Акты применения правовых норм

Правоприменительный акт

Виды

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по самым различным основаниям.

В зависимости от субъектов, применяющих право, они подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти, акты органов правосудия, акты контрольно-надзорных органов.

По отраслевой принадлежности выделяют акты применения норм административного права, акты применения норм гражданского права, акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты подразделяются на запрещающие, обязывающие, управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По значению в правоприменительном процессе они подразделяются на основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По целям правоприменения выделяют правоустановигель- ные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) и правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По способу выражения выделяют правоприменительные акты-документы, акты-действия и акты-символы.

По наименованию все правоприменительные акты подразделяются на приказы, постановления, указания, представления, резолюции, указы президента о награждении, помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры.

Глава 2. Эффективность и ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к актам применения права

Результативность правового
регулирования во многом зависит от эффективности
правоприменительных актов. Включенные
в механизм правового регулирования, эти
акты призваны обеспечить его четкую работу.
Правоприменительные акты являются важным
средством для достижения тех целей (конкретных
и перспективных), которые стоят перед
нормой права. Таким образом, у правоприменителя
не может быть каких-либо иных, не предусмотренных
правом целей.

Отсюда измерять эффективность
правоприменительных актов следует так
же, как и эффективность правовых норм,
сопоставляя фактически достигнутый результат
их действия с целями соответствующих
правовых норм.

Вместе с тем не во всех случаях
можно говорить о социальной эффективности
актов применения права. Все зависит от
применяемой нормы, ее содержания. Так,
многие нормы содержат императивные веления,
требующие от правоприменителя принятия
однозначного решения. Например, предоставить
отпуск несовершеннолетнему ровно на
1 месяц. Здесь роль правоприменителя сводится
к пассивному проведению в жизнь воли
законодателя. От него не требуется творческого
подхода к реализации данной нормы, лишь
качественное ее применение.

Следовательно, качественное
применение подобных норм способно обеспечить
лишь их юридическую эффективность, но
не повлиять на их социальную эффективность,
на степень достижения социальных целей
норм. Правоприменение здесь в основном
сливается с такой формой реализации права,
как исполнение, с той только разницей,
что предполагает в данном случае издание
правоприменительного акта.

Иную ситуацию можно наблюдать
при применении норм, дающих свободу усмотрения
правоприменителю (относительно-определенных,
диспозитивных норм). В этом случае результаты
индивидуального регулирования могут
существенно отразиться на степени достижения
целей применяемых норм, внести определенный
вклад в общую эффективность правового
регулирования.

Так, конкретизируя наказание,
расширительно или ограничительно толкуя
норму, уточняя содержание прав и обязанностей
у конкретных лиц, правоприменительное
решение творчески влияет на социальный
эффект правового регулирования. Здесь
происходит приращение степени достижения
цели нормы за счет наиболее целесообразного
ее применения. В этом случае можно говорить
о социальной эффективности правоприменительных
актов, а для ее определения необходимо
установить ту долю результата, которую
дает индивидуальное регулирование (правоприменение
в сопоставлении с целью правовой нормы).

Эффективность правоприменительных
актов зависит от их юридической и фактической
обоснованности, от качества применяемого
нормативного акта, законности и действенности
их содержания, полноты учета всех возможных
последствий, целесообразности, а также
от качества организации принятия решения
и его реализации.

Любая деятельность плодотворна
и эффективна, когда осуществляется с
полным пониманием дела. Выявление эффективности
правоприменительного акта связано с
определением целей издания данного акта,
результатов его действия, соизмерения
результатов с целями и неизбежными издержками.
Полная эффективность правоприменительного
акта достигается, когда все его цели,
и ближайшие и отдаленные, и конечные,
достигнуты с минимальным ущербом для
общества, небольшими экономическими
затратами, в оптимальные сроки.

Основными требованиями при издании
правоприменительных актов являются:

Законность — означает, что при решении
конкретного случая правоприменительный
орган должен основываться на определенной
норме права (их совокупности) прямо относящейся
к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно
следовать ее точному смыслу, а также действовать
в строгих рамках своей компетенции, не
присваивая себе полномочий, которые не
зафиксированы в законе.

Требование законности охватывает юридические
аспекты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компетентным органом 
или должностным лицом, рассматривающим 
дело, требований подведомственности,
подсудности и т.д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных 
норм, регулирующих сбор доказательств,
процедуру рассмотрения и т.д.;

Структура

Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа, подразделяются на отдельные структурные части. Ими являются: вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части.

Вводная часть включает в себя наименование акта (приговор, решение, постановление, приказ и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа или должностного лица, издавшего акт, указание на разрешаемую правовую коллизию.

Описательная часть содержит описание фактов, имеющих отношение к рассматриваемой правовой коллизии.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих имевшие место факты, их юридическую квалификацию, разъясняет смысл применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

Резолютивная часть содержит решение по делу, обязательное для участников правовой коллизии (об установлении прав и обязанностей сторон, включая обязанность претерпеть определенные санкции за совершенное правонарушение).

1.2. Структура актов применения права

Правоприменительные акты
– документы юрисдикционного характера,
имеющие четкую структуру и состоящие
из 4-х частей:

  1. Вводная часть
    содержит наименование акта, место и дату
    принятия, наименование органа или должностного
    лица, которое принимает решение, по какому
    делу.
  2. Описательная часть
    – здесь описываются факты, являющиеся
    предметом рассмотрения, фиксируется,
    когда, где, кем, при каких обстоятельствах
    и какими способами совершены действия.
  3. Мотивировочная
    часть включает в себя анализ доказательств,
    подтверждающих наличие или отсутствие
    фактических обстоятельств, их юридическую
    квалификацию, ее обоснование, указание
    на официальные разъяснения применяемого
    закона и процессуальные нормы, которыми
    руководствовался правоприменитель.
  4. Резолютивная часть
    – здесь формулируется решение по делу.

Вывод: главным отличием правоприменительного
акта от нормативно-правового акта является
то, что нормативно-правовые акты имеют
общеобязательный характер, а правоприменительный
акт – строго индивидуален.

Понятие и признаки актов применения правовых норм

Определение 1

Акт применения правовых норм – это официальный правовой акт, обладающий индивидуальным государственно-властным предписанием, которое вынесено уполномоченным органом по определенному юридическому делу.

Структура акта применения правовых норм: вводная часть, содержащая наименование правоприменительного акта (постановление, распоряжение, приказ и др.), название органа, время издания, данные должностного лица, которым был издан акт, конкретный адрес предприятия; описательная часть (в ней представляются фактические обстоятельства дела, перечислены собранные доказательства, мотивировочная часть, где обосновано принятое решение); резолютивная часть (содержание принятого решения, информация о порядке его обжалования).

Признаки правоприменительных актов:

  • принимаются должностными лицами или компетентными органами в строгом соответствии с законодательством;
  • охраняются принудительной государственной силой и обладают государственно-властным характером — являются обязательными для исполнения, определены государства (или действуют с согласия общественных организаций и объединений, муниципальных органов, иных структур и образований;
  • характеризуются индивидуально-определенной природой, относятся к конкретным лицам (приказ об увольнении, приговор суда, указ о награждении и др.);
  • обладают точным наименованием и установленной законом формой;
  • не содержат в себе общего правила поведения (правовой нормы), не являются формой и источником права, основная цель – применение норм права
  • выступают в виде юридических фактов, определяющих конкретные правоотношения между лицами, применяющими нормы права;
  • осуществляют казуальное, или локальное правовое регулирование, конкретизируют общие предписания;
  • ограничиваются однократным применением, не распространяются на другие ситуации и объекты;
  • прекращают действие после едино разового применения;
  • характеризуются государственным принуждением.

Правоприменительные акты могут быть обжалованы в суде в установленные законодательством сроки. Подача жалобы ведет к приостановке действия акта до решения вопроса. Правоприменительные акты обеспечивают применение юридических норм к конкретным лицам, но не создавать новые нормы, не дополнять или изменять старые. Не все официальные документы являются правоприменительными актами. К ним не относятся доверенности, справки, квитанции, платежные поручения, накладные, грамоты, дипломы, аттестаты, удостоверения личности и т.д. Такие документы выполняют роль технико-операционных средств служебных взаимоотношений между организациями и гражданами.

Замечание 1

Некоторые правовые акты содержат признаки индивидуальной определенности, а также черты нормативности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: