Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии

Философское представление о материи кратко

Понятие материи в философии и его развитие

Понятие материи сформировалось прежде всего в онтологии, в связи с проблемами осмысления бытия, его субстанциональной основы, природы и законов функционирования. Мысль о материи представляется самоочевидной, поскольку материальный мир окружает человека и непосредственно представлен ему в чувственном познании. Тем не менее само представление о материи, ее сущности и свойствах изрядно менялось по мере развития философских воззрений. Можно выделить несколько основных этапов понимания материи:

  • материя как стихия,
  • материя как атом,
  • материя как вещество,
  • материя как реальность.

Наиболее ранние представления о материи принадлежат натурфилософам милетской школы – Фалесу, Анаксагору, Анаксимену и Гераклиту. Пытаясь осмыслить процесс возникновения и функционирования мира в понятиях отличных от мифорелигиозного мировоззрения они вводят в качестве субстанциональной основы мира, вместо богов, стихии. Все философы указывают в качестве первородной различные стихии – воду, воздух, апейрон, огонь, однако понимание материи на данном этапе остается достаточно наивным, она воспринимается как одушевленная, действующая сила, способная к самопреобразованию, по сути стихии подменяют собой богов, наследуя многие их качества.

Корпускулярное понимание материи сложилось также в античный период в философской школе материализма, основателями которой были Левкипп и Демокрит. Ими было выдвинуто и обосновано революционное, для того времени понимание материи, как совокупности бесконечного числа атомов. Каждый атом представлялся бесконечно малой частицей, вечной и неразрушимой, для которой было присуще движение и некоторая природа (легкие и тяжелые, быстрые и медленные атомы). Атомы двигаясь в соответствии со своей природой сталкиваются друг с другом и сцепливаются с помощью специальных крючков, что позволяет им образовывать более крупные тела, а из них весь материальный мир. Из особых, наиболее легких и подвижных атомов, складываются структуры души, которые являются источником жизни всех тел и присущи не только человеку, но и животным и растениям, а также вообще разлиты в природе.

Новое понимание материи – как вещества сформировалось в Новое время в рамках материалистического механицизма. В его основе лежат атомистические представления, приведенные в соответствие с актуальными знаниями науки того периода. Предполагалось что атомы существуют в двух независимых измерениях – пространстве и времени и взаимодействуют друг с другом согласно законам механики. Все перемещения атомов понимались как детерминированные извне, только прилагая внешнюю силу можно было заставить атом двигаться, а значит все его движения становилось возможным рассчитать и предсказать, зная начальные условия ситуации. Важным ограничением данной парадигмы был тот факт, что энергия могла передаваться только через взаимодействие атомов. По этой причине наука была вынуждена обосновывать реальность таких веществ как эфир (среда передачи света), газ теплород (передача тепла путем излучения), магнитные линии (вещество реализующее магнитные свойства).

Развитие научных представлений о материи, их влияние на философию

Теория механистического материализма зародилась в период становления научного естествознания и способствовала бурному развитию науки. Ее наиболее известным творцом был И. Ньютон, чей авторитет поддерживал дальнейшую жизнь данной концепции и механистического образа мира. Широкое применение методов логики и математики позволило описать, просчитать и предсказать многие природные явления процессы. Однако по мере совершенствования знания картина стала меняться

В самых разных областях научного знания стали выявляться факты принципиально необъяснимые с позиции механистического материализма и корпускулярного понимания материи. Наконец в самой теории был аномальный феномен — силы дальнодействия или гравитационного притяжения, которые действовали в отсутствии вещественных передатчиков и хотя легко просчитывались принципиально не могли быть объяснены с ее помощью. Уже в девятнадцатом веке корпускулярное понимание материи подвергается критике, возникает корпускулярно-волновой дуализм, в философии складываются новые подходы к пониманию материи. Окончательную точку в атомистическом подходе к представлению о материи ставят известные опыты Резерфорда в начале двадцатого века, в которых ему удается расщепить атом и выявить его внутреннее строение.

Деление атома, который согласно философской парадигмы науки рассматривался как вечная и неуничтожимая субстанция, произвело настоящий переворот в мировоззрении ученых. В этот период было выдвинуто новое понимание материи В.И. Лениным, который определил ее как философский термин охватывающий всю ту реальность, которая доступна для восприятия и существует объективно независимо от человека. Так понятие материи отвязывалось от конкретных форм ее проявления и получало возможность включать в себя новые еще принципиально неизвестные формы материи.

На сегодняшний день в науке выделяют два вида материи:

  • вещество,
  • энергия.

Благодаря работам А. Эйнштейна известно, что данное деление достаточно условно, т.к. оба вида могут взаимно переходить друг в друга, однако удобно в повседневной практике. Под веществом понимается корпускулярно организованная материя. При этом выделяется светящееся и темное вещество. Светящееся вещество отражает излучение, благодаря чему человек способен его увидеть или зарегистрировать с помощью приборов. Темное вещество согласно современной науке не взаимодействует со светящимся, за исключением гравитационного взаимодействия, и его общая масса примерно в пять раз больше общей массы видимого вещества.

Замечание 1

Под энергией понимается материя, существующая в виде излучения, она также делиться на обычную и темную, недоступную для исследования и регистрации, но определяемую за счет гравитационного взаимодействия. Темная энергия согласно современных подходам составляет большую часть массы вселенной.

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

  • субстанциональная;
  • атрибутивная;
  • диалектико-материалистическая.

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Данное учебное пособие представляет собой конспект лекций по философии, составленный в помощь студентам средних и высших учебных заведений Материал подобран в соответствии с нормами Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины

Оглавление

  • Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания
  • Лекция № 2. Что такое философия
  • Лекция № 3. Философия как теоретическое ядро мировоззрения
  • Лекция № 4. Структура философского знания
  • Лекция № 5. Бытие как всеохватывающая реальность
  • Лекция № 6. Познание
  • Лекция № 7. Виды познания
  • Лекция № 8. Субъект и объект познания
  • Лекция № 9. Общие представления о духе
  • Лекция № 10. Материя
  • Лекция № 11. Сознание
  • Лекция № 12. Движение
  • Лекция № 13. Пространство и время
  • Лекция № 14. Общие понятия о человеке
  • Лекция № 15. Человек в мире природы
  • Лекция № 16. Понятие общества
  • Лекция № 17. Социальная структура общества
  • Лекция № 18. Гражданское общество

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция № 10. Материя

В диалектическом материализме противопоставление материи и сознания условно. Оно имеет смысл только для постановки и решения основного вопроса философии, а за его пределами утрачивает абсолютное значение, поскольку сознание, общественные идеи и так далее могут выступать в отношении какого-либо материального процесса как нечто определяющее его и в этом смысле первичное. Активная преобразующая деятельность общества приводит к тому, что в окружающем нас мире определенная группа материальных объектов: средства производства, здания, продукты химического синтеза, предметы потребления и т. п. — по своему происхождению и форме организации в какой-то мере зависят от сознания человека, поскольку в них воплощается человеческий замысел. По мере развития науки и техники будет все более расширяться множество материальных объектов, свойства, формы организации и даже происхождение которых будут зависеть от преобразующей сознательной деятельности людей.

Философское понимание материи как объективной реальности конкретизируется и дополняется естественно-научными воззрениями на строение и свойства материи. Но было бы неправильно отождествлять материю как философскую категорию с теми или иными воззрениями на строение материи, так как они изменяются в зависимости от новых открытий науки, в то время как философское определение материи остается незыблемым. Точно так же ошибочно отождествлять материю как философскую категорию с каким-нибудь конкретным ее видом, например с веществом.

  
Механические свойства твердых тел кратко

  
Биография гагарина кратко полета

  
Расул гамзатов биография кратко самое важное

  
Кран вспомогательного тормоза 254 устройство кратко

  
Плановая экономика в китае кратко

Свойства материи

Главным свойством материи является движение. Под движением понимается любое отклонение материи от ее первоначального состояния, будь то физическое перемещение, трансформация или развитие.

Другим значимым свойством является отражение. Под отражением понимается способность к воспроизводству свойств одним материальным объектом, другого объекта при их взаимодействии. Отражение может быть механическим, физическим, химическим, биологическим и психическим.

Важным свойством материи является ее способность к самоорганизации, которая выражается в принципе многократного повторения определенных структур. Благодаря этому материя представляет собой не первородный хаос, а достаточно упорядоченное пространство с множеством разнообразных форм и объектов.

Понятие материи, ее виды

Понятие материи является одним из фундаментальных в философии. Представление о существовании материи восходит своими корнями к до философским мифорелигиозным системам, которые обозначали с его помощью мир сотворенный божествами. В самой философии, материя рассматривалась в качестве субстанции, т.е. первопричины и сущности мира, бытия, основной формы его существования. Вместе с тем понимание материи, ее роль и место в философских концепциях с течением времени значительно менялись.

Так уже в античной философии можно найти множество альтернативных взглядов на материю. Для натурфилософов милетской школы (Анаксимен, Анаксагор) материя – это стихия, создающая все многообразие бытия. Демокрит и философы-атомисты рассматривают материю как совокупность бесконечно малых частиц – атомов, которые вечны, неуничтожимы и неделимы, и образуют все формы бытия через свое объединение в более сложные структуры. В тоже время Платон с идеалистических позиций рассматривает материю как вторичную по отношению к идеальному бытию. Материальные тела в его концепции есть лишь грубые и неточные воплощения идей. Погрешности возникающие в процессе их материализации приводят к тому, что одна и та же идея, например, лошади, порождает множество отличных друг от друга материальных тел.

В период средневековья идеалистические взгляды продолжают преобладать. Материя ассоциируется с природой и представляет собой творение бога, его производную. В Новое время идеализм постепенно уступает место механистическому материализму. В данной концепции материя понимается как вещество, а именно как совокупность бесконечно малых и неделимых атомов, взаимодействующих между собой по законам механики во времени и пространстве. При этом время и пространство представляют собой самостоятельные субстанции, независимые от материи.

Современное понимание материи формируется в рамках марксистского направления философии В.И. Лениным. Оно открепляется от понимания материи исключительно как вещества, включая в него все возможные формы существования реальности, как уже известные, так и те, которые человечеству еще предстоит открыть. При этом явления нематериального, духовного характера – психика, социальные отношения, культура и т.д. рассматриваются в качестве вторичных по отношению к материи, как ее функции и продукты деятельности.

В настоящее время выделяют два основных вида материи:

  • вещество,
  • энергия.

Под веществом понимается материя, организованная корпускулярно, т.е. состоящая из отдельных сколь угодно малых частиц. Энергия в свою очередь не закреплена в качестве каких-либо частиц, но проявляет себя в качестве излучения. Вместе с тем данное деление достаточно относительно, так как вещество и энергия способны взаимно преобразовываться друг в друга, что было доказано Эйнштейном.

Вещество в свою очередь делится на обычное (светящееся) и темное. В наблюдаемой вселенной – шаре радиусом 15 миллиардов световых лет, доля массы обычного вещества крайне мала – всего лишь 4%. Около 25% приходится на темное вещество. В отличие от обычного темное вещество не испускает излучения и по этой причине остается невидимым для человека. Его взаимодействие с обычным веществом по мнению ученных в настоящее время ограничивается лишь гравитационным воздействием.

Энергия аналогично подразделяется на излучение и темную энергию. Темная энергия также, как и темная материя остается недоступной для регистрации и обнаруживается исключительно благодаря ее гравитационному воздействию на обычную материю.

Понятия пространства и времени

Определение 2

Пространство – это базовая категория человеческого представления о мире, отражающая его неоднородный и множественный характер.

Представление о пространстве необходимо для нормального протекания психической деятельности, так как оно включает в себя как предметы и объекты окружающего мира, так и самого человека, а также связи между ними. К основным свойствам пространства относят:

  • протяженность,
  • однородность,
  • изотропность,
  • трехмерность.

Определение 3

Время – это понятие, отражающее понимание изменчивого и процессуального характера реальности, существования возможности взаимодействия между телами в пространстве, которое носит последовательный, упорядоченный характер.

Наиболее часто время понимается как линейное, равномерно протекающее из прошлого в настоящее и будущее, и таким образом однозначно закрепляющее положение вещей в пространстве в определенный момент. Вместе с тем существует также циклическое понимание времени, связанное с повторяемостью определенных событий (сутки, год), само измерение линейного времени возможно лишь благодаря циклическим событиям.

Основными свойствами времени являются:

  • длительность,
  • однородность,
  • одномерность,
  • необратимость.

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Джордж Беркли;
  • Поль Гольбах;
  • Иммануил Кант.

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

https://youtube.com/watch?v=PW7R4TgIfhU

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: