Актуальные этические проблемы
Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.
Одна из основных проблем, стоящих особенно остро – это неравномерность распределения ресурсов на планете. В то время как демографический взрыв характерен для одних стран, мировые ресурсы находятся во власти других государств. Меняются ценности людей, растет склонность заменять духовную сферу вещизмом. Само понимание смысла жизни человека изменяется.
Современные этические проблемы таковы:
- терроризм, являющийся следствием глобализации;
- создание общей основы для развития разных культур – идеи ненасилия и демократизации общества;
- виртуализация процессов коммуникации;
- проблема информационной безопасности.
Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.
Этика – наука, изучение которой важно в наше время. Зародившаяся много столетий назад, она способна пролить свет на проблемы мира и человеческой души, научить следовать моральному закону и соблюдать нравственные принципы
Некоторые учения в этике ХХ века
Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.
I.Экзистенциализм («философия существования») выдвинул теоретический тезис: существование предшествует сущности. Применительно к бытию человека это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не бывает завершенной.
Для Альбера Камю, французского писателя и философа, исходной стала тема абсурдности человеческого бытия, всесторонне рассмотренная в эссе «Миф о Сизифе». Абсурдны катастрофы этого мира, но не менее абсурдно наше повседневное, обыденное существование. При таких обстоятельствах человек закономерно должен задаться вопросом о том, не следует ли покончить с собой. Ответ Камю на этот вопрос отрицательный: самоубийство только увеличивает абсурдность происходящего. Наше положение в мире подобно положению Сизифа, катающего тяжелый камень жизни без надежды когда-либо достичь результата. Пока Сизиф проклинает богов, принудивших его к этому бессмысленному труду, и надеется, что ситуация изменится, боги смеются над ним. Надо достичь абсолютной ясности в понимании своей участи и перестать надеяться, тогда катание камня станет делом самого Сизифа, оно наполнится смыслом, благодаря его собственному усилию, он изменит отношение своего сознания к происходящему. Судьба человека, как и Сизифа, трагична, он должен этически мужественно ее принять и вопреки всему лично настаивать на том, что моральные ценности (в частности, смысл жизни) возможны.
Ж.П.Сартр полагал, что человек в принципе ведет неподлинное существование, он «заброшен в мир», чуждый его сокровенным чаяниям. В неподлинном мире подлинность существования человек обретает лишь, совершая выбор. Однако все традиционные опоры морального выбора (семья, религия, общество) утратили свое значение, индивид оказался «брошенным в свободу». Именно «граничные ситуации» (ситуации на грани жизни и смерти) наиболее ясно выявляют наше подлинное «я». Выбор в них совершается абсолютно индивидуально, на свой страх и риск, без гарантий морального одобрения. Абсолютно свободный человек несет всю ответственность за свои поступки и их последствия. Такая глобальная ответственность делает человеческое существование полным Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая поступки, избранные в качестве нравственных, человек не может надеяться на успех, и все-таки должен их совершать, чтобы обрести подлинность существования.
Этика как предмет профессиологического анализа
Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.
Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.
Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.
Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.
Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.
Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.
Профессиональная этика
Это термин, который означает совокупность правил поведения людей в некой социальной группе или систему профессиональных моральных норм в трудовой деятельности. Обеспечивает нравственное направление во взаимоотношениях, и связана с его профессиональной деятельностью, а также отношение человека к своей профессиональной функции и долгу службы.
Профессиональная этика в политике
Вопрос об этике государственной службы связан с поведением государственных служащих. Эти люди должны действовать в соответствии с этическими стандартами, проявляя моральные ценности, такие как добросовестность и другие принципы, необходимые для благоприятной жизни в обществе.
Когда человек избирается на государственную должность, общество доверяет ему и надеется, что он выполнит этические стандарты. Таким образом, этот человек должен оправдать доверие и выполнять свою функцию, следуя определённым ценностям, принципам, идеалам и правилам.
Аналогичным образом государственный служащий должен содействовать социальному равенству, борьбе за создание рабочих мест, развитию чувства гражданства и укреплению демократии.
С этой целью он должен быть готов к осуществлению политик, которые приносят пользу стране и обществу в социальной, экономической и политической сферах.
Человек, который выполняет государственную должность, должен уметь стратегически мыслить, внедрять новшества и сотрудничать, учиться и отучаться, если это необходимо, разрабатывать более эффективные способы работы.
Случаи коррупции в рамках государственной службы являются примером неэтичного поведения в этой сфере.
Предпринимательская этика
Предпринимательская деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность граждан, имеет правовые, моральные и этические нормы и правила поведения, несоблюдение которых может привести предпринимателя к отрицательному исходу.
Правовые предписания для предпринимателей и компаний определяются издаваемыми законами и их неосуществление может обратиться тяжкими последствиями, вплоть до лишения свободы ответственных лиц и банкротства.
Из-за этого очень важно для предпринимательского сообщества не только принятие законов государством, которые регулируют деятельность предпринимателей, но также и развитие правовой культуры
Медицинская этика и деонтология
Медицинская деонтология (или медицинская этика) изучает этику в медицине, правила и нормы поведения медицинских работников, их взаимодействие с коллегами и пациентами.
В России существует такое понятие, как «деонтология» — учение о человеческом долге перед другими людьми и обществом, которое состоит в том, чтобы у медицинских работников было надлежащее поведение, содействующее наилучшим условиям для поправки пациента.
В русский язык словосочетание «медицинская деонтология» ввёл в 1944 году хирург Н. Н. Петров (заменив термин «врачебная этика»), чтобы распространить принципы врачебной этики и на медицинских сестёр.
Деонтологическая этика (или деонтология) происходит от сложения двух греческих слов δέον+λογία (деон + логос), которые означают благопристойный + слово.
Полностью слово «δεοντολογία» в греческом языке обозначает «этика». Таким образом, когда мы используем словосочетание «деонтологическая этика», мы говорим одно и то же дважды. Поэтому правильнее было бы говорить только «деонтология» либо «деонтологический кодекс».
Профессиональная этика юриста
Юридическая этика — это учение о требованиях нравственного, этического и морального характера людей, работающих в юридической сфере.
Частью юридической этики могут быть такие качества, как: честность и добросовестность, а также сознание обязанности поддержания правовых норм для блага общества.
Также эта наука касается таких тем, как требования к поступкам в юридической практике и в их культуре.
Профессиональная этика юриста — это сформировавшийся ряд этических правил, указаний, кодексов, учений и теорий о надлежащем поведении юриста, а также о его обязанностях перед обществом и нравственных качествах.
Норма права фиксируется законом, а нормы морали формируются общественной духовностью и не закрепляются как обязательные. Таким образом, нормы этического и морального поведения в юридической этике не считаются прямолинейным предметом.
Учения об этических нормах рассуждают о таких темах, как вопросы нравственности, справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и достоинстве, о добродетелях и многих других. Эти понятия зачастую невозможно просто записать в сборник указов и правил поведения человека.
Нормативная этика
Нормативной этикой является изучение этических действий. Именно эта ветвь этики в философии исследует множество вопросов, возникающих при рассмотрении того, как следует действовать с моральной точки зрения. Нормативная этика отличается от метаэтики тем, что исследует стандарты правильности и неправильности действий, не касаясь логической структуры и метафизики нравственных факторов. Нормативная этика также отличается от описательной, поскольку последняя является эмпирическим исследованием моральных убеждений людей. Иными словами, описательная этика была бы связана с определением того, какая доля людей считает, что убийство всегда является злом, в то время как нормативная касается лишь того, правильно ли вообще придерживаться такого убеждения. Следовательно, нормативная этика иногда называется предписывающей, а не описательной. Однако в некоторых версиях метаэтической точки зрения, к примеру в нравственном реализме, моральные факты одновременно являются описательными и предписывающими.
Традиционно нормативная этика (также известная как моральная теория) заключалась в изучении того, что делает действия правильными и неправильными. Эти теории предлагали всеобъемлющий моральный принцип, к которому можно было обратиться в решении сложных нравственных дилемм.
На рубеже 20-го века моральные теории стали более сложными и больше не касались только правдивости и неправильности, но интересовались многими различными формами морали. В середине века изучение нормативной этики уменьшилось, так как метаэтика стала более актуальной. Этот акцент на метаэтике был частично вызван интенсивным лингвистическим фокусом в аналитической философии и популярностью логического позитивизма.
Классификация этических ценностей
По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:
- основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
- частные – ценности-добродетели.
Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:
- Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
- Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
- Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.
Этика в современном мире
Современная мораль сталкивается с новыми реалиями. Во-первых, произошло значительное расширение сферы публичной морали. Во-вторых, были сформулированы специфические требования к отдельным группам граждан, что отобразилось в создании профессиональных и трудовых кодексов. В-третьих, глобализационные тенденции также оказали влияние на вопросы морали и этики.
Видоизменила этику и такая тенденция современности, как гендерное противостояние.
Ученый А. Гусейнов сформулировал произошедшие изменения так: раньше цивилизация подвергалась критике со стороны морали, а в современном мире критиком выступает уже цивилизация.
Традиционный список добродетелей в современном мире должен быть расширен.
На изменения в сфере этики оказали влияние и другие науки: медицина, биотехнологии.
Краткая история этики
Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции
Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?
В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.
В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.
Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.
Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.
Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.
Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.
Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.
Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.
Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.
В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.
Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.
Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.
Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.
Понятие и предмет этики
Этика — учение о добре и зле
Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»).
Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом. Но с развитием общества сюда добавили изучение:
- добра и зла,
- дружбы,
- сочувствия,
- самопрожертвования,
- смысла жизни.
Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.
Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют
Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:
Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.
В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:
- Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
- Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
- Проблема свободы воли;
- Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.
Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Главный вопрос этики как практической философии
Главный вопрос этики – это определение того, как можно оценивать поведение индивида, что делает поступки человека правильными либо неправильными в глазах общества.
Поведение человека определяется как совокупность действий, поступков и отношений, обусловленных наличием у него определенных ценностей. Тем самым этика есть наука о моральных ценностях. В философии ценность это категория, которая обозначает значимость чего-то для субъекта и формирует способность человеческого сознания оценивать феномены окружающей среды.
К моральным нормам относят общественные установки, которые на практике становятся конкретными представлениями о добре и зле. В истории складываются социальные регуляторы, которые позволяют формировать то или иное поведение. К ним относят:
- право и мораль;
- этикет и ценностные установки;
- приемлемые формы взаимодействия.
При этом общество осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь сбалансировать индивидуальные и коллективные интересы. Категории добра и зла стали центральными в этике, они выступают критерием оценочного суждения об окружающем мире.
Определение 1
Этика – это раздел гуманитарного знания, предметом которого является мораль, а объектом становятся человеческие отношения. Центральная проблема этики – это соотношение Добра и Зла. Этика позволяет найти ответы на вопросы о происхождении морали и долга.
Как «практическая философия» этика исследует проблемы моральной свободы и ответственности, а также морального выбора, моральной оценки, смысла жизни и конфликта.
Этика призвана формировать самосознание личности и вырабатывать такие моральные качества, как человечность, патриотизм, гражданственность.
Этические знания являются теоретической основой культуры общения людей на всех уровнях. Этические знания передаются из поколения в поколение, каждый человек воспринимает их либо как основу действий и поведения или как комплекс нравственных ориентиров. Не все этические знания воспринимаются людьми адекватно, поэтому уровень развития этического восприятия у всех людей может быть абсолютно разным.
Этика как наука
Этика – это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность, и существует она как наука уже более 20 веков.
Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики. Он же назвал словом «этический» группу людских добродетелей и создал от него существительное «этика» для определения науки, что учит (на практике) добродетели, морали и нравственности.
Основные проблемы этики:
- смысл жизни и назначение человека;
- критерии добра и зла, добродетели и пороки;
- долг человека и сочетание с его желанием счастья;
- свобода воли.
Никомахова этика
«Этика Никомаха» или «Никомахова этика» — это книга, написанная Аристотелем, которую, по одним источникам, он посвятил своему отцу, чьё имя было Никомах, по другим — сыну, которого звали также (по словам Виктора Канке, книга, по всей видимости, была посвящена его сыну).
Это самая важная работа Аристотеля по этике. Она состоит из десяти книг, где Аристотель как отец, который обеспокоен образованием и счастьем своего сына, также стремится заставить людей задуматься о своих действиях.
Таким образом, ставя разум выше увлечений, ища индивидуальное и коллективное счастье, потому что человек живёт в обществе и его поведение должно иметь в виду общее благо.
В аристотелевских работах этика рассматривается как часть политики, которая предшествует самой политике и связана с человеком, в то время как политика уже изображает человека в его социальном аспекте.
Для Аристотеля вся практическая рациональность направлена на достижение какой-то цели или же добра, в то время как этика направлена на то, чтобы установить конечную высшую цель, которая находится превыше всего, оправдывает всё остальное и пытается понять, как её достичь.
Эта высшая цель — счастье, и речь идёт не об удовольствиях, богатствах или почестях, а о добродетельной жизни, и добродетель эта находится между крайностями и достигается только теми, кто проявляет осмотрительность.
Когнитивные и некогнитивные теории
Исследования того, что мы знаем об этике, делятся на когнитивизм и нонкогнитивизм. Последняя теория означает мнение, что, когда мы судим о чем-то нравственно правильном или неправильном, это не является ни истинным, ни ложным. Мы можем, например, только выразить наши эмоциональные чувства по поводу этих вещей. Когнитивизм можно рассматривать как утверждение, что, когда мы говорим о правильном и неправильном, мы говорим о фактах. Философия, логика, этика — неразрывные понятия, с точки зрения когнитивистов.
Онтология этики относится к ценностям или свойствам, то есть к предметам, на которые ссылаются этические положения. Нонкогнитивисты считают, что этика не нуждается в конкретной онтологии, поскольку этические положения к ней не относятся. Это называется антиреалистической позицией. Реалисты, с другой стороны, должны объяснить, какие сущности, свойства или положения имеют отношение к этике.
Вам будет интересно: Третья промышленная революция: понятие, автор концепции, основы и результаты
Задачи этики. Метаэтика. Биоэтика
В связи с этим перед этикой стоит две актуальные задачи:
- нравственно-воспитательная;
- познавательно-просветительская.
Следствием стало обособление двух дисциплин: нормативной этики и теоретической этики, которая направлена на исследование морали. Предметом и объектом теоретической этики является происхождение и историческое развитие, а также закономерности функционирования, социальные и другие аспекты морали.
В основе теоретической этики лежат знания, идеи, концепции со стороны научного познания морали. Этика не является единственной наукой, предметной областью которой становится мораль. Мораль изучается социологией и социальной психологией. Психология личности занимается изучением физиологической основы морали.
Логика и лингвистика исследуют мораль, формы, правила нормативно – этической логики. Подобные науки также внесли существенный вклад в развитие этики. Результаты их исследований положены в основу теоретической этики, обобщены и использованы ей. Таким образом, этику можно назвать комплексной дисциплиной и областью знаний, которая имеет колоссальное практическое значение.
Существует такая область знаний, как метаэтика. Она является направлением аналитической этики, внутри которой проводится анализ самой этики, как научной дисциплины. Предмет и задачи метаэтики как науки представляют собой исследование вопросов о предмете, структуре, назначении этики в словарях, справочниках, учебниках.
В свою очередь нормативная этика ищет принципы и регуляцию поведения человека, устанавливающего критерии оценки нравственности и добра, а также правила, которые могли бы выступать в роли обобщающего принципа, образца для всех случаев в жизни людей.
Определение 2
Цель нормативной этики – это поддержание внутри общества базовых нравственных ценностей, формирование адекватных норм поведения при возникновении стандартных жизненных ситуаций. Этот раздел этики ведет к правильному применению аргументов, доводов, доказательств.
Положения морали становятся видом разумных рассуждений, которые могут превратиться в спектр внутренних чувств, мотивирующих поведение личности. Для того, чтобы эти постулаты приобрели статус нормативных положений, в этике были сформированы такие направления как: утилитаризм, деонтология и пр.
Определение 3
Деонтология – это учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.
Еще одно направление этики – биоэтика. Биоэтика представляет собой учение о нравственной стороне деятельности человека в сфере медицины и биологии. Биоэтика рассматривает все этические проблемы взаимоотношений между врачом и пациентом, а также нравственную сторону различных неоднозначных ситуаций, которые возникают в процессе медицинской деятельности.
Предмет изучения этики как философской дисциплины
Этические добродетели, согласно мнению Аристотеля, включают в себя:
- кротость и мужество;
- умеренность и щедрость;
- справедливость и дружелюбие.
Справедливость – это общая нравственная санкция (освящение, одобрение, утверждение законов или договоров) совместной жизни людей, рассмотренной под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования в рамках единого социального пространства.
Аристотель считал, что этика иногда выступает синонимом морали. В буквальном смысле этика рассматривается как теория нравственности. Центральным предметом этики выступают нравственность и мораль. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину — философию морали.
Этику интересуют вопросы разнообразных аспектов человеческого поведения и отношений между людьми. В них проявляется мораль и нравственность. Аристотель также утверждал, что главная задача этики – это исследование человеческих отношений в совершенной форме.
Этику также называют гуманитарной дисциплиной, объектом которой является общающийся человек. Общение при этом становится фундаментальной предпосылкой или основой человеческой жизни. При этом общение также считают насущной потребностью людей, способом существования и реализации.
Вся жизнь человека по своей сути становится системой отношений, в которую человек вписывается и ищет оптимальное соотношения собственного «Я» и социума. Этику как философию практической жизни интересует также жизненная практика, конкретное повседневное поведение людей.
Целью подобной этики становится создание оптимальной модели справедливых и гуманных человеческих взаимодействий, которые обеспечивают высокое качество коммуникации.