Философия искусства в XX веке
XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:
- психологический;
- социологический;
- мифологический;
- политический и другие.
Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.
При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.
Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.
У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.
Культурологическое сходство искусства и философии
В культурологическом плане эти две дисциплины имеют следующее сходство:
- обе дисциплины имеют в своей основе интуицию и очевидность;
- для обеих дисциплин требуется связь человека с миром. Культура утверждает эту связь через красоту, а философия — через бытие;
- обе дисциплины направлены на сущность человека и занимаемое им место в мире.
Таким образом, философия и искусство как по отдельности, так и совместно решают проблему сосуществования человека с окружающим миром, каждая из этих дисциплин — своим методом. Философия это делает по методу гносеологического познания, а искусство — через понимание мира на примере образов искусства. Главной их общей чертой является общая цель — познание определенного объекта или явления. В творческой составляющей философии человек пытается разобраться в окружающем его мире. В искусстве же созидатели воплощают эти попытки в художественные произведения, что является определенной формой созерцания. Именно поэтому в современной культурологии общим для этих двух явлений считается познание мира через разум, через свои чувства и эмоции.
Под философией я понимаю продуктивное мышление, производящее новые смыслы. Если это так, то философию можно считать первичным творческим актом. Мне думается, что без продуктивного мышления невозможно возникновение искусства вообще, впрочем, доказать это утверждение будет крайне затруднительно. В данной статье мы попробуем показать, что философия, понятая как продуктивное мышление, является фундаментом для любого зрелого искусства.
Взаимодействие философии и искусства
Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.
С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.
То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.
Рисунок 2.
Философия и эстетика
Эстетика – это не столько философская дисциплина, изучающая красоту, сколько создающая её. Именно продуктивное эстетическое мышление задает новые определения красоты и формирует новые взгляды на нее. Деятель искусства, не способный создавать новые эстетические установки, полностью повинуется эстетическим установкам прошлого, что в значительной степени ограничивает его творческий потенциал. Из этого следует, что творец, перевернувший эстетические установки своего времени, является более значительным в творческом плане, чем деятели искусства, ничего не изменившие, и сааме великие творцы всех времен обычно связаны с подобными изменениями. Они влияли на изменение эстетического восприятия и своими работами продвигали новые формы эстетизма. Впоследствии их адепты принимали эти философские достижения как должное, а не как продукт продуктивного эстетического мышления.
Философия и музыка
Как известно, Пифагор благодаря своей философии реформировал математику и создал для музыки тоническую систему. Также он обосновал философию гармонии, которая до сих пор используется музыкантами. Слушающий музыку, может принимать её, только понимая её философию. Стройный порядок и гармония западных музыкальных произведений может не производить никакого эффекта на людей, не понимающих философского фундамента западного подхода к музыке. К примеру, далеко не все люди могут воспринимать классическую музыку. Я знаю многих, у кого она вызывает отвращение, несмотря на все её преимущество, стройность, сложность и гармоничность. Получается, что даже музыка причастна к определенной философии.
Философия и искусство в Средние века
Говоря о средневековом искусстве, мы подразумеваем слияние культурного наследия Римской империи, иконографических традиций и «варварского» искусства Северной Европы. Соединяя в себе столь разносторонние традиции и философию, искусство играло довольно конкретную роль предмета «немой проповеди». Произведения не несли священный характер, а создавались с целью украшения и просвещения.
С точки зрения религии, бытовало мнение, что истинно верующая душа не нуждается в искусстве. Но использовать его для просвещения народа было нужно.
Философия в Средние века, наоборот, зависима от религии и теологии. Основным полем деятельности становится истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство существования Бога. Причем и в этом можно проследить сходство с деятельностью искусства: они оба способствовали просвещению.
Сходства философии и искусства
Философия вырастает на основе принципов, которые отражают глубинные основания деятельности. Искусство, в отличие от нее, имеет в основании остенсивные формы культуры, основанные на демонстрации культурного содержания. Создавая предметы искусства или любуясь ими, человек сливается с миром, который те изображают. Философия, напротив, заставляет человека заниматься рефлексией и подвергать критике тот мир, который он видит.
При этом между двумя данными культурологическими сферами – прочная связь. Они имеют в своем фундаменте общую культуру и в процессе развития проникают друг в друга. Так, творчество поднимает философские проблемы, а философия превращается в искусство.
В произведениях обеих этих сфер культуры есть ярко выраженный высокая степень индивидуальности, отражение эмоционально-личностного компонента автора. Но, если в произведениях деятелей искусства проблемы выражаются в художественных, изобразительных образах, то у философов они принимают вид абстрактных понятий, освоить которые может только обладатель тонкого ума – через разум, а не органы зрения, слуха или осязания. Однако благодаря философии и творчеству, когда они объединяются, складывается наиболее полная картина мира.
Сходств у них много, к ним можно причислить:
стремление основываться на интуиции – через чувственное восприятие в искусстве и интеллектуальное – в философии;
осознание важности целостности человеческой личности и мира, в искусстве под такой целостностью понимается красота в широком смысле слова, в философии – бытие;
ключевая фигура всегда – человек с богатством его внутреннего мира, противоречиями и мыслями.
Можно отметить и то, что отличает две эти культурные сферы:
- методы передачи информации: в искусстве это – язык образов, а в философии – метод рассуждения;
- философия концептуальна, творчество – образно;
- художеству свойственна спонтанность, а философии – использование одних и тех же оснований, или понятий. Философия более последовательна.
Таким образом, очевидно, что для искусства в приоритете эмоциональный уровень и художественность, а для философии – наличие строгих и точных категорий, позволяющих рассматривать ее в качестве науки.
Взаимодействие философии и искусства
Для человека эти два инструмента помогают в самосознании и самосозерцании, будучи взаимными дополнениями друг друга. В наивысшей степени это проявляется при смене культурного кода эпохи. Примером может стать переход от классической культуры к модернистской и авангардной, при этом довольно радикальные и образы искусства и философские течения дали свое влияние политическим течениям и это привело к рождению ряда государств, провозгласивших своей основной идеологией откровенно утопические идеи. После чего искусство и философия снова разошлись, так как деятели искусства провозгласили ее отрицание. По мнению представителей философии — последняя является стабильной и вечной благодаря присутствию смысла во всех явлениях. По мнению же представителей искусства, то философия является не столь важна, как первостепенные явления прекрасного. Несмотря на эту разницу мнений, эти две категории в данный период продолжили свое сосуществование. Примером является проникновение идей постмодерна в конструкционные архитектурные теории и только потом в культуру, которая на тот момент терпела агрессивные нападки идеологий модернизма.
В эпоху постмодерна также философия и искусство взаимодействовали, когда они совместно переживали кризисный период. Именно тогда они получили сильнейший толчок к дальнейшему развитию и ожидается в дальнейшие годы, что их взаимодействие выйдет на новую ступень и получит новый виток развития.
Культурологические сходства
Основными примерами культурологического сходства этих мировоззрений являются следующие утверждения.
- И философия, и искусство обращаются к интуиции как к основному инструменту изучения окружающего мира. Разница лишь в том, что философы берут за основу интеллектуальную интуицию, а деятели искусства — эмпирическую.
- Обе области базируются на взаимосвязи человека и мира. Именно взаимовлияние и постоянное желание человека быть ближе к остальному миру — основные темы философских трудов и произведений искусства.
- Из второго пункта вытекает третий: основные вопросы, на которые пытаются ответить философия и искусство — какое место в мире занимает человек и что же собой представляет человеческая сущность.
Культурологическое сходство искусства и философии
Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:
- Философия и искусство базируются на очевидности и интуиции: для философии – это интеллектуальная интуиция, а для искусства – интуиция эмпирического восприятия;
- Для философии и искусства необходимо наличие целостной связи человека и мира, о которой философия твердит в контексте бытия, а искусство – в контексте красоты. Таковая целостность – эквиваленция искусства и философии.
- Интересы философии и искусства, которые выступают в самых разнообразных формах самосознания культуры, в итоге, сходятся в единой точке и проблеме – что собою являет человеческая сущность, какое место отведено индивиду в этом мире.
Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.
Замечание 2
Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.
Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.
Философия и поэзия
Поэзия – одно из частных искусств. Его история уходит в древность, а вместе с ней во всевозможные религиозные культы. Отмечу, что в рамках моей системы у всякой религии есть своя философия, как следствие, религиозные стихи, в особенности описывающие сотворение мира, бытие богов и все тому подобное – философские. Кроме того, не будем забывать о том, что многие философские произведения ранних греческих философов написаны в стихах. Это говорит нам о том, что с помощью стихов в древности продуктивное мышление реализовывало себя в мифах и непосредственно рассуждениях. Также зафиксируем, что значительную роль в создании и осмыслении тропов сыграли Горгий и другие софисты, без которых, вполне возможно, у поэзии было бы намного меньше риторических приемов.
Однако история очень сильно ограничила поэзию, которая отдалилась от продуктивного мышления и начала повторять одни и те же вещи: описание природы, описание стандартных эмоций, восхваление военных событий – в поэзии появилось большое количество тем, которые возобновляются вновь и вновь на протяжении уже многих веков. Однако поэтическая деградация не является сутью поэзии, которая благодаря продуктивному мышлению может добиться подлинного разнообразия.
Философия и искусство: мировоззрение
Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.
Замечание 1
Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.
Формы реализации эстетического сознания
Эстетическое сознание проявляется через деятельность, оценки и системы ценностей индивидов и общества. К числу основных можно причислить следующие формы:
- чувства,
- вкус,
- идеалы,
- оценку
Эстетическое чувство представляет собой наиболее первичную и распространённую форму эстетического сознания. Эстетическое чувство представляет собой возвышенное эмоциональное переживания от столкновения с неким объектом, соответствующим эстетическим идеалам личности или общества, причем данные идеалы не всегда осознаются самой личностью. Эстетическое чувство непосредственно и может захватывать личность спонтанно, либо быть результатом целенаправленной деятельности – творчества или духовного потребления (посещения картинных галерей, театра, оперы, кино и т.д.).
Более развитой формой эстетического сознания является вкус. Вкус все еще не выходит за рамки обыденного уровня эстетического сознания, однако его наличие говорит о определенном эстетическом опыте субъекта, его способности и навыке воспринимать и оценивать эстетический объект, сопоставлять его с идеалами и другими объектами, а также выносить эстетические оценки, т.е. рассматривать объект как прекрасное или безобразное. Эстетические вкус формируется у каждой личности в течении жизни, однако он достаточно избирателен и зависим от опыта. Так человек хорошо знакомый с музыкой, может быть совершенно не восприимчив к красоте природы, ценитель картин, может не понимать поэзию и т.д.
Эстетический идеал является конкретно-чувственным образцом общественных представлений о понятии прекрасного в различных областях реальности. Эстетический идеал складывается в обществе и усваивается личностью в процессе социализации, в первую очередь неосознанно. В этом случае эстетические оценки личности носят ярко-выраженный аффективный характер и не могут быть содержательно аргументированы, поскольку личность не осознает реальных критериев соответствия/несоответствия объекта идеалу. Однако благодаря образованию и саморазвитию эстетический идеал может быть осознан, переструктурирован, что дает возможно осуществлять эстетическую оценку.
Эстетическую оценку можно рассматривать как высшую форму эстетического сознания, соответствующую теоретическому уровню. Эстетическая оценка является синтетическим, интеллектуально-чувственным продуктом, при котором личность опирается не только на свои аффективные переживания прекрасного и безобразного, но способна выделить конкретные, теоретически обоснованные критерии, привести широкую аргументацию и дать всестороннюю оценку эстетическому объекту.
Понятие и эволюция эстетического сознания
Эстетическое сознание является такой же неотъемлемой частью общественного сознания, как и другие его формы, хотя оно и не носит столь строго прописанной утилитарной функции. Зарождение эстетического сознания произошло в глубокой древности, когда в ходе предметно-практической деятельности для первобытного человека идеальная форма орудия (обусловленная его утилитарными качествами) приобрела самостоятельную ценность и стала самоцелью – идеалом, образцом мастерства, к которому он начал стремится не только ради большей эффективности изделия, но ради получения особого чувства удовлетворения от того, что изделие вышло совершенным.
Основой эстетического сознания выступают чувственные переживания. Эти с одной стороны человек стремится получить эти переживания, как результат взаимодействия с прекрасным объектом, а с другой выразить собственные переживания через создание чего-либо прекрасного. Понятие прекрасного с течением времени претерпевало значительные изменения. Так на протяжении многих веков, включая античность, прекрасное рассматривалось как подобие, соответствие естественному, природному. По этой причине античные статуи поражают зрителя своей анатомической четкостью, поскольку стремились как можно точнее воплотить человека, «оживить» камень.
В средневековье прекрасное все еще понималось как подобие, но уже не природе, материальному окружению, а духовному, богу. Искусство служило средством трансляции и воплощения духовного содержания, его отражения в бренном мире.
В Новое время категория прекрасного приобретает самостоятельность. Прекрасным считается не то, что в точности отражает материальное или духовное, а то что стремится к совершенству. В свою очередь, безобразное рассматривается как антикатегория, как безусловное зло, которое должно быть уничтожено и заменено/преобразовано в прекрасное. Постепенно в рамках классической философии представление о предмете искусства и его натуры, образца все больше обособляются друг от друга, приходит понимание, что безобразное в жизни, может быть отображено как прекрасное в искусстве и наоборот. Наконец в современности категория прекрасного переживает свой кризис, который связан с ее неспособностью быть центральной категорией эстетики и выполнять роль главного мерила эстетичности. Ей на смену приходит более широкая категория эстетического.
Искусство как способ восприятия мира
Искусство, в отличие от других видов интеллектуальной продукции, апеллирует не к разуму, а к эмоциям. Воспроизводя существенные и иногда скрытые аспекты реальности, он пытается сделать это в чувственно-визуальной форме. Это придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Таковы основные черты искусства как способа восприятия мира.
Обычно они включают:
Ход аргументации философа примерно следующий. До конца девятнадцатого века большинство людей получали свое эстетическое удовольствие от иллюзии живости и подлинности реальности, создаваемой произведениями искусства. В пьесах и романах привлекают перипетии человеческих судеб, в картинах — узнаваемость ситуаций, характеров. Пейзажи воспринимались как прекрасные места для собственных прогулок, а украшения или другие художественные изделия — только как вещи, которые неплохо использовать самому (по крайней мере, и в воображении). Реализм в искусстве, однако, лишь отчасти является искусством в собственном смысле слова, поскольку не требует особой художественной чувствительности. Например, в чем разница между повседневной историей, рассказанной нам случайным попутчиком в вагоне поезда, и тысячами подобных историй, показанных на сцене или экране? Получать удовольствие или сочувствовать героям таких историй — это не эстетическое удовольствие. Это всего лишь механическая реакция.
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
ГОСТ
Вступление. Красота: от обожания к содержанию
Идея прекрасного — или спектр различного понимания красоты, формы которой многолики и изменчивы — получала разное наполнение в истории искусства и представлена в известных справочниках по эстетике. Но лишь на определенном этапе культуры появляется потребность осмыслить прекрасное как идею. Подобной антологии пока не существует.
Анализ идеи прекрасного показывает, что далеко не всегда даже развитое эстетическое чувство сообразуется с философской глубиной взгляда. Скорее наоборот: красота философскому разуму противополагается. Еще в 17 веке в трактатах по искусству «ученый художник» — мишень для критики. Роберт Циммерманн, автор «Истории эстетики» (1858-65), считал, что в западноевропейской философии искусства не было ничего, кроме огромного пробела, вплоть до 19 века. Другой немецкий исследователь, Генрих Ретшер, выскажет ту же самую идею двумя десятилетиями раньше: эпоха «ослепления великолепием и красотою искусства закончилась, «драгоценный сосуд разбит» — с тем чтобы наконец «созерцать во всей наготе его содержание» . И это середина 19 века.
Понятия — суть идеи, нарождающиеся уже после того, как процесс создания мира закончился. Так и в искусстве: его философия выявляется после тысячелетних упражнений в искусстве и восприятии природы. Невольная аналогия с концепцией искусства Аристотеля: только с опытом приходит понимание, что искусство сообразуется с философией (или наукой) или даже опережает их в развитии, в своих откровениях и гениальных прозрениях. Только тогда вступает в свои права эпоха осмысления прекрасного как идеи.
Этот материал не лежит на поверхности, а представлен имплицитно и требует реконструкции. Вектор этого движения задавали художники и философы, которые оказались наиболее чутки к движению философствующего духа в искусстве.
Сущность философии и искусства
Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.
Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.
Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.
Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:
- воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;
- познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;
- социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;
- эстетическую через формирование представлений о прекрасном;
- гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;
- развлекательную и другие.
Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.
Философия искусства
Определение 2
Философия искусства представляет собой один из разделов философии культуры, центральным объектом которого выступает понятие эстетики и искусства.
Искусство является альтернативным способом взаимодействия с окружающем миром по сравнению с наукой, религией или философией. Искусство направлено не столько на познание мира, сколько на выражение своего понимания окружающей реальности, своего отношения к актуальным проблемам, а также прогностического видения будущего, которое в искусстве зачастую оказывается более сильным и точным, чем в рамках науки или философии.
Философия искусства в средние века
Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.
В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.
Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.
Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.
Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.
Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.
Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.
В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей. Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую»
Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер
Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.
Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.
Современное понимание искусства и философии
Сегодня в светском обществе оба понятия более независимы от религии и государства.
В ХХ веке искусство начало претендовать на роль философии. По сей день оно не просто остается эстетическим или просветительским атрибутом человеческой жизни, а несет в себе вопросы, на которые каждый зритель может самостоятельно найти ответ. Поэтому многие современные авторы дают аудитории шанс самой поразмышлять над значением произведения, используя множество трактовок одной и той же работы.
С развитием науки и технологий философия стала занимать все меньше и меньше людей. Хотя, в действительности, она бок о бок идет практически со всяким занятием современного человека. Будь то полеты в космос или создание компьютерных игр — во всем можно искать смысл и находить неразрешимые вопросы.
Искусство и философская спекуляция
Так что делает искусство искусством? Техническое мастерское исполнение? К сожалению, нет. Известны многие мастера, которые технически превосходят и наших почитаемых классиков, и современных высоко оцененных творцов. Тут дело определенно не в технике, впрочем, технические требования в любом искусстве обыкновенно имеются. Дело в смысле? Отнюдь, нередко довольно банальные, глупые и не приносящие ничего нового творения становились классикой. Смысл – далеко не самый важный критерий. Так, может быть, в искусстве важна новизна? Подавляющее большинство людей не может оценить новизну произведения, и нередко классическими становятся совершенно банальные работы, вплоть до очевидного плагиата.
Так чего же общего у всех признанных произведений искусств? Вокруг них идут непрекращающиеся околофилософские спекуляции, во время которых создаются новые смыслы, формируются новые точки зрения, а иногда укрепляются старые
В некоторых случаях авторов может оказать внимание на ход спекуляции, но чаще всего, особенно после смерти, он становится бессилен, и его работа вместе с разговорами о ней живут отдельно. Произведение является ценным не по факту своих выдающихся качеств, а по количеству спекуляций, происходящих вокруг него
ВЫВОД
Философия и искусство тесно связаны
Продуктивное мышление, являясь ядром мышления творческого, создает искусства, реформирует их, формирует эстетические, этические и прочие установки, что, безусловно, важно для искусства вообще. Однако обыкновенно люди недооценивают связь философии и искусства
Это связано с тем, что многие не имеют достаточных знаний в области философии. Даже люди, занимающиеся искусствоведением, обыкновенно зацикливаются на тех или иных частных искусства, игнорируя картину в целом. Здесь же мы попытались ответ на важный общий вопрос, лежащий в основании культурогенеза. Предложенная модель не является окончательной, но отвечает на многие вопросы, на которые не могут ответить другие модели.
-
Памятка для родителей аутистов в школе
-
Целью классической школы управления было создание ответ на тест
-
153 школа челябинск рейтинг
-
Социальное назначение и функции государства кратко
- Информационная открытость школы требования