Проблема человека и бытия в философии
Проблема человека в философии является достаточно сложной. С одной стороны, все содержание философии, все ее концепции и теории посвящены человеку и представляют собой размышление о нем, поскольку исходным посылом, мотивацией к философским размышлениям, является стремление отдельно взятой личности понять себя и определить свое место в мире. Из этого стремление вырастают философские дисциплины, такие как онтология, гносеология, аксеология и т.д. Каждая из этих дисциплин связана с размышлением о человеке, однако ни одна из них не рассматривает проблему человека непосредственно. Представления о человеке и его взаимоотношении с миром менялись постепенно, эволюционно в соответствии с развитием общества. Можно выделить три основных этапа развития взглядов на человека:
- космоцентрический,
- теоцентрический,
- антропоцентрический.
Космоцентрический этап включает в себя античную философию, а также философские системы востока. В его рамках человек не выделялся в качестве самостоятельной, особой сущности, он рассматривался как часть природы – космоса, такая же, как и другие ее части – животные, растения, природные явления, боги и т.д. Социальные, этические вопросы рассматривались через призму гармонического существования с миром, через познание природы, через которое человек мог познать самого себя.
С приходом монотеистических религий получает развитие теоцентрическая концепция человека. Человек вырывается из природы и противопоставляется ей. Человек рассматривается как творение бога, его продолжение и наследство в мире, а также как средство исполнения его воли. Жизнь человека приобретает глубокий духовный смысл, который резко контрастирует с реальными жизненными потребностями и противопоставляет духовное бытие физическому. При этом сам человек находится в несамостоятельной, зависимой позиции.
Наконец в эпоху Возрождения складывается новый взгляд на человека, отличительными чертами философии становятся гуманизм и антропоцентризм. Человек рассматривается как самостоятельная сущность, стоящая вне природы и независимо от высших сил. Человек становится сам творцом своей судьбы, источником активности невероятного могущества. За человеком признается способность открывать объективные закон функционирования окружающего мира и ставить их себе на службу, преобразовывать реальность.
Уже в девятнадцатом веке развитие получает такая специальная отрасль философии, как философская антропология. В ее центре находится извечный вопрос природы человека, соотношения в нем телесного и духовного, врожденного и социального. Благодаря эволюционной теории Дарвина животная природа человека становится очевидной, в своей биологической сущности он представляет собой такое же живое существо, как и любое другое, однако обладает особым, качественно отличающимся бытием, которое создает непреодолимый водораздел между человеком и прочими формами жизни.
Проблемы бытия человека
Важно понимать, что в истории философии проблема бытия носит отнюдь иной характер. Специфическая особенность данной темы в том, что наличные обстоятельства жизни человека выходят за рамки
Личность закрепляется в нетипичных, критических или словами философов пограничных ситуациях.
Бытие – это свобода человека, его наивеличайшее напряжение сил.
Отечественный философ В. Бибихин писал так: «Перелетные птицы каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь на тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время – и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведёт себя – прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное».
Но здесь возникает вопрос о том, разве человечество и так не находится на грани возможного выживания? Ответ очевиден – находится. Но если говорить об в контексте интерпретации бытия, то речь не идёт о каких-либо внешних условиях жизни. В силу того, что любую экстремальную ситуацию человек априори воспринимает с напряжением, мобилизуя для этого все свои внутренние резервы.
Предположим, что человек умирает. Силы его практически покинули. С биологической точки зрения он практически труп, он почти полностью потерял способность воспринимать жизнь.
А вторая ситуация такая: на смертном одре человек может почувствовать глубину собственной заброшенности и покинутости. Он способен понять, что его судьба мучительна и это приносит ему сильные душевные страдания. Именно так описывал предсмертное состояние Ивана Ильича Л. Толстой в одноименной повести.
Истинное бытие человека нельзя все обнять в его целостности. Это происходит потому, что оно расколото на куски. Личность появляется на свет определённого пола, либо мужского, либо женского, и уже это оказывает влияние на то, к чему будет устремлён человек, к реализации каких функций бытия. Кстати, об этом впервые заговорил ещё Платон. Человеческое существо очень далеко от того, чтобы представлять из себя абсолютное законченное единство в себе самом, но стоит заметить, что многие философы именно таким образом его себе представляли. В реальных условиях индивид находит в себе только относительное и фрагментарное единство. Даже, если представить ситуацию, когда индивид будет рассмотрен во всей его полноте самораскрытия, то он никогда не сможет достичь полноты бытия. Его предельная величина быть частичным проявлением бытия.
Человек нацелен преодолеть границы собственного существования, постоянно их расширять. Это характерно ему в различных проявлениях
Но важно учитывать тот факт, что большинство людей могут удовлетворить свои потребности в малой доле и не претендовать на исключительное существование, тем самым раствориться в недрах социальной анонимности, не предпринимая попыток познать истину бытия. В такой ситуации философы используют выражение: «… бытие ускользает, не проявляется
Жизнь мира драматична, полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал – жизни и смерти, добра и зла, свободы и рабства».
Первым, кто заговорил о верховенстве свободы был адепт европейской философии немецкий мистик и мыслитель Я. Бёме.
Н. Бердяев писал: «Быть может, впервые в истории человеческой мысли Я. Бёме увидел, что в основе бытия. лежит безосновная свобода, страстное желание ничто стать чем-то, тьма, в которой загорается огонь и свет. «
Формы человеческого бытия
Учитывая сложность и многогранность человека его бытие может рассматриваться одновременно с нескольких сторон, что порождает существование различных форм человеческого бытия:
- бытие в мире вещей,
- личностное бытие,
- бытие в социуме.
Бытие в мире вещей происходит на уровне человека как биологического существа – индивида. Как индивид человек принадлежит к миру вещей, к природе, также, как и любое другое живое существо. Он испытывает потребности и удовлетворяет их через взаимодействие с вещной окружающей средой потребляя ее ресурсы.
Личностное бытие складывается из существования человека как индивидуальности, обладающей уникальными психическими особенностями, системой идеалов и ценностей, а также активной позицией по отношению к окружающему миру, В отличии от прочих живых существ человек не только адаптируется к условиям среды, но и активно меняет ее приспосабливая под собственные потребности и взгляды. Как личность он выстраивает собственную индивидуальную историю жизни.
Бытие в социуме является наиболее характерным и определяет всю специфику человеческого бытия. В то время как все прочие живые существа обитают в непосредственной природе, человечество создало для себя природу вторую – культуру, искусственную информационно-материальную среду, в которую каждый человек интегрируется с момента своего рождения. Становления человека, именно как социального существа, субъекта деятельности и личности вне этой среды попросту невозможно, о чем свидетельствуют случаи детей-маугли, чье развитие остановилось на уровне индивида. В течении всей своей жизни человек находится в социальном окружении становясь частью чего-то большего – общества, общественного сознания, как динамического процесса осознания обществом самого себя.
Понятие бытия
Определение 1
«Бытие» — центральная категория философии, воплощающая представления о вечных и всеобщих основаниях мироздания.
Поиск подобных универсальных оснований возможно только в плоскости предельно абстрактного мышления, то есть отвлеченного от конкретных предметов и явлений, с которыми мы имеем дело в повседневной реальности.
С помощью категорий бытия формулируется основные идеи, стимулом к формированию которых служит последовательное осмысление проблемы существовании мира:
- мир есть, он существует в виде беспредельной и непреходящей целостности;
- равнозначность существования природного и духовного начал, индивидов и общества, хотя формы из существования различны само существование служит предпосылкой единства мира;
- благодаря объективной логике существования, а также развития мир (проявляющийся через свои различные формы) является совокупной реальностью, действительностью, являющейся первичной по сравнению с конкретными индивидами и поколениями людей.
Новое время
Философы Нового времени по-разному определяли качество и количество субстанций, из которых соткано бытие.
У Декарта это две субстанции-первоосновы — материя и сознание, у Спинозы — одна, имя которой Бог, у Лейбница бытие состоит из множества монад — духовных первооснов каждой вещи.
Материалисты (это кто?) сошлись на том, что единая первооснова мира — материя, из которой состоят все вещи и явления природы.
Эта позиция пришлась очень кстати, т.к. бурное развитие естественных наук не подразумевало существование никаких божественных вмешательств в объективно существующую природу.
Такой подход, когда бытие рассматривается как существование движущейся материи, развязывал руки ученым в построении научных теорий.
Знаменитая фраза материалиста Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, уравнивает бытие и объективную реальность. Исходя из этого утверждения, материя, т.е. та самая объективная реальность, первична, а сознание человека вторично и зависит от факторов реального существования.
Философам новейшего времени бытие интересно с антропологической точки зрения, как человеческое существование.
Хайдеггер противопоставляет бытие вещей и бытие человека, а подлинным бытием называет осознание своей свободы и конечности. Экхарт считает, что бытие — это самореализация человеческих возможностей.
Бытие у древних греков
В Древней Греции первым мудрецом, озаботившимся вопросом бытия, был Парменид Элейский, который утверждал, что подлинное бытие подвластно только мышлению. Оно неделимо и однородно, как гладкий шар, за пределами которого нет ничего, даже небытия.
*Парменид Элейский (около 540–470 гг. до н.э.)
Главные характеристики бытия у Парменида:
- Бытие есть, а небытия нет.
- Бытие едино и вечно, а поэтому неподвижно и неизменно. Все, что изменчиво и подвижно, всего лишь мнения.
- Бытие познаваемо.
Если у Парменида бытие неизменно, то Гераклит (около 544–480 гг. до н.э.), напротив, считал, что сущее находится в процессе постоянного становления.
Идеалист Платон (427–347 гг. до н.э.) соглашался с тем, что бытие вечно, неизменно и недоступно чувствам, но оно не едино, т.к. состоит из сущностей — нематериальных идей.
Платон противопоставляет бытию изменяющийся чувственный мир вещей и признает существование небытия, благодаря которому становится возможным познание бытия.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) логически завершил учения своих предшественников и в разговоре о бытии вывел на первый план отношения общего и единичного.
- Единичное существует здесь и сейчас и воспринимается чувствами.
- Общее существует везде и всегда и постигается умом.
В основе бытия лежат 4 причины:
- Формальная причина. Суть бытия, из-за которой всякая вещь такова, какова она есть.
- Материальная причина. То, из чего возникает каждая вещь.
- Движущая причина. Источник движения — неподвижная, но движущая сила. Так Аристотель понимал Бога. Движение — это универсальное свойство аристотелевского бытия, переход возможности существования в само существование.
- Целевая причина. Цель, ради которой вещь существует.
Средние века
Полтора тысячелетия средневековые трактовки бытия пытались с разной долей успеха примирить античное и христианское понимание этой категории.
Греки описывали бытие как нечто единое, определенное, познаваемое, а небытие, соответственно, как безграничное и непознаваемое.
Средневековые философы рассматривали бытие с точки зрения христианства, где самое что ни на есть правильное бытие — это Бог, но он-то как раз обладает безграничным, непознаваемым всемогуществом.
В основе многих средневековых толкований лежит идея, что бытие есть благо, а небытие — зло. К XV–XVI векам из-за открытий Коперника и Галилея приходится допустить мысль о бесконечности мира, и бытие начинает трактоваться как бесконечный процесс становления.
Категория бытия в философии
Философия изучает (как это?) наиболее общие принципы бытия, поэтому эта категория занимает центральное место в системе философских учений и за все века, начиная с Античности, обросла такими замысловатыми трактовками, что сам черт ногу сломит.
Бытие объединяет все объекты реального мира, несмотря на их, порой, глобальные различия. Все эти объекты ЕСТЬ. Попытки объяснить источник существования того, что ЕСТЬ, предпринимались и в мифологиях (как это?), и в религиях (как это?), и в первых древних философских учениях.
В Индии, например, это Брахма — бог творения, первоначальная священная сила, создавшая все сущее. В древнекитайской философии — Дао — первопричина и исток всех вещей.
*Древнеиндийский бог Брахма
Можно говорить о двух ипостасях бытия в философии:
- Чистое бытие (греч. on, род. падеж ontos, лат. ens) — предельно абстрактная категория. Это универсальная основа всего сущего, точка отсчета. Чистое бытие сравнимо с геометрической точкой — она не занимает пространства, но с ее помощью создается и определяется любое пространство. Как и точка, чистое бытие неделимо.
Бытие человека
Бытие как отдельного человека, так и человечества в целом отличается специфичностью, уникальностью. В данном бытии, наряду с общими сторонами, есть и особенные
В общефилософском учении о бытии важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует
Человек бытийствует прежде всего в природе. Это то общее, что связывает человека и окружающую природу. Ведь человек непосредственно существует как живой, конкретный индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела.
Значит, и в человеческом бытии, каким бы специфическим оно ни было первичная предпосылка — существование тела (существование в соответствии с законами жизни, циклами развития и гибели организмов, с циклами природы и т.д.), удовлетворение его по крайней мере совершенно необходимых (в этом смысле фундаментальных) потребностей. Без этого невозможно человеческое существование.
Непосредственное существование в качестве физического тела (хотя наделенного богатым психическим содержанием) определяет зависимость человека от законов, по которым существуют и развиваются все конечные, преходящие тела. Однако если данные законы влияют на развитие и существование тела, бытие человека ими определяется не полностью. Специфика человеческого существования состоит в том, что его появление ознаменовало возникновение в природе специфическом и уникальном относительном подчинении бытия человека его телу. Это проявляется в способностях человека к регулированию, контролированию своих фундаментальных потребностей, удовлетворению их не просто в соответствии с природными импульсами, а в рамках, которые задают общество, история, собственная воля и самосознание индивида. Многие из действий человека, которые мог бы детерминировать (и иногда детерминирует) своего рода эгоизм телесных импульсов и потребностей, очень часто основываются на других мотивах — духовно-нравственных, социальных.
Теорема 1
Существование людей мире не так однозначно и просто, поскольку они способны к особенно мощному (в том числе и пагубному) влиянию на мир и на самих себя. Но они так же способны к познанию собственного бытия и бытия как такового, испытыванию тревоги за «судьбу бытия». В силу данного обстоятельства человек и может, и должен понимать, что его роль в целостной системе бытия противоречива, что налагает на него большую ответственность. Наиболее полно и глубоко тема существования человека и все ее противоречия раскрыты в рамках философии экзистенциализма.