Методы исследования философии

Софизм, как метод доказательства

Софизм появился в эпоху античности, как один из приемов подготовки будущих ораторов. Буквально этот термин переводится как «уловка», «хитрость». Аристотель называл софизм мнимым доказательством, вызванным недостатком логического анализа. Софистику используют в дебатах и во время публичных выступлений, для сознательной фальсификации.

Софизм допускает три вида ошибок:

  1. логические;
  2. терминологические;
  3. психологические.

Софизм нельзя назвать классическим методом философии. Это способ развития философского мышления. Задача философа – поиск ошибки в софизме. В современной науке с помощью такого подхода можно находить нестандартные решения сложной задачи.

Научное познание в Средние Века

VI-XIV века — диктат церкви. Церковь создала идеологическую систему и систему мировоззрения. Строится не только на церковном догмате, но и на других научных знаниях того времени, например геоцентрическая модель Птолемея.

Роль церкви в этом процессе была противоречива: навязывалась определенная проблематика, например доказательство существование Бога, чего в Древней Греции не являлось «интересным». Эти доказательства нужны были
«ученым мужам».

С другой стороны церковь выступала в роли организации, которая передавала и накапливала знания. Например через систему монастырей. Были там и те, кто возражали против знания (как языческого). В монастырях не было книгопечати, книги переписывали.

Благодаря церкви появляются первые организации, где происходит обучение людей. В Европе появляются университеты. Появляется и медицина. Однако, например, анатомия была под запретом, хотя исследования проводилось.

В университетах кроме теологии развивалась и наука: медицина, история.

Особенности средневекового мировоззрения

  • Универсализм — Попытка познать все и сразу через теологию.
  • Символизм — любая вещь — символ Бога.
  • Иерархизм — символы по мере удаления от Бога делились от низших до высших.
  • Геоцентризм — Земля в центре мироздания.

Специфика работы ученых

  1. Протекало в русле религиозных представлений, в том числе и на природе.
  2. Не было теории объективных законов, без которых невозможно естествознание. Открываемые законы связывали с Богом.
  3. Анализ понятия, а не вещей. Хотя существование вещей признавалось, но на первом плане был анализ понятий — работа с различного рода категориями. Теория выступала в роли божественного, а практика — чем-то низшим.

Еще одно препятствие методологии — блокирование церковью некоторых направлений научного познания. Например — анатомия. Медицина опиралась, например на гомеопатию.

Алхимия

Развивалась так же и алхимия — сфера познания окружающего мира, где смешивалось несколько задач: получение золота и получение
гомункулуса — человеческого зародыша. Иногда от смешиваний что-то получалось. Так же результатом алхимии была классификация, а так же появление рецептов: описывали химические реакции и результат. Добивались воспроизводимость эксперимента.

Препятсвия становление науки

  1. Идея самодостаточности природы и выявление её законов
  2. Теологический текстовый характер деятельности
  3. Полумистический характер деятельности.
  4. Мешало жесткое разделение теоретического и прикладного с доминированием первого.
  5. Отождествления субъективного и объективного.
  6. Вера в авторитет.

С XVI началась развиваться опытная наука

Рациональные приемы

Рациональные приемы представляют собой мыслительные операции, которые используются как в эмпирической, так и теоретической методологии. К ним относятся как основные процессы мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, категоризация и другие; так и специализированные приемы — идеализация (создание идеального, принципиально не существующего объекта), индукция (построение выводов от массы частных фактов к более общему понятию), моделирование (воспроизведение существенных свойств/структуры объекта в другом объекте – модели, более пригодной для исследования).

Философия и наука: формы взаимодействия

Разделы философии:

  • онтология;
  • гносиология (эпистемология);
  • логика;
  • социальная философия (философия общества);
  • философия истории;
  • этика;
  • эстетика;
  • история философии.

Дургие разделы:

  • глобалистика (Изучение глобальных проблем);
  • религеоведение;
  • философия политики;
  • философия науки.

Этапы развития философии:

  • Древневосточный. Формируются первые средства научного познания.
  • Античный. С него начинается история европейской науки. Появляется «доказательность» мысли, первые философские школы, первые попытки обобщить научные знания.
  • Средневековый. Была схоластика и развитие научных знаний.
  • Философия Нового Времени. Философия перестает опираться на теологию.
  • Философия эпохи Просвящения. Базировалась на классической науки.

Пердмет философии и науки

Философия науки — это область философии, изучающая науку, как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающееся знание.

Причины возникновения:

  1. Многие ученые выступали и как философы.
  2. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию из естественных и гумонитарных наук и вырабатывает свое мировоззрение. Философия «питается» научными данными.
  3. Философия использует понятия «закона» (см. законы диалектики Гегеля).
  4. Философия использует критерии научности, то есть критерии отделения научного знания от ненаучного (критерии: объективность, рациональность, эссенциалисткая направленность, системность знаний, проверямость).
  5. Фиолософия дает науки универсальные методы познания (диалектический метод, структурно-функциональный анализ…)

Философия имеет 2 базовые функции:

  • Мировоззренческая
  • Методолгоическая — помогает формированию средств познания мира.

9 сентября 2015

Проблематика:

  1. Опредление содержания понятия науки;
  2. Выявление генезиса науки, этапов;
  3. Анализ методолгоии научного познания, осуществление классификации методов науки;
  4. Этические вопросы в развитии научного познания;
  5. Закономерности развития науки;
  6. Научно-технический прогресс и его характеристика.

Методы по временным периодам

Естественно, философские методы различаются в зависимости от того, в какую историческую эпоху использовались

В частности, особенное внимание следует уделить методиках, использованным в учениях средневековой философии, а также философским методикам нового времени

Методы средневековой философии

Если говорить о методах средневековой философии, то они были непосредственно связаны с христианской религией. Прежде всего, христианские проповедники нуждались в обязательном обосновании собственных позиций. Поэтому христианство было основным ориентиром философской мысли того времени.

Тесные связи средневековых философских течений с монотеистическими религиозными взглядами считались одной из наиболее существенных отличий средневековой философии от учений других эпох.

Можно выделить такие периоды, через которые прошла средневековая философия в собственном развитии:

  • Патристика;
  • Схоластика.

В частности, патристика предполагает систему теологических взглядов, принадлежащих основателям церкви и тем, кто разрабатывал христианские идеи. Схоластика является средневековой ученостью, которая была связана с западной образовательной системой. Основанием схоластических учений служила святоотеческая литература.

Представители западной патристики составляли свои труды на латыни, а представители восточной патристики – на греческом. Самыми известными представителями считаются Иоанн Златоуст, Климент Александрийский и так далее.

Метод в философии нового времени

Если говорить о методах философии нового времени, то они связаны с переходом экономики от феодальных отношений к капиталистическим. Одним из основателей таких методик был мыслитель Фрэнсис Бэкон, провозгласивший о том, что настоящей силой является знание.

Направление применяемых методов связано с выявлением причин всех явлений, которые могут происходить в окружающем мире посредством научных методов (особенное развитие в этой время получили естественные науки).

Наука рассматривалась главной силой, способной одолеть природу и властвовать над ее законами. В частности Бэкон делал акцент на существовании двух основных научных методов:

  • Догматическом;
  • Эмпирическом.

Мыслители, придерживающиеся догматических методик, начинают собственную работу с каких-нибудь общих положений и стремятся под это положение подводить все остальные явления. Ученые же, опирающиеся на эмпирические методики, занимаются максимальным накоплением разных фактов.

По мнению Бэкона методы познания должны начинаться с изучения отдельных позиций и фактов и приближаться к общим результатам. Собственно, это индуктивный способ, который может быть:

  • Полным;
  • Неполным.

Полная индукция предполагает исследование явлений одного класса, а неполная индукция связана с изучением даже тех фактов, которые не входят в область явления и даже могут отрицать его.

Основные виды познания, их особенности и признаки

В наше время определены следующие виды познания:

  1. Житейское. Это своего рода жизненный опыт человека, основанный на его кругозоре. За его основу берется здравый смысл. Если говорить о житейской мудрости различных поколений, то свойственна многоплановость. Это обусловлено влиянием развития цивилизации, прогресса и культуры на кругозор людей.
  2. Рациональное познание. Эта разновидность также не может быть однообразной, поскольку она зависит от опыта и степени обученности индивида.
  3. Интуитивный вид — это связь ощущений при контакте с первыми выводами после первичного взаимодействия. Под интуицией принято понимать мгновенное чувство. Оно может быть основано либо после первичного интеллектуального осмысления, либо на зрительном контакте.

Каждый вид познания истины может быть осуществлен тем или иным типом.

Особенности типов познания

На сегодняшний день выделено 3 типа постижения истины философии:

  1. Обыденная философия — это индивидуальный опыт субъекта. Он не связан с религией, ни с мистикой, ни с открытиями других людей. Это та информационная база, что была получена собственными ощущениями и собственным путем.
  2. За основу религиозного познания берутся многовековые знания в пределах одного вероисповедания. Религиозные знания представлены как догмы, которые никогда не переосмысляются, поскольку в центре всего находится вера.
  3. Философия мистики представляет собой духовный опыт, как одного субъекта, так и целой этнической группы. Знания могут быть получены разными способами, но трактуются они посредством разума.  

В современном мире с точки зрения разума трактуются многие факты. Это легло в основу научного познания.

Черты классической науки

Финализм

Стремление к абсолютно истинному знанию. Базировался на субстанциальной теории. С одной стороны ф. был полезен, с другой стороны мешал развитию, ввиду того, что некоторые знания выдавались за истину, ограничивая дальнейший поиск.

Имперсональность

Рассмотрение знание как объективного сущего. Считалось, что субъект никак не является участником получения знания, ученый — средство получения знания. Например предрассудки ученого не оказывает на эксперимент, как и измерительный приборы.

Динамизм

Установка на понимание окружающего мира как жестко детерминированного, где нет случайности. Случайность признавали, как меру нашего незнания.

Механицизм

Привлечение возможностей механики для постижения мироздания. Человек так же рассматривался как машина. Например: «Англичане чопорные, потому что пьют много кофе». Здесь еще замешано развитие индустриального общества.

Каузальность

То есть причинно-следственное рассмотрение окружающего мира. Все в мире взаимосвязано. На основе этих причин наука объясняла динамику развития окружающего мира.

Соединение эмпирической и теоретических методов

Методы эмпирического и теоретического были соединены в одну систему. Наука показала, что необходимо практическое подтверждение теории необходимо и является критерием истины. От науки стали требовать не только рассуждения о мире, но и практических
знаний.

Рационалистический подход

Согласно рационализму, человеческий разум является основным способом познания. Создатель рационализма и многих других направлений – Сократ. Он полагал, что душа состоит из двух частей: иррациональной и рациональной. Главная задача философа – объединить две части души в одну и возвыситься над физическим миром.

В эпоху просвещения рационализм использовали, преимущественно, для изучения математики. Декарт, Спиноза и Лейбниц развивали идею о существовании в мышлении основных принципов, которые подобны геометрическим аксиомам, и позволяют прийти к знанию дедуктивным методом. На основе их подхода Кант развил собственную философию, объединившую основные принципы рационализма и эмпиризма.

Список литературы

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 2019. 
  2. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естественные науки. — М.: Агар, 2012.   
  3. Лакатош И. Методология научно- исследовательских программ. — М.: Владос, 2005.                    
  4. Современная философия науки. — М.: Логос, 1992.              
  5. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. — М.: Гардарика, 209.                            
  6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 2018.                            
  7. Концепции современного естествознания (под редакцией профессора В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова) — М.: УНИТА-ДАНА, 2017.                            
  • Реферат на тему: Рационализм и бюрократизм в управлении
  • Реферат на тему: Средневековая философия
  • Реферат на тему: Философия любви Э. Фромма
  • Реферат на тему: Философии как мировоззрение
  • Реферат на тему: Развитие мировосприятия человека в восточных обществах
  • Реферат на тему: Сознание и проблема идеального
  • Реферат на тему: Проблемы социального в философии П. А. Сорокина
  • Реферат на тему: Роль бессознательного в деятельности человека
  • Реферат на тему: Методологический анархизм П.Фейерабенда. Объективные и субъективные факторы становления науки
  • Реферат на тему: Проблема объективности в современных финансах
  • Реферат на тему: Характерные черты и проблемы науки в эпоху Возрождения
  • Реферат на тему: Оптические иллюзии и приемы их коррекции в архитектуре Древней Греции

Эмпиризм, как теория познания

Эмпирический метод – направление познания, признающие источником знания личный опыт индивида. Идеалисты рассматривают опыт, как внутренние переживания субъекта, интуитивное достижение поставленной цели. Эмпирическое познание отображает действительность, основываясь на внешних проявлениях процессов. Создание концепции эмпиризма принадлежит Ф. Бэкону.

Существует 2 вида эмпиризма: имманентный и трансцедентный. Первый объясняет состав познания, как комбинацию отдельных представлений и ощущений. Второй – выражен в форме материализма, он рассматривает индивида с точки зрения его взаимодействия с окружающей материальной средой.

Методы изучения и исследования в философии

Если говорить про методы изучения и исследования в философии, то самыми распространенными из них являются методики:

  • Диалектические;
  • Метафизические.

Нередко эти методы связаны с разными философскими учениями. Например, диалектика в учении Маркса соединялась с материализмом, а в учении Гегеля та же диалектика связана с идеализмом.

О диалектике

Диалектика основывается на нескольких принципах, когда изучает те или иные явления. Например, изучаемые объекты могут рассматриваться при единстве противоположностей, становлении количественных изменений качественными, отрицании отрицательных понятий.

Описание и объяснение явлений должно опираться на такие философские категории, как общее и единичное, явление и сущность, реальность и возможность и так далее.

Объект исследования должен восприниматься в качестве объективной реальности. Любое изучаемое явление должно рассматриваться всесторонне и со всеми взаимоотношениями. При этом явления должны рассматриваться с учетом того, что они непрерывно изменяются. Все знания, которые были получены, обязательно проверяются на практическом опыте.

Общелогические методики

Если говорить про общелогические методики, то они представлены анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, а также аналогией.

Например, анализ представляет собой расчленение исследуемого объекта на разные части лдля внимательного изучения каждой из них. Видами анализа считаются:

  • Классификационные методики;
  • Периодизация.

Синтез, наоборот, является соединением самостоятельных частей.

Индукция считается мыслительным движение от отдельных случаев к определенным общим положениям.

Дедукция, наоборот, заключается в выведении частного из общих положений.

Аналогия заключена в получении знаний об изучаемых явлениях на базе их сходства с какими-нибудь другими явлениями, то есть заключения основываются на сходных признаках.

Если говорить о методиках теоретического уровня, то здесь выделяются аксиоматические и гипотетические методики, абстрагирование, системный анализ и так далее.

Классификация методов исследования философии

Философские исследования, как и научные проекты из других областей знаний, проводят, опираясь на методологическую базу. Выбор же конкретных методов зависит от темы, цели и задач, которые перед собой ставит студент.

А чтобы не запутаться во всём многообразии научных приёмов, нужно понимать, какие методы чаще всего используются в философской науке и чем они отличаются от других.

Основная классификация методик научно исследовательского познания опирается на две характеристики:

  • широта применения;
  • способ отношения к изучаемому предмету.

Методы исследований важны в любой науке

Классификация методов по широте применения

Широта применения — это показатель, который говорит, насколько широко может применяться определённый метод. По данной характеристике абсолютно все методики познания делятся на три категории:

  1. Общенаучные, или универсальные — методы, которые используются всеми науками. Как правило, они лежат в основе центральной теории, задающей рамки научному исследованию, в том числе и направление исследовательского поиска. Например, эксперимент, диалектический подход.
  2. Общелогические методы — приёмы мыслительной деятельности человека, которые опираются на логику, разум и также широко применяются в разных областях. Например, анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы.
  3. Частные, или узкоспециализированные — это методы, которые применяются только в рамках определённой науки. Например, лингвистический анализ в филологии, метод синхронизации в истории, метод технико-экономических расчётов в экономике.

Философия — это теоретическое мировоззрение, которое ищет ответы на сложные вопросы бытия и жизни человека. Поэтому предмет её изучения всегда шире, чем у других наук. Это позволяет использовать философские методы познания в качестве универсальных.

Классификация методов по способу отношения

По этой характеристике все методы исследования делятся на две категории:

  • теоретические;
  • эмпирические.

Методы теоретического исследования в философии необходимы для всестороннего изучения центральной проблемы исследования, для того, чтобы раскрыть основные понятия и явления и обозначить направления, в котором будет происходить научный поиск.

Философская наука — это особая форма общечеловеческого познания, поэтому и характер научных исследований в этой области чаще теоретический. Однако несмотря на данный факт в философских работах часто встречаются эмпирические методы.

Среди методов эмпирического исследования в философии чаще всего используют наблюдение, опыт, сравнение, измерение, эксперимент и моделирование.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Краткий итог методов познания

Античность

  • Методы наблюдений
  • Отдельные натурные эксперименты
  • Индуктивный метод
  • Использовался дедуктивный метод
  • Объяснение
  • Предсказания
  • Доказательство

Классическая наука

  • Индуктивизм. Ф. Бэкон пишет трактат «Новый органон». Бэкон предпочитает идти от частного к общему и переносил её на науку в целом. Натурный эксперимент приобрел большую силу, чем мысленный эксперимент
  • Интуитивно-дедуктивный метод Рене Декарта. Основывался на интуиции ученого («Я мыслю, значит я существую»). Мышление — основа познания. Существование объекта можно подставить под сомнение. Непонятный объект раскладывался на составные
    части, а затем происходит до построения модели этого объекта, чтобы потом пойти до «основания».
  • Позиция Ньютона. Основывался на математический аппарат. Имел дело с абсолютным знанием.
  • Моделирование. В XVIII-IX веках складывается
    механистическая модель мира и
    модель организма. Первая была удобна для технических наук, вторая для гуманитарных наук.
  • Гипотетико-дедуктивный. Предполагал наличие гипотетического знания. Логический вывод утверждений из гипотез должен быть доказан эмпирически (можно было мысленным экспериментом).

14 октября 2015

Заключение

Таким образом, современное знание обладает значительным набором методов эмпирического и теоретического познания. Они применяются в самых разных сферах практической жизни людей, а также в науках. Методы оптимизируют процесс познания, повышают его эффективность и способствуют приобретению истинных знаний.                                                                      

Для одной степени или другой, я использовать все изученные методы научного познания на различных этапах в человеческом развитии, мы можем прийти к следующим выводам.                                            

Наука — это сложное многогранное социальное явление вне общества наука не может не быть, ни развиваться.                              

Современная наука отличается повышением уровня ее абстрактности, потерей ясности, что является следствием математизации науки, возможности оперировать высоко абстрактными структурами, лишенными наглядных прототипов.                                         

В логических основах науки были также изменены. Наука была использование такого л ogichesky аппарата, который является наиболее приспособлен для фиксации нового деятельности- подхода к анализу явлений действительности.

Наконец, даже результатом современной науки стало развитие в биосферы -класса науки и новое отношение к феномену жизни. 

Жизнь перестала казаться случайным явлением во Вселенной, но стала рассматриваться в качестве естественного результата самостоятельного развития материи, которая также, естественно, привела к появлению разума. Класс Science Biosphere, к которому относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, изучение природных систем, где происходит взаимопроникновение живой и неживой природы, то есть существует взаимосвязь различных качеств природных явлений. В основе биосферной науки лежит естественнонаучная концепция, идея универсальной связи с природой. Жизнь и живое понимаются в них как существенный элемент мира, эффективно формировать этот мир, создавая его в его нынешнем виде.                                                                            

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: