Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарте в семье видного чиновника. Получив начальное образование в местной гимназии, в 1788 году он был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании института с 1797 г. работал домашним учителем, затем директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель был профессором Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского, где некоторое время был ректором.
Работа Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел намного дальше своих великих предшественников. Он был первым, кто представил весь природный, исторический и духовный мир в непрерывном развитии.
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим развитием и осмыслением достижений прежней политической и правовой философии. Их венцом стала Философия права — одно из самых известных произведений за всю историю правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля за многие годы.
Конечно, такой объемный труд непросто охватить одним тезисом. В этой работе сделана лишь попытка кратко обрисовать основные положения учения Гегеля о праве и государстве.
«Философия истории» Гегеля
Гегелевская философия истории объясняет общественно-исторические процессы и его законы. Гегель делает попытку дать картину всемирной истории, а в водной части дает свою классификацию историографии.
В историографии он выделяет три ее разновидности и первоначальной историографией обозначает античный, описательный и бессистемный период. При этом он отвергает возможный источник исторических знаний, какими могли быть мифы, легенды, песни и др.
На ступень выше Гегель ставит рефлективный вид историографии, потому что изложение фактов и явлений имеют некую основу или позицию автора исторического описания, исходя из которой, Гегель выделяет духовную, прагматическую, критическую, обобщающую разновидность историографии.
Гегель считает, что история занимается тем, что было и есть, в то время как философия вызывает к жизни собственные мысли и не принимает в расчет то, что есть. Таким образом, он обосновывает понятие философской истории и её кажущуюся противоречивость.
Философия дает истории мысль о том, что разум господствует в мире, поэтому всемирно-исторический процесс совершается разумно.
Основополагающая предпосылка Гегеля заключается в том, что разум, считает он, господствует в мире вообще и в истории в частности. С его точки зрения, всемирная история не является простым нагромождением каких-либо событий, не является полем, на котором господствует случайность.
Всемирная история – это не произвол и хаотичное переплетение каких-то устремлений человека и его чувств и уж совсем не случайный круговорот общественных формаций.
Совершается всемирная история исключительно в духовной сфере, хотя и физическая природа тоже играет определенную роль, но, тем не менее, субстанциальным является дух и его развитие.
Говоря о природе духа, Гегель использует тоже диалектический метод. Он считает, что сущностью материи является тяжесть, а сущностью духа – свобода и все его свойства определяются именно свободой. Это значит, что и есть единственно истинный дух. Таким образом, история является процессом осознания свободы.
Свобода – есть понятие внутреннее, а средства её достижения являются чем-то внешним, обнаруживающимся в истории. Указывая на то, что главную роль в действиях человека играют потребности, интересы и страсти, он делает неутешительный вывод – в истории ничто и никогда не осуществлялось без интереса людей.
Рассматривая предмет философии истории, Гегель указывает на два момента – идею и человеческую страсть. Соединяя эти моменты, он определяет нравственную свободу в государстве.
Для развития и процветания народа нужна полная свобода духа. Реализация идеи свободы возможна только в сильном государстве. Государство существует само для себя, а ценность и духовная действительность человека существуют благодаря государству.
Своеобразный подход и объяснение исторического процесса Гегеля заключаются в сочетании им двух способов – телеологического (через цель) и каузального – через причины.
В первом случае философия истории отвечает на вопрос «зачем?», а во втором случае возникает вопрос «почему?» Говоря другими словами, история – это есть процесс познания Абсолютной Идеей себя. История завершается, когда Мировой разум познает себя, а отчуждение снимается.
Понятие «историософия»
Определение 1
Историософия – философия истории, претендующая на целостное познание исторического процесса через раскрытие в нем первоначал бытия и метаисторического смысла.
Историософия отвечает на вопросы о том, куда идет мир, в чем заключается базовый конфликт исторического процесса. Данный термин ввел А. Чешковский в 1833 г для описания гегелевской концепции мировой истории как проявления мирового духа.
Историософия рассматривает мировоззренческие проблемы, которые не имеют однозначного решения, но являются важными для истории. Среди этих проблем – первопричина и целенаправленность истории, прогресс и регресс, универсальность и разветвленность, детерминизм и свобода воли.
В историософских построениях ведущее место уделяется тому историческому периоду, к которому принадлежит автор концепции.
Историософическое мышление зародилось в античности, развитие свое получило в христианской и исламской средневековой культуре, а в классических системах европейской философии достигло апогея.
Специалисты считают, что историософический тип мышления не существует в восточной культуре, поскольку она исходит из других принципов взаимоотношений мира и человека.
Во времена античности первой историософией была мифологическая концепция постепенного регресса исторических эпох.
На смену античности приходит христианская культура, которая впервые серьезно ставит вопрос о смысле истории. Первым, кто взялся за систематическую разработку христианской историософии, был Блаженный Августин.
Благодаря Августину на историю стали смотреть как на направленный, линейный процесс, который имеет свое начало и завершение.
Христианская историософия имеет свою схему, которая начинается от сотворения к падению, от завета, временного союза, к ожиданию Мессии – от явления Христа к последнему Судному дню.
Христианская историософия строится на следующих положениях:
- история осмысливается с позиций одного фундаментального метаисторического принципа;
- конфессиональная «избранность»;
- стадиальное развитие.
Если рассматривать историософию Нового и Новейшего времени, то с некоторыми трансформациями основные принципы христианской историософии сохраняются во всех значительных системах философии. Изменения происходят в основном в категориальном аппарате и способе обоснования историософской концепции.
Компетентность историософского мышления проверяется «историческим разумом», а не личными интуициями философа и авторитетом Священного Писания. Под «историческим разумом» понимается единство познавательных и практических способностей человека.
Для историософии Нового времени характерной чертой является принцип европоцентризма, что является наследием принципа «избранности» христианской историософии. Логика Всемирной истории в соответствии с этим принципом выстраивается по образцу истории европейской цивилизации. Понятие «Всемирная история» базируется на идее единого начала и общих исторических законов для всего человечества.
На смену прежним историософским парадигмам, в конце XIX- начале XX века приходят модели «философия жизни», экзистенциализм, теория «цивилизационного подхода».
Законы диалектики
Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.
Этот закон характеризуют 4 термина:
- Количество. В Гегелевской интерпретации – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени. Количественная характеристика служит просто утверждением наличия предмета без каких-либо дополнительных характеристик. Например, говоря «кот» или «человек» мы просто вычленяем данный субъект из всего мироздания.
- Качество определяет внутренние характеристики предмета. В этом случае мы говорим уже о конкретном коте или конкретном человеке, отличающемся от других котов или других людей.
- Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных. Лучше всего это видно на процессе, например, замерзания воды. Если вылить воду на улицу зимой при температуре ниже нуля, можно заметить, как она обращается в лёд. Это и будет разрушением меры и переходом из одного качественного состояния в другое.
- Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое. И именно момент превращения воды в лёд можно назвать скачком.
Закон двойного отрицания
Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.
В отличие от Канта, утверждавшего, что касательно любого вопроса можно высказать лишь тезис (утверждение) и антитезис (отрицание), Гегель добавляет к ним синтез, который в данном случае у Гегеля называется «Снятие».
Этот термин описывает переход из низшего состояния к высшему, однако низшее состояние никуда не девается, оно остаётся в скрытом виде в высшем.
Для иллюстрации этого понятия можно привести классический пример развития плода из почки.
В первую очередь на дереве появляется почка, через какое-то время она преобразуется в цветок и своим появлением цветок отрицает почку, почка переходит в более высокое состояние, однако почка не исчезает, она всё ещё содержится в цветке в скрытом(снятом) виде. Вслед за почкой, исчезает и цветок, обратившись в плод (перейдя в ещё более высокое состояние), который будет содержать и цветок и почку в снятом виде.
Из этого примера можно понять, что в гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:
- Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития
- Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых
- Утверждение нового
Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.
Гегель выбрал спираль для описания этого закона, потому что она хорошо показывает прогресс и регресс нашего познания. На спирали можно отметить точки, в которых наше мышление переходит в более высокое состояние, однако, когда мы перестаём двигаться вверх, начинается регресс.
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.
Ключевыми дефинициями, определяющими этот закон будут:
Тождество. Выражает равенство объекта самому себе. В случае с человеком будет иметься ввиду сего самосознание. Даже скорее осознавание себя собой.
Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому. Я хоть и осознаю себя собой, но моё мышление постоянно претерпевает изменения, я не есть завершённый Абсолют, я постоянно развиваюсь и сравниваю себя с другими.
Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.
Противоречия у Гегеля краеугольный камень всей его философской мысли
Он считал их необходимым условием для движения вперёд, неважно применимо ли это будет к абсолютной идее или к человеческому сознанию. У каждого утверждение должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью
Философия истории
История — это биография разума. Разберемся, какие тенденции рассмотрел Гегель в историческом развитии.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Винкельман
Философ, магистр искусств (Кёльнский университет), заместитель руководителя Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ
Философию истории и философию права связывает разум. Гегель представлял государство как реализацию максимальной разумности на земле, состояние, в котором все люди свободно решили жить именно таким, а не другим разумным способом. В истории понятие разума играет ключевую роль. История — это биография разума, она показывает становление разумности в человеке. Господствует ли разум в истории? Так звучит главный вопрос текста Гегеля «Лекции по философии истории». Гегель не утверждает, что все предрешено, а пытается увидеть органическую связь событий, их логику. Георг Гегель выделяет три вида понимания истории Первоначальная история — основанная на описании впечатлений. Этот вид истории можно сравнить с фотографией или репортажем. Это описание событий, которые происходят сейчас — актуальный протокол от участников событий. Такую историю записывал «отец истории» — древнегреческий историк Геродот.Рефлективная история — описанная через некоторое время, в связи с другими событиями, как говорил Гегель, моментами истории, которые ее определяют. Примером такой истории может быть история Древнего мира — мы уже вышли за ее пределы, но говорим о ней. Проблема рефлективного типа истории состоит в том, что мы говорим о ней предвзято, с какой-то точки зрения.Философская история или история духа — в ней все моменты истории соединены единой логикой повествования, она позволяет увидеть, что история имеет смысл и разум. Философская история — попытка посмотреть на историю вне времени и увидеть логику и связь событий.
Посмотрим на главные утверждения Георга Гегеля об истории. История реализуется в природе. По Гегелю история всегда реализует себя в природе. У природы нет конфликта с разумом, поэтому она помогает истории двигаться вперед. История — это воплощение идеи на природном субстрате — мужчине и женщине.История — это процесс постепенного органического воспроизведения поколений. Этот процесс дает позитивный прирост или, как писал Гегель, синтез. Согласно Гегелю, синтез приводит к развитию, история движется вперед.У истории есть своя логика и некоторые внутренние принципы. События, не являются случайными и хаотичными или предначертанными, но органичными. Это следует из самого принципа устройства человека — свое право он реализует в своей особенности. Отношения между семьями и поколениями реализуются в последовательности. Во всех процессах мира мы обнаруживаем один и тот же принцип движения — диалектический, именно он позволяет говорить о том, что есть историческая логика.Процесс истории — это последовательное движение в определенном направлении. Элементы этого движения взаимосвязаны. В этом движении могут случаться паузы, но история никогда не движется назад. Есть глобальный процесс, путь из точки А в точку Б, могут случаться некоторые отклонения, например, война или эпидемия, но они не меняют главного направления.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Подумайте, как можно опровергнуть утверждение Гегеля о том, что в истории господствует разум и логика, а между событиями есть внутренняя связь? Почему история неразумна?
Если у вас еще нет планов на вечер, рекомендуем посмотреть фильм Рона Ховарда «Инферно» (2016), в котором загадочный злодей выясняет принцип исторического процесса и с помощью вируса пытается его восстановить.
В фильме можно увидеть особенности развития истории, устройства государства и права, описанные Гегелем.
Основа философской системы Гегеля
Прежде чем начать разбирать его основные идеи следует разобраться, какая аналитическая структура лежит в основе его философской системы.
Философская система Гегеля строится на кантовских идеях. Но если у Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.
То Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научится плавать, не входя в воду.
Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.
Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть Её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).
Но гораздо более важно для понимания его философской системы, её логика, описанная в книгах «Большая логика» и «Малая логика» являющихся частью фундаментального труда «Наука логики». В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой
Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво
В ней Гегель рассказывает про свою тройственную систему, называемую им самим диалектикой. Любое свойство предмета, по словам Гегеля, если оно описывает характеристику реального целого, само по себе противоречиво.
И именно противоречие он считал критерием истины. Отсутствие противоречий – критерий заблуждения.
Утверждение о свойствах предмета называется тезисом. Утверждение, ему противоречащее – антитезис.
Третьей составляющей в этой системе является слияние этих двух противоречий с учётом всех логических несостыковок, берущее лучшее от двух утверждений– синтез. Синтез это одно из самых важных явлений в философии Гегеля. Она создана дабы привести тезис и антитезис к общему знаменателю, а затем сформировать из полученного синтеза новый тезис, для которого выбирается антитезис и так далее до тех пор, пока не достигнем некого непротиворечивого Абсолюта.
Ведение такого понятия как синтез, по мнению Гегеля было необходимо для преодоления кантовских антиномий, суждений, в которых тезис и антитезис одинаково доказуемы.
Именно по этой схеме и работает практически вся философия Гегеля. Именно так он формировал свои законы диалектики, учение об абсолютной идее и всё остальное.
Влияние Гегеля на западных и русских философов
Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.
Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.
В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.
Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.
Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.
Гегельянство – что это?
После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.
Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».
Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).
Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.
Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.
Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.
Философия Гегеля
Большой вклад в философию истории внес выдающийся немецкий философ Г. Гегель. Историографию он делит на три вида:
- первоначальная история,
- рефлективная история,
- философская история.
Гегель считает, что философия истории есть ни что иное, «как мыслящее рассмотрение её».
Строится философская система Гегеля на идеях Канта, у которого камнем преткновения был чистый разум, но Гегель формулирует свой основной философский принцип – тождество мышления и бытия. Это означает, что эмпирические знания встраиваются в структуру мышления и через методы познания природа открывает какую-то свою часть. По его мнению, любое свойство предмета само по себе противоречиво, если оно описывает характеристику реального целого. Это противоречие и есть критерий истины, а критерием заблуждения является отсутствие противоречий. Эту проблему равенства мышления и бытия он и пытается разрешить. Сознание человека в процессе развития проходит те же стадии, что проходило человечество за свою историю. Отсюда, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившейся истории или с точки зрения «абсолютного духа». В результате и будет достигнуто равенство мышления и бытия.
Индивидуальное сознание развивается от абстрактного к конкретному, т.е. через движение. Причем на каждом новом этапе этого движения воспроизводится, накопленный на предыдущем этапе, опыт, но уже более высокого уровня. На первом этапе сознание антагонистично человеческому «Я» и является созерцающим. На втором этапе сознание становится самосознанием, т.е. человек осознает сам себя как личность.Только на третьем этапе идет осознание духовности окружающего мира и себя как части этого мира.
Всё бытие и все его проявления Гегель стремился обобщить единым понятием «Абсолютная идея». Её развитие тоже происходит путем движения, а средством развития является природа, сотворенная Богом.
Рисунок 1. Философия Гегеля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гегель смог обобщить важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона:
- закон перехода количества в качество;
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон отрицания отрицания.
Работы Гегеля повлияли и на развитие социологических наук. Он разработал концепцию гражданского общества, выделив две сферы – гражданскую и государственную. Философия, по его мнению, самая совершенная наука, задача которой заключается в изучении и раскрытии истории развития мирового разума.
Диалектика и логика в трактовке Гегеля
Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.
Законы диалектики:
- Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
- Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
- Единство и борьбы противоположностей.
Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.
Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:
- Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
- Учение о сущности. Объект изучения — явления, сущности и действительность.
- Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.
Краткая биография Гегеля
Но начнём мы, пожалуй, с краткой биографии знаменитого философа.
Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника. Он работал у герцога Карла Ойгена секретарём при казначействе.
В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. По укоренившейся ещё с детства привычке, много читал и усердно занимался. В университетские годы он, как известно, дружил с Шеллингом и Гельдерлином, знаменитым немецким поэтом.
Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук. Несмотря на то, что последние 3 года в университете он провёл, изучая богословие и успешно сдал экзамены, священнослужительство его совершенно не привлекало. Вероятно, дело было в его неприязни к церкви, которая развилась за время учёбы в университете.
После успешного окончания университета он 3 года, с 1793 по 1796, работал в качестве домашнего учителя в Берне. Следующие 3 года, с 1797 по 1800 мало отличались от предыдущих. Гегель всё также работал домашним учителем, но теперь во Франкфурте-на-Майне.
Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.
В 1799 получив от отца наследство в 3000 гульденов и добавив к нему собственные накопления, смог наконец полностью посвятить себя академической деятельности.
В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.
В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа», которую он закончил, по его словам, за день до окончания битвы за Йену, в которой французы одержали победу и захватили Йену. Вследствие чего ему пришлось уехать из города и устроиться редактором газеты в Бамберг, где он проработал всего год до 1808, который оставил у него сплошь негативное впечатление.
Поэтому, когда в 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал. Проработал он там до 1816 года.
В 1811 году, Гегель всё-таки решил жениться, его избранницей стала Мария Елена Сузанна фон Тухер, представительница баварской знати. Нюрнберге играет важную роль в жизни немецкого мыслителя, ещё и потому, что именно здесь была издана первая часть его фундаментального труда «Наука логики».
Он оставался бы там и дальше, если бы в 1816 году не получил приглашение на должность штатного професора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина. Он выбрал Гельдерберг, в котором проработал ещё 2 года до 1818, а затем перебрался в Берлин, где обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.
Если в 1818 его лекции посещали неохотно, то к 1820-му он стал настолько знаменит, что его приезжали послушать не только немецкие студенты, но и многие интересующиеся со всего света. Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией и в 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».
В 1830 занял место главы Берлинского университета и в 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.
В августе того же года Гегель поспешно покинул Берлин, в котором свирепствовала эпидемия холеры, но в октябре вернулся, так как посчитал, что больше бояться нечего. Однако болезнь всё-таки достала его и в ноябре он скончался.
Хоть холеру и считают официальной причиной смерти Гегеля, многие всё же полагают, что основной причиной смерти стало некое серьёзное заболевание желудка.
Заключение
В завершение, хотелось бы сказать, что хоть гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура несомненно достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.
В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части
Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.
Заключение
Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на последующее развитие политической и правовой мысли. Философия Гегеля давала достаточно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических взглядов оппозиции.
Гегель, говоря о том, что философия способна только понять, но не омолодить, какую-то устаревшую форму жизни, уходящую в прошлое, современность, сравнивает свою философию с совой Минервы, которая начинает летать только с наступлением сумерек. Спустя более полутора веков после начала своего полета эта птица, которая сражалась в ловушках различных интерпретаций и горела в огне неугасимой критики, предстает не как сова Минервы, а как птица Феникс. Она пережила множество закатов и рассветов, приобретая все более новый облик. Галерея этих образов обширна, но не исчерпана, поскольку жизнь философии права Гегеля — в оценках, интерпретациях и других разнообразных связях с современностью — продолжается.