Наглядные пособия и их роль в использовании при изучении нового материала по математике

Наглядные пособия виды их использование доклад

Наглядные учебные пособия для развития пространственного восприятия

Рассмотрены физические модели геометрических примитивов, обеспечивающие развитие пространственного восприятия в процессе обучения. К таковым относятся минимизирующие свои длины, площади и объемы «резиновые» линии, «резиновые» пленки, «резиновые» тела. Математически эти объекты описываются уравнениями Лапласа, для поверхностей нулевой кривизны, и уравнениями Пуассона, для поверхностей постоянной кривизны. Ранее физическое моделирование объектов такого рода не проводилось, что обеспечивает их патентоспособность. Конструктивным элементом генерации минимальных поверхностей является полидуга, представляющая собой обобщение известного в информатике понятия полилиния. Работа частично поддержана грантом РФФИ 10-07-00131.

Виды наглядных пособий

Наиболее часто используемыми видами наглядных пособий являются:

  • картины – применяются как настенные демонстрационные картины большого формата, как иллюстративный материал индивидуального и группового использования в альбомах сюжетных картинок, как рисунки в учебниках и ленты иллюстраций к эпидиаскопу. Картины могут специально разрабатываться для отдельных тем учебной программы или подбираться из уже готовых произведений;
  • таблицы – отличаются назначением и оформлением. Основа одних – художественно выполненные изображения изучаемых объектов или фотоснимки с единой темой, основа других – сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним или несколькими рисунками, или совсем без них;
  • натуральные объекты – объекты живой и неживой природы, позволяющие получить точные представления о величине, форме и объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты могут восприниматься не только зрительно, но и через обоняние или осязание;
  • коллекции – собрания однородных предметов, которые объединены родовым признаком. В начальной школе используют коллекции полезных ископаемых, ткани, смена, почвы и пр.;
  • модели, макеты и муляжи – это трехмерные изображения предмета в уменьшенном или увеличенном виде. В младших классах используют глобус, компас и отдельные технические модели – циферблат часов, термометр и пр.

Значительная роль среди всего многообразия учебно-наглядных пособий отведена экранным, звуковым, экранно-звуковым, то есть аудиовизуальным средствам. При использовании экранных и звуковых пособий необходимо помнить, что они не представляют собой какое-то универсальное средство, а лишь обладают некоторым спектром специфических возможностей. При этом необходимо подчеркнуть, что каждый тип технических средств обладает своей уникальной спецификой.

Существует несколько наиболее общих методических условий, выполнением которых обеспечивается успешное использование любого наглядного средства:

  • хорошее обозрение, которое может быть достигнуто через применение соответствующих красок, если изготавливаются специальные подъемные столики, экраны подсвечивания, указатели и тому подобное;
  • четкое выделение главного и основного во время показа иллюстраций, так как в них могут содержаться также отвлекающие моменты;
  • детальное продумывание пояснений, которые необходимы, чтобы выяснить сущность демонстрируемого явления, а также чтобы обобщить усвоенную учебную информацию;
  • привлечение самих учащихся к процессу нахождения необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, а также постановка перед ними ряда проблемных заданий наглядного характера.

Еще термины по предмету «Педагогика»

Метод обучения

упорядоченный способ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса , направленный на усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста.

Цель обучения

конкретный и промежуточный результат обучения, который достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмо-ционально-ценностной) или психомоторной областях.

Экспериментальная площадка

образовательное учреждение (или их совокупность) любого типа и вида, признанное в качестве базы (научной, кадровой, материально-технической и пр.) для экспериментальной реализации нововведения, представляющего интерес для: а) государственной (в этом случае речь идет о федеральной экспериментальной площадке – ФЭП); б) региональной (региональная экспериментальная площадка – РЭП); в) территориальной (территориальная экспериментальная площадка – ТЭП) политики в области образования.

  • Учебное наглядное пособие

  • Наглядное пособие

  • Учебное пособие

  • Учебные пособия

  • Учебно-методическое пособие

  • Электронное учебное пособие

  • Интерактивное учебное пособие

  • Наглядность

  • Пособие

  • Наглядность карты

  • Наглядно-образное

  • Наглядное мышление

  • Наглядность в обучении

  • Принцип наглядности

  • Наглядность в познании

  • Пособия по безработице

  • Праздничное пособие

  • Социальные пособия

  • Пособие натурой

  • Пособие по безработице

Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах

Определение 1

Наглядность – это свойство, которым выражается степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

Определение 2

Наглядные учебные пособия – это различные виды плоскостных изображений и объемных моделей предметов и явлений, которые созданы с целью обучать.

Использование наглядных учебных пособий помогает формировать у учеников материалистические представления и понятия, вырабатывает у них умения и навыки. Их применяют в школьном обучении на разных этапах учебного процесса: во время объяснения нового материала, при его закреплении, при повторении изученного материала, а также во внеклассной и кружковой работе.

На основании дидактических функций выделяют несколько видов наглядности:

  • естественная наглядность – растения, животные, минералы и т. д., функция которых заключается в ознакомлении учеников с реальными природными объектами;
  • экспериментальная наглядность, например, электрофорная машина – знакомит детей с явлениями природы и процессами в опытах и наблюдении за ними;
  • картинная и картинно-динамическая наглядность – картины, рисунки, фотографии, кино – знакомит детей с какими-либо фактами, предметами и явлениями посредством их отображения;
  • объемная наглядность – макет, муляж – знакомит детей с предметами, где главная роль в восприятии отведена не плоскостному, а объемному изображению;
  • звуковая наглядность – аудиозаписи, радио – воспроизводит звуковые образы;
  • символическая и графическая наглядность – чертежи, таблицы, схемы – развивают абстрактное мышление, знакомят с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;
  • смешанная наглядность – учебные звуковые кинофильмы – воссоздается наиболее полное живое отображение действительности.

Средства наглядности могут выступать как источник знаний при организации самостоятельной работы творческого и исследовательского характера. В таком случае учитель определяет задание и направляет деятельность учеников.

Также средства наглядности могут выступать как зрительная опора во время опроса учащихся, например, использование кадров диафильма, помогает ученикам пересказать отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, которые применяются в рамках одного урока, зависит от конкретных образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.

В начальной школе идет формирование не только представлений учеников об изучаемых объектах, но и понятий. В этом помогают различные виды наглядности.

При формировании представлений главную роль играет образная наглядность, наиболее простым примером которой выступают печатные картины и иллюстративные таблицы – демонстрационные и раздаточные.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: