Августин блаженный –философия, идеи и взгляды

Августин аврелий августин • большая российская энциклопедия - электронная версия

Жизнь

Ро­дил­ся в не­бо­га­той про­вин­ци­аль­ной се­мье. Отец, Пат­ри­ций, был языч­ни­ком и при­нял кре­ще­ние лишь пе­ред смер­тью, мать, по­чи­тае­мая ка­то­лич. цер­ко­вью св. Мо­ни­ка, – глу­бо­ко ре­лиг. хри­сти­ан­ка. А. учил­ся ри­то­ри­ке в Та­га­сте, Ма­дав­ре и с 370 в Кар­фа­ге­не, где стал профессиональным ри­то­ром (с 374). Чте­ние Ци­це­ро­на по­бу­ди­ло его об­ра­тить­ся к фи­ло­со­фии. За­тем он пе­ре­жи­ва­ет де­ся­ти­лет­нее ув­ле­че­ние ма­ни­хей­ст­вом, ко­то­рое при­влек­ло его ут­вер­жде­ни­ем воз­мож­но­сти ра­цио­наль­но­го бо­го­по­зна­ния и дуа­ли­стич. кон­цеп­ци­ей из­веч­но­го про­ти­во­стоя­ния Бо­га и ма­те­рии как зло­го на­ча­ла (ме­та­фи­зич. и этич. дуа­лизм бу­дет оп­ре­де­лять мысль А. ещё мно­го лет по­сле то­го, как он по­рвёт с ма­ни­хея­ми).

С 383 в Ри­ме, с 384 ма­гистр ри­то­ри­ки при имп. дво­ре в Ме­дио­ла­не (Ми­ла­не). Раз­оча­ро­вав­шись в ма­ни­хей­ст­ве, он не­ко­то­рое вре­мя раз­де­ля­ет скеп­тич. фи­ло­со­фию пред­ста­ви­те­лей Но­вой Ака­де­мии (см. Ака­де­мия Афин­ская), слу­ша­ет про­по­ве­ди Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го и од­но­вре­мен­но от­кры­ва­ет для се­бя со­чине­ния не­оп­ла­то­ни­ков, пре­ж­де все­го Пло­ти­на и Пор­фи­рия (в лат. пе­ре­во­де Ма­рия Вик­то­ри­на). Фи­ло­соф-пла­то­ник и хри­сти­ан­ский пре­сви­тер Сим­пли­ци­ан разъ­яс­ня­ет А. внут­рен­нее род­ст­во уче­ния о Ло­го­се из Еван­ге­лия от Ио­ан­на с уче­ни­ем Пло­ти­на об Уме, хри­сти­ан­ско­го дог­ма­та о Трои­це и триа­до­ло­гии Пор­фи­рия. Он же об­ра­ща­ет вни­ма­ние А. на по­сла­ния ап. Пав­ла, в осо­бен­но­сти на его уче­ние о бла­го­да­ти. В эти ­годы за­вер­ша­ет­ся ста­нов­ле­ние А. как хри­стиа­ни­на и мыс­ли­те­ля. В 387 он при­ни­ма­ет кре­ще­ние и пуб­ли­ку­ет пер­вые из из­вест­ных нам со­чи­не­ний.

В 388 А. воз­вра­ща­ет­ся в Та­га­сту, живёт с неск. друзь­я­ми в мо­на­ше­ском уеди­не­нии. В 391 по на­стоя­нию еп. Ва­ле­рия ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры; в 396 стал епи­ско­пом в г. Гип­пон Ре­гий (совр. Ан­на­ба, Ал­жир). В его твор­че­стве про­ис­хо­дит по­сте­пен­ная эво­лю­ция от Пло­ти­на к ап. Пав­лу, от оп­ти­ми­стич. ут­верж­де­ния ес­теств. бо­же­ст­вен­но­сти ра­зум­ной че­ло­ве­че­ской ду­ши к при­знанию оп­ре­де­ляю­щей ро­ли бла­го­да­ти Божь­ей в спа­се­нии пад­ше­го че­ло­ве­ка. В этот пе­ри­од ин­тен­сив­ная прак­тич. дея­тель­ность А. по уст­рой­ст­ву цер­ков­ной жиз­ни епар­хии, ор­га­ни­за­ции мо­на­ше­ских об­щин и т. п. со­че­та­ет­ся с вы­ну­ж­ден­ной по­ле­ми­кой про­тив уче­ний, гро­зив­ших рас­ко­лом его па­ст­ве. Пер­вые 10 лет свя­щен­ст­ва А. ак­тив­но вы­сту­па­ет про­тив ма­ни­хе­ев, в 400 – про­тив до­на­ти­стов. В 411 А. пред­се­да­тель­ст­ву­ет на цер­ков­ном со­бо­ре в Кар­фа­ге­не, где его ста­ра­ния­ми до­на­тизм был осу­ж­дён как ересь. По­сле по­бе­ды над до­на­ти­ста­ми гл. про­тив­ни­ка­ми А. ста­но­вят­ся пе­ла­гиа­не, по­ла­гав­шие спа­се­ние де­лом и за­слу­гой че­ло­ве­ка, а не Божь­ей бла­го­да­ти. Уже в 412, а за­тем в 416 в Кар­фа­ге­не со­би­ра­ют­ся со­бо­ры про­тив пе­ла­ги­ан; Пе­ла­гий и его по­сле­до­ва­тель Це­ле­стий уси­лия­ми А. осу­ж­де­ны как учи­те­ли ере­си, но и по­сле осу­ж­де­ния пе­ла­ги­ан­ст­во при­об­ре­та­ло мно­же­ст­во сто­рон­ни­ков, так что А. про­дол­жал вы­сту­пать с ан­ти­пе­ла­ги­ан­ски­ми со­чи­не­ния­ми до 428. Умер А. во вре­мя оса­ды Гип­по­на ван­да­ла­ми.

Творческое наследие

При изучении краткой биографии Августин Блаженного стоит отметить, что он был не только прекрасным проповедником, но также талантливым писателем, философом и догматистом.

К наиболее известным литературным работам Августина относятся сочинения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божьем», «Об истинной религии», «О свободном решении», «Пересмотры» и другие. Многие цитаты из этих произведений стали афоризмами.

В своих трудах Августин излагал собственное видение на сотворение Господом всего сущего, приводил способы спасения от зла. Его взгляды оказались близки разным направлениям христианства, благодаря чему Августин заработал славу наиболее выдающегося церковного писателя.

Философия Августина Блаженного

Средневековые системы философии были религиозно ориентированы на христианские догматы, одним из которых был догмат о личности единого Господа. Его продвижение связано с именем Августина Блаженного. Благодаря этому, христианская ветвь Запада отделилась от восточной, превратившись в католицизм.

Августин – это видный мыслитель Средневековья, который заложил мощный фундамент религиозной и философской мысли, описав свои убеждения в многочисленных трудах. Он вдохновил многие философские идеи и течения, а также являлся учителем и наставником в научной методологии, этических, эстетических и исторических воззрениях.

Учение о боге и бытии

Блаженный Августин

Аврелий Августин — один из отцов христианской церкви; этот почетный титул означает, что он участвовал в формировании основ нового религиозного учения. Мать будущего философа была христианкой, отец — язычником, этот факт отражает ситуацию, существовавшую в то время: христианство совсем недавно стало официальной религией, античные языческие культы еще не исчезли.

Философская деятельность отцов церкви получила название «патристика», и один из главных вопросов, которые ей предстояло решить, заключался в следующем: как совместить веру и знание, религию и философию? Вера для христиан, естественно, была на первом месте, знание уже не играло такой роли, как для античных философов. Да и сама философия теперь не имела такого значения, она стала считаться вспомогательной наукой, нужной для того, чтобы лучше понять религиозные догмы.

Первые христианские философы изучали своих античных предшественников и пытались понять, что из их теорий применимо в христианстве, а что нет. Августин хорошо знал труды нео-платоников и соглашался со многими их взглядами. Он считал, что все бытие есть благо. Бог создал материю и дал ей предназначение, а так как все, что создано Богом, это благо, то этот мир благ по своей природе. Существование зла объясняется недостатком блага. Зло само по себе не является субстанцией и существует лишь там, где отсутствует добро.

В отличие от неоплатоников, которые считали создателя безличным абсолютом, Августин определяет Бога как личность. Бог — это вечный творец бытия, мир существует, потому что Бог постоянно создает его вновь и вновь.

Общество и история: учение о двух градах

Августин ввел идею линейности исторического времени. Историю он мыслит не в замкнутой цикличности (как это было характерно для исторических концепций античности), а в поступательном движении к максимально возможному нравственному совершенству. По словам Августина, это будет то время, когда победит благодать, а люди обретут состояние невозможности грешить. Цель истории он видит в нравственном прогрессе.

Философ выделяет следующие этапы истории: 1) творение мира, 2) центральное событие истории – приход на землю Иисуса Христа (со всеми связанными с этим приходом событиями) и 3) предстоящий Страшный суд, на котором жизнь и намерения каждого когда-либо жившего человека будет оценена Богом.

Борьба двух градов – столкновение добра и зла. Она должна завершиться полным отделением земного и Божьего градов. Это произойдет на Страшном суде, который положит конец миру и истории. Праведники обретут вечную блаженную жизнь в Небесном царстве, остальные будут обречены на вечное наказание.

Значение Августина для последующего философского и культурного развития велико. Он систематизировал христианскую философию, разработал наиболее полное толкование догматов веры. Его философия предопределила темы и отчасти даже выводы западноевропейских философов на многие века вперед. Августин вносит свой вклад в осмысление внутреннего мира человека, его нравственного идеала, проблемы совести. Для дальнейшего развития философии имели значение его рассуждения о времени и истории.

Аврелий Августин Блаженный (354—430) — идеолог христианства, учение которого содержит несколько интересных тезисов о праве, государстве и этике. С 395 г. и до конца жизни занимает должность епископа Гиппона (Северная Африка).

Философия и учение Августина Блаженного

Если анализировать философские позиции Августина Блаженного, то можно охарактеризовать его как творца, который адаптировал существующие на тот момент философские традиции латинского мира к появившимися не так давно христианскими идеям. Он создал синтез христианской, римской и Платоновской традиции, тем самым определив дальнейшее развитие всей европейской философской традиции.

Идеи Августина Блаженного оказали весьма значимое влияние на формирование христианского богословского канона. Авторитет его личности в вопросах теологии и философии был тотальным — вплоть до томистской парадигмы. Традиция августинизма в рамках средневековой схоластики во многом определила философское развитие Европы еще на многие века. Таким образом, Августин Блаженный — один из основоположников догматической теологии.

Приведем один пример в поддержку данного аргумента.

В своем трактате “О Троице”, написанном в 399—419 гг, Августин Блаженный излагает тексты Священного Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры. Трактовка Августином Блаженным проблемы Троицы следующая:

Такая трактовка Троицы дала развитие эмоционально-психологической составляющей христианства. Для философии это стало зарождением традиций имманентизма и диалогизма.

Важнейшим моментом учения Августина Блаженного выступает также концепция соотношения веры и рационального знания. Вера, согласно Августину Блаженному, есть

В поддержку этой концепции Августин говорит:

Основываясь на библейском утверждении

Августин Блаженный приводит в качестве основания этому презумпцию “верую, дабы понимать”. Эта идея стала программным каноном христианской ортодоксии по отношению к проблеме соотношения веры с рациональной критикой.

Полемические труды Августина Аврелия Блаженного, созданные как критика на манихейство и пелагианство, являются огромным шагом в развитии христианской экзегетической традиции, так как полемика сводится к толкованию фрагментов Библии.

Трактат Августина Блаженного “О Книге Бытия дословно”, написанный в 401—414 гг, считается шедевром экзегетической литературы. Трактат “О христианском учении” можно рассматривать как руководство к толкованию Библии.

В трактовке самой природы философского знания Августин Блаженный творил в русле римской традиции «прикладного» подхода к философии. Августин Блаженный создает концептуальную модель универсума, основой которой является учение о Боге как о “совершенном Бытии”.

Важным моментом в философии Августина Блаженного является идея возможности выведения бытия Бога как абсолютного из самодостоверности человеческого мышления. Августин Блаженный конституирует идею изначально сотворенных Богом “потенций”, в “надлежащее время” обретающих статус действительного бытия, т.е. “семенных логосов” как своего рода оплодотворяющих смыслов. Такой подход предвосхищает современную философию.

Биография Августина Блаженного

Августин Блаженный появился на свет в римской глубинке Нумидии (сегодня это территория Алжира) в семье некрупного землевладельца и идолопоклонника Патриция и  христианки Моники. Под влиянием Моники супруг незадолго до смерти принял крещение и обратился к христианству.

У Августина был по крайней мере один брат или сестра, но он был единственным, кто получил образование, так как зачастую родителям приходилось занимать деньги, чтобы заплатить за обучение сына.

Вначале он учился в родном городе, затем отправился в Карфаген – величайший город Римской Африки. Августин Аврелий получил гуманитарное образование и преподавал риторику. Преподавать он начал в Карфагене и делал это на высочайшем уровне.

В то же время в Карфагене, он написал свою первую короткую философскую книгу, которая, к сожалению, не дошла до нас. В возрасте 28 лет беспокойный и честолюбивый Августин покинул Африку, чтобы сделать карьеру в Риме. Он преподавал там недолго, так как вскоре был назначен в качестве профессора риторики в Милан, который в то время являлся резиденцией императора и де-факто столицей Западной Римской Империи.

Он увлекался трудами Гортензия и Цицерона, а также был сторонником манихейства – религиозного учения, опиравшегося на специфическое понимание Библии. Утратил интерес к данному учению после встречи с его духовным лидером, который не смог ответить на его вопросы, касающиеся некоторых плоскостей понимания Библии и Бога.

Вскоре Августин Аврелий увлекся неоплатонизмом и особенно идеей Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Интерес к богословию подогревался еще и тем, что в ходе анализа риторических аспектов различных проповедей, а в частности проповедей епископа Амвросия Медиоланского, Августин проникся христианским вероучением.

Ключевым моментом, склонившим Августина к принятию христианской Веры стало его знакомство с Посланием апостола Павла к Римлянам.

В 387 в возрасте тридцати двух лет Августин Аврелий принял крещение от руки Амвросия, тем самым присоединившись к религии своей матери.

Карьера Августина в Милане, однако, не заладилась. Крах карьеры Августина Аврелия в Милане был связан с усилением его религиозности. Все его труды, начиная с этого времени были проникнуты христианскими идеями. Через 2 года он оставил свою преподавательскую должность в Милане и вернулся в родной город с женой и сыном. Вскоре жена ушла от него к любовнику из низшего сословия. Через некоторое время умер его сын-подросток. Уход жены и смерть сына опустошили его, а потому Августин в возрасте 36 лет отправился в качестве младшего священника в Приморском городе Гиппон. Гиппон был торговым городом, небогатым и бескультурным. Вскоре он основал монашескую общину в Гиппоне, где в течение тридцати пяти последующих лет был епископом. Со временем небольшой монастырь превратился в уважаемую богословскую семинарию.

Августин Блаженный много полемизировал с манихейством, а также с донатизмом и пелагианством. Он часто участвовал в публичных диспутах, в которых отстаивал христианские каноны. Годы жизни Августина Блаженного после принятия им христианства считаются образцом христианского служения.

В православии Августин Аврелий признан блаженным, в католицизме — святым и Учителем Церкви.

Святой Августин Филипп де Шампань

Августин Блаженный считается автором устава, которым руководствуются некоторые монашеские ордены католической церкви. К примеру,

  • Орден каноников-обсервантов (августинцы-каноники)
  • Орден отшельников Святого Августина (августинские братья)
  • Ассумпционисты
  • Женские монашеские конгрегации августинок.

Книги его были широко распространены по всему Средиземноморью. Несмотря на свою известность, Августин умер в бедности. Однако, его прижизненная привычка каталогизировать и категоризировать свои книги привела к тому, что практически все его наследие дошло до нашего времени.

Понятие о науке и мудрости

Августин объяснил различие науки и мудрости с теологической точки зрения. Если говорить кратко, то знание, которое перерастает в науку – это разумное исследование мира, которое дает возможность пользоваться материальными вещами. А мудрость – это изучение духовного мира, промысла божьего. Человек должен подчинить науку мудрости. Провозглашая этот принцип, философ показал этот этап становления средиземноморского мышления, как варваризацию умственного развития и расширение морального сознания. Эта философия Августина Блаженного показала очень характерные черты погибающей античной культуры – она превращалась в культуру феодального общества средневековья.

Знание, следуя философии Августина Аврелия, не есть зло, оно нужно для развития материального мира. Но знание не должно превращаться в цель жизни человека, он должен стремиться к божественному познанию.

Исходя из этих умозаключений, христианский философ накидал программу, в которой научное знание подчиняется интересам христианского учения, осуществить основы которого стало главное характерной чертой духовного развития западноевропейского феодального общества. Так как вся сущность мудрости представлена в Библейском писании и церковных основах.

Аврелий Августин Блаженный и его основные взгляды

В этом тезисе Аврелия Августина отражаются мысли Платона (о государстве богатых и государстве бедных в одной стране), стоиков (отдельное государство и космополис), манихейства (борьба двух начал).

Таким образом, есть идеальный божественный порядок, его продолжение – избранные христианские народы и их общины, и антагонист – греховный порядок остальных народов, который продлится до второго пришествия.

Но Августин делает оговорку – человеческие (светские) государство и право возможны, но они не должны препятствовать деятельности христианства (а иначе это власть преступна).

Августин говорит о том, что главное зло в свободе воли, ее слабости, порожденной от первородного греха. Зло это поступок человека и зло – наказание за поступок. Волю может оздоровить только благодать.

Таким образом, человечество сможет постичь бога только к своей старости. Так, по Августину, торжество христианства наступит в период от рождения Христа и до второго пришествия.

О необходимости государства и позитивного права

Большое внимание уделяется общностям (вслед за Цицероном) – семья, государство, языковая группа, человечество. Однако, отдается предпочтение малому государству

Так, сетуется, что вместо Римской Империи неплохо было бы, если бы существовало много небольших мирно соседствующих государств.

Указывается также, что отдельный человек (также как и народ, семья и другие общности) это не цель в себе, но инструмент божий для установления божественного же порядка.

Рассматривая государственный строй, Августин большое внимание уделяет не самой структуре полномочий и ее недостатков, но морально-нравственным ориентирам. Так, не только несправедливый правитель является тираном, но и несправедливый народ, несправедливая аристократия именуется кликой

Государство, где не господствует право (как справедливость), является мертвым. Таким образом, любая форма правления является приемлемой если царствует справедливость и уважение к религии.

Августин при этом не отождествляет государство и церковь. Он говорит о том, что в его время церковь в государстве пленница, а церковь должна главенствовать и направлять светскую власть. Таким образом, обязанности распределены следующим образом – церковь наставляет светские правительства, власть в государстве всячески слушает наставления церкви и способствует ее развитию, а народ полностью лоялен государству и правящей элите.

Аврелий Августин о праве

Говоря о праве, Августин апеллирует к нерушимому и вечному божественному закону. Но подчинятся нужно как божественному, так и человеческому закону. Идеи Аврелия Августина о праве во многом схожи с идеям стоиков и Цицерона о естественном праве, как норме человеческих отношений. Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право.

При этом, если для языческих мыслителей (Платона, Цицерона и пр.) естественно-правовой характер права характеризуется воздаянием за поступки, то Аврелий Августин рассматривает источником этого принципа христианского бога.

Августин не одобряет любые отношения господства-подчинения, но оставляет право властвования за избранными – гражданами небесного града.

Христианский подход используется и для трактовки о законе и его нарушении. Таким образом, человек должен стремиться к уподоблению богу, однако, подчиняться ему, тем временем же быть выше того, чему уготовано быть в подчинении (например, животных).

Интересно мыслитель разделяет проступок и преступление – любой поступок, который портит душу и тело – проступок. Такой же поступок, приносящий вред другому – преступление. Наказание никогда не является внешним произволом, поскольку справедливое наказание уже содержится в самой вине и неизбежно вытекает из нее.

Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был канонизирован и назван Блаженным.

  • Методы философии права кратко

      

  • Социальная власть и нормативное регулирование в догосударственном обществе кратко

      

  • Требования к оформлению школьных библиотек

      

  • День дублера в детском саду это определение

      

  • Приведите примеры моделирования явлений в информатике кратко

Понятие о добре и зле

Концепция философа о зле соответствует идеям неоплатонизма, где зло выступает отрицанием добра. Основываясь на Библии, в которых описывается доброта творца, Августин приводит доказательства того, что все существующее связано с ней. Бог при создании материальных объектов заложил в них определенные массу, мерительную величину и порядок. Он взял за основу свои умозаключения для всего материального, таким образом, в вещах запечатлены внеземные образы. Никакое изменение вещи в течение существования не повлияет на этот факт, образ сохраняется. То есть, в них заключается добро. Добро, по августианскому учению, это отсутствие зла. Нет обособленного понятия зла.

Это и есть теодицея (богооправдание) Аврелия. Ее общественный смысл очень понятен. Он состоит в том, что виднейший последователь христианства Августин Блаженный стремился примирить верующих людей с таким имеющимся порядком обычных вещей. Он призывал не осуждать зло, а быть благодарными за все существующее в мире добро. Зло не было создано Богом, оно появилось потому, что уменьшилась мера добра. Человек должен пройти искушение злом, чтобы понять мироздание и свою сущность.

Божественное предопределение

«Рождество со св. Августином и Гальгано» (П. ди Джованни д’Амброджо, 1430-е) Августин (слева) изображался обычно с книгой — намек на его литературную деятельность «во славу Божью»

По мнению Августина, Бог полностьювладеет человеческой судьбой, он заранее предрешил для одних спасение в раю, для других — грехопадение и ад. Человек не хозяин своей судьбы, а Божественный замысел непостижим, поэтому совершено бессмысленно задаваться какими бы то ни было вопросами.

У первых людей, до того, как было совершено грехопадение, существовала свобода воли, считал Августин. Их праведность была добровольным выбором, они не совершали зла, чтобы не нарушать нравственный закон, данный им Богом. Почему же люди потеряли право выбора? Потому что они использовали свободу не во благо, они нарушили волю Бога. С момента грехопадения люди стали рабами своих желаний и не могут не грешить.

Иисус, принеся себя в жертву, искупил прегрешения человечества перед Богом. У людей снова появился свободный выбор. Иисус показал людям путь возвращения к Богу: полностью ему покориться, сделать его волю своей волей. Только таким образом можно спасти свою бессмертную душу и после смерти обрести Царство Божие.

Жизнь человека предопределена Богом — и в то же время он обладает свободой воли и может самостоятельно выбирать между добром и злом, поэтому от него самого зависит, спасет ли он свою душу. Августин, как добрый христианин, стремился к чистоте и спасению души. Но и он в молодости поддавался искушениям и не чуждался удовольствий. Известно высказывание, произнесенное им в двадцатилетнем возрасте: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»

Патристика Августина Аврелия

Определение 2

Патристика – это термин, обозначающий совокупность богословских, философских и социальных учений, разработанных великими христианскими мыслителями (отцами церкви) в период со II по VIII в.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430 гг.) – христианский богослов, епископ города Гиппона (Римская империя), заложил основы католицизма как основного направления христианства того времени. Он был одним из основоположников первобытной схоластики. Главный труд Августина Блаженного — «О граде Божием» — на протяжении веков превратился в широко распространенный религиозно-философский трактат, на который опирались средневековые богословы для изучения и преподавания схоластики.

Также значимыми произведениями Августина являются: «О прекрасном и добром», «Против академиков», «По команде».

Главные положения философии Августина Блаженного:

  • ход истории, ход общественной жизни – это борьба двух противоположных царств – земного (греховного) и божественного;
  • Земное царство воплощено в государственных учреждениях, законах, власти, бюрократии, армии, императоре;
  • Царство Божие представлено духовенством – особыми людьми, одаренными благодатью и близкими к Богу, объединенными в Христианскую Церковь;
  • Царство земное погрязло в грехе и язычестве и будет побеждено Царством Божиим;
  • поскольку большинство людей грешны и отчуждены от Бога, светская власть необходима и будет продолжать существовать, но будет подчинена власти духовной;
  • императоры и короли обязаны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей, в частности, папе римскому;
  • Церковь – единственная сила, которая может объединить мир;
  • бедность, подчинение другим и зависимость от других не угодны Богу, но эти явления надо терпеть, надеясь на лучшее;
  • высшее счастье – самоуглубление, познание, постижение истины;
  • праведники после смерти получают в награду от Бога загробную жизнь.

Теория времени Августина Блаженного

По Августину, время существует во взаимосвязи с сотворенным миром. Время есть мера движения и изменений, присущих всем сотворенным конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, оно появляется как следствие Божественного творения и одновременно с последним.

Объясняя такие основные категории времени, как настоящее прошлое, будущее, Августин пришел к идее: прошедшее и будущее не имеют реального самостоятельного существования, действительно существует только настоящее. Именно в настоящем устанавливается порядок между вещами, выражающийся в их следовании друг за другом через момент настоящего. Так, Августин создает философские предпосылки для утверждения исторического взгляда на мир и познание.

На идее взаимозависимости сотворенного мира и времени основана августиновская защита традиционных христианских представлений о творении мира. Вопрос о том, что делал Бог перед тем как сотворил мир, лишается смысла: ведь он применяет к Богу понятие, которое имеет силу только по отношению к сотворенному. Это понимание противоположности абсолютной вечности Бога и реальной изменчивости материального и человеческого мира стало одной из основ христианского мировоззрения.

Основные черты средневековой философии

Средневековые философы были в начале пути, ведущего к пониманию взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Средневековье предложило свою модель их взаимоотношений, точнее, ряд моделей, которые были основаны на общих предпосылках, но ведущих к разным выводам.

Основная предпосылка относилась к пониманию цели и смысла человеческого существования. Земная жизнь не должна занимать в жизни человека центральное место. Быть человеком — значит жить не только в «горизонтальной» плоскости (между вещами и людьми), но и прежде всего в «вертикальной» плоскости, постоянно стремясь к Богу, помня о Нем и в радости, и в печали, постоянно ощущая Его присутствие.

Для верующего Бог есть жизнь; он источник жизни, тот, кто дает жизнь; отступление от Бога, согласно христианским воззрениям, убивает душу, теряется связь с Бытием, живой смысл бытия. Поэтому целью человека является общение с Богом и познание Бога. Все остальные этапы человеческого существования, как и мирские познания, должны быть подчинены делам богопознания, спасения души. Это оригинальный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их отношения к тому или иному измерению) западноевропейского Средневековья.

И все же у философов возникли разногласия при обсуждении вопроса о том, помогает ли разумное знание продвижению христианина на пути богопознания или, напротив, только отвлекает его от поисков истины спасительной. В западном средневековье можно найти два противоположных ответа на этот вопрос, изложенные в двух философских течениях:

  • схоластике,
  • патристике.

Биографическая справка

Августин родился в Алжире, городе Тагасте, в 354 году. После окончания школы риторов, он начинает преподавать ораторское искусство в Карфагене.

Далее, Августин отправляется в Рим, а потом в Медиолан, заняв там место ритора в гос. школе. Здесь, его речи получают признание. Августин активно поддерживает язычество, борясь с христианским учением.

В течение 9 лет, он находится в обществе манихеев, но затем убеждается в необоснованности этого учения.

Познакомившись с трудами Амвросия Медиоланского, в 387 году Августин принимает крещение и возвращается в Алжир, где становится основателем христианской общины. После смерти епископа Валерия Гиппонского, Августин сам становится епископом.

Августин активно борется с ересью, выступая в защиту великой церкви, так как именно ее он считает путем к спасению. В этот период жизни, Августин пишет несколько сочинений, объясняющих сложные места Библии, проповедует, выступает судьей.

После, следует обличение донатистов. Епископ Нумидийский отстаивал мнение о том, что нельзя принимать в свои ряды отрекшихся от веры еретиков. Августин на совещании епископов доказал, что церковная святость зависит только от силы благодати, которая передается через таинства.

Но самый жесткий спор возник вокруг Пелагия и его учеников. Основой их учения является то, что человек-христианин сам творец своего спасения. Философия Августина Блаженного утверждает, что существует и Божья благодать. На Карфагенском соборе 417 года, Августин одержал победу в этом споре, а плагианство было осуждено.

Мысли Аврелия нашли отражение в таких важнейших для истории философии трудах как «Исповедь», «О свободной воле», «Об учителе», «Об истинной религии».

Умер он в 430 году в городе Гиппоне.

Духовные поиски

В биографии Аврелия Августина стоит отметить 373 год, когда в руки юноши попала рукопись Цицерона под названием «Гортензий». Это философское произведение настолько сильно потрясло Августина, что он всерьёз задумался над смыслом жизни и впервые провёл анализ собственных жизненных ценностей.

В этот период Августин не был ещё морально готов принять христианство, чему способствовало воспитание отца-язычника. Куда ближе и понятнее юноше оказалось лжеучение манихеев, которые признавали лишь два начала — добро и зло. Период увлечения Августина манихейством длился почти 10 лет, вплоть до 382 года.

После окончания образования в Карфагене Августин вернулся в Тагасту, где какое-то время преподавал грамматику. Однако пытливый ум молодого человека нуждался в новых знаниях, и он вновь вернулся в Карфаген, где стал углублённо изучать естественные науки.

К тому времени Августин разочаровался в манихействе, которое не могло дать исчерпывающие ответы на многие его вопросы.

Решение проблемы соотношения веры и разума.

Августин считал, что вера и разум взаимосвязаны и дополняют друг друга. Предмет веры – Бог, постижение его возможно и посредством разума, на основе деятельности которого возможно получить истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как доказательстве и инструменте истолкования сущности Бога и его деяний. Разум же, который мыслит Бога и дает знание о нем, его невидимой сущности, должен опираться на догматы и аксиомы Священного писания, чтобы не впасть в заблуждение или в ересь. Поэтому целью философии, считает Августин, создать учение о Боге как творце всего сущего.

По мнению Августина, вера определяет и направляет человека не только в интеллектуальном, но и в моральном плане, задавая ему нравственные ориентиры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: