Школа научного управления
Школа научного управления с самого начала стремилась к поиску наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов.
Основу теорий этой школы составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность.
Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля.
Фредерик У. Тейлор (1856-1915) считается отцом классической теории научного управления. Становление школы научного управления связано с публикацией в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Он первым обосновал необходимость научного подхода к управлению в целях наиболее продуктивного использования человеческих и материальных ресурсов. Тейлор интересовался эффективностью не человека, а организации. В его подходе по совершенствованию управления организацией приоритет отдан инженерным решениям.
Его теория предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на работника и его подчинение управленцу. Побудительным мотивом и движущими силами трудовой деятельности Тейлор считал получение материального вознаграждения за труд и заинтересованность в личной экономической выгоде.
Главные идеи в области менеджмента Ф. Тейлор сформулировал в виде принципов «научного управления»:
- разработка оптимальных методов выполнения работы на базе научного изучения затрат времени, движений и усилий работников;
- абсолютное следование разработанным на научной основе стандартам и правилам;
- подбор и обучение сотрудников, предоставление им таких рабочих мест, на которых они могут принести наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда;
- использование функциональных менеджеров, анализирующих работу предприятия и осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- поддержка дружеских отношений между рабочими и менеджерами (администрацией).
Идеи Тейлора были развиты его последователями — Г. Гантом, Ф. Гилбрейтом, Г. Эмерсоном. Они полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения работ.
Концепция научного управления стала переломным моментом, благодаря которому управление было признано самостоятельной областью научных исследований.
Заслуги школы научного управления состоят в том, что ее представители:
- обосновали необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности;
- выдвинули принципы научной организации труда;
- подошли к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда.
Однако человеческий фактор практически оставался вне сферы внимания этой школы.
Формальная логика Муни и Рейли
Для формализации принципов организации они использовали логические законы, которые были открыты в 1929 году немецким ученым Левисом Ф. Андерсоном. Согласно теории Андерсона, каждый принцип описывается процессом и результатом. В свою очередь, каждый процесс и каждый результат также имеет свой собственный принцип, процесс и результат. Используя такую логическую систему, Mooney и Reilly следующим образом трансформировали структуру организационного управления.
Согласно подходу Муни и Райли, первым и наиболее важным принципом организации является координация. Потенциально он содержит все другие принципы. Если логически развернуть принцип координации, то получается, что он включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последняя налагает некоторые обязанности на каждого члена организации и определяет место и функцию человека в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации имеет 1) процесс (скаляр) и 2) результат или функцию. Аналогичным образом расшифровываются и другие принципы, подчиненные принципу координации.
Изучая различные учреждения, предприятия и государственные организации, Муни и Рейли были убеждены, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и быть взаимосвязаны. Люди работают вместе более эффективно, чем по отдельности. Так говорит принцип координации.
Это описательная часть принципов. Нормативная часть заключается в том, что принципы, каждый в своей области, требуют конкретных и строго согласованных действий между собой. Принцип координации требует в качестве нормы не только горизонтального, но и вертикального выравнивания рабочих функций. Например, при поднятии тяжелого предмета, что невозможно для каждого в отдельности, группа работников координирует свои действия в направлении общей цели и общего блага. Такая координация является сильной стороной организации.
Общая характеристика классической школы менеджмента
Замечание 1
Классическая школа представляет собой одно из научных направлений в менеджменте, основанное на формировании и организации управленческих процессов на предприятии. Также ее принято называть традиционной или административной.
Свое развитие данное научное направление получило в 20-50-х гг. ХХ века. Его фундаментальной чертой выступает признание существования одного единственного способа достижения эффективного производства. Соответственно целью классических менеджеров выступало обнаружение того самого, совершенного и единственно приемлемого, метода управления.
Классическая школа считается одним из основных векторов развития классического направления в менеджменте. Само по себе классическое направление в менеджменте включает три базовых области:
- научный менеджмент;
- административный менеджмент;
- концепцию бюрократических организаций.
В первом случае основное внимание уделяется научному обоснованию и рационализации организации производства, а также преподнесению самого менеджмента в качестве промышленного. Во втором случает акцент делается непосредственно на организации в целом и отдельных функциях управления ею
Третья концепция предполагает необходимость четкого определения должностных обязанностей работников и их ответственности, отделения собственности от управления и ведению формальной отчетности; определяющая роль при этом отводится рациональной, безличной основе.
Таким образом, в основе классической школы менеджмента лежат рационализация управления производством с одной стороны, и исследования проблем управления – с другой. Основополагающей задачей представителей данной школы выступало достижение эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, а их цель, в конечном счете, сводилась к созданию универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.
Замечание 2
Сторонники классической школы менеджмента стремились управлять организацией посредством воздействия на систему социально-психологических факторов. При этом на первое место выдвигались организационные аспекты труда.
Свое отражение сущность и содержание идей классической школы менеджмента нашли в трудах наиболее известных ее представителей. Рассмотрим их идеи более подробно.