Конституционное судопроизводство в российской федерации цибульский, владимир валентинович

Конституционное судопроизводство в российской федерации  цибульский, владимир валентинович

Участники конституционного судопроизводства

Для конституционно-процессуальных отношений характерен специфический круг субъектов. Во многом он совпадает с кругом субъектов материальных отношений, но может включать и «чисто процессуальных» участников. Участником конституционного судопроизводства является лицо, участвующее в деле, которое независимо от степени и мотива, непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу, выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность1. Специфика конституционного судопроизводства по сравнению с иными І видами судопроизводств заключается в том, что субъектный состав его участников более четко определен и, как правило, закреплен и ограничен в специальном перечне. В законодательстве о конституционном судопроизводстве определены конкретные категории физических лиц, государственных органов, должностных лиц, являющихся участниками конституционного процесса. Второй отличительной чертой, конституционного судопроизводства является множественность его потенциальных субъектов, притязания которых находятся в публично-правовой сфере, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, где участники отстаивают личные интересы2. В: различных государствах круг субъектов конституционно-процессуальных отношений не одинаков, он зависит от категорий дел, рассматриваемых конституционными судами. В.А. Кряжков и Л.В. Лазарев выделяют три основные группы участников конституционного судопроизводства: 1) Конституционный Суд, осуществляющий правосудие; 2) стороны- органы и лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела; 3) лица, привлекаемые к участию в деле для содействия в осуществлении конституционного правосудия1. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ст. 52 устанавливает следующие виды участников конституционного процесса: а) стороны, б) представители сторон, в) свидетели, г) эксперты, д) переводчики. Законы субъектов Российской Федерации фиксируют примерно такой же круг участников судопроизводства. Например, в ст. 50 Закона Калининградской области в ред. от 8 апреля 2004 г. №380 определено, что участниками процесса в Уставном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Однако, в отличие от ФКЗ № 1, круг участников может быть расширен по решению Уставного суда. К участию в процессе могут быть приглашены и вправе излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам представители органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области. В Республике Дагестан в ст. 41 Закона «О Конституционном Суде» также предусмотрен круг должностных лиц, которые ex ofitio вправе принять участие в заседаниях Конституционного Суда, к их числу относятся: Председатель Верховного Суда Республики Дагестан, Председатель Высшего Арбитражного Суда Республики Дагестан, Прокурор Республики Дагестан, министр юстиции Республики Дагестан, Уполномоченный по правам человека. Указанным лицам предоставлено право излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам. Общим признаком для всех перечисленных субъектов конституционно-процессуальной деятельности является; то, что при всех различиях в их процессуальном положении, в характере и содержании их прав и обязанностей и в выполняемых ими функциях, все они участвуют в конституционном разбирательстве. Их участие выражается в совершении таких процессуальных действий, совокупность которых составляет конституционное производство. При этом участие указанных субъектов носит различную целевую направленность, определяющую различия в их процессуальном положении. Так, стороны и их представители выступают в= процессе для отстаивания; определенных интересов, связанных либо с обеспечением верховенства Конституции, либо с защитой своих конституционных прав и свобод, либо с предъявлением определенных претензий или возражением против таковых по вопросам о компетенции. В целом интересы сторон оказывают влияние на течение процесса и его исход, без них вообще не возможно осуществление конституционного судопроизводства.

Понятие конституционного судопроизводства

Определение 1

Конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами конституционного законодательства совокупность отношений, которые складываются между Конституционным Судом РФ и другими субъектами права в ходе рассмотрения подведомственных ему дел. В узком смысле – это деятельность Конституционного Суда, которая основывается на нормах Конституции РФ.

В настоящее время конституционное судопроизводство существует во всех развитых государствах мира. Его основное предназначение – это осуществление конституционного контроля. В настоящее время конституционные суды функционирует более чем 100 странах мира, выступая в качестве основы для существования конституционного правосудия. В России при создании модели конституционного суда производства за основу была взята европейская модель, которая имеет ряд отличительных черт:

  • Создание специализированного органа юстиции.
  • Решения Конституционного Суда обязательно для всех субъектов права.
  • Конституционный Суд обладает самостоятельностью при отправлении правосудия.
  • В состав Конституционного Суда включается особый, высококвалифицированный состав судей, обладающих опытом и знаниями в сфере конституционного права.

Создание Конституционного Суда РФ происходило поэтапно, первоначально был создан Комитет конституционного надзора, признана конституционная юстиция в основном законе. В дальнейшем был создан Федеральный конституционный закон «О конституционном суде РФ», который определяет правовые основы для функционирования данного судебного органа. Основные цели деятельности суда – защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории всего государства.

Конституционный суд РФ имеет следующие функции:

  • Рассмотрение дел в сфере соответствия Конституции РФ иными нормативно правовым актом.
  • Разрешение споров, которые возникают между органами государственной власти по вопросам их компетенции.
  • Проверка жалоб граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, о конституционности закона, который применяется в конкретной ситуации.
  • Толкование норм Конституции РФ.
  • Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы по основным вопросам своего ведения.
  • Принятие участия в процедуре импичмента Президента РФ т.д.

Рисунок 1. Конституционное судопроизводство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правовое регулирование конституционного судопроизводства

Термин «конституционное судопроизводство» имеет нормативное закрепление в российском законодательстве.

Следует отметить, что проблемы правового регулирования организации и деятельности органов конституционной юстиции нашли достаточное отражение в юридической литературе. Различные аспекты рассматриваемой проблемы освещались такими авторами как Боброва В.К.,. Витрук Н.В., Кряжков В:А.,. Лазарев Л.В., Митюков М А., Овсепян Ж.И. и другими. В настоящем исследовании не ставится цель всеобъемлющего комплексного анализа нормативных актов, регламентирующих статус конституционных (уставных) судов, акцент сделан именно-на исследовании конституционно-процессуальных норм, на основе которых осуществляется судопроизводство органами конституционной юстиции.

По мнению В.К.Бобровой, на сегодняшний день в России уже сложилась определенная федеральная правовая база организации и деятельности конституционных (уставных) судов!. С учетом федеративного характера государственного устройства России, существует два уровня законодательного регулирования организации конституционного судопроизводства: федеральный и субъектов Российской Федерации. Соответственно в систему нормативных актов, регулирующих вышеназванные вопросы, входят федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов1 Российской Федерации. Систему законодательных источников образуют следующие акты: а) на федеральном уровне: 1) Конституция Российской Федерации (гл.гл. 2 и 7. Вторая глава содержит перечень судебных и процессуальных гарантий прав личности, гл. 7 — устанавливает виды и принципы судопроизводства, ст. 125 закрепляет компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации). В части 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации говорится о том, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства; 2) Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ) (разделы 2 и 3 устанавливают общие правила производства и особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном Суде Российской Федерации, ст. 1 ФКЗ № 1 определяет, что «Конституционный; Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства»)1;

«О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ2 (в ред. от 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ), который в ч. 4 ст. 27 устанавливает невозможность пересмотра решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и закрепляет важнейшие принципы отправления правосудия, которыми руководствуются данные органы судебной власти (ст.ст. 5, 7, 9, 10);

«Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ3, который в п. 5 ст. 29 предоставляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле;

«О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования; в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗІ

В части 4 статьи 7 данного Федерального конституционного закона предусмотрено, что после подписания международного договора о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской: Федерации данного международного договора; «О референдуме в Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.1. Части 1 и 2 статьи 23, предусматривающие порядок назначения референдума, устанавливают, что Президент Российской Федерации в десятидневный срок направляет поступившие документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

Понятие конституционного судопроизводства, его соотношение с иными видами производств

Понятие конституционного судопроизводства является новым для отечественной государствоведческой литературы, хотя родовое понятие «судопроизводство» достаточно давно изучено специалистами в области гражданского, уголовного процессов, административного права. Ученые процессуалисты под гражданским процессом (судопроизводством) понимают «урегулированную гражданским процессуальным правом совокупность процессуальных действий и гражданско-процессуальных правоотношений складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела»1. Еще один пример: гражданский процесс (судопроизводство) — деятельность суда первой инстанции по рассмотрению, разрешению гражданских дел, их обжалованию или опротестованию, рассмотрению жалоб и протестов вышестоящими; судами в кассационном и надзорном порядке, а также исполнению решений . В цивилистике используется также термин «исковое производство» как урегулированная гражданским процессуальным правом и возбуждаемая иском деятельность суда (судьи) по рассмотрению и разрешению споров о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, одной из сторон в которых является гражданин.

Ю.К. Осипов отмечает, что «гражданский процесс является одной из форм отправления І правосудия и отличается от деятельности иных органов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфической процессуальной формы. В последнюю облекается только деятельность по отправлению правосудия». Гражданско-процессуальную форму отличает: законодательная урегулированность, детальность, универсальность и императивность1. В дореволюционной литературе предлагались более широкие подходы к понятию «гражданский процесс». По мнению Ю.С Гамбарова, «гражданский процесс есть юридическое отношение sui generis: он, во-первых, является единым в том смысле, что множество прав и обязанностей; в его состав входящих, связаны, объединены общей целью; во-вторых, процесс есть отношение организованное; закон определяет стройный; порядок осуществления прав и обязанностей субъектов его; тут не то, что, например, в области гражданского права: в последнем частные права хотя и определяют этот порядок, но нет той предустановленной; стройной последовательности, обусловленной; наилучшим и наиполнейшим осуществлением цели процесса; эта организованность вызывается уже тем, что одним из субъектов отношения является государство… субъект публично-правового характера».

Специалисты в области уголовного процесса определяют данный вид государственной деятельности; сходным образом со своими коллегами-цивилистами. По мнению Гуценко К.Ф., уголовный процесс (судопроизводство) — это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность (система действий) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении и применению к ним мер уголовного наказания или иного воздействия, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: