Социально-экономические воззрения
Для Чернышевского община — патриархальный институт русской жизни, в общине существует «товарищеская форма производства» параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В «Очерках из политической экономики» с некоторыми оговорками передаёт учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наёмного. Чернышевский считал, что «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем». Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках её организации. В романе «Что делать?» прямо изобразил фаланстер (Четвёртый сон Веры Павловны).
Теория разумного эгоизма
Для своего времени, как и вся философия Чернышевского, она главным образом направлена против идеализма, религии, богословской морали.
В своих философских построениях Чернышевский пришел к выводу, что «человек любит прежде всего сам себя». Он — эгоист, и эгоизм — побуждение, управляющее действиями человека.
И он указывает на исторические примеры человеческого бескорыстия и самопожертвования. Эмпедокл бросается в кратер, чтобы сделать научное открытие. Лукреция поражает себя кинжалом, чтобы спасти свою честь. И Чернышевский говорит, что, как раньше не могли объяснить из одного научного принципа одного закона, падение камня на землю и поднятие пара вверх от земли, так не было научных средств объяснить одним законом явления, подобные приведенным выше примерам. И он считает необходимым сведение всех, часто противоречивых, человеческих поступков к единому принципу.
Чернышевский исходит из того, чтов побуждениях человека нетдвух различных натур, а все разнообразие человеческих побуждений к действию, как и во всей человеческой жизни, происходит из одной и той же натуры, по одному и тому же закону.
разумный эгоизм.
В основе разнообразных человеческих поступков лежит
мысль человека о его личной пользе, личном благе. Чернышевский так аргументирует свою теорию:»Если муж и жена жили между собой хорошо, – рассуждает он, – жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль? «На кого ты меня покинул? Что я буду без тебя делать? Без тебя мне тошно жить на свете!» В словах: «меня, я, мне» Чернышевский видит смысл жалобы, истоки печали. Подобно же, по мнению Чернышевского, еще более высокое чувство, чувство матери к ребенку. Ее плач о смерти ребенка такой же: «Как я тебя любила!» Эгоистическую основу видит Чернышевский и в самой нежной дружбе. И когда человек ради любимого предмета жертвует своей жизнью, то и тогда, по его мнению, основанием служит личный расчет или порыв эгоизма.
Ученые, называемые обычно фанатиками, безраздельно предавшие себя исследованиям, совершили, конечно, как думает и Чернышевский, великий подвиг. Но и здесь он усматривает эгоистическое чувство, удовлетворить которое приятно. Сильнейшая страсть берет верх над влечениями менее сильными и приносит их себе в жертву.
Исходя из фейербаховских абстрактных представлений о человеческой природе, Чернышевский полагал, что своей теорией разумного эгоизма он возвеличивает человека. Он требовал от человека, чтобы личные, индивидуальные интересы не расходились бы с общественными, не противоречили им, пользе и благу всего общества, а совпадали с ними, соответствовали им. Только такой разумный эгоизм он принимал и проповедовал. Он возвышал тех, кто хотел быть «вполне человеком», кто, заботясь о собственном благосостоянии, любил и других людей, вел полезную для общества деятельность и стремился бороться против зла. Он рассматривал «теорию разумного эгоизма как моральную теорию «новых людей».
Библиография
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/filosofiya-chernyishevskogo/
В.Г. Баскаков «Мировоззрение Чернышевского»
Н. Нович «Жизнь Чернышевского»
Н.В. Хессин «Чернышевский в Борьбе за социалистическое будущее России»
Н.Г. Чернышевский «Избранные сочинения»
Литература
- (в пер.)
- Шаблон:±. Жизнь Чернышевского. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Детгиз, 1958.
- Водолазов Г. Г. От Чернышевского к Плеханову. — М., .
- Каменев Л. Б. Чернышевский. — 1933. — 196 с. («Жизнь замечательных людей»)
- Ланщиков А. П. Н. Г. Чернышевский. — М.: Современник, 1982.
- Лебедев А. Красота и ярость мира. Очерки становления русской материалистической эстетики (Чернышевский — Плеханов — Луначарский). М., 1989.
- Розенталь М.М. Философские взгляды Н.Г. Чернышевского. М., 1948.- 312 с.
- Савченко В. Властью разума. Повесть о Николае Чернышевском. — М.: Политиздат, . — 396 с. («Пламенные революционеры»)
- Шаблон:Cite web
- Федоров К. «Жизнь великих людей. Н. Г. Ч.». 2-е изд. — СПб., 1905.
- Шаблон:±. Н. Г. Чернышевский. — Шаблон:Указание места в библиоссылке: Мысль, 1977. — 213 с.
- Топорков А.Л. А.Н. Афанасьев в полемике с Н.Г. Чернышевским? (Эпизод из журнальной полемики 1850-х гг.) // Из истории русской фольклористики. СПб., 2013. Вып.8. С.369-418.
- Клочков В.М. Об этических взглядах Н.Г. Чернышевского и Л. Фейербаха // Вопросы философии 1957. № 6.
- Paperno, Irina, Chernyshevsky and the Age of Realism: A Study in the Semiotics of Behavior. Stanford: Stanford University Press, 1988.
- Pereira, N.G.O., The Thought and Teachings of N.G. Černyševskij. The Hague: Mouton, 1975.
Философские взгляды
Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха).
В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».
Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма, объективно идеалистического и субъективно-идеалистического монизма. Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он обосновывал положение о материальном единстве мира, объективном характере природы и ее законов (напр., закона при чинности), широко используя данные химии, физики, биологии и др. естественных наук. Объясняя идеальное как порождение материального, рассуждая о материальных основах сознания, Чернышевский опирался также на данные опытной психологии и физиологии. В философии Чернышевского значительное место занимают идеи, связанные с антропологическим материализмом, что сближает его с наиболее передовыми мыслителями такими как Фейербах.
По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещённого монарха» и «честного политика».
Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, определяющем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчётом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признаёт действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединённых причинной связью».
Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – революционный демократ, писатель, публицист, литературный критик, философ. Как философ Н.Г. Чернышевский испытал влияние Л. Фейербаха, а также Г.В.Ф. Гегеля, Сен-Симона, Фурье, О. Конта, которые наряду с А.И. Герценом и В.Г. Белинским в значительной мере определили его мировоззрение. В 1860 г. появляется основное философское произведение Н.Г. Чернышевского – «Антропологический принцип в философии». В этом труде Чернышевский определял материализм как учение, в основе которого «лежит уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим… гипотезам». Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н.Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса. Разрабатывая антропологический принцип, Чернышевский считал индивида первичной реальностью, а общество – множеством отдельных людей, взаимодействующих друг с другом. При этом он полагал, что законы функционирования общества являются производными от законов частной жизни людей. Последовательное проведение антропологического принципа привело Н.Г. Чернышевского к обоснованию принципов социализма (общечеловеческий интерес реализуется в интересах трудящихся классов, т. е. большинства общества). В вопросах теории познания он также решительно отстаивал материализм, критикуя агностицизм и субъективный идеализм. В этической части своих рассуждений он придерживался принципа «разумного эгоизма», согласно которому поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями и склонностями. Личное счастье, по Н.Г. Чернышевскому, должно согласовываться с общим благополучием; «одинокого счастья нет». Анализируя эстетическую проблематику, Чернышевский обосновывал тезис «прекрасное есть жизнь». Объективность красоты определяет невозможность соперничества искусства с живой действительностью.
При исследовании опыта социальных движений в Западной Европе Н.Г
Чернышевский обращал внимание на «практическое бессилие» буржуазного либерализма; он считал, что такой либерализм является серьезной помехой российскому революционному движению. По его мнению, только трудящиеся массы заинтересованы в коренных общественных преобразованиях
Он полагал, что возможность избежать капитализма является реальной. Эта возможность связывалась им с русской крестьянской общиной. Крестьянская народная революция должна привести к ликвидации помещичьей собственности на землю. Сама же революция должна быть подготовлена организацией революционеров.
Произведения
Романы
- 1862−1863 — Что делать? Из рассказов о новых людях.
- 1863 — Повести в повести (незаконч.)
- 1867−1870 — Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконч.)
Литературная критика
- 1849 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
- 1854 — Об искренности в критике.
- 1854 — Песни разных народов.
- 1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.
- 1855 — Сочинения Пушкина.
- 1855−1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.
- 1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
- 1856 — Стихотворения Кольцова.
- 1856 — Стихотворения Н. Огарёва.
- 1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
- 1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого.
- 1856 — Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского.
- 1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
- 1857 — «Губернские очерки» Щедрина.
- 1857 — Сочинения В. Жуковского.
- 1857 — Стихотворения Н. Щербины.
- 1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.
- 1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
- 1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
- 1861 — Не начало ли перемены ? Рассказы Н.В. Успенского. Две части.
Публицистика
- 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
- 1856 — «Русская беседа» и её направление.
- 1857 — «Русская беседа» и славянофильство.
- 1857 — О поземельной собственности.
- 1858 — Откупная система.
- 1858 — Кавеньяк.
- 1858 — Июльская монархия.
- 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.
- 1859 — Суеверие и правила логики.
- 1859 — Капитал и труд.
- 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
- 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
- 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
- 1861 — О причинах падения Рима.
- 1861 — Граф Кавур.
- 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу ‘Демократии в Америке’ Токвиля.
- 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
- 1862 — В изъявление признательности Письмо к г. З<ари>ну.
- 1862 — Письма без адреса.
- 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.
Мемуары
- 1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.
- 1883 — Заметки о Некрасове.
- 1884−1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861—1862.
- 1884−1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.
Философия и эстетика
- 1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.
- 1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
- 1855 — Возвышенное и комическое.
- 1855 — Характер человеческого знания.
- 1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.
- 1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
- 1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.
Переводы
- 1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Ф. К. Шлоссера.
- 1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями).
- 1861—1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
- 1863—1864 — «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
- 1884−1888 — «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).
Переход к материализму Фейербаха.
Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего философа того времени — Людвига Фейербаха.
Чернышевский был очень образованным человеком, он изучил труды очень многих философов , но своим учителем называл только Фейербаха.
Когда Чернышевский писал свою первую крупную научную работу, диссертацию по эстетике, он уже в области философии был вполне сложившимся мыслителем- фейербахианцем , хотя в самой диссертации своей не разу не упомянул имени Фейербаха, тогда запрещенного в России.
В начале 1849 года русский фурьерист- петрашевец Ханыков дал Чернышевскому , для ознакомления, знаменитую Фейербахову «Сущность христианства». Где Фейербах своей философией утверждал , что природа существует независимо от человеческого мышления и является основанием, на котором вырастают люди с их сознанием, и что высшие существа, созданные религиозной фантазией человека, — это только фантастические отражения собственной сущности человека.
Прочитав «Сущность христианства» , Чернышевский отметил в своем дневнике, что она ему понравилась «своим благородством, прямотой, откровенностью, резкостью». Он узнавал о сущности человека, как ее понимал Фейербах , в духе естественно — научного материализма, узнавал о том, что совершенному человеку свойственны разум, воля, мысль , сердце, любовь, эта абсолютная у Фейербаха , сущность человека как человека и цель его бытия. Истинное существо — любит, мыслит, хочет. Высший закон — любовь к человеку. Философия должна исходить не из некоей абсолютной идеи, а из природы, живой действительности. Природа , бытие — субъект познания, а мышление производно. Природа — первичное, идеи — ее порождения, функция человеческого мозга. Это были для молодого Чернышевского настоящие откровения.
Он находил то, что искал. Особенно поразила его главная мысль , показавшаяся совершенно справедливой, — что «человек всегда воображал себе бога человеческим по своим собственным понятиям о себе».
В 1850 году он уже записал :»Скептицизм в деле религии развился у меня до того , что я почти решительно от души предан учению Фейербаха».
В 1877 году Чернышевский писал из сибирской ссылки сыновьям: «Если вы хотите иметь понятие о том, что такое по моему мнению человеческая природа, узнавайте это из единственного мыслителя нашего столетия, у которого были совершенно верные, по — моему , понятия о вещах. Это — Людвиг Фейербах… В молодости я знал целые страницы из него наизусть. И сколько могу судить по моим потускневшим воспоминаниям о нем, остаюсь верным последователем его».
5. Критика идеалистов.
Чернышевский был последовательным материалистом. Важнейшие элементы его философского мировоззрения- борьба против идеализма , за признание материальности мира, первичность природы и признание человеческого мышления отражением объективной, реальной действительности, «антропологический принцип в философии», борьба против агностицизма, за признание познаваемости предметов и явлений.
Чернышевский материалистически решал основной вопрос философии, вопрос об отношении мышления к бытию. Он, отвергая идеалистическое учение о превосходстве духа над природой, утверждал первичность природы, обусловленность человеческого мышления реальным бытием, которое имеет свою основу в самом себе.
Иронизируя, он пишет по адресу немецких идеалистов и их последователей в России, в своей статье» Возвышенное и комическое»: «…Проницательность ума в том и состоит, чтобы понимать темное, и вот великие умы напрягают все свои усилия, чтобы прояснить эту идею, и начинают нам толковать об «абсолюте». Когда слишком напряжено зрение, перед нашими глазами начинают носиться призраки, или, попросту говоря, у нас начинает рябить в глазах. Так и великим… умам Шеллинга и Гегеля (особенно Гегель обладал действительно страшною силою ума), погруженным в напряженное созерцание темной пустоты слова «абсолют», явился, наконец, фантом, одному один, другому другой. Они поняли «абсолют» и начали объяснять его. С одной стороны, увлекающая сила гениального ума, с другой – стыд перед самим собою сказать: «я не в силах понять того, что понимает, по его словам, очень ясно гений», были причиною, что почти всем показалось будто бы «теперь абсолют объяснен, идея абсолютного стала ясна», и пустое слово стало краеугольным камнем философских мнений».
В своих статьях «Критический взгляд на современное эстетическое понятие», «Комическое и трагическое» и других Чернышевский, высмеивал идеалистические философские системы за их пустоту и никчемность, за их оторванность от жизни народа, от потребностей общественного развития, показывал, то эти системы не выдержали натиска материалистических воззрений, победоносно утверждающихся в философии, в науке.
«Идеализм,– писал он,– господствовал в немецкой философии до последнего времени, последним великим представителем которой был Гегель, Теперь философские системы, основывающиеся на идеализме и одностороннем спиритуализме, разрушены…». Критикуя гегелевскую философию, Чернышевский тем самым не только наносил удар по идеализму, но и разоблачил реакционную сущность идеалистического мировоззрения либерально-монархического лагеря.
Память о Чернышевском
Память о Николае Гавриловиче Чернышевском увековечена различными способами:
Географические названия
- В честь писателя назван ряд улиц, площадей и переулков во многих городах бывшего СССР, включая Саратов, Санкт-Петербург, Астрахань и Иркутск, где жил и бывал писатель.
- Посёлок городского типа Чернышевский, расположенный на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки писателя.
Е. К. Максимов, «Имя твоей улицы»:
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) -великий русский революционный демократ, автор философских, экономических и литературно-критических трудов.
Чернышевский родился в Саратове, здесь прошли его детские и юношеские годы.
После успешного окончания Петербургского университета Николай Гаврилович возвращается в Саратов и в 1851 —1853 годах преподает словесность в мужской гимназии. На уроках молодой преподаватель стремился возбудить интерес учеников к общественным вопросам, знакомил не только с передовой литературой, но и с русской и всеобщей историей, воспитывал идеалы добра и справедливости. Его демократические убеждения и творческие методы преподавания и воспитания выделяли его из среды преподавателей, а антикрепостнические настроения вызывали недовольство начальства.
В 1853 году Чернышевский уезжает в Петербург, где защищает магистерскую диссертацию, начинает сотрудничать в «Отечественных записках» А. А. Краевского, становится сотрудником, а затем и руководителем журнала «Современник». С приходом Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова «Современник» стал органом революционной демократии, идейным центром революционного движения 60-х годов.
В 1862 году за революционную деятельность Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В тюремной камере он написал свой знаменитый роман «Что делать?», на котором воспитывался ряд поколений русских революционеров. После двух лет заключения в крепости его подвергли гражданской казни и отправили на каторгу в далекую Сибирь. Около двадцати лет провел Чернышевский на каторге и в ссылке в Сибири, потом он был доставлен в Астрахань под надзор полиции, где прожил шесть лет. Лишь в 1889 году ему разрешили возвратиться на родину, в Саратов. Здесь Чернышевский прожил несколько месяцев, занимаясь литературным трудом.
Похоронен Н. Г. Чернышевский в Саратове на Воскресенском кладбище.
Памятники
Файл:Чернышевский.jpg Памятник Чернышевскому в Саратове. Скульптор А. П. Кибальников. Открыт в 1953 году.
Памятники Н.Г.Чернышевскому установлены в Саратове (на одноимённой площади, а также на могиле писателя), а также в Санкт-Петербурге, Вилюйске, Москве и посёлке Чернышевский.
Прочее
Также имя Н. Г. Чернышевского носят:
- В Санкт-Петербурге: станция метро, а также сад имени Чернышевского.
- Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского.
- Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (город Бишкек).
- Саратовский государственный университет.
- Саратовский академический театр оперы и балета
- Вилюйское педагогическое училище.
- Забайкальский государственный университет.
- С 1928 года имя писателя носит средняя школа № 1 города Семипалатинска (Казахстан).
- Музеи имени Н. Г. Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске, а также в селе Александровский Завод.
- Чернышевский послужил прототипом Чернова — героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».
Политическая идеология
Крестьянский вопрос
В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.
В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из Царского Указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.
Педагогическая теория
В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.
Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.
Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.
Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.
Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.