Понятие политической системы общества
Назначение государства состоит в организации социального управления, само государство — специфическая форма организации управления обществом.
В этом управлении, наряду с государственными органами, принимают участие граждане и объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.п.)
Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, и получила название политической системы общества.
Термин «политическая система» получил распространение со второй половины 70-х годов, что в определенной степени связано с его употреблением в Конституции СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».
Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.
Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.
Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
Политическая система — это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти.
Политическая система общества — это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.
Политическая система общества — целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.
Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.
*§ 7-1. Государство в политической системе
Государство. Государство существует в единстве двух своих основных сторон. С одной стороны, государство — это форма организации общества, которая является политическим союзом, политическим сообществом. Такую трактовку государства очень точно охарактеризовал известный немецкий учёный Карл Шмитт (1888−1985): «Государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости. …Есть особого рода состояние народа». Такой подход называют широким, или социологическим. А с другой стороны, государство — это особый аппарат власти, это система специальных органов и должностных лиц, выделившаяся из общества особая организация власти.
Признаки государства, которые характеризуют две его стороны, имеют определённые отличия. В рамках широкого (социологического) подхода выделяют те признаки государства, которые отличают его от других форм существования общества (территория, население, власть, право, суверенитет). Признаки государства как особого аппарата власти являются другими (верховенство государственной власти, монопольные права и полномочия (издание законов, применение насилия, сбор налогов)).
Установите, какой из описанных подходов характеризует государство как политический институт.
Существует множество теорий происхождения государства. Среди них можно выделить следующие теории: патриархальная, теологическая, договорная, теория насилия, классовая.
Теория | Описание |
Патриархальная (Платон, Аристотель) | Результат разросшейся семьи, следствие проявления природы человека, его стремления не просто к общению, но к его высшей форме — политической организации |
Теологическая (Ф. Аквинский) | Продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей |
Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж−Ж. Руссо и др.) | Заключение общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов |
Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг и др.) | Результат насилия, вражды, завоевания одних племён, народов другими племенами и народами |
Классовая (Ф. Энгельс) | Результат взаимодействия классов, возникших на определённом этапе развития общества в связи с появлением частной собственности |
Проведите поиск по запросу «современные теории государства». Какие его результаты можно использовать для дополнения таблицы и почему?
О чём свидетельствует данный исторический пример? Аборигены Австралии, насчитывающие много тысячелетий своего существования, стали на путь разрушения присваивающего хозяйства и государственного развития только в результате колонизации Австралии белыми поселенцами (открытие Австралии произошло в 1606 г.). Сегодня — это современное развитое государство.
Взаимосвязь государства и элементов политической системы
Государство — важнейшая часть политической системы.
Особое место государства в политической системе объясняется следующими причинами:
- Единственный законный представитель своего народа, и он (государство) выражает интересы большинства всего населения;
- Носитель суверенитета;
- Имеет государственную власть;
- Имеет широкий спектр средств воздействия на своих граждан;
- Имеет монополию на законотворчество, издает законы, определяющие порядок создания и деятельности политических организаций;
- Владеет огромными материальными ресурсами;
- Выполняет объединяющую роль в политической системе.
В литературе нет единого мнения относительно классификации типов состояний, но многие ученые выделяют следующие пять типов:
- Традиционно примитивный;
- Традиционно цивилизованный;
- Государства переходных обществ;
- Государства периода промышленных революций;
- Состояния общества высокого массового потребления.
Государству нужен закон так же, как и закон в государстве. Как показывает исторический опыт: государство, безусловно, нуждается в праве — это объясняется тем, что право создает структуру государства и контролирует отношения в государственном механизме внутри страны и отношения между его основными звеньями.
С помощью закона определяются место, роль, цель, функции государственного механизма, их взаимодействие с государственными органами и обществом. Закон выступает как учреждение государственной организации общества.
Если, например, сравнить состояние и мораль, то можно сказать, что государственная власть невольно вынуждена сочетать здравомыслие с необходимостью иногда применять силу при наличии моральных норм, несовместимых с этими действиями. Этот баланс между политическими и моральными мерами очень сложно не нарушить.
Государство также взаимодействует с другими элементами политической системы.
Общественные организации, политические партии, различные политические объединения называются институтами, основной целью которых является влияние на общество. Они существенно влияют на развитие политической воли у граждан.
Политическая партия — это свободное объединение людей, которое выражает волю определенной социальной группы и стремится «завоевать» или сохранить государственную власть.
Партии образуют своеобразную партийную систему. В демократическом государстве постоянно возрастает роль политических партий. Это связано со следующими факторами:
- повышение политической инициативы граждан;
- процесс демократизации структур государственной власти;
- наличие политического и идеологического плюрализма.
Деятельность партийной системы и устранение причин захвата власти обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Из этого можно сделать вывод, что:
- Никто не может быть принужден вступать в какую-либо партию или оставаться в ней.
- Партии свободно создаются и действуют в обществе на основании своих уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке.
- Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
- Решения политических партий не являются обязательными для государственных органов.
- Партии призваны способствовать выражению политической воли гражданского общества.
- Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается.
- Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих межнациональную, религиозную рознь и нетерпимость.
Во взаимодействии государства и общественных организаций прослеживается вся демократичность общества, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле масс, постоянная опора на их творческую активность и поддержку.
Таким образом, при взаимодействии государства с общественными организациями их отношения выстраиваются в зависимости от места и роли тех или иных государственных образований, от вида их деятельности и от стоящих перед ними целей. Во-первых, это выражается в предоставлении гражданам конституционных прав на вступление в общественные организации, в использовании ими своих политических свобод: слова, печати, собраний и так далее. Права и законные интересы общественных организаций защищаются государственными органами (судами, прокуратурой и др.).
Типы политических систем
На протяжении истории человечества существовало и в настоящее время существует огромное количество политических систем.
Тип политической системы — это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.
По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.
По основанию положение личности в обществе (отсутствие либо провозглашение и наличие гарантий прав и свобод граждан), степени централизации власти и методов ее осуществления выделяют две основные категории политических систем: авторитарные и демократические.
По отношению к действительности различают консервативные политические системы, которые характеризуются относительной стабильностью политических институтов, и реформаторские политические системы, в которых те или иные политические институты формируются или развиваются. В зависимости от направленности развития говорят о прогрессивных и реакционных политических системах.
По состоянию политической структуры и уровню политической культуры выделяют следующие типы: англо- американский, континентально-европейский, доиндустриальный, тоталитарный.
Рассмотрим названные виды.
Политическая система англо-американского типа (США, Ангия, Канада, Австралия) характеризуется однородностью культуры. Политические цели и средства их достижения разделяют все. Большинство населения ставит выше всего свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Эта система четко организована (каждый элемент выполняет свои функции), стабильна.
Политическая система континентально-европейского типа (Франция, Германия, Италия) характеризуется смешанной политической культурой, сосуществованием новых и старых культур. Характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старыми традициями, имеющими значительное влияние в обществе.
Доиндустриальная (или частично индустриальная) политическая система (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки) отличается смешанной политической культурой, но она сильно отличается от смешанной политической культуры западноевропейских систем, поскольку может соединять в себе самые неожиданные противоположности: западные ценности, этнические и религиозные традиции. Для данного типа политической системы свойственны личный авторитаризм, высокий уровень насилия.
Политическая система тоталитарного типа (фашистская Италия и Германия) отличается чрезмерной централизацией власти, высокой степенью насилия и т.п.
Существует классификация политических систем по характеру их взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы находят внутри таких систем.
Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны.
§ 7. Государство в политической системе
Государство — основной политический институт. Политические институты — это учреждения или организации, которые обслуживают процесс осуществления политической власти, придают устойчивость политической системе. К политическим институтам относятся государство, политические партии, профсоюзы и т. п.
Центральным институтом политической системы, её главным компонентом является государство. Не случайно его изучением занимаются несколько областей гуманитарного знания — от истории и философии до правоведения, социологии, политологии, экономической теории. Так, в курсе истории государство рассматривается в его конкретно-исторических проявлениях, а в курсе правоведения — во взаимосвязи с правом.
Государство возникло из необходимости регулировать совместную жизнь и деятельность людей.
Вспомните определения признаков государства. Можно ли считать их характеристикой государства как политического института? Почему?
Государство — это выделившаяся из общества особая организация власти, система специальных органов и должностных лиц.
В 1651 г. вышла книга о происхождении и сущности государства английского мыслителя Томаса Гоббса под названием «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Гоббс считал, что прекратить неизбежное состояние общества как «войны всех против всех» может только общественный договор о создании государства. Граждане добровольно ограничивают свою свободу, но взамен получают защиту со стороны государства.
Левиафан — это имя мифического библейского существа, морского чудовища.
Проведите поиск информации по запросу «Левиафан». Какой образ государства-Левиафана сложился в современном обществе? Чем это можно объяснить?
Как особый аппарат власти государство характеризуется прежде всего верховенством государственной власти. Это означает, что только государство в лице своих органов издаёт такие нормы, которые обязательны для всего населения страны. Никакие организации или люди внутри данного государства не могут отменить решения государственных органов и никакие другие организации или лица не могут вступать в отношения с другими государствами или организациями от имени государства, если такое право не предоставлено специальным образом. Верховенство государственной власти распространяется только на территорию государства и действует только в пределах его границ.
Государство как аппарат власти обладает целым рядом полномочий, которыми не располагают никакие другие организации на его территории. Поэтому такие права и полномочия называются монопольными.
Среди них:
• право на принятие законов и других правовых актов, обязательных для всего населения;
• право на применение принуждения. Только государство обладает исключительным правом на его применение, и это право установлено в законе, т. е. является легальным. Для осуществления данных полномочий государство располагает специальными органами и средствами (милиция, суд, тюрьмы и т. п.);
• право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для обеспечения государственной деятельности, содержания управленческого аппарата, выплаты пенсий, пособий, содержания больниц, школ и т. д. Государство создаёт армию, службу безопасности и т. п.
Таким образом, государство — это особая форма организации политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его целостности, организованности и определённого порядка в нём.
Роль государства в политической системе общества
Главенствующая роль государства в политической системе обусловлена следующими аспектами:
- государство является единственным официальным представителем своих граждан;
- государство выступает основным источником политической власти, носителем суверенитета;
- государство обладает публичной властью, способствующей управлению обществом;
- государство имеет специальные «силовые» структуры (полиция, вооруженные силы, служба безопасности), предназначенные для поддержания порядка и безопасности граждан;
- государство обладает монополией на правотворчество;
- государство имеет систему юридических средств воздействия на отношения в обществе.
Государство занимает в политической системе общества особое место, в отдельных случаях оно может подменить эту систему (например, в странах с фашистским и тоталитарным режимом). Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь граждан может привести к произволу и беззаконию
Поэтому важно юридически закрепить пределы деятельности государства, освободить от его непосредственного влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного вмешательства и регулирования
Государство регулирует поведение разных субъектов политических отношений, имея достаточно широкие полномочия: установление правового режима организации и функционирования политических партий, объединений, движений и т.д.; регистрация их министерством юстиции и другими государственными органами; осуществление надзора за законностью деятельности иных субъектов политических отношений; применение мер принуждения за правонарушения.
Функционирование политической системы обеспечивает правовое регулирование деятельности политических партий, общественных организаций, что нашло выражение в следующих аспектах:
- вступление в политическую партию или общественную организацию является сугубо добровольным;
- политические партии и объединения, политические движения создаются на основании уставных документов и соответствующей регистрации в государственных органах;
- деятельность политических партий (объединений) не должна ущемлять каким-либо образом права граждан и их свободы;
- решения политических партий не обязательны для исполнения государственными органами;
- в государственных органах не допускается создание организационных структур партий;
- законом запрещены действия должностных лиц и государственных органов, ведущие к незаконному ограничению деятельности партий;
- запрещена деятельность партий (объединений), проповедующих социальную, национальную и религиозную рознь, призывающих к свержению конституционного строя.
Определение 2
Политическая партия — это добровольное объединение людей с единой идеологией, стремящихся получить, использовать и удерживать государственную власть для осуществления своих интересов.
Государство сохраняет свое институциональное положение в международных отношениях, его развитие в условиях глобализации сопровождается статусными и институциональными уступками (субъектам международных отношений, структурам гражданского общества), объем которых обусловлен процессами адаптации внутренних качеств государства и адекватностью его реагирования на изменения внешней среды. Постепенно государство эволюционирует в новую форму политической организации общества, наиболее полно отвечающую конструкции глобального политического порядка.