Виды конституций
В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современном мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).
В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений.
Рассмотрим основные виды конституций.
По форме выражения конституции делятся на:
- писаные;
- неписаные.
Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обладает высшей юридической силой (закон законов).
Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.
По субъектам принятия конституции делятся на:
- дарованные;
- народные.
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти).
Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Также существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:
- гибкие;
- жесткие.
Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком же порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.
Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:
- стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить ее устойчивость;
- необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных «встрясок».
Конституции также делятся на:
- юридические;
- фактические.
Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а также социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.
Фактическая конституция еще называется материальной. Это означает, что в той или иной стране реально сложилась основа существующего государственного и общественного строя.
Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По этому признаку конституции делятся на:
- реальные;
- фиктивные.
Реальной называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.
Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционной модели
В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, поэтому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты
По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.
По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.
По форме закрепления политической власти:
- монархические
- республиканские.
Пример 1
Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.
Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.
Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения и является условием согласованных действий всех социальных слоев общества.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.
Россия является федеративным государством, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.
Рисунок 1. Виды конституций
Классификация по содержанию и характеру конституций
Она является многообразной, отражает разнообразные признаки определенного конституцией строя.
По оформляемому режиму политики конституции подразделяются на:
- демократические;
- авторитарные;
- тоталитарные.
Демократические конституции объявляют в кругу своих гарантий широчайший круг свобод и прав, реализуют допуск к свободному образованию и деятельности политических партий, являют выборный способ учреждений власти и т. д.
Авторитарные конституции запрещают либо ограничивают деятельность политических партий или же закрепляют власть единственной партии, являют широчайшие возможности для существенного ограничения либо ликвидации вынужденно провозглашенных свобод и прав, сокращают круг полномочий представительных органов. Для авторитарных, в особенности тоталитарных конституций характерной является увеличенная в сравнении с демократическими идеологическая насыщенность вплотную до признания приверженностей единственной утвержденной идеологии, к примеру, ислама, коммунизма и т. д. В авторитарных конституциях провозглашены другие принципы организации государственной власти, чем в демократических, к примеру, образование государственных органов на основе корпоративности. Следует иметь в виду, что демократические конституции в некоторые моменты являются прикрытием авторитарного политического режима, а иногда, наоборот, демократический режим оставляет на какой-либо временной период авторитарную конституцию.
По форме правления, которая определяется в конституциях, в зависимости от порядка замещения должности главы государства их можно подразделить на республиканские и монархической, по утверждаемой форме политико-территориального устройства – на унитарные и федеративные. В федеративных государствах существуют конституции национальные или федеральные, и традиционно также конституции субъектов государства, то есть штатов, земель, провинций и т. д.
1.2. Ключевые функции конституции.
Основные функции Конституции связаны с верховенством Конституции, которое означает, во-первых, запрет всякой деятельности, и том числе законодательной, противоречащей Конституции. Во-вторых, конституционные нормы являются главными по отношению к традиционным правовым критериям, средством толкования и применения закона. В-третьих, все нормотворческие органы обязаны действовать в развитие конституционных положений. В-четвертых, устанавливается особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра, что делает Конституцию достаточно стабильной. В-пятых, предусматривается наличие конституционного контроля.
По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.
Учредительная функция. Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов.
Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира.
Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов.
Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы.
Идеологическая функция — Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.
Идеологическая функция — Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.
Юридическая функция — Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм:
- критериями действующего права;
- основополагающими принципами права;
- источником действующего права;
- непосредственного применения судами и другими юрисдикционными органами — и обеспечивает:
- основу всего правопорядка в обществе;
- охрану прав и обязанностей;
- принятие всех остальных нормативно-правовых актов.
Социальная функция Конституции заключается в провозглашении социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
Экономическая функция состоит в признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В совокупности все эти функции образуют тот системный подход, использование которого лежит в основе значения Конституции для развития государственного строя.
Временные и постоянные конституции
По времени действия конституции разделены на:
- имеющие ограниченный срок действия (временные);
- неограниченный срок действия (постоянные).
Временные конституции могут быть приняты на утвержденный срок или ранее до свершения конкретного события. К примеру, Конституция Таиланда 1959 г., которая включает всего лишь 20 статей, действовала до разработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.
Постоянными по времени действия представляются большая часть конституций. Факт установления без ограничений срока их воздействия совершенно не является гарантом их вечности, а только показывает на намерения законодателя-создателя в период принятия. Существуют государства, конкретно в Латинской Америке, в которых «конституционная чехарда» до недавнего временного периода являла собой обыкновенное явление. Перемена конституций происходила там основным образом в последствие многочисленных военных переворотов. Таким образом, к середине 60-х годов Боливия за всю свою историю имела 20 конституций, Колумбия – 11, Доминиканская Республика – 15, Гаити – 23, Венесуэла – 22 конституции.
В ближайшей к нам Европе множество стран также не могут похвастаться конституционной стабильностью. К настоящему временному периоду в Португалии с начала прошлого столетия существовало 7 конституций, во Франции с 1789 года действовали 11 конституций, множества являясь разработанными, так не вступили в свою силу, в Греции со времен приобретения независимости существовало 11 конституций, а в Испании с 1812 года – также 11. С иной стороны, существуют страны, где конституции представляют образец стабильности. Не говоря уже о США, в Норвегии сохраняет действие единственная конституция с 1814 года, в Бельгии – с 1831 года, но с множественными поправками, в особенности в 60-е–80-е годы настоящего столетия, в Люксембурге – тоже единственная с 1868 года.
Замечание 2
Известными являются конституции, которые устанавливают собственную неотменяемость. Конституция Мексики 1917 года, которая содержит к нашему времени, наиболее большое количество поправок, является «нерушимой» (ст. 136): она не утрачивает силы, не прекращает свое действие, даже в случае нарушения ее восстанием, потому как лишь «народ вновь обретает свободу», действие Конституции подлежит восстановлению. По-иному разрешает данный вопрос действующая Конституция Греции: соблюдение ее положений гарантировано патриотизмом греков, правомочных оказать сопротивление любыми средствами какой-либо попытке ее отмены насильственным путем (ч. 4 ст. 120).
Заключение.
Проводимые в любой стране кардинальные реформы порой требуют внесения поправок в Конституцию, а может быть и полного ее пересмотра. Конституция должна быть выдержана логически, грамматически, юридически, политически, содержательно и научно. Конституцию любой страны следует совершенствовать во имя интересов страны, народа, каждого человека.
Конституция во все времена даёт мощный импульс для становления государственности и её совершенствования на благо народа. Ее влияние на развитие всей правовой системы, всего законодательства в стране, а так же на жизнь граждан очень велико.
Объективно оценивая сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, я могу сказать, что для эффективного реформирования любой сферы, в настоящее время, необходимо изучение понятия, функций, видов и классификаций Конституции, как основного закона.