Статья 1 конституции российской федерации

Демократическое государство: понятие, принципы. формы демократии

Формы демократии

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно:
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах.

Представительная демократия — осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Светское государство

Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.

Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.

Замечание 2

В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.

Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.

Понятие демократического государства

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

  • отдельные граждане, их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина РФ

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность охранять их.

Так, в ст.2 Конституции РФ закреплено, что человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

В этой статье зафиксирован гуманный принцип взаимоотношений между личностью и государством. Государство существует для человека, для обеспечения его прав и свобод, а не наоборот.

Суверенитет Российского государства

Суверенитет один из основных конституционных признаков Российского государства.

В Конституции РФ нормы о суверенитете расположены в главе 1 “Основы конституционного строя”.

Он принадлежит и государству, и государственной власти, поскольку в функционировании государственной власти проявляется деятельность государства.

Суверенитет государственной власти означает ее верховенство по отношению к другим властям внутри государства, единство структуры государственной власти, независимость в отношениях с властями других государств.

Закрепление суверенитета в Конституции означает, что суверенитет есть конституционный принцип организации государственной власти.

Суверенитет един — это государственный суверенитет, имеющий конституционную форму народного суверенитета. У народа нет другого способа реализовать свою суверенную волю, кроме как через органы государственной власти. Исключение- революционное ниспровержение власти.

В Конституции РФ основные положения о суверенитете содержатся в статьях 3 и 4. Конституция РФ оперирует понятиями “государственный суверенитет” и “народный суверенитет”. Это два аспекта одного и того же явления.

Включение в Конституцию РФ норм о народном суверенитете означает, что все органы государства должны в своей деятельности руководствоваться волей народа, и никакой орган государства, никакое должностное лицо не вправе присваивать суверенитет.

1.2. Отличие демократического государства от тоталитарного и авторитарного

    Таким
называется государство, устройство и 
деятельность которого соответствует 
воле народа, общепризнанным правам и 
свободам человека и гражданина. Демократическое 
государство – важнейший элемент демократии
гражданского общества, основанного на
свободе людей. Источником власти и легитимации
всех органов этого государства является
суверенитет народа.

    Недостаточно 
только провозгласить государство 
демократическим (это делают и тоталитарные
государства), главное – обеспечить его
устройство и деятельность соответствующими
правовыми институтами, реальными гарантиями
демократизма. Понятие демократического
государства неразрывно связано с понятиями
конституционного и правового государства,
в известном смысле можно говорить о синонимичности
всех трех терминов Демократическое государство
не может не быть одновременно конституционным
и правовым
1.

    Государство
может соответствовать характеристике
демократического только в условиях
сформировавшегося гражданского общества
Это государство не должно стремиться
к этатизму, оно должно строго придерживаться
установленных пределов вмешательства
в экономическую и духовную жизнь, которые
обеспечивают свободу предпринимательства
и культуры. В функции демократического
государства входит обеспечение общих
интересов народа, но при безусловном
соблюдении и защите прав и свобод человека
и гражданина. Такое государство является
антиподом тоталитарного государства,
эти два понятия взаимно исключают друг
друга.

    Важнейшие
признаки демократического государства:

    а)
реальная представительная демократия;

    б)
обеспечение прав и свобод человека
и гражданина.

    а)
Представительная демократия – осуществление 
народом власти через выборные учреждения,
которые представляют граждан и наделены
исключительным правом принимать законы.
Представительные органы (парламенты,
выборные органы местного самоуправления)
наделяются правом решения наиболее важных
вопросов жизни народа (объявление войны,
принятие бюджета, введение чрезвычайного
и военного положения, разрешение территориальных
споров и др.). Конституции в различных
странах наделяют представительные органы
различными полномочиями, но обязательными
и важнейшими среди них являются функции
законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно
призваны напрямую контролировать исполнительную
власть – это признается только в государствах
с парламентской формой правления, но
при любой системе данные органы все же
наделяются отдельными конституционными
полномочиями в этой области. Эффективность
деятельности представительных органов
в огромной, если не в решающей, степени
зависит от сотрудничества с исполнительной
властью

Другое не менее важное условие
– независимость представительного учреждения
в пределах своих полномочий, отсутствие
конкурирующей законодательной власти,
невмешательство исполнительной власти
в прерогативы представительных учреждений

    В
Российской Федерации представительная
демократия обеспечивается выборностью 
Государственной Думы и конституционно
обусловленным формированием Совета Федерации,
а также законодательных учреждений субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения
обладают определенными полномочиями,
которые исключают возможность вмешательства
со стороны кого бы то ни было. И в то же
время эта система носит целостный характер,
характеризует одно суверенное государство
– Российскую Федерацию. Единство системы
государственной власти закреплено в
ч. 3 ст. 5 Конституции РФ
2.

    б)
Обеспечение прав и свобод человека и
гражданина – другой важнейший признак
демократического государства. Именно
здесь проявляется тесная связь формально
демократических институтов с политическим
режимом. Только в условиях демократического
режима права и свободы становятся реальными,
устанавливается законность и исключается
произвол силовых структур государства.
Никакие возвышенные цели и демократические
декларации не способны придать государству
подлинно демократический характер, если
не обеспечиваются общепризнанные права
и свободы человека и гражданина. Конституция
Российской Федерации закрепила все известные
мировой практике права и свободы, однако
для реализации многих из них еще необходимо
создать условия.

2.
Российская Федерация 
– демократическое 
государство

Закрепление конституционного строя в Конституции РФ

Для того чтобы в государстве присутствовал конституционный строй, необходимо, чтобы это было конституционное государство.

Глава 1 Конституции РФ содержит практически все принципы, необходимые для создания конституционного государства. Конституционные формулировки содержат значительный демократический потенциал. Отсутствие сегодня в РФ реального конституционного государства обусловлено недостатками и противоречиями в практической реализации конституционных положений, а не проблемами в Конституции.

Важное указание содержится в ст.16 Конституции РФ, где записано, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Согласно ст

135 Конституции РФ основы конституционного строя России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Это может сделать только Конституционное Собрание

Согласно ст. 135 Конституции РФ основы конституционного строя России не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Это может сделать только Конституционное Собрание.

Нормы, включенные в главу 1 “Основы конституционного строя”

Конституции РФ структурно можно разделить на четыре основные группы:

  1. гуманистические основы конституционного строя;
  2. основные характеристики Российского государства;
  3. экономические и политические основы конституционного строя;
  4. основы организации государственной власти.

Под гуманистическими основами подразумевают, что человек, гражданин, народ — это главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.

Таким образом, конституционный строй — это способ организации государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, который обеспечивает подчинение государства праву и характеризует его как конституционное государство.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства. Они закреплены в главе 1 Конституции РФ “Основы конституционного строя”, где сформулирована гуманистическая направленность нашего конституционного строя.

Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство

Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).

Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.

Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».

Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.

Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.

  • Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
  • Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.

Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.

Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

показать содержание

Экономическая основа государства

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина значительное место уделено вопросу о частной собственности.

Конституция РФ указала на ее признание и защиту в главе 1 об основах конституционного строя. Речь идет о ее равном положении с другими формами собственности о том, что Российское государство признает и защищает все формы собственности.

В ст.8 Конституции РФ записано:

  1. признаются частная, государственная, и иные формы собственности(муниципальная)
  2. все формы собственности защищаются равным образом

Частная собственность — понятие более широкое, чем личная собственность. Она включает не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей человека(доли, квартира, автомобиль, драгоценности и тд), но также промышленные, финансовые, торговые предприятия и др.

Государственная собственность распространяется на имущество, предприятия или их часть. Субъектами права такой собственности могут быть РФ и ее субъекты.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, других муниципальных образований. В муниципальной собственности, которой управляют органы местного самоуправления, находятся промышленные и торговые предприятия, жилые дома и т.д.

Иные формы собственности включают: собственность общественных объединений- профсоюзов, политических партий, других общественных объединений, а также коллективную собственность(общую, совместную, долевую).

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Понятие конституционного строя

Конституционный строй не вводится только к факту наличия (существования) Конституции.

Он становится реальностью при выполнении двух условий:

  1. Если Конституция демократическая.
  2. Если она соблюдается.

То есть, порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией, называют конституционным строем.

Таким образом, конституционный строй — это способ организации государства и общества, взаимоотношений человека, общества и государства, который обеспечивает подчинение государства праву и характеризует его как конституционное государство.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства. Они закреплены в главе 1 Конституции РФ “ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”, где сформулирована гуманистическая направленность нашего конституционного строя.

Федеративные основы Российского государства

Государственное устройство России основано на принципе федерализма. Это означает, что РФ состоит из равноправных субъектов Федерации. некоторые из них (республики) именуются в Конституции РФ государствами. Но они не являются независимыми, суверенными государствами.

Конституция РФ в 1993 году закрепила Федерацию, состоявшую из 89 равноправных субъектов. На сегодня их 85:

  1. республики — 22;
  2. края — 9;
  3. области — 46;
  4. города федерального значения — 3;
  5. автономная область — 1;
  6. автономные округа — 4;

Основы конституционного строя в области федеративного государственного устройства РФ сформулированы в ст. 5 Конституции РФ:

  1. РФ состоит из равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою Конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой;
  5. субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права.

2.1. РФ как федеративное государство с республиканской формой правления

    Федерация
представляет собой одну из форм государственного
устройства. Форма государственного
устройства — это территориальная 
организация государственной власти,
соотношение государства как целого
с его частями. Различаются две основные
формы государственного устройства: унитарное
государство и федеративное государство.
Унитарное государство представляет собой
государство с централизованной систему
государственной власти, в нем не существует
разделения предметов ведения и полномочий
между центральными органами и органами
составных частей государства (административно-территориальных
единиц), составные части не обладают самостоятельностью
в решении каких-либо государственно-правовых
вопросов. Федеративное государство —
форма государственного устройства, при
которой составные части государства
(субъекты Федерации) обладают самостоятельностью
и полномочиями в рамках разграничения
предметов ведения между Федерацией и
ее субъектами. Федерация может быть образована
на основе договора между несколькими
государствами (договорно-правовая федерация)
либо путем провозглашения государства
федеративным (конституционно-правовая
федерация).

    Конституция 
РФ в ст
. 5 закрепляет в числе основ 
конституционного строя основные принципы
федеративного устройства Российской
Федерации:

    1)
Российская Федерация — конституционно-правовая,
то есть провозглашенная федерация, 
ее субъектами являются республики,
края, области, города федерального 
значения, автономная область и автономные
округа;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: