Введение
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Общественные блага возникали в различное время, можно проследить и хронологию их появления, при этом подтверждается один факт — развитие общественных благ шло одновременно с развитием государства. Не случайно П. Самуэльсон выделяет государственные или общественные блага, выражая тем самым их тождественность в своей концепции общественного блага была выдвинута в 1954 г.. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующими свойствами:
- неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;
- неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);
- невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
В своих трудах Самуэльсон также предпринял попытку определить оптимальное распределение ресурсов при наличии как частных, так и общественных благ. В данную совокупность он включает товары и услуги, которые «мы (представители общества, граждане) потребляем коллективно, с помощью государства» Управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
Блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности, как определенного человека, так и населения в целом. В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ: общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально и индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
Выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага. Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения. Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат.
Современные механизмы создания чисто общественных благ
В статье обсуждается одна из сложных проблем экономики: как в условиях лимитированного бюджета повысить показатель фондообеспеченности публичных библиотек, создать глобальную узнаваемость результатов исследований ученых, научных школ, активизировать международный научный обмен, академическое сотрудничество исследователей. Созданная институциональная структура сетевой экономики позволяет задействовать пять механизмов для решения проблемы, в том числе институциональные репозитории, порталы, журналы открытого доступа. В статье показаны основные тенденции дальнейшего развития современных институциональных структур.
Список используемой литературы
1.Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 345с.
2.Журавлева Г. П. Экономика: учебник для вузов /Журавлева Г. П., — Библиография: с. 552-553. — М.: Экономист, 2010. — 574с.
3.Пузиков О.С. Экономика /Пузиков О. С., Аксенов А. А., Иванов О. Е., Тузлуков О. Г.; под ред. Ю. Ф. Симионова. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 480с.
4.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: учебник для вузов /Сидоров В.А. — М.: Элит, 2012. — 528с.
5.Тарасевич Л.С. Экономика: учеб. для вузов /Тарасевич Л.С., Гребенников П.И. , Леусский А. И. — М.: Юрайт, 2012.- 288с.
6.Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. — М.: ГУ ВШЭ, 2011. — 367 с.
7.Янова В.В. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов/Янова В. В., Янова Е.А.- М.:Эксмо, 2013. — 512с.
- Технология разработки государственной программы
- История развития менеджмента как науки
- Менталитет и система управления в России
- Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономической теории
- Методика обучения двигательным действиям
- Система Кайдзен
- Открытая экономика. Показатели степени открытости экономики.
- Приёмы и методы стимулирования внимания и интереса аудитории
- Пути повышения производительности труда в организации
- Слово о законе и благодати
- Основы парламентского права
- Президент Российской Федерации
Определение оптимального объема производства блага
При производстве общественных благ государство, как было отмечено выше, опирается на принцип эффективного использования ресурсов. Реализация данного принципа позволяет определить оптимальный объем общественного блага, который требуется произвести в конкретный временной период.
Оптимальный объем общественного блага определяется по формуле:
MSB (Qs) = МС (Qs), где:
- MSB (Q,s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs;
- MC(Qs) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs
Графически оптимальный объем общественного блага может быть представлен следующим образом:
Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
График демонстрирует объем производства общественного блага, при котором предельная общественная полезность использования этого блага соответствует предельным издержкам на его создание. Таким образом, происходит эффективное использование ресурсов в производстве общественных благ.
Однако, при нахождении оптимального объема производства общественного блага возникает проблема фрирайдера. Она связана с тем, что потребление общественных благ характеризуется желанием потребителей избежать платы за их использование. Потребители ориентируются на то, что благо ориентировано на общее потребление, а не на частное. Потому, она будет произведено в любом случае, даже если, один из потребителей не будет за него платить. В этом случае, государство применяет различные механизмы, методы, позволяющие решить данную проблему, т.е. оказать воздействие на фрирайдеров и минимизировать их количество. Также, государство занимается регулированием производства в отраслях, имеющих потенциал развития монопольной власти.
В решении проблемы фрирайдера государство может передать права по созданию общественных благ в частный сектор, в случае, если ему не удается самостоятельно разрешить данную проблему.
Рисунок 3. Проблема обеспечения производства эффективного объема чистого общественного блага. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Понятие и признаки
Как-то недавно мы говорили про нематериальные блага. Также блага бывают частными и общественными. Собственно все они расположены на своеобразном спектре от «частного» полюса к «общественным».
Общественными благами называют те товары, услуги и продукты, которыми могут пользоваться неограниченно все индивиды, и производятся обществом или государством. Эти вещи совсем не то, что частные блага: хотя производитель и несет затраты производство таких благ, ими могут пользоваться все люди.
Рассмотрим интересные признаки таких благ. Первый из них — признак «неисключаемость» потребителей — то есть невозможно кому-то ограничить доступ к этой вещи. Например, парк. Его нужно содержать, но гулять в нем может кто угодно: от респектабельного бизнесмена до бомжика.
Отсутствие соперников. В самом деле — при потреблении общественных благ отсутствует конкуренция за их обладанием. К примеру, едете вы на велосипеде по дороге. Дорога при этом и есть коллективное благо: по ней тут же ездят тракторы, машины, другие велосипедисты. Конечно есть водятлы, которым мало дороги, но их, я искренне надеюсь, меньшинство.
Неделимость общественного блага означает, что потребитель не может как-то регулировать объем потребленных вещей. К примеру, государство нам предоставляет услугу защиты от внешних врагов, которые спят и видят, как бы нашу страну раскромсать на полузависимые государства. Так вот все россияне пользуются этим благом. При этом невозможно определить его объем: какие армии конкретно сейчас задействованы для обороны России, в каком количестве? Сколько установок «Искандер» хранят спокойный сон наших вечно чем-то недовольных граждан? Вот кто бы знал?
Территориальная ограниченность потребления общественных благ. Это означает, что его потребителями могут быть представители данного сообщества граждан, которое занимает некую территорию. Хотя производить такие блага может вообще другое сообщество.
К примеру, существует международное сообщество, которое обязало развитые государства внедрять экологически очистительные сооружения. Понятно, что, к примеру, жители Германии пользуются данным благом: дышат чистым воздухом, пьют чистую воду, гуляют на чистых улицах, живут в домах из экологически чистых материалов. Лепота!
Про Россию, я, понятно, молчу — у нас только, к сожалению все на бумаге, а не в реале.
В итоге, можно сказать, что существование общественных благ — пример несовершенного рынка, когда для их реализации требуется вмешательство государства.
Основные характеристики общественных благ
Общественные блага – это блага, доступные для потребления всеми гражданами общества в необходимом количестве.
Общественные блага ориентированы на потребление всеми членами общества. Они создаются в необходимом количестве, достаточном для удовлетворения тех или иных социальных нужд и потребностей.
Основными свойствами общественных благ являются:
- неизбирательность потребления. Это свойство означает отсутствие конкуренции в получении того или иного общественного блага. При любых объемах потребления общественного блага одним из потребителей не снижается его доступность для других потребителей;
- неисключаемость потребления. Это свойство обеспечивает доступность благ для всех желающих. Общественные блага являются доступными для всех граждан независимо от их финансовых возможностей и иных ограничений. Полное лишение потребления общественных благ определенных граждан, практически, невозможно.
Общественные блага, также как и частные, могут быть чистыми или нечистыми. Чистые общественные блага характеризуются полнотой проявления свойств неизбирательности и несиключаемости. Чистое общественное благо является, как правило, теоретическим допущением. Это же касается и чистого частного блага. Огромное количество благ по названным характеристикам находятся в промежуточном состоянии.
К примеру, благо может быть неизбирательным в потреблении только в том случае, когда число его потребителей не превышает некоторой величины. Если благо потребляется большим количеством лиц, то неизбирательность не может проявляться в полной мере. Происходит снижение степени полезности этого блага для потребителей и благо приобретает перегружаемый характер, т.е. наблюдается перегрузка его потребления. Перегружаемость потребления общественного блага негативно сказывается на всех граждан, которые его потребляют.
Неполноценно может быть реализована и неисключаемость общественного блага. Достаточно часто встречаются общественные блага, на которые легко назначить цену и проследить за тем, чтобы она вносилась всеми, кто эти блага потребляет.
Таким образом, потребление общественного блага сохраняет свойства чистого блага до наступления определенных лимитов его потребления. Переход за установленный лимит обуславливает снижение полезности блага, нехватку его объемов для полноценного удовлетворения потребностей всех граждан. Предельные издержки на каждого следующего потребителя, который выходит за лимиты потребления блага, становятся выше 0, а предельная полезность блага сокращается.
При наличии у чистых благ свойств неделимости происходит рост возможностей потребления благ в необходимом объеме. Для чистых общественных благ характерна неисключаемость в потреблении. Они приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках.
Следует отметить, что общественные блага, также как и частные, имеют свою цену. Если частные блага приобретаются потребителями напрямую у производителей благ (или через реализаторов), то оплата общественных благ происходит посредством уплаты налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Налоговые платежи формируют доходную часть бюджета, которая подлежит расходованию по различным направлениям: национальная оборона, правопорядок, образование, здравоохранение, экология, культура и т. д. Таким образом происходит перераспределение средств в обществе для обеспечения полноценного развития всех граждан, формирования благоприятной среды их жизнедеятельности.
Особо значимым является наличие принципиальной разницы между чистым частным и чистым общественным благом. Эта разница проявляется в том, что в силу конкурентности потребления частных благ может возникнуть их нехватка, т. е. они не будут приобретены не вследствие отсутствия финансовых средств, а вследствие отсутствия предложения данных благ. С чистыми общественными благами такого произойти не может. Они производятся в том объеме, который необходим для удовлетворения спроса на них. Их количество является достаточным для приобретения всеми гражданами в тот или иной временной период.
Национальная оборона
Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.
Виды
Чистые общественные блага — существуют только в теории, они обладают всеми вышеназванными признаками этой категории вещей. Собственно, поэтому примеров нет. Почему не существуют эти блага в реальности? Ну смотрите: вы видите, как в парке люди гуляют, пользуются общественным благом, вы видите, что они реально наслаждаются погодой и парком. Но при этом — все лавочки в парке как назло заняты, а вам приспичило посидеть. Поняли?
Смешанные блага — представляют собой основную массу реально существующих общественных благ. Смешанные блага в свою очередь подразделяются на перегружаемые и переполняемые. Думаю, понятно, что те же парки и общественные места могут переполниться.
Локальные —это такое общественное благо, объем предоставления которого ограничен жителями данной территории.
Например, в одном регионе России лучше дороги, лучше благоустройство, выше зарплаты, люди добрее, качественнее товары, лучше и чище вода, выше уровень санитарных условий, лучше бесплатная медицинская помощь чем в другом. При этом тем гражданам, которые приедут в этот регион — доступ к этим благам будет стоить дороже.
Примеров масса. Вот, например, известно, что Россия делится на москвичей и всех остальных. Да и сами москвичи — на коренных и приезжих. Ну, к примеру, коренной москвич, живот в шаговой доступности от метро (ценное общественное благо), в квартире, которая уже стоит около 20 — 30 миллионов рублей, которая ему досталась в наследство. При этом он пользуется всеми благами мегаполиса.
А приезжий — должен покупать жилье в глубоком пригороде за МКАДом, ездить на электричке до метро, а потом на метро до работы, платить за то, что коренному жителю столицы обходится бесплатно! Ну, а о туристах я вообще молчу!
Клубные — это такие общественные блага которые имеют ограниченный доступ, но люди потребляют его совместно. Например какой-нибудь поселок на землях ИЖС. Тут каждый имеет свой коттедж, выход на речку, охрану, высокий культурный и интеллектуальный уровень соседей (есть, о чем поговорить), доступ к совместному, коллективному досугу: фестивали, танцы, театральные постановки и пр.
С юридической точки зрения такие клубные потребители могут быть организованы в потребительские кооперативы. Например, жилищные кооперативы. Однако вступление в такие потребительские сообщества — всегда добровольны, хотя и предполагают затем периодические платежи.
Еще примером клубного общественного блага может быть профсоюз на работе. Ты можешь в него вступить, платить по какому-то проценту от зарплаты, за это тебе могут оплатить путевку в отпуск, а детям — путевку в лагеря, на Новый год дарят подарки от профсоюза и все такое прочее.
Также для реальности характерно ограничение правила исключаемости потребителей. Например, все могут смотреть телевизор, но существует кабельное телевидение за дополнительную плату. То же самое как существуют платные дороги и пр.
Также среди общественных благ выделяют такой интересный вид, как достойные и недостойные блага. Достойные — это такие, которые обществом предоставляются, но индивиды в силу так называемого суверенитета потребителя — не слишком их используют. Поэтому общество должно способствовать усиленному потреблению этих благ.
К таким достойным благам можно отнести: бесплатное образование, театры, оперы и пр. Ну кто реально в школе учится? Да единицы. Остальные отсиживают свое бесплатное школьное образование.
В свою очередь недостойные блага — те, потребление которых надо ограничивать. Например, потребление алкогольной продукции и пр.
Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» рынка
«Провалы» рынка
«Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма.
Существуют четыре «провала» рынка:
- абсолютная монополия;
- внешние эффекты;
- общественные блага;
- ассиметричная (несовершенная) информация.
Асимметричная информация – это неодинаковые сведения, которыми располагают стороны, участвующие в рыночной сделке, в результате чего редкие ресурсы общества распределяются неэффективно.
Во всех случаях «провалов» рынка на помощь приходит государство. Для решения вопросов с абсолютной монополией оно проводит антимонопольную политику. Оно контролирует производство для устранения отрицательных экстерналий в случае, когда рынок не справляется с ними. Государство помогает участникам рынка преодолеть ассиметричную информацию.
«Провалы» государства (от английского government failure) – ситуации, при которых правительство не может создать оптимальное распределение общественных ресурсов.
«Провалы» государства:
- проблема информации;
- проблема поиска ренты;
- ограниченность контроля над бюрократией;
- несовершенство политического процесса;
- несовершенство принимаемых решений, последствия которых нужно контролировать.
Информационная проблема государственного управления экономикой обусловлена тремя группами причин.
Во-первых, причинами технического характера – сложностью сбора и переработки больших объёмов информации.
Во-вторых, причинами формально-логического характера – неполнотой информации и несовершенством формально-логических прогнозов.
В-третьих, влиянием человеческого фактора – умышленным искажением информации и введением в заблуждение государственных органов с целью использовать это в частных интересах.
Проблема поиска ренты. Усилия индивидов, предприятий, организаций, направленные на получение исключительных преимуществ с помощью государства, называются поиском ренты. Теория поиска ренты, разработанная Р. Толлисоном, Дж. Бьюкененом, Д. Коландером и другими учеными, утверждает, что издержки государственного вмешательства связаны с отвлечением ресурсов на непроизводительную деятельность частных агентов, направленную на то, чтобы получить ренту, порожденную государственным вмешательством.
Несовершенство политического процесса – это логроллинг, манипуляция голосами, лоббизм принимаемых решений.
Логроллинг – это практика «торговли голосами» среди членов законодательных органов.
Деятельность государства направлена на развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пенсии, пособия и т.д. Государственные расходы во всех развитых странах имеют тенденцию к росту.
показать содержание
Частные блага и их свойства
Ч
астные блага – это блага, ориентированные на индивидуальное потребление.
Частные блага приобретаются отдельными потребителями по своему желанию и усмотрению. Количество и видовое разнообразие частных благ зависит от бюджетных возможностей конкретного потребителя, а также определяется его интересами и предпочтениями.
Каждая единица частного блага подлежит оценке, т. е. может быть куплена и продана в силу своих полезных для конкретного потребителя свойств. При этом частное благо для одного потребителя не всегда может нести ту же степень полезности и вообще быть полезным для другого потребителя. Производство и потребление частного блага не создает положительных внешних эффектов для третьих лиц. Однако производство и (или) потребление некоторых частных благ на деле сопровождается внешними эффектами для лиц, не являющихся покупателями или продавцами этого блага. Это могут быть и положительные и отрицательные эффекты.
Основными свойствами частных благ являются:
- избирательность потребления. Это означает наличие конкурентности в потреблении таких благ. Если блага потребляются одним лицом, то это исключает возможности потребления этого же блага другими лицами;
- исключаемость благ. Это свойство означает возможность исключения из числа потребителей тех, кто не приобретает и не потребляет их, а также, недоступность благ для определенных потребителей в силу отсутствия у них финансовых ресурсов на их приобретение;
- оплата и потребление частного блага реализуются одним лицом;
- возможность продажи каждой единицы чистого частного блага.
Важно отметить, что частные блага бывают чистыми и нечистыми. Чистым частным благам присущи все указанные свойства
Они проявляются у них в полной мере. У нечистых частных благ рассмотренные свойства могут проявляться не в полной мере.
Переосмысление понятия общественных благ в цифровую эпоху
Распространение цифровых технологий влияет на широкой спектр экономических процессов и явлений. Так, цифровизация ставит новые вопросы относительно сущности общественных благ. Цель работы рассмотреть сущностные аспекты понятия общественных благ в цифровую эпоху. Объект исследования — процесс интеграции общественных и цифровых благ. В статье показано, что трансформационные процессы, происходящие в экономике, оказывают влияние на определение сущности понятия «общественное благо». Определяющее значение в этом смысле имеют возрастающие роль и значение цифровых благ. В работе рассмотрен вопрос соотношения понятий «цифровое благо» и «общественное благо». Также в работе рассмотрены тенденции трансформации роли государства как поставщика общественного благ. Для цифровой эпохи характерна возрастающая значимость многих цифровых и нецифровых общественных благ. Вместе с возможностью создания цифровых общественных благ пользователями, подключенными к сети Интернет, встает вопрос и о роли государ…
Примеры общественных благ
Из всего вышесказанного может показаться, что общественными благами являются только государственные услуги. Действительно — само государство — нормальная такая услуга, которая дает нам: «бесплатное» школьное образование, дороги, освещает улицы, защищает нас от внешних вражин…. И чем больше таких социальных благ, тем вернее такое государство мы может назвать социальным.
К примеру, я знаю, что во многих высокоразвитых государствах каждое утро можно бесплатно затарится продуктами. И те, кому действительно тупо нечего есть — с голода точно не умрут. В Венгрии, Чехии в городах оборудованы точки тепла, где любой бомжик (или обычный гражданин) может согреться и поесть жаркого бесплатно.
Во многих государствах пособие по безработице такое, что можно вообще не работать. К примеру, в Канаде оно составляет без малого 500 долларов в месяц (или в неделю — не помню). Словом — захочешь — не помрешь.
Между тем общественными благами называются не только какие-то государственные услуги. Социальные сети, Youtube, бесплатные сервисы в Интернете: бесплатная почта, виртуальный диск на 30 гигабайт, бесплатные онлайн редакторы документов…, всего и неперечесть. Такие общественные блага предоставляют такие корпорации как Google Inc., ООО «Яндекс» и другие.
Поделиться в соц. сетях
Особенности потребления общественных благ
Доступ к общественным благам условно не ограничен. На объем их потребления влияют границы, которые определяют пределы производства и потребления. Границы ограничивают объем производства, потребление и распределение благ. В зависимости от территориальных ограничений выделяют следующие виды общественных благ:
- Международные. Доступ к ним не ограничен юридическими государственными границами. Это могут быть результаты научно-технического прогресса, проводимые совместными усилиями стран мероприятия экологического характера. Распределение и производство благ на мировом уровне сталкивается с трудностями формирование ресурсов. Только при согласованности действий отдельных государств можно достичь положительного общественного эффекта на этом уровне.
- Национальные. Блага производятся в пределах национального хозяйства, а за их качество и распределение отвечает государственная власть. Масштаб распространения четко ограничен границами страны.
- Местные. Потребление благ осуществляется в пределах муниципального образования или региона. Доступ к нему ограничен условными территориальными границами. Это может быть уборка мусора, посещение городских парков, кинотеатров и так далее.
При выпуске и потреблении общественных благ достаточно сложно организовать контроль над ними. Государству практически невозможно отследить, что каждый гражданин смог получить доступ к качественному товару или услуге. Для того, чтобы урегулировать этот вопрос используются социальные стандарты, в которых устанавливается объем и качество блага.
Еще одной проблемой является «эффект безбилетника», когда индивид любыми способами избегает необходимости оплачивать свой доступ к благу. Недостаточность финансирования сказывается на качестве благ, возможности их улучшения. Показатель реального спроса на благо занижается. При уменьшении количества потребителей повышается точность расчета расходов, приходящихся на каждого индивида при получении доступа к благу.
Замечание 2
Общественные блага неделимы. Они не могут быть реализованы частями. Каждый пользователь блага получает равный к нему доступ, либо применяет его в полном объеме.
Заключение
В настоящее время общественные блага являются важным элементом экономикии социальной политики.
Обеспечение производства общественных благ — первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности соответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ. В экономических отношениях по производству общественных благ проявляется противоречивый характер взаимодействия национальных и частных интересов. Наряду с частными интересами обособленных субъектов (индивидов) объективно действуют интересы тех социальных общностей, групп, слоев и территорий, членами которых являются эти субъекты. В национальных интересах интегрируются интересы всех членов общества.
В заключение следует отметить, что в любом обществе целью государства является обеспечение населения общественными благами. Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применяет в интересах граждан внеэкономические методы в производстве общественных благ. Для этого государство производит блага коллективного пользования- такие, как защита от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами и т.д.