Судебная система современной франции

Уголовный процесс и судебная система франции

Особые органы

В общей структуре институтов, уполномоченных на рассмотрение разных дел, предусмотрены специализированные суды. Часть из них является учреждениями по делам несовершеннолетних. Другие специализированные суды рассматривают конкретные группы дел:

  1. Торговые трибуналы.
  2. Комиссии по соцстрахованию.
  3. Трибуналы по делам, связанным с морской торговлей.
  4. Советы прюдомов.
  5. Паритетные трибуналы по аренде земли и пр.

Наибольшее значение из указанных учреждений имеют советы прюдомов и торговые трибуналы. Последних насчитывается 227. В их составе присутствует три судьи-консула. Эти должностные лица разбирают споры, которые возникают между сторонами любых торговых соглашений, членами товариществ, дела по обязательствам предпринимателей, банкиров, связанные с ликвидацией организаций и пр. Советы прюдомов – безупречно честных людей – служат для примирения или разрешения конфликтов, касающихся исполнения, оформления, расторжения трудовых договоров. В 1985 г. был учрежден Высший совет – консультативное учреждение при министерствах труда и юстиции.

Административное производство

1-я ступень

Административный суд (tribunal administratif) Компетенция – споры, где одна из сторон представляет официальные власти (например, центральные, региональные или местные, госкомпании) Обжалование – Апелляционный административный суд (апелляция) Состав – профессиональные судьи (conseillers или premiers conseillers) во главе с председателем (président), как правило организованные в палаты.

2-я ступень

Апелляционный административный суд (cour administrative d’appel) Компетенция – апелляции из административных судов и комиссий по компенсациям репатриантам Обжалование – Государственный совет (кассация) Состав – профессиональные судьи во главе с государственным советником (conseiller d’Etat), организованные в 3-4 палаты. В каждую палату входят ее председатель (président) и 4 судьи (conseillers: 2 приписанных к этой палате, 1 приписанный к любой другой палате и 1 судья-докладчик, conseiller rapporteur)

Специальные судебные органы (juridictions spécialisées)

Комиссии по компенсациям репатриантам (commissions d’indemnisation des rapatriés), Комиссии соцпомощи (commissions départementales de l’aide sociale) Комиссии по делам инвалидов (commissions départementales des handicapés) Счетные палаты (региональные chambres des comptes) и общегосударственный Счетый суд (Cour des comptes, отчасти как апелляционная инстанция) Суд по бюджетно-финансовой дисциплине (Cour de discipline budgétaire et financière) Национальный суд по праву убежища (Cour nationale du droit d’asile)

Апелляционные суды

На континенте их насчитывается 30. Юрисдикция каждого суда охватывает несколько департаментов (2-4). В заморских территориях действует 5 органов. Рассмотрев жалобу по уголовному производству, палата или оставляет приговор без изменения, или отменяет его. При этом она обычно сама выносит новое решение. Только в отдельных случаях палата направляет материалы на новое рассмотрение в нижестоящий орган. В состав каждого суда входит одна и более камер с одним председателем и двумя членами инстанции. Эти структуры выступают как контрольный орган. Они следят за предварительным следствием (заключением обвиняемого). Камеры выступают и как орган непосредственного предания суду. Палаты по гражданскому производству разбирают жалобы на постановления, принятые не только структурами общей юрисдикции, но и прочими трибуналами (торговыми в том числе).

Коллегиальные органы

К ним можно отнести суды присяжных. В их исключительную компетенцию отнесены разбирательства по тяжким преступлениям. Суды заседают в Париже и во всех департаментах, имея соответствующие наименования. В составе каждого органа присутствует два профессиональных должностных лица во главе с председателем. Он является членом апелляционного суда. 9 заседателей призываются к выполнению обязанностей в соответствии с департаментским списком избирателей после отбора комиссиями путем жеребьевки. Решения принимаются большинством. При этом неблагоприятное для обвиняемого постановление, в том числе связанное с отказом признать смягчающие обстоятельства, должно быть вынесено при перевесе не менее 8 человек из 12 участников обсуждения. Обвинительные приговоры, принятые заседателями, считаются окончательными. Апелляционный суд присяжных отсутствует. Оправдательный приговор не может быть оспорен стороной обвинения и в кассации.

Высокая юрисдикция: кассационный суд

Кассационный суд выносит решение двух типов: подтверждающее или недействительное. Если он выносит подтверждающее решение, он подтверждает решение, вынесенное Апелляционным судом (или другим судом, если решение было вынесено в первой и последней инстанции). Судебный процесс теоретически окончен, и все средства правовой защиты были исчерпаны. Тем не менее, можно сослаться на другие юрисдикции, такие как Европейский суд по правам человека, но эти случаи остаются редкими. Если он выносит решение о признании недействительным, предыдущее решение (или решение) отменяется и отменяется. Тогда есть несколько возможностей:

  • Приговор отменяется и возвращается в суд той же степени, что и предыдущее, но в другом городе.
  • Решение отменяется и возвращается к той же юрисдикции, что и предыдущее, но в другом составе.
  • Решение отменяется без направления.

Если дело передано, то и форма, и содержание будут рассмотрены повторно. Вынесенное новое решение может снова стать основанием для кассационной жалобы. Во избежание длительных разбирательств Кассационный суд прекращает дело без направления или суд низшей инстанции подчиняется полномочиям Кассационного суда, вынося решение в соответствии с ним.

В отличие от апелляционных судов, Кассационный суд уникален и находится в Париже.

Если подсудность дела (судебным или административным органам) вызывает сомнения, их разрешает Трибунал по спорам о подсудности дел (Tribunal des conflits).

Сущность понятия «судебная система»

Определение 1

Судебная система — это совокупность судебных органов власти, которые имеют общие задачи, функционируют на территории определенной страны на единых принципах и реализуют судебную власть посредством осуществления правосудия.

Из определения следует, что одной из наиболее важных функций судебной власти является осуществление правосудия, т. е. осуществление в принятом на законодательном уровне процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению дел уголовного, административного, а также гражданско-правового характера, различного рода экономических споров с целью защиты прав и интересов граждан, хозяйствующих субъектов и в целом общества.

Функция контроля судебной системы реализована на сегодняшний день прежде всего в виде контроля за соответствием действующего федерального и регионального законодательства положениям закона, обладающего наивысшей юридической силой. Данные полномочия реализуются в РФ в первую очередь Конституционным Судом РФ.

На современном этапе развития функции контроля, осуществляемые судебной властью, также реализуются в виде контроля за соответствием действующему законодательству решений региональных, а также муниципальных органов власти посредством:

  • рассмотрения поступающих жалоб граждан и хозяйствующих субъектов на действия и решения представителей государственных органов власти, должностных лиц, нарушения их законных прав и интересов, жалоб на вынесенные постановления по делам о правонарушениях административного характера;
  • проведения проверок при рассмотрении уголовных дел, например, для анализа качества предварительного расследования;
  • рассмотрения поступающих жалоб о признании незаконными принятых нормативно-правовых актов управления;
  • проведение проверок при рассмотрении дел уголовного, административного, гражданского характера, а именно законности и дисциплины в деятельности правоохранительных органов, учреждения, а также принимающих участие в таких делах должностных лиц, законности нормативно-правовых актов управления, которые используются в рамках разрешения споров и дел.

Также под контрольной деятельностью судебных органов власти следует понимать:

  • предоставление гарантий обеспечения исполнения вынесенных приговоров и прочих судебных решений;
  • проведение разбирательств и разрешения дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • обязательное разъяснение действующих нормативно-правовых и законодательных актов в рамках вопросов судебной практики;
  • контроль за законностью и обоснованностью реализуемых действий и принимаемых решений всех исполнительных органов и государственных органов, правоохранительных органов в рамках выявления и раскрытия совершенных преступных деяний, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, которые непосредственно связаны с ограничением различных прав и свобод человека.

Конституционный контроль

Законотворческую и законодательную деятельность исполнительной власти контролирует Государственный совет, законодательной – Конституционный совет.

Конституционный совет

1. консультативное заключение Конституционного совета обязательно должно быть получено перед принятием органического закона или постановления любой из палат парламента 2. Конституционный совет может объявить уже опубликованный закон неконституционным (закон автоматически прекращает действовать): участник любого судебного процесса может заявить, что норма закона нарушает его конституционные права, если суд сочтет, что жалоба (question prioritaire de constitutionnalité, qpc, приоритетный запрос о конституционности) отвечает критериям, он направляет ее в высшую инстанцию (Кассационный суд для судебной юстиции, Госсовет для административной), которая решает, передать ли жалобу в Конституционный совет. решение о передаче qpc в высшую инстанцию может быть обжаловано в порядке кассации или апелляции 3. факультативное заключение Конституционного совета можно запросить по любому закону или международному соглашению 4. кроме того, Конституционный совет решает вопрос о распределении законодательных полномочий между парламентом и исполнительной властью (об отнесении нормативного акта к законам или подзаконным актам).

Судебная система Франции

Если говорить о судебной системе современной Франции, то в ее состав на сегодняшний день входят:

  1. Кассационный суд.
  2. Апелляционный суд.
  3. Судебные органы власти, на которые возложен функционал рассмотрения и разрешения различного рода дела по первой инстанции.

Кассационный суд является главенствующим в судебной системе Франции, т. е. он возглавляет систему общих судов, а также является одним из старейших учреждений Франции. Следует отметить, что кассационный суд функционировал как при «старом режиме», который существовал вплоть до революции 1789 года, а свое современное название получил в 1790 году.

На сегодняшний день Кассационный суд Франции расположен в Париже и после осуществленной в 1967 году реформы состоит из шести палат, пять из которых занимаются рассмотрением гражданских дел, а одна – уголовных.

Принципы функционирования современной судебной системы Франции регламентируется VIII разделом Конституции «О судебной власти». В рамках положений Конституции Франции Президент выступает в качестве гаранта независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законодательством, а непосредственно судьи являются несменяемыми.

На современном этапе развития французское правосудие базируется прежде всего на принципах коллегиальности, профессионализма, независимости, обеспечиваемых гарантиями со стороны государства. Так, например, все затраты на осуществление правосудия при рассмотрении дел гражданского и административного, уголовного характера в соответствии с действующим законодательством возложены на государство. Также в качестве наиболее важных принципов судебной системы Франции можно назвать принцип равенства перед правосудием и нейтральность судей, возможность публичного рассмотрения дела, а также двойного рассмотрения дела. Также на законодательном уровне предусматривается возможность кассационного обжалования.

Можно говорить о том, что судебная система Франции является многоступенчатой и ее можно разделить условно на две ветви, а именно, на судебную систему и систему так называемых административных судов. При этом низший уровень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции, в которых все дела в обязательном порядке рассматриваются лично судьей. В рамках возложенных на него полномочий трибунал малой инстанции рассматривает дела только с небольшими суммами, а вынесенные им решения апелляционному обжалованию не подлежат. Уголовные дела рассматривает так называемый трибунал полиции.

Если говорить об апелляционный суде, то такой суд всегда выносит решения коллегиально.

Уголовные суды первой инстанции

Есть две категории уголовных судов : следственные суды и суды первой инстанции. Это различие, в частности, закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе , который, однако, не определяет, как отличить одно от другого. Разницу сделать тем более сложно, поскольку во французском процессуальном праве суды первой инстанции обладают следственными полномочиями.

Следственный суд — это суд, который наделен полномочиями проводить уголовное расследование и проводить или проводил различные расследования: заслушивание свидетелей, заслушивание гражданского истца, обыск, опечатывание, назначение эксперта, помещение подозреваемого в предварительное заключение. судебное задержание или под судебным надзором, а также решение различных вопросов, возникающих в ходе уголовного расследования (например, возврат печатей).

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но обычно использует их лишь в ограниченном объеме, поскольку его основная функция состоит в том, чтобы вынести решение о виновности лица в соответствии с уголовным законодательством и, если это лицо было осуждено, вынесение приговора.

Только уголовные суды компетентны рассматривать правонарушения, но они также являются судьями по гражданским последствиям совершения правонарушения.

Суды первой инстанции

Полицейский суд рассматривает нарушения . Уголовный суд рассматривает правонарушения . Суд присяжных и уголовный суд (Сен-Пьер-и-Микелон) рассматривают преступления в зависимости от того, где они были совершены. Морской суд является исключительной юрисдикцией , состав которой был изменен решением Конституционного Совета Российской Федерации. 2 июля 2010 г. тогда порядок 2 ноября 2012 г. .

Суды первой инстанции

Судья отвечает за применение наказаний и суд для применения наказаний принимают решения о применении штрафных санкций, в частности , в отношении задержанных.

Восемь региональных судов по вопросам содержания под стражей объявляют меры содержания под стражей по окончании срока тюремного заключения в отношении лиц, осужденных за определенные тяжкие преступления и считающихся все еще опасными.

Военные суды

Об упразднении Парижского трибунала вооруженных сил , последнего военного трибунала мирного времени, было объявлено на 2011 год в пользу уголовного суда общего права. Сделано эффективным при 1 — го января 2012 по закону 13 декабря 2011 г. .

Уголовные суды для несовершеннолетних

Преступления, совершенные несовершеннолетними, оцениваются по степени тяжести, а также в зависимости от возраста несовершеннолетнего, судьи по делам несовершеннолетних, суда по делам несовершеннолетних или суда присяжных по делам несовершеннолетних .

Апелляционные суды

Апелляционный суд

Апелляционный суд повторно рассматривает по существу споры, уже рассмотренные в первой инстанции (см. Двойную юрисдикцию ).

Существует объединение судебного процесса с апелляционным судом: каждый суд рассматривает гражданские дела, а также уголовные дела в разных палатах, количество которых может варьироваться в зависимости от количества рассмотренных дел ( роли ). Однако по-прежнему существуют апелляционные палаты по гражданским, социальным, коммерческим и исправительным делам.

По всей Франции действует 36 апелляционных судов .

В этих апелляционных судах в случае уголовного спора:

  • исследования камеры является обращение расследования суд;
  • коррекционная Апелляционная палата является судом апелляционного суда, в отношении проступков и правонарушений (в последнем случае суд состоит из единственного президента палаты);
  • палата исполнения наказаний является апелляционным судом в отношении применения наказаний, в частности лишения свободы.

Национальная юрисдикция по превентивному заключению

Национальный суд по превентивному заключению , в состав которого входят три советника Кассационного суда, рассматривает апелляционные решения о помещении в предварительное заключение заключенных, которые отбыли наказание, но считаются опасными.

Кассация

Этот суд возглавляет всю систему. Кассация существовала еще в эпоху, предшествующую революции 1789 г. Нынешнее название суд получил в 1790 г. Располагается орган в Париже. В его составе присутствует 5 палат, рассматривающих гражданские дела, и одна по уголовным. Структура кассации определяется в декретах 1982-1983 гг. В соответствии с их положениями, в суде присутствуют:

  1. Первый председатель.
  2. 84 члена суда. Их называют советниками.
  3. 6 председателей палат.
  4. 36 советников-докладчиков разной категории.
  5. Генпрокурор при кассации.
  6. Один первый и 19 обычных генеральных адвокатов. Они все выступают не в качестве представителей сторон, а как помощники генпрокурора.
  7. Аудиторы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: