на развитие конкурентных преимуществ территории субъектов, в том числе посредством федеральной поддержки. Кроме того, бюджетный дефицит субъектов РФ обусловлен централизацией доходов на федеральном уровне. Сегодня перед Российской Федерацией стоит задача обеспечения полномочий субъектов Федерации доходными источниками для их эффективной реализации, прогрессивного социально-экономического развития субъектов Федерации, что, в свою очередь, обеспечит экономическую стабильность, конкурентоспособность российской экономики.

Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации

Согласно Конституции РФ, наша страна провозглашена федеративным государством. Также в Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства Российской Федерации (рис. 1). Суть этих принципов состоит в:

  • Государственной целостности;
  • Равноправии самоопределении народов Российской Федерации;
  • Равноправии субъектов Федерации;
  • Разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • Единстве системы государственной власти.

Рассмотрим их подробнее.

Государственная целостность. Суть этого принципа заключается в единстве территорий Российской Федерации, распространении суверенитета государства на всю территорию, а также единое правовое и экономическое пространство.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации заключается в закреплении таких понятий, как: «народ», «равноправие народов», «самоопределение народов». Народом является совокупность людей, которые проживают на определенной территории и являются гражданами данного государства. Равноправие народов означает равное положение всех народов и право их на участие в федеративных отношениях. Самоопределение народа означает право народа на самоуправление и самостоятельное решение государственно-правовых вопросов.

Принцип равноправия субъектов РФ означает то, что все субъекты России имеют равные права по отношению друг к другу и равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что в Конституции РФ установлены предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституция РФ закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководствуясь принципом разграничения отдельных вопросов:

  • Ведения Российской Федерации;
  • Совместного ведения Федерации и ее субъектов;
  • Ведения субъектов РФ.

Российская Федерация решает наиболее значимые вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, законодательной и других сфер деятельности. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов состоит в:

  • Защите прав и свобод человека и гражданина;
  • Обеспечении законности и правопорядка в стране;
  • Общественной безопасности;
  • Режиме пограничных зон;
  • Владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами;
  • Разграничении государственной собственности;
  • Охране окружающей природной среды;
  • Защите семьи, материнства, отцовства и детства;
  • Социальной защите граждан;
  • Координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
  • Выполнении международных договоров Российской Федерации.

Законы и нормативные акты, издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не должны противоречить федеральному законодательству. У субъектов РФ есть право решать вопросы исключительного ведения. Им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование, принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны идти в разрез с федеральными законами, которые были приняты по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае возникших противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, приоритет имеет федеральный закон. Однако часто федеральный закон определяет общие положения, которые детализируются органами власти субъектов Федерации. Так, например, закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет ЕГЭ как форму итоговой аттестации, но в некоторых случаях позволяет органам исполнительной власти субъектов выбирать другие формы экзаменов.

Принцип единства системы государственной власти говорит о единстве источника власти с целью ее деятельности, однотипной организации власти на федеральном и региональном уровнях, а также во взаимодействии различных органов власти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: